Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8518

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

66 

3 Институты поддержки (развития)  

инновационной деятельности 

3.1 Понятие и значение институтов поддержки (развития)  
субъектов инновационной деятельности 

Согласно  распоряжению  Правительства  РФ  от  08.12.2011  № 2227-р  «Об 

утверждении  Стратегии  инновационного  развития  Российской  Федерации  на 
период  до  2020  г.»

1

  в  нашей  стране  созданы  основные  элементы  системы  ин-

ститутов развития в сфере инноваций, включающие Фонд содействия развитию 
малых  форм  предприятий  в  научно-технической  сфере,  венчурные  фонды  (с 
государственным участием через открытое акционерное общество «Российская 
венчурная  компания»),  федеральное  государственное  автономное  учреждение 
«Российский  фонд технологического развития»,  государственную  корпорацию 
«Банк  развития  и  внешнеэкономической  деятельности  (Внешэкономбанк)»  и 
открытое акционерное общество «РОСНАНО». 

Институт инновационного развития определяется как созданная на осно-

вании  федерального  закона,  указа  или  распоряжения  Президента  Российской 
Федерации, акта Правительства Российской Федерации, закона или иного нор-
мативного  правового  акта  субъекта  Российской  Федерации  коммерческая  или 
некоммерческая  организация  (ее  правопреемник),  являющаяся  получателем 
средств  государственной  поддержки  инновационной  деятельности  в  форме 
гранта,  субсидии,  кредита,  займа,  взноса  в  уставный  (складочный)  капитал, 
вклада (взноса) в имущество некоммерческой организации и (или) являющаяся 
принципалом  по  государственной  гарантии  Российской  Федерации,  самостоя-
тельно  осуществляющая  инновационную  деятельность  и  (или)  являющаяся 
субъектом инновационной деятельности, через которую Российской Федераци-
ей  или  субъектами  Российской  Федерации  осуществляется  такая  поддержка 
юридических  и  физических  лиц,  осуществляющих  инновационную  деятель-
ность

2

                                           

1

Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 

2020 г. : Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собрание законодатель-
ства РФ. – 2012. – № 1. – 02 янв. 

2

Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил оценки эффективности, 

особенностей  определения  целевого  характера  использования  бюджетных  средств,  направ-
ленных  на  государственную  поддержку  инновационной  деятельности,  а  также  средств  из 
внебюджетных  источников,  возврат  которых  обеспечен  государственными  гарантиями,  и 


background image

67 

С  учетом  различных  организационно-правовых  форм  и  действующих 

мандатов  финансовая  поддержка  инновационной  деятельности,  оказываемая 
институтами развития, может осуществляться в различных формах, в том чис-
ле

1

•  фонд «Сколково» – предоставление грантов; 

•  АО «РВК» – выдача займов, участие в капитале проектных компаний, 

вклады в инвестиционные фонды; 

•  АО  «РОСНАНО»  –  выдача  займов,  участие  в  капитале  проектных 

компаний, вклады в инвестиционные фонды; 

•  фонд  инфраструктурных  и  образовательных  программ  –  выдача  зай-

мов  (долговое  финансирование),  участие  в  капитале  проектных  ком-
паний, вклады в инвестиционные фонды; 

•  фонд  содействия  развитию  малых  форм  предприятий  в  научно-

технической  сфере  –  предоставление  грантов,  договоры  (контракты) 
на выполнение НИОКР; 

•  фонд «ВЭБ-инновации» – выдача займов, участие в капитале проект-

ных компаний. 

Значение институтов поддержки (развития) субъектов инновационной де-

ятельности заключается в том, что каждый из них создан для решения конкрет-
ных  задач  в  сфере  инноваций,  оказывает  поддержку  на  определенной  стадии 
инновационного цикла или конкретной отрасли в сфере научных технологий и 
направлен на поддержку значимых для становления инновационной экономики 
отраслей,  участвуя  в  реализации  инновационных  проектов  по  приоритетным 
направлениям  модернизации  российской  экономики.  Формы  такой  поддержки 
зависят от характера деятельности института развития, его основного назначе-
ния как инструмента государственной инновационной политики и стадии инно-
вационного цикла развития

2

                                                                                                                                            

применяемых при проведении такой оценки критериев» (по состоянию на 10.12.2015) (под-
готовлен Минэкономразвития России) // СПС «КонсультантПлюс». – 2016. 

1

Пояснительная  записка  к  проекту  Федерального  закона  «О  внесении  изменений  в  Феде-

ральный  закон  «О  науке  и  научно-технической  политике»  (подготовлен  Минобрнауки  Рос-
сии)  (не  внесен  в  ГД  ФС  РФ,  текст  по  состоянию  на  15.06.2015)  //  СПС  «Консультант-
Плюс». – 2016. 

2

Об утверждении государственной программы Российской Федерации  «Экономическое раз-

витие и инновационная экономика» (в новой редакции) : Распоряжение Правительства РФ от 
13.08.2013 № 1414-р (утратило юридическую силу в связи с изданием постановления Прави-
тельства РФ от 15.04.2014 № 316) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 33. – 19 авг. 


background image

68 

Основные цели деятельности институтов развития в сфере инноваций

1

1. АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК»). 
Исходя  из  миссии  АО  «РВК»,  деятельность  компании  должна  быть 

направлена  на обеспечение  ускоренного  формирования  эффективной и  конку-
рентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы 
путем  создания  саморазвивающейся  венчурной  отрасли  во  взаимодействии  с 
другими  институтами  развития  с  помощью  вовлечения  частного  венчурного 
капитала,  развития  инновационного  предпринимательства  и  технологической 
бизнес-экспертизы,  мобилизуя  человеческий  потенциал  России.  С  учетом  из-
ложенного наиболее точно вклад АО «РВК» как основного института развития 
в области венчурной деятельности в развитие соответствующего сектора инно-
ваций  должны  отражать  показатели,  связанные  с  решением  возложенных  на 
АО «РВК» следующих стратегических задач на период до 2020 г.: 

•  вовлечение частного венчурного капитала в развитие инновационного 

предпринимательства (стимулирование венчурных инвестиций); 

•  содействие  созданию  институциональной  и  отраслевой  венчурной 

инфраструктуры (формирование венчурной экосистемы); 

•  выход  венчурного  рынка  Российской  Федерации  по  своим  основным 

показателям  (общий  объем  предложения  денег  и  общий  объем  вен-
чурных сделок за год) на второе место в Европе. 

2. АО «РОСНАНО». 
В  соответствии  с  миссией  АО  «РОСНАНО»  деятельность  компании  со-

стоит в содействии реализации государственной политики, направленной на со-
здание отечественной наноиндустрии и вхождение России в число мировых ли-
деров  в  области  нанотехнологий.  На  основании  изложенного  наиболее  точно 
вклад  АО  «РОСНАНО»  как  базового  института  развития  в  сфере  наноинду-
стрии в развитие соответствующего сектора инноваций должны отражать пока-
затели,  связанные  с  решением  возложенных  на  АО  «РОСНАНО»  следующих 
стратегических задач на период до 2020 г.: 

•  обеспечение  коммерциализации  проектов  в  сфере  производства  и 

применения нанотехнологической продукции посредством реализации 
инвестиционных проектов; 

                                           

1

Об утверждении государственной программы Российской Федерации  «Экономическое раз-

витие и инновационная экономика» (в новой редакции) : Распоряжение Правительства РФ от 
13.08.2013 № 1414-р (утратило юридическую силу в связи с изданием постановления Прави-
тельства РФ от 15.04.2014 № 316) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 33. – 19 авг. 


background image

69 

•  содействие формированию инфраструктуры наноиндустрии; 

•  подготовка и реализация образовательных программ в сфере нанотех-

нологий; 

•  координация инновационной деятельности в сфере наноиндустрии. 
3.  Государственное  учреждение  «Фонд  развития  промышленности» 

(ГУ «ФРП»). 

Согласно миссии ГУ «ФРП» его деятельность направлена на проведение 

государственной  научно-технической  политики  в  части  поддержки  корпора-
тивных  технологических  проектов  через  финансирование  поздних  стадий  ис-
следований  и  разработок,  он  также  выступает  в  роли  института  финансовой 
поддержки  проектов  создания  базовых  технологий  и  парка  опытно-
промышленных установок, предполагаемых к реализации в рамках технологи-
ческих платформ, инновационных территориальных кластеров, а также межот-
раслевых комплексных проектов исследований и разработок. 

Исходя из миссии ГУ «ФРП» наиболее полно его вклад в развитие соот-

ветствующей стадии инновационного цикла должны отражать показатели, свя-
занные с решением возложенных на ГУ «ФРП» следующих стратегических за-
дач на период до 2020 г.: 

•  обеспечение  стимулирования  предложения  в  области  технологиче-

ских  разработок  и  инноваций,  прежде  всего  ориентированного  на 
средний и крупный бизнес; 

•  содействие  развитию  успешных  предприятий,  созданных  бюджетны-

ми  (автономными)  научными  и  образовательными  учреждениями  в 
целях  практического  применения  результатов  интеллектуальной  дея-
тельности; 

•  развитие  системы  льготного  заемного  финансирования  инновацион-

ного  бизнеса  с  целью  развития  российской  сферы  рыночно  ориенти-
рованных прикладных исследований. 

4. ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-

технической сфере» (Фонд содействия). 

Стратегическое  назначение  Фонда  содействия  состоит  в  его  позициони-

ровании как базисного элемента в системе координации усилий государства в 
сфере  коммерциализации  результатов  научной  деятельности  в  сфере  малого 
предпринимательства.  Наиболее  полно  вклад  Фонда  содействия  в  достижение 
задач  инновационного  развития  России  должны  отражать  показатели,  связан-


background image

70 

ные с решением возложенных на него следующих стратегических задач на пе-
риод до 2020 г.: 

•  содействие  формированию  эффективного  инновационного  предпри-

нимательства на основе малых форм предприятий; 

•  содействие формированию производственно-технологического потен-

циала страны по приоритетным направлениям развития науки, техно-
логий  и  техники  для  реализации конкурентного преимущества  инно-
вационной экономики России на основе поддержки малых предприя-
тий; 

•  содействие  формированию  и  развитию  инфраструктуры  поддержки 

малых форм предприятий; 

•  увеличение объемов финансовой поддержки инновационных проектов 

малого бизнеса, являющихся основным источником проектов для по-
следующих  стадий  поддержки,  осуществляемых  иными  институтами 
развития. 

5. ГК «Внешэкономбанк». 
Деятельность  данного  института  развития  направлена  на  обеспечение 

устойчивого  инновационного  социально-экономического  развития  Российской 
Федерации  на  основе  модернизации  и  повышения  конкурентоспособности 
национальной экономики. 

6. АО «Российский банк поддержки малого и среднего предприниматель-

ства» (АО «МСП Банк»). 

Стратегическая  цель  деятельности  АО  «МСП  Банк»  заключается  в  под-

держке субъектов малого и среднего предпринимательства в области производ-
ственного и инновационного секторов экономики, мероприятий по модерниза-
ции  производственных  мощностей,  внедрению  энергоэффективных  и  ресурсо-
сберегающих  технологий  и  иных  направлений,  обеспечивающих  повышение 
конкурентоспособности  экономики  Российской  Федерации.  В  этой  связи  для 
достижения  указанной  цели  необходимо  оценивать  эффективность  АО  «МСП 
Банк» по достижению стратегических задач: 

•  поддержка  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства  про-

мышленного  сектора,  осуществляющих  модернизацию  основных 
средств  и  реализацию  проектов  на  ресурсосбережение  и  повышение 
энергетической эффективности;