Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8518
Скачиваний: 10
66
3 Институты поддержки (развития)
инновационной деятельности
3.1 Понятие и значение институтов поддержки (развития)
субъектов инновационной деятельности
Согласно распоряжению Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об
утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 г.»
1
в нашей стране созданы основные элементы системы ин-
ститутов развития в сфере инноваций, включающие Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные фонды (с
государственным участием через открытое акционерное общество «Российская
венчурная компания»), федеральное государственное автономное учреждение
«Российский фонд технологического развития», государственную корпорацию
«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и
открытое акционерное общество «РОСНАНО».
Институт инновационного развития определяется как созданная на осно-
вании федерального закона, указа или распоряжения Президента Российской
Федерации, акта Правительства Российской Федерации, закона или иного нор-
мативного правового акта субъекта Российской Федерации коммерческая или
некоммерческая организация (ее правопреемник), являющаяся получателем
средств государственной поддержки инновационной деятельности в форме
гранта, субсидии, кредита, займа, взноса в уставный (складочный) капитал,
вклада (взноса) в имущество некоммерческой организации и (или) являющаяся
принципалом по государственной гарантии Российской Федерации, самостоя-
тельно осуществляющая инновационную деятельность и (или) являющаяся
субъектом инновационной деятельности, через которую Российской Федераци-
ей или субъектами Российской Федерации осуществляется такая поддержка
юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятель-
ность
2
.
1
Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 г. : Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собрание законодатель-
ства РФ. – 2012. – № 1. – 02 янв.
2
Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил оценки эффективности,
особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направ-
ленных на государственную поддержку инновационной деятельности, а также средств из
внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и
67
С учетом различных организационно-правовых форм и действующих
мандатов финансовая поддержка инновационной деятельности, оказываемая
институтами развития, может осуществляться в различных формах, в том чис-
ле
1
:
• фонд «Сколково» – предоставление грантов;
• АО «РВК» – выдача займов, участие в капитале проектных компаний,
вклады в инвестиционные фонды;
• АО «РОСНАНО» – выдача займов, участие в капитале проектных
компаний, вклады в инвестиционные фонды;
• фонд инфраструктурных и образовательных программ – выдача зай-
мов (долговое финансирование), участие в капитале проектных ком-
паний, вклады в инвестиционные фонды;
• фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-
технической сфере – предоставление грантов, договоры (контракты)
на выполнение НИОКР;
• фонд «ВЭБ-инновации» – выдача займов, участие в капитале проект-
ных компаний.
Значение институтов поддержки (развития) субъектов инновационной де-
ятельности заключается в том, что каждый из них создан для решения конкрет-
ных задач в сфере инноваций, оказывает поддержку на определенной стадии
инновационного цикла или конкретной отрасли в сфере научных технологий и
направлен на поддержку значимых для становления инновационной экономики
отраслей, участвуя в реализации инновационных проектов по приоритетным
направлениям модернизации российской экономики. Формы такой поддержки
зависят от характера деятельности института развития, его основного назначе-
ния как инструмента государственной инновационной политики и стадии инно-
вационного цикла развития
2
.
применяемых при проведении такой оценки критериев» (по состоянию на 10.12.2015) (под-
готовлен Минэкономразвития России) // СПС «КонсультантПлюс». – 2016.
1
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Феде-
ральный закон «О науке и научно-технической политике» (подготовлен Минобрнауки Рос-
сии) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15.06.2015) // СПС «Консультант-
Плюс». – 2016.
2
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое раз-
витие и инновационная экономика» (в новой редакции) : Распоряжение Правительства РФ от
13.08.2013 № 1414-р (утратило юридическую силу в связи с изданием постановления Прави-
тельства РФ от 15.04.2014 № 316) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 33. – 19 авг.
68
Основные цели деятельности институтов развития в сфере инноваций
1
:
1. АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК»).
Исходя из миссии АО «РВК», деятельность компании должна быть
направлена на обеспечение ускоренного формирования эффективной и конку-
рентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы
путем создания саморазвивающейся венчурной отрасли во взаимодействии с
другими институтами развития с помощью вовлечения частного венчурного
капитала, развития инновационного предпринимательства и технологической
бизнес-экспертизы, мобилизуя человеческий потенциал России. С учетом из-
ложенного наиболее точно вклад АО «РВК» как основного института развития
в области венчурной деятельности в развитие соответствующего сектора инно-
ваций должны отражать показатели, связанные с решением возложенных на
АО «РВК» следующих стратегических задач на период до 2020 г.:
• вовлечение частного венчурного капитала в развитие инновационного
предпринимательства (стимулирование венчурных инвестиций);
• содействие созданию институциональной и отраслевой венчурной
инфраструктуры (формирование венчурной экосистемы);
• выход венчурного рынка Российской Федерации по своим основным
показателям (общий объем предложения денег и общий объем вен-
чурных сделок за год) на второе место в Европе.
2. АО «РОСНАНО».
В соответствии с миссией АО «РОСНАНО» деятельность компании со-
стоит в содействии реализации государственной политики, направленной на со-
здание отечественной наноиндустрии и вхождение России в число мировых ли-
деров в области нанотехнологий. На основании изложенного наиболее точно
вклад АО «РОСНАНО» как базового института развития в сфере наноинду-
стрии в развитие соответствующего сектора инноваций должны отражать пока-
затели, связанные с решением возложенных на АО «РОСНАНО» следующих
стратегических задач на период до 2020 г.:
• обеспечение коммерциализации проектов в сфере производства и
применения нанотехнологической продукции посредством реализации
инвестиционных проектов;
1
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое раз-
витие и инновационная экономика» (в новой редакции) : Распоряжение Правительства РФ от
13.08.2013 № 1414-р (утратило юридическую силу в связи с изданием постановления Прави-
тельства РФ от 15.04.2014 № 316) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 33. – 19 авг.
69
• содействие формированию инфраструктуры наноиндустрии;
• подготовка и реализация образовательных программ в сфере нанотех-
нологий;
• координация инновационной деятельности в сфере наноиндустрии.
3. Государственное учреждение «Фонд развития промышленности»
(ГУ «ФРП»).
Согласно миссии ГУ «ФРП» его деятельность направлена на проведение
государственной научно-технической политики в части поддержки корпора-
тивных технологических проектов через финансирование поздних стадий ис-
следований и разработок, он также выступает в роли института финансовой
поддержки проектов создания базовых технологий и парка опытно-
промышленных установок, предполагаемых к реализации в рамках технологи-
ческих платформ, инновационных территориальных кластеров, а также межот-
раслевых комплексных проектов исследований и разработок.
Исходя из миссии ГУ «ФРП» наиболее полно его вклад в развитие соот-
ветствующей стадии инновационного цикла должны отражать показатели, свя-
занные с решением возложенных на ГУ «ФРП» следующих стратегических за-
дач на период до 2020 г.:
• обеспечение стимулирования предложения в области технологиче-
ских разработок и инноваций, прежде всего ориентированного на
средний и крупный бизнес;
• содействие развитию успешных предприятий, созданных бюджетны-
ми (автономными) научными и образовательными учреждениями в
целях практического применения результатов интеллектуальной дея-
тельности;
• развитие системы льготного заемного финансирования инновацион-
ного бизнеса с целью развития российской сферы рыночно ориенти-
рованных прикладных исследований.
4. ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-
технической сфере» (Фонд содействия).
Стратегическое назначение Фонда содействия состоит в его позициони-
ровании как базисного элемента в системе координации усилий государства в
сфере коммерциализации результатов научной деятельности в сфере малого
предпринимательства. Наиболее полно вклад Фонда содействия в достижение
задач инновационного развития России должны отражать показатели, связан-
70
ные с решением возложенных на него следующих стратегических задач на пе-
риод до 2020 г.:
• содействие формированию эффективного инновационного предпри-
нимательства на основе малых форм предприятий;
• содействие формированию производственно-технологического потен-
циала страны по приоритетным направлениям развития науки, техно-
логий и техники для реализации конкурентного преимущества инно-
вационной экономики России на основе поддержки малых предприя-
тий;
• содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки
малых форм предприятий;
• увеличение объемов финансовой поддержки инновационных проектов
малого бизнеса, являющихся основным источником проектов для по-
следующих стадий поддержки, осуществляемых иными институтами
развития.
5. ГК «Внешэкономбанк».
Деятельность данного института развития направлена на обеспечение
устойчивого инновационного социально-экономического развития Российской
Федерации на основе модернизации и повышения конкурентоспособности
национальной экономики.
6. АО «Российский банк поддержки малого и среднего предприниматель-
ства» (АО «МСП Банк»).
Стратегическая цель деятельности АО «МСП Банк» заключается в под-
держке субъектов малого и среднего предпринимательства в области производ-
ственного и инновационного секторов экономики, мероприятий по модерниза-
ции производственных мощностей, внедрению энергоэффективных и ресурсо-
сберегающих технологий и иных направлений, обеспечивающих повышение
конкурентоспособности экономики Российской Федерации. В этой связи для
достижения указанной цели необходимо оценивать эффективность АО «МСП
Банк» по достижению стратегических задач:
• поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства про-
мышленного сектора, осуществляющих модернизацию основных
средств и реализацию проектов на ресурсосбережение и повышение
энергетической эффективности;