Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8516
Скачиваний: 10
56
ния»
1
, «Развитие науки и технологий»
2
, «Экономическое развитие и инноваци-
онная экономика»
3
, «Информационное общество (2011–2020 гг.)»
4
, а также
иные государственные программы, направленные на развитие высокотехноло-
гичных секторов экономики (авиация, космос, атомный энергопромышленный
комплекс). В рамках указанных государственных программ будут детализованы
механизмы реализации Стратегии инновационного развития Российской Феде-
рации на период до 2020 г. и определены конкретные меры, источники и объе-
мы финансирования. При этом посредством государственных программ общая
инновационная политика будет связана с решением задач инновационного раз-
вития в различных секторах экономики и социальной сферы, в том числе в
здравоохранении, культуре и энергетике. Такие программы будут также опре-
делять основные направления и меры инновационного развития в соответству-
ющей сфере.
В основу Стратегии инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 г. были положены следующие основные положения (табл. 2.2)
5
.
1
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образова-
ния» на 2013–2020 годы : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // Собрание
законодательства РФ. – 2014. – № 17. – 28 апр.
2
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и
технологий» на 2013–2020 годы : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 301 //
Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 18 (ч. I). – 05 мая.
3
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое раз-
витие и инновационная экономика» : постановление Правительства РФ от 15.04.2014
№ 316 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 18 (ч. II). – 05 мая.
4
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное
общество (2011–2020 годы)» : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 // Со-
брание законодательства РФ. – 2014. – № 18 (ч. II). – 05 мая.
5
Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1 (дата об-
ращения: 27.02.2017).
57
Таблица 2.2 – Основные положения
Стратегии инновационного развития России до 2020 года
Радикальное наращивание инновационной активности в государ-
ственном секторе экономики – в компаниях с государственным уча-
стием и государственных корпорациях, в том числе через принятие и
реализацию ими программ инновационного развития
И
нн
ов
ац
ио
нн
ы
й
би
зн
ес
Формирование «дорожных карт» развития ключевых технологий с
определением мер поддержки и выделением необходимой степени
международной кооперации при их создании (покупка за рубе-
жом/совместная разработка с зарубежными партнера-
ми/самостоятельная разработка)
Последовательное и предсказуемое на долгосрочную перспективу
ужесточение экологических, технических, санитарно-эпидемио-
логических требований, а также требований к энерго- и ресурсоем-
кости продукции (услуг) и используемых технологий, определение
системы соответствующих поощрений и санкций, стимулирующих
их создание и внедрение, по ключевым направлениям технологиче-
ского развития российской экономики
Обеспечение полноценного участия бизнеса в определении и финан-
сировании приоритетов научно-технологического развития, в том
числе через запуск деятельности технологических платформ
Введение дополнительных льгот (в том числе налоговых) для разви-
тия инжиниринга и информационных технологий
Значительное повышение качества и престижа инженерного образо-
вания, в том числе за счет создания специальной стипендиальной
программы для студентов инженерных специальностей, более тес-
ной интеграции обучения с практикой на ведущих промышленных
предприятиях, а также мер по содействию в получении (аренде или
ипотеке) жилья инженерами, устраивающимися на работу по специ-
альности
И
нн
ов
ац
ио
нн
ы
й
че
ло
ве
к
Корректировка образовательных стандартов и внедрение новых тех-
нологий обучения в базовом образовании (включая дошкольное и
школьное) в целях большей его ориентации на формирование навы-
ков, необходимых для инновационной экономики
Выстраивание системы поиска и продвижения талантливых детей (в
первую очередь, по естественно-научным и техническим направле-
ниям)
Значительное повышение престижа научной, инженерной и пред-
принимательской деятельности, в том числе через популяризацию
инновационной тематики в СМИ, на телевидении, через кинофиль-
мы
58
Формирование необходимых инструментов и механизмов поддерж-
ки государственных закупок инновационной продукции и эффек-
тивного размещения заказа на НИОКР для государственных нужд в
рамках создания федеральной контрактной системы
Г
ос
уд
ар
ст
во
Переход на предоставление государственных услуг в электронном
виде во всех случаях, где это технологически возможно. Обеспече-
ние полностью безбумажного документооборота не только между
федеральными органами власти, но и во взаимодействии с региона-
ми
Активизация поддержки выхода на внешние рынки российских вы-
сокотехнологичных компаний, в том числе через наращивание фи-
нансовой поддержки экспорта и покупки высокотехнологичных за-
рубежных активов
Г
ло
ба
ли
за
ци
я
Выстраивание работы по содействию российским компаниям в по-
иске зарубежных технологических партнеров, по формированию и
реализации совместных проектов, по разработке новых технологий и
выпуску высокотехнологичной продукции с компаниями из наибо-
лее технологически развитых стран, в том числе на базе торговых
представительств Российской Федерации
Достройка и полноценный запуск механизма «инновационного лиф-
та», в том числе за счет активизации деятельности Российского фон-
да технологического развития, в целях стимулирования инноваций
среднего и крупного бизнеса
И
нф
ра
-
ст
ру
кт
ур
а
Формирование сети ведущих вузов. Развитие исследовательских
компетенций вузов, расширение выполнения на их базе НИОКР в
интересах компаний реального сектора экономики. Формирование
(по разным моделям и в разных формах) сети национальных иссле-
довательских центров (лабораторий) по ключевым направлениям
технологического развития
Э
ф
ф
ек
ти
вн
ая
н
ау
ка
Перераспределение финансирования к активным исследовательским
коллективам через повышение роли конкурсных механизмов выде-
ления средств на науку; повышение мобильности ученых между
научными и вузовскими организациями
Определение механизмов и начало реальной поддержки регионов –
инновационных лидеров
Т
ер
ри
то
ри
и
ин
но
ва
ци
й
Формирование территориальных центров генерации и коммерциали-
зации знаний на базе наукоградов, академгородков, ЗАТО
59
Радикальное повышение эффективности выработки и реализации
Правительством Российской Федерации инновационной политики, в
том числе через четкое распределение координирующих функций
между федеральными органами исполнительной власти
и определение ответственных за реализацию отдельных направле-
ний политики
П
ол
ит
ик
а
Обеспечение приоритетности финансирования инноваций
в следующем цикле бюджетного планирования
2.3 Предоставление налоговых и страховых льгот
субъектам инновационной деятельности
В научной литературе отмечается, что действующее законодательство,
регулирующее порядок предоставления льгот субъектам инновационной дея-
тельности, неоправданно запутано
1
.
Налоговым законодательством предусматриваются следующие особенно-
сти правового регулирования инновационной деятельности.
1. Организации, осуществляющей проведение научно-исследовательских
или опытно-конструкторских работ, инновационной деятельности, в том числе
создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание
новых видов сырья или материалов, может быть предоставлен инвестиционный
налоговый кредит в порядке ст. 67 НК РФ
2
.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение
срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, ука-
занных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного
срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с после-
дующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу
на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
2. Организации, получившей статус участника проекта по осуществлению
исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с
Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», предоставляет-
1
Трофимов С. В. Правовое регулирование налогообложения оборота имущественных прав на
объекты интеллектуальной собственности : монография // СПС «КонсультантПлюс». – 2016.
2
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Россий-
ская газета. – 1998. – № 148–149. – 06 авг.
60
ся освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на при-
быль организации в порядке ст. 145.1, 246.1 НК РФ
1
.
Следует учитывать, что в соответствии с письмом Минфина России от
19.12.2011 № 03-03-06/1/832
2
организации, освобожденные от исполнения обя-
занностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145.1 НК РФ, обязаны
представлять в инспекцию декларацию по НДС.
3. Налоговым законодательством устанавливаются, что не подлежат
налогообложению при исчислении налоговой базы налога на добавленную сто-
имость в порядке ст. 149 НК РФ:
• операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ за счет средств бюджетной системы Россий-
ской Федерации, Российского фонда фундаментальных исследований,
Российского фонда технологического развития и фондов поддержки
научной, научно-технической, инновационной деятельности, создан-
ных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23 ав-
густа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-техни-
ческой политике»;
• выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ учреждениями образования и научными организациями на ос-
нове хозяйственных договоров.
4. Налоговым законодательством устанавливаются, что при исчислении
налоговой базы налога на прибыль организации в порядке ст. 251 НК РФ не
включаются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в
рамках целевого финансирования, в том числе:
• гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с
обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом ис-
пользовании гранта;
• средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-
технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии
с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и
государственной научно-технической политике», на осуществление
1
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собра-
ние законодательства РФ. – 2000. – № 32. – 07 авг.
2
Письмо Минфина России от 19.12.2011 № 03-03-06/1/832 // СПС «КонсультантПлюс». –
2016.