Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8522
Скачиваний: 10
76
бывшего Советского Союза стали создаваться первые свободные экономиче-
ские зоны (СЭЗ)
1
.
Отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации
регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых)
экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможен-
ной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.
2
, иными актами
таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, законо-
дательством Российской Федерации об особых экономических зонах и иным
законодательством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах
состоит из Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономи-
ческих зонах в Российской Федерации»
3
и принимаемых в соответствии с ним
иных федеральных законов.
Согласно Федеральному закону от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых эко-
номических зонах в Российской Федерации»
4
особая экономическая зона –
часть территории Российской Федерации, которая определяется Правитель-
ством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществ-
ления предпринимательской деятельности, а также может применяться тамо-
женная процедура свободной таможенной зоны.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатываю-
щих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития
туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструк-
тур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства
новых видов продукции
5
.
На территории Российской Федерации могут создаваться особые эконо-
мические зоны следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
1
Лисица В. Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. – Новосибирск : РИФ-
Новосибирск, 2010. – 360 с. // СПС «КонсультантПлюс». – 2016.
2
Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на тамо-
женной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной
зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) // Бюллетень международных догово-
ров. – 2012. – № 7. Июль.
3
Об особых экономических зонах в Российской Федерации : Федеральный закон от
22.07.2005 № 116-ФЗ // Российская газета. – 2005. – № 162. – 27 июл.
4
Там же.
5
Там же.
77
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
4) портовые особые экономические зоны.
В научной литературе выделены различные критерии и соответственно
предложены следующие классификации ОЭЗ
1
:
1) по характеру деятельности и функциональному предназначению:
• торговые;
• промышленно-производственные;
• технико-внедренческие;
• сервисные;
• комплексные;
2) по степени интегрирования в мировую и национальную экономику:
• анклавные;
• эксклавные;
3) по способу организации:
• территориальные;
• функциональные;
4) по отраслевому признаку:
• топливно-энергетические;
• машиностроительные;
• финансовые;
• научно-исследовательские;
• туристические;
• страховые;
5) по характеру собственности:
• государственные;
• частные;
• смешанные.
Для обеспечения целей создания особых экономических зон особые эко-
номические зоны одного типа или нескольких типов могут быть объединены
решением Правительства Российской Федерации в кластер.
1
Зименков Р. И. Свободные экономические зоны : учеб. пособие. – С. 23–26; Павлов П. В.
Свободные экономические зоны в развитии национальной экономики. – С. 24, 25; Амирха-
нов М. М., Барзыкин Ю. А., Чуваткин П. П. и др. Свободные экономические зоны и развитие
туризма. – Сочи, 2006. – С. 15; Лисица В. Н. Особые экономические зоны в Российской Фе-
дерации. – Новосибирск : РИФ-Новосибирск, 2010. – 360 с. // СПС «КонсультантПлюс». –
2016.
78
Кластер – это совокупность особых экономических зон одного типа или
нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федера-
ции и управление которой осуществляется одной управляющей компанией
1
.
Особая экономическая зона может располагаться на территории одного
муниципального образования или территориях нескольких муниципальных об-
разований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или
территорий нескольких субъектов Российской Федерации. Не допускается со-
здание особой экономической зоны на территории муниципального образова-
ния, на которой создана зона территориального развития. В особой экономиче-
ской зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической
зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда.
На территории особой экономической зоны не допускается:
1) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением
разработки месторождений минеральных вод и других природных ле-
чебных ресурсов;
2) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением
легковых автомобилей и мотоциклов).
Правительство Российской Федерации может определять иные виды дея-
тельности, осуществление которых не допускается в особой экономической
зоне.
Особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том чис-
ле предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юриди-
ческим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности
граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принад-
лежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космиче-
ской деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специаль-
ного назначения либо земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные
особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках,
1
Зименков Р. И. Свободные экономические зоны : учеб. пособие. – С. 23–26; Павлов П. В.
Свободные экономические зоны в развитии национальной экономики. – С. 24, 25; Амирха-
нов М. М., Барзыкин Ю. А., Чуваткин П. П. и др. Свободные экономические зоны и развитие
туризма. – Сочи, 2006. – С. 15; Лисица В. Н. Особые экономические зоны в Российской Фе-
дерации. – Новосибирск : РИФ-Новосибирск, 2010. – 360 с. // СПС «КонсультантПлюс». –
2016.
79
принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов
или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.
Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта
Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и
территории муниципального образования или территориях муниципальных об-
разований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется
постановлением Правительства Российской Федерации.
Решение о создании особой экономической зоны принимается Прави-
тельством Российской Федерации исходя из критериев создания особой эконо-
мической зоны, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Критерии создания особых экономических зон
1
:
1. Наличие естественных экономико-географических конкурентных пре-
имуществ для реализации инвестиционных проектов, соответствующих специ-
ализации предполагаемой к созданию особой экономической зоны.
2. Соответствие целей создания особой экономической зоны приоритетам
комплексного территориального развития, предусмотренным:
• в концепции долгосрочного социально-экономического развития Рос-
сийской Федерации на период до 2020 г.;
• государственных программах Российской Федерации, федеральных
целевых программах;
• стратегии социально-экономического развития федерального округа, в
состав которого входит соответствующий субъект Российской Феде-
рации;
• документах долгосрочного и среднесрочного планирования социаль-
но-экономического развития субъекта Российской Федерации;
• документах территориального планирования субъекта Российской
Федерации и муниципальных образований, на территориях которых
предполагается создание особой экономической зоны.
3. Прогнозная положительная динамика (включая обоснование) роста
объемов дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет, бюд-
жет субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается
создание особой экономической зоны, а также в местный бюджет в связи с со-
зданием и функционированием особой экономической зоны.
1
Об утверждении критериев создания особой экономической зоны : Постановление Прави-
тельства РФ от 26.04.2012 № 398 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – 07 мая.
80
4. Наличие инвестиционных проектов (включая их финансово-эконо-
мические показатели) и потенциальных инвесторов, подтвердивших в письмен-
ной форме готовность реализовать эти проекты на территории предполагаемой
к созданию особой экономической зоны, с объемом запланированных инвести-
ций не менее планируемого объема необходимых для создания ее инфраструк-
туры средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федера-
ции, местного бюджета.
5. Обоснованность плановых показателей развития инженерной, транс-
портной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры предполагаемой
к созданию особой экономической зоны и оценки стоимости затрат на ее разви-
тие.
6. Наличие обоснования прогнозных показателей эффективности функ-
ционирования предполагаемой к созданию особой экономической зоны.
7. Наличие не менее одного хозяйственного общества, намеревающегося
осуществлять функции управляющей компании, подтвердившего в письменной
форме готовность заключить с уполномоченным Правительством Российской
Федерации органом исполнительной власти соглашение об управлении особой
экономической зоной и принять на себя обязательство привлечь не менее
50 процентов планируемого объема внебюджетных инвестиций в создание и
функционирование особой экономической зоны.
8. Возможность обеспечить планируемых к размещению в особой эконо-
мической зоне резидентов необходимыми ресурсами, в том числе кадровыми.
Наличие, в случае имеющихся инфраструктурных и иных ограничений, пред-
ложений по их устранению, достаточных для обеспечения планируемых к раз-
мещению в особой экономической зоне резидентов необходимыми ресурсами.
9. Наличие успешного опыта реализации в субъекте Российской Федера-
ции или муниципальном образовании, на территориях которых предполагается
создание особой экономической зоны, крупных инвестиционных проектов с
участием российских и иностранных инвесторов, объем привлеченных частных
инвестиций в которые составляет не менее объема запланированных инвести-
ций потенциальных инвесторов особой экономической зоны, и (или) опыта со-
здания инновационных кластеров, индустриальных парков и технопарков.
10. Наличие на территории, где предполагается создание особой эконо-
мической зоны, а также на прилегающей территории объектов внутренней и
внешней инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной ин-