Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8507
Скачиваний: 10
36
Рис. 2.1 – Характеристика инновационного государства
Основные направления государственной политики по развитию иннова-
ционной деятельности
2
:
• развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, техноло-
гий и инноваций;
• повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появле-
ния новых инновационных компаний;
• максимально широкое внедрение в деятельность органов государ-
ственного управления современных инновационных технологий;
• формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сек-
тора исследований и разработок;
1
Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1 (дата об-
ращения: 27.02.2017).
2
Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собрание законода-
тельства РФ. – 2012. – № 1. – 02 янв.
Внедрение инноваций в системе государственного управления
Инновационные технологии, в т. ч. «электронное правительство»
Обновление и повышение квалификации кадрового состава
Повышение открытости государственной власти для внешнего мира: перевод
на английский язык сайтов госорганов в сети Интернет и ключевых
документов, обучение госслужащих
Инновации в инфраструктурных отраслях и социальной сфере
Концепции инновационного развития образования, здравоохранения,
культуры, соц. обслуживания, жилищного строительства и ЖКХ, агропрома
Снятие регуляторных ограничений на распространение инноваций
Программы институционального развития государственных академий
Госзакупки как инструмент стимулирования инноваций
Создание федеральной контрактной системы
Совершенствование способов и процедур размещения госзакупок,
конкурсных процедур, в т. ч. процедур закупки НИОКР
Пилотные проекты по планированию госзакупок, включающих
инновационный компонент
Информационная база об инновационных продуктах и компонентах
37
• обеспечение открытости национальной инновационной системы и
экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания
и использования нововведений;
• активизация деятельности по реализации инновационной политики,
осуществляемой органами государственной власти субъектов Россий-
ской Федерации и муниципальными образованиями.
В рамках указанных направлений государственной политики планируют-
ся следующие мероприятия
1
:
• создание эффективных материальных и моральных стимулов для при-
тока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпри-
нимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяю-
щие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это
развитие образование и науку;
• повышение восприимчивости населения к инновациям – инновацион-
ным продуктам и технологиям;
• увеличение численности инновационных предпринимателей;
• создание в обществе атмосферы терпимости к риску;
• пропаганда инновационного предпринимательства и научно-техни-
ческой деятельности;
• адаптация системы образования с целью формирования у населения с
детства необходимых для инновационного общества и инновационной
экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а
также формирование системы непрерывного образования.
Принципами государственной политики по развитию инновационной де-
ятельности являются
2
:
• выявление проблем и путей их решения с использованием набора ин-
новационных инструментов в сферах, характеризующихся недоста-
точной предпринимательской активностью;
• тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при опреде-
лении приоритетных направлений технологического развития, так и в
процессе их реализации;
1
Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собрание законода-
тельства РФ. – 2012. – № 1. – 02 янв.
2
Там же.
38
• создание стимулов и условий для технологической модернизации на
основе повышения эффективности компаний с использованием ком-
плекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного
регулирования;
• обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности иннова-
ционной активности;
• прозрачность расходования средств на поддержку инновационной де-
ятельности;
• ориентация при оценке эффективности организаций науки и образо-
вания, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на
международные стандарты;
• стимулирование конкуренции как ключевой мотивации для иннова-
ционного поведения (в том числе в секторе исследований и разрабо-
ток);
• координация и взаимоувязка бюджетного, налогового, внешнеэконо-
мического и других направлений социально-экономической политики
как необходимое условие решения ключевых задач инновационного
развития.
В научной литературе отмечается, что государственное регулирование в
инновационной сфере может осуществляться по следующим направлениям
1
:
• определение и поддержка приоритетных направлений инновационной
деятельности государственного, отраслевого, регионального и мест-
ного уровней;
• формирование и реализация государственных, отраслевых, регио-
нальных и местных инновационных программ;
• создание нормативно-правовой базы и экономических механизмов для
поддержки и стимулирования инновационной деятельности;
• защита прав и интересов субъектов инновационной деятельности;
• финансовая поддержка выполнения инновационных проектов;
• стимулирование финансово-коммерческих структур, осуществляю-
щих кредитование и венчурное финансирование инновационных про-
ектов;
1
Технопарки в инфраструктуре инновационного развития : монография / Т. А. Едкова,
А. В. Калмыкова, Н. Б. Крысенкова и др. ; под ред. Л. К. Терещенко. – М. : ИЗиСП, ИНФРА-
М, 2014. – 245 с.
39
• установление льготного налогообложения субъектов инновационной
деятельности;
• поддержка функционирования и развития национальной инновацион-
ной инфраструктуры.
Государственная поддержка инновационной деятельности предоставляет-
ся ее субъектам в соответствии со следующими принципами
1
:
1) равенство прав субъектов инновационной деятельности, отвечающих
требованиям Федерального закона, на получение государственной поддержки;
2) предоставление государственной поддержки индивидуально опреде-
ленному субъекту инновационной деятельности (адресность государственной
поддержки);
3) оптимизация государственной поддержки путем возможности сочета-
ния различных ее форм и способов реализации с учетом особенностей субъекта
инновационной деятельности, этапа инновационной деятельности, результатов
научной и научно-технической деятельности, используемых при производстве
инновационной продукции, вида и типа производимой инновационной продук-
ции и других существенных показателей, установленных в Федеральном за-
коне, иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
4) постоянное совершенствование форм государственной поддержки и
способов ее реализации;
5) рациональность предоставления государственной поддержки, исклю-
чающая необоснованное финансирование аналогичных инновационных про-
грамм и проектов;
6) опора на государственно-частное партнерство;
7) предоставление государственной поддержки на определенный срок;
8) сочетание государственной поддержки инновационной деятельности с
государственной поддержкой научной или научно-технической деятельности.
Формы государственной поддержки инновационной деятельности
2
:
1. Государственная финансовая поддержка субъектам инновационной де-
ятельности оказывается в форме субсидии за счет средств бюджетов бюджет-
ной системы Российской Федерации (далее – бюджетные субсидии), в том чис-
1
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам экспертизы зако-
нопроекта № 495392-5 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации. – Режим доступа:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=495392-5&02 (дата
обращения: 27.02.2017).
2
Там же.
40
ле в целях предоставления грантов, государственных гарантий по кредитным
обязательствам субъектов инновационной деятельности и в иных предусматри-
ваемых нормативными правовыми актами Российской Федерации формах.
2. Налоговое и таможенное стимулирование субъектов инновационной
деятельности.
3. Организационно-правовая поддержка субъектов инновационной дея-
тельности к которой относится:
• разработка и утверждение в установленном порядке приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской Феде-
рации, перечня критических технологий федерального уровня, про-
гнозов технологического развития Российской Федерации, обеспече-
ние их инновационной направленности;
• разработка и реализация за счет средств бюджета федеральных и ре-
гиональных программ и проектов инновационной направленности,
обеспечение разработки и реализации отраслевых (ведомственных)
программ инновационной направленности;
• участие государства в продвижении инновационной продукции на
внутренний рынок путем размещения государственных заказов и за-
купки инновационной продукции для государственных нужд;
• создание и содействие созданию субъектов инновационной деятель-
ности, субъектов инновационной инфраструктуры, государственных
институтов развития инновационной направленности;
• создание организационных и правовых условий для ресурсного обес-
печения инновационной деятельности, в том числе обеспечение инно-
вационной деятельности государственными информационными ре-
сурсами, а также подготовка, переподготовка и повышение квали-
фикации кадров, осуществляющих инновационную деятельность,
подготовка специалистов по инновационному менеджменту за счет
средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• охрана прав и законных интересов авторов результатов научной и/или
научно-технической деятельности и иных правообладателей;
• техническое регулирование в интересах технологического перевоору-
жения производства на основе отечественных и зарубежных результа-
тов научной и научно-технической деятельности;