Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8522

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76 

бывшего  Советского  Союза  стали  создаваться  первые  свободные  экономиче-
ские зоны (СЭЗ)

1

Отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации 

регулируются  Соглашением  по  вопросам  свободных  (специальных,  особых) 
экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможен-
ной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.

2

, иными актами 

таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, законо-
дательством  Российской  Федерации  об  особых  экономических  зонах  и  иным 
законодательством Российской Федерации. 

Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах 

состоит из Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономи-
ческих зонах в Российской Федерации»

3

 и принимаемых в соответствии с ним 

иных федеральных законов. 

Согласно Федеральному закону от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых эко-

номических  зонах  в  Российской  Федерации»

4

  особая  экономическая  зона  – 

часть  территории  Российской  Федерации,  которая  определяется  Правитель-
ством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществ-
ления  предпринимательской  деятельности,  а  также  может  применяться  тамо-
женная процедура свободной таможенной зоны. 

Особые  экономические  зоны  создаются  в  целях  развития  обрабатываю-

щих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития 
туризма,  санаторно-курортной  сферы,  портовой  и  транспортной  инфраструк-
тур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства 
новых видов продукции

5

На  территории  Российской  Федерации  могут  создаваться  особые  эконо-

мические зоны следующих типов: 

1)  промышленно-производственные особые экономические зоны; 
2)  технико-внедренческие особые экономические зоны; 

                                           

1

Лисица В. Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. – Новосибирск : РИФ-

Новосибирск, 2010. – 360 с. // СПС «КонсультантПлюс». – 2016. 

2

Соглашение  по  вопросам  свободных  (специальных,  особых)  экономических  зон  на  тамо-

женной  территории  Таможенного  союза  и  таможенной  процедуры  свободной  таможенной 
зоны  (заключено  в  г. Санкт-Петербурге  18.06.2010)  //  Бюллетень  международных  догово-
ров. – 2012. – № 7. Июль. 

3

Об  особых  экономических  зонах  в  Российской  Федерации  :  Федеральный  закон  от 

22.07.2005 № 116-ФЗ // Российская газета. – 2005. – № 162. – 27 июл. 

4

Там же. 

5

Там же. 


background image

77 

3)  туристско-рекреационные особые экономические зоны; 
4)  портовые особые экономические зоны. 
В научной  литературе  выделены  различные  критерии  и  соответственно 

предложены следующие классификации ОЭЗ

1

1)  по характеру деятельности и функциональному предназначению: 

•  торговые; 

•  промышленно-производственные; 

•  технико-внедренческие; 

•  сервисные; 

•  комплексные; 

2)  по степени интегрирования в мировую и национальную экономику: 

•  анклавные; 

•  эксклавные; 

3)  по способу организации: 

•  территориальные; 

•  функциональные; 

4)  по отраслевому признаку: 

•  топливно-энергетические; 

•  машиностроительные; 

•  финансовые; 

•  научно-исследовательские; 

•  туристические; 

•  страховые; 

5)  по характеру собственности: 

•  государственные; 

•  частные; 

•  смешанные. 

Для обеспечения целей создания особых экономических зон особые эко-

номические  зоны  одного  типа  или  нескольких  типов  могут  быть  объединены 
решением Правительства Российской Федерации в кластер. 

                                           

1

Зименков  Р. И.  Свободные  экономические  зоны  :  учеб.  пособие.  –  С.  23–26;  Павлов  П. В. 

Свободные экономические зоны в развитии национальной экономики. – С. 24, 25; Амирха-
нов М. М., Барзыкин Ю. А., Чуваткин П. П. и др. Свободные экономические зоны и развитие 
туризма. – Сочи, 2006. – С. 15; Лисица В. Н. Особые экономические зоны в Российской Фе-
дерации.  –  Новосибирск  :  РИФ-Новосибирск,  2010.  –  360  с.  //  СПС  «КонсультантПлюс».  – 
2016. 


background image

78 

Кластер – это совокупность особых экономических зон одного типа или 

нескольких  типов,  которая  определяется  Правительством  Российской  Федера-
ции и управление которой осуществляется одной управляющей компанией

1

Особая  экономическая  зона  может  располагаться  на  территории  одного 

муниципального образования или территориях нескольких муниципальных об-
разований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или 
территорий  нескольких  субъектов  Российской  Федерации.  Не  допускается  со-
здание  особой  экономической  зоны  на  территории  муниципального  образова-
ния, на которой создана зона территориального развития. В особой экономиче-
ской  зоне,  за  исключением  туристско-рекреационной  особой  экономической 
зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда. 

На территории особой экономической зоны не допускается: 
1)  разработка  месторождений  полезных  ископаемых,  за  исключением 

разработки месторождений минеральных вод и других природных ле-
чебных ресурсов; 

2)  производство  и  переработка  подакцизных  товаров  (за  исключением 

легковых автомобилей и мотоциклов). 

Правительство Российской Федерации может определять иные виды дея-

тельности,  осуществление  которых  не  допускается  в  особой  экономической 
зоне. 

Особые  экономические  зоны  могут  создаваться  на  земельных  участках, 

находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том чис-
ле предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юриди-
ческим  лицам,  а  также  на  земельных  участках,  находящихся  в  собственности 
граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принад-
лежать  к  категории  земель  промышленности,  энергетики,  транспорта,  связи, 
радиовещания,  телевидения,  информатики,  земель  для  обеспечения  космиче-
ской деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специаль-
ного  назначения  либо  земель  населенных  пунктов.  Туристско-рекреационные 
особые  экономические  зоны  также  могут  создаваться  на  земельных  участках, 

                                           

1

Зименков  Р. И.  Свободные  экономические  зоны  :  учеб.  пособие.  –  С.  23–26;  Павлов  П. В. 

Свободные экономические зоны в развитии национальной экономики. – С. 24, 25; Амирха-
нов М. М., Барзыкин Ю. А., Чуваткин П. П. и др. Свободные экономические зоны и развитие 
туризма. – Сочи, 2006. – С. 15; Лисица В. Н. Особые экономические зоны в Российской Фе-
дерации.  –  Новосибирск  :  РИФ-Новосибирск,  2010.  –  360  с.  //  СПС  «КонсультантПлюс».  – 
2016. 


background image

79 

принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов 
или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения. 

Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта 

Российской  Федерации  или  территориях  субъектов  Российской  Федерации  и 
территории муниципального образования или территориях муниципальных об-
разований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется 
постановлением Правительства Российской Федерации. 

Решение  о  создании  особой  экономической  зоны  принимается  Прави-

тельством Российской Федерации исходя из критериев создания особой эконо-
мической зоны, утвержденных Правительством Российской Федерации. 

Критерии создания особых экономических зон

1

1. Наличие  естественных  экономико-географических  конкурентных  пре-

имуществ для реализации инвестиционных проектов, соответствующих специ-
ализации предполагаемой к созданию особой экономической зоны. 

2. Соответствие целей создания особой экономической зоны приоритетам 

комплексного территориального развития, предусмотренным: 

•  в концепции долгосрочного социально-экономического развития Рос-

сийской Федерации на период до 2020 г.; 

•  государственных  программах  Российской  Федерации,  федеральных 

целевых программах; 

•  стратегии социально-экономического развития федерального округа, в 

состав  которого  входит  соответствующий  субъект  Российской  Феде-
рации; 

•  документах  долгосрочного  и  среднесрочного  планирования  социаль-

но-экономического развития субъекта Российской Федерации; 

•  документах  территориального  планирования  субъекта  Российской 

Федерации  и  муниципальных  образований,  на  территориях  которых 
предполагается создание особой экономической зоны. 

3. Прогнозная  положительная  динамика  (включая  обоснование)  роста 

объемов дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет, бюд-
жет  субъекта  Российской  Федерации,  на  территории  которого  предполагается 
создание особой экономической зоны, а также в местный бюджет в связи с со-
зданием и функционированием особой экономической зоны. 

                                           

1

Об  утверждении  критериев  создания  особой  экономической  зоны  :  Постановление  Прави-

тельства РФ от 26.04.2012 № 398 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – 07 мая. 


background image

80 

4. Наличие  инвестиционных  проектов  (включая  их  финансово-эконо-

мические показатели) и потенциальных инвесторов, подтвердивших в письмен-
ной форме готовность реализовать эти проекты на территории предполагаемой 
к созданию особой экономической зоны, с объемом запланированных инвести-
ций не менее планируемого объема необходимых для создания ее инфраструк-
туры  средств  федерального  бюджета,  бюджета  субъекта  Российской  Федера-
ции, местного бюджета. 

5. Обоснованность  плановых  показателей  развития  инженерной,  транс-

портной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры предполагаемой 
к созданию особой экономической зоны и оценки стоимости затрат на ее разви-
тие. 

6. Наличие  обоснования  прогнозных  показателей  эффективности  функ-

ционирования предполагаемой к созданию особой экономической зоны. 

7. Наличие не менее одного хозяйственного общества, намеревающегося 

осуществлять функции управляющей компании, подтвердившего в письменной 
форме  готовность  заключить  с  уполномоченным  Правительством  Российской 
Федерации органом исполнительной власти соглашение об управлении особой 
экономической  зоной  и  принять  на  себя  обязательство  привлечь  не  менее 
50 процентов  планируемого  объема  внебюджетных  инвестиций  в  создание  и 
функционирование особой экономической зоны. 

8. Возможность обеспечить планируемых к размещению в особой эконо-

мической  зоне  резидентов  необходимыми  ресурсами,  в  том  числе  кадровыми. 
Наличие,  в  случае  имеющихся  инфраструктурных  и  иных  ограничений,  пред-
ложений по их устранению, достаточных для обеспечения планируемых к раз-
мещению в особой экономической зоне резидентов необходимыми ресурсами. 

9. Наличие успешного опыта реализации в субъекте Российской Федера-

ции или муниципальном образовании, на территориях которых предполагается 
создание  особой  экономической  зоны,  крупных  инвестиционных  проектов  с 
участием российских и иностранных инвесторов, объем привлеченных частных 
инвестиций  в  которые  составляет  не  менее  объема  запланированных  инвести-
ций потенциальных инвесторов особой экономической зоны, и (или) опыта со-
здания инновационных кластеров, индустриальных парков и технопарков. 

10. Наличие  на  территории,  где  предполагается  создание  особой  эконо-

мической  зоны,  а  также  на  прилегающей  территории  объектов  внутренней  и 
внешней  инженерной,  транспортной,  инновационной,  социальной  и  иной  ин-