Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8524
Скачиваний: 10
71
• стимулирование и поддержка субъектов малого и среднего предпри-
нимательства в направлении инновационной деятельности и внедре-
ния инновационной продукции и технологий;
• формирование рынка кредитования инновационных проектов субъек-
тов малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет со-
здания механизмов разделения рисков;
• развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предприни-
мательства.
7. Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых техно-
логий (Фонд «Сколково»).
Основной стратегической целью Фонда «Сколково» является формирова-
ние на территории Российской Федерации благоприятной среды для воспроиз-
водства и развития инновационных процессов.
Для достижения реализации данной цели выделяют следующие задачи
Фонда «Сколково»:
• создание и поддержка глобально конкурентоспособных условий и
среды для передовых исследований и разработок с последующей
коммерциализацией их результатов;
• формирование нового поколения высококлассных специалистов в
приоритетных сферах технологического развития;
• коммерциализация и внедрение научно-технических разработок,
трансформация передового опыта коммерциализации научно-
технических разработок, обеспечение ускоренного внедрения веду-
щих технологий в реальный сектор экономики, обновление задела для
участия в формировании глобальных технологических платформ.
Минэкономразвития России разработало информационные формы для
характеристики объектов инновационной инфраструктуры субъектов Россий-
ской Федерации и методические материалы по их заполнению
1
. В виде таблицы
классификацию объектов инновационной инфраструктуры можно представить
следующим образом (табл. 3.1).
1
Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
URL : http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20120614_02
(дата обращения: 27.02.2017).
72
Таблица 3.1 – Классификация инновационной инфраструктуры
Классификация инновационной инфраструктуры
1
Производственно-технологическая инфраструктура
1.1 Технопарковые структуры (научно-производственные комплексы, ока-
зывающие широкий спектр услуг малым и средним предприятиям в ин-
новационной сфере, включая предоставление в аренду помещений)
Бизнес-инкубаторы
Технопарки (в том числе инновационно-технологические центры, тех-
нопарки в сфере высоких технологий, научные парки, академпарки
и др.)
1.2 Территории инновационного развития
ОЭЗ технико-внедренческого типа регионального уровня (территория
инновационного развития, полюс инновационного развития)
Наукограды (с действующим статусом наукограда, присвоенным со-
гласно ФЗ от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда»)
Иннограды (строящиеся: Инновационный центр «Сколково»; Центр об-
разования, исследования и разработок в Томской области («ИНО
Томск», а также уже существующие: Новосибирский академгородок
и др.)
1.3
Другие объекты инновационной инфраструктуры, содействующие ком-
мерциализации результатов научной деятельности
Центры кластерного развития
Центры коллективного пользования
Инжиниринговые центры (в том числе центры прототипирования)
Центры (офисы) трансфера (коммерциализации) технологий
Организации по сертификации (сертификационные центры) и испыта-
тельные лаборатории (центры), выполняющие работы по подтвержде-
нию соответствия инновационной (высокотехнологичной) продукции
предъявляемым требованиям
Другое
2
Информационная и экспертно-консалтинговая инфраструктура
Информационные центры (в том числе, центры (институты) научно-
технической информации, отраслевые центры прогнозирования научно-
технического развития и др.)
Центры субконтрактации
73
Классификация инновационной инфраструктуры
Европейский Информационный Корреспондентский Центр в России
(ЕИКЦ-Россия), Российское представительство Европейской сети под-
держки предпринимательства (EEN – Россия), а также ассоциации
(агентства) поддержки предпринимательства и другие организации –
члены Региональной сети ЕИКЦ-Россия
Фонды (центры) поддержки малого и среднего предпринимательства
Другое
3
Финансовая инфраструктура
Фонды содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого
и среднего предпринимательства в научно-технической сфере (неком-
мерческие организации)
Венчурные фонды (в том числе региональные венчурные фонды инве-
стиций в малые предприятия в научно-технической сфере, посевные
(стартовые) фонды и др.)
Гарантийные фонды
Другое
Одним из важных инструментов формирования национальных приорите-
тов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государ-
ства по их реализации становятся технологические платформы.
Технологическая платформа – это коммуникационный инструмент,
направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерче-
ских технологий, новых продуктов (услуг); на привлечение дополнительных
ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех за-
интересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества),
совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-техноло-
гического, инновационного развития.
Технологические платформы не рассматриваются в качестве единствен-
ного и универсального инструмента обеспечения частно-государственного
партнерства в инновационной сфере, их формирование оправдано при наличии
следующих проблем:
• множественность потенциальных участников технологической плат-
формы и косвенных бенефициаров от ее реализации; необходимость
обеспечения обсуждения перспектив технологической модернизации
и форм партнерства бизнеса, науки, государства;
74
• слабая структурированность интересов бизнеса в разработке и внед-
рении новых технологий, в подготовке кадров; необходимость согла-
сования интересов и определения требований к важнейшим базовым
технологиям;
• многодисциплинарность необходимых исследований для разработки
перспективных технологий; неясность существующих научно-техно-
логических компетенций, наличие ведомственных барьеров между
научными организациями.
Содействие формированию и реализации технологических платформ
направлено на решение следующих задач:
• усиление влияния бизнеса и общества на определение и реализацию
важнейших направлений научно-технологического развития;
• выявление новых научно-технологических возможностей модерниза-
ции существующих секторов и формирование новых секторов россий-
ской экономики;
• определение принципиальных направлений совершенствования от-
раслевого регулирования для быстрого распространения перспектив-
ных технологий;
• настройка инструментов государственной политики по стимулирова-
нию инноваций, поддержке научно-технической деятельности и про-
цессов модернизации компаний с учетом специфики и вариантов раз-
вития отраслей и секторов российской экономики;
• расширение научно-производственной кооперации, формирование но-
вых партнерств в инновационной сфере, новых цепочек формирова-
ния добавленной стоимости и производства продукции (услуг) более
высокого передела;
• развитие центров превосходства и центров компетенций в научно-
технологической сфере, повышение потенциала для реализации слож-
ных научно-технологических проектов, требующих участия различ-
ных организаций, междисциплинарного взаимодействия.
В рамках технологических платформ предполагается свобода конструи-
рования механизмов управления, правил взаимодействия ее участников, но при
соблюдении следующих общих правил (принципов):
• четкая направленность на удовлетворение важнейших общественных
потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных
государственных интересов;
75
• значимое представительство интересов бизнеса, ключевых потребите-
лей в органах управления технологической платформы;
• ориентированность на проведение исследований и разработок для ре-
шения средне- и долгосрочных задач;
• направленность не только на проведение исследований, но и на фор-
мирование необходимых учебных программ;
• вариантность рассматриваемых технологических решений, ориента-
ция на проработку различных технологических альтернатив;
• ориентированность на расширение кооперации, на поиск лучших
партнеров;
• активность в привлечении негосударственных средств из различных
источников;
• прозрачные правила участия в технологической платформе, откры-
тость для входа новых участников, отсутствие дискриминации в от-
ношении определенных групп компаний и организаций;
• ясность и публичность достигнутых результатов в ходе реализации
технологической платформы.
Важнейшими направлениями деятельности технологических платформ
являются:
• аэрокосмические технологии;
• информационные технологии;
• биотехнологии, включая промышленные биотехнологии и биоэнерге-
тику, биомедицину и биофармацевтику, сельскохозяйственные и пи-
щевые биотехнологии;
• композиционные материалы;
• энергоэффективность;
• фотоника, включая лазерные технологии;
• ядерная энергетика.
Основные стадии и развитие технологических платформ схематично
представлено в приложении Б.
3.2 Понятие и типы особых экономических зон.
Технико-внедренческие особые экономические зоны
Формирование законодательства Российской Федерации об особых эко-
номических зонах (ОЭЗ) началось в начале 1990-х гг., когда на территории