Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8563
Скачиваний: 10
11
5) проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новых
продукций (товара, работ, услуг), технологий;
6) создание, обслуживание и развитие инновационной инфраструктуры;
7) охрана, приобретение и передача прав на результаты интеллектуальной
деятельности и средства индивидуализации с целью их освоения и реализации
способами, не противоречащими законодательству;
8) подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для
осуществления инновационной деятельности;
9) деятельность по проведению экспертиз, оказанию консультационных,
информационных, юридических и иных услуг по созданию и (или) практиче-
скому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или
усовершенствованного технологического процесса;
10) реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых ме-
тодов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продук-
тов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их
представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых
стратегий;
11) реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих
мест или организации внешних связей, направленных на повышение эффектив-
ности ее деятельности;
12) иные виды деятельности, направленные на разработку, создание ин-
новаций и введение их в гражданский оборот.
Проект Федерального закона № 97090719-2 «Об инновационной деятель-
ности в Российской Федерации»
1
предусматривал, что инновационная деятель-
ность является деятельностью, в том числе научно-исследовательской, опытно-
конструкторской, по организации производства, направленной на получение и
использование признанных результатов интеллектуальной деятельности (па-
тентов, свидетельств, ноу-хау), с целью создания и использования нового
устройства, нового способа, нового вещества, применение ранее известных
устройств, способов, веществ по новому назначению.
Данный законопроект определял виды инновационной деятельности, ко-
торые включали в себя:
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;
1
Проект Федерального закона № 97090719-2 «Об инновационной деятельности в Российской
Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.12.1997) // СПС «Кон-
сультантПлюс». – 2016.
12
• подготовку кадров;
• организацию производства;
• проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбы-
та;
• посредническую деятельность;
• иные виды работ, увязанные в единый процесс и направленные на со-
здание или улучшение продукции, расширение ассортимента товаров,
услуг.
1.2 Источники права в сфере регулирования
инновационной деятельности
Главным источником права в нашей стране является Конституция Рос-
сийской Федерации.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу,
прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. За-
коны и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не долж-
ны противоречить Конституции Российской Федерации
1
. В ст. 71 и 72 Консти-
туции РФ устанавливаются предметы ведения Российской Федерации и субъек-
тов Российской Федерации.
К примеру, в ведении Российской Федерации находятся: принятие и из-
менение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль
за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражда-
нина; установление системы федеральных органов законодательной, исполни-
тельной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формиро-
вание федеральных органов государственной власти; установление основ
федеральной политики и федеральные программы в области государственного,
экономического, экологического, социального, культурного и национального
развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка;
финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмис-
сия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая
федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; феде-
ральные фонды регионального развития; судоустройство; прокуратура; уголов-
ное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование;
1
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Со-
брание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – 04 авг.
13
гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое ре-
гулирование интеллектуальной собственности и другие вопросы
1
.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов рес-
публик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей,
городов федерального значения, автономной области, автономных округов
Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав
и свобод человека и гражданина; природопользование; охрана окружающей
среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природ-
ные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы вос-
питания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; уста-
новление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федера-
ции; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное,
жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о
недрах, об охране окружающей среды
2
.
Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное ис-
пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной
не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается эконо-
мическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности
охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, вла-
деть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с дру-
гими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по ре-
шению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных
нужд может быть произведено только при условии предварительного и равно-
ценного возмещения.
На основании ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода ли-
тературного, художественного, научного, технического и других видов творче-
ства, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
К источникам правового регулирования инновационной деятельности от-
носятся международные соглашения, участником которых является Российская
Федерация, к примеру, Модельный инновационный кодекс для государств –
1
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Со-
брание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – 04 авг.
2
Там же.
14
участников СНГ, принятый Постановлением 41-23 28.11.2014 в г. Санкт-
Петербурге на 41-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи госу-
дарств – участников СНГ
1
.
Инновационная деятельность регулируется различными отраслями рос-
сийского законодательства. В настоящее время отсутствует Федеральный за-
кон, регулирующий только инновационную деятельность. В научной литерату-
ре отмечается, что в Российской Федерации назрела необходимость принятия
федерального закона, регулирующего основы инновационной деятельности
в Российской Федерации
2
.
Однако имевшие место попытки принятия соответствующего норматив-
но-правового акта пока не привели к желаемому результату. Законопроект
№ 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в
Российской Федерации» находится на рассмотрении во втором чтении
3
. Дан-
ный законопроект направлен на регулирование общественных отношений по
поводу государственной поддержки инновационной деятельности, которые
возникают между государством в лице Российской Федерации, субъектами
Российской Федерации, муниципальными образованиями, субъектами иннова-
ционной деятельности, включая субъектов инновационной инфраструктуры.
В настоящее время на законодательном федеральном уровне требуется
разграничение понятий и статуса субъектов научной, научно-технической, ин-
новационной деятельности, определение конкретных органов государственной
власти и иных субъектов, участвующих в реализации мер поддержки иннова-
ционной деятельности, определение перечня форм поддержки развития инно-
вационной деятельности
4
.
Различные аспекты инновационной деятельности регулируются соответ-
ствующими кодифицированными федеральными законами, такими как Граж-
данский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и другие.
1
Модельный инновационный кодекс для государств – участников СНГ : принят в г. Санкт-
Петербурге 28.11.2014 Постановлением 41-23 на 41-м пленарном заседании Межпарламент-
ской Ассамблеи государств – участников СНГ // СПС «КонсультантПлюс». – 2016.
2
Мошкова Д. М. Правовые основы инновационной деятельности в Российской Федерации //
Юрист. – 2014. – № 1. – С. 43–46.
3
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам экспертизы зако-
нопроекта № 495392-5 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы
Федерального
Собрания
Российской
Федерации.
–
Режим
доступа:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=495392-5&02 (дата
обращения: 27.02.2017).
4
Там же.
15
Основные положения по регулированию инновационной деятельности
закрепляются в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и госу-
дарственной научно-технической политике». Данный Федеральный закон регу-
лирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической дея-
тельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или)
научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению
государственной поддержки инновационной деятельности.
Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной
научно-технической политике» устанавливает основные понятия: инновация,
инновационный проект, инновационная деятельность; правовое положение
субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, цели и принципы
государственной поддержки инновационной деятельности, формы предостав-
ления государственной поддержки инновационной деятельности.
Некоторые федеральные законы регулируют деятельность институтов
поддержки инновационного развития, например Федеральный закон от
17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития»
1
, Федеральный закон от 28.09.2010
№ 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»
2
, Федеральный закон от
19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»
3
, Федераль-
ный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Россий-
ской Федерации»
4
и другие.
Среди подзаконных нормативно-правовых актов следует отметить Указы
Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, норматив-
но-правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Примером Указов Президента РФ можно назвать Указ Президента РФ от
13.06.1996 № 884 «О доктрине развития российской науки»
5
, Указ Президента
1
О банке развития : Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ // Российская газета. – 2007. –
№ 108. – 24 мая.
2
Об инновационном центре «Сколково» : Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ // Рос-
сийская газета. – 2010. – № 220. – 30 сент.
3
О Российской корпорации нанотехнологий : Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ //
Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 30. – 23 июл.
4
Об особых экономических зонах в Российской Федерации : Федеральный закон от
22.07.2005 № 116-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 30 (ч. II). – 25 июл.
5
О доктрине развития российской науки : Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 884 // Рос-
сийская газета. – 1996. – № 115. – 20 июн.