Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8492

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

5) проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новых 

продукций (товара, работ, услуг), технологий; 

6) создание, обслуживание и развитие инновационной инфраструктуры; 
7) охрана, приобретение и передача прав на результаты интеллектуальной 

деятельности и средства индивидуализации с целью их освоения и реализации 
способами, не противоречащими законодательству; 

8) подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для 

осуществления инновационной деятельности; 

9)  деятельность  по  проведению  экспертиз,  оказанию  консультационных, 

информационных,  юридических  и  иных  услуг  по  созданию  и  (или)  практиче-
скому  применению  новой  или  усовершенствованной  продукции,  нового  или 
усовершенствованного технологического процесса; 

10)  реализация  новых  или  значительно  улучшенных  маркетинговых  ме-

тодов,  охватывающих  существенные изменения  в  дизайне  и  упаковке  продук-
тов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их 
представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых 
стратегий; 

11)  реализация  нового  метода  в  ведении  бизнеса,  организации  рабочих 

мест или организации внешних связей, направленных на повышение эффектив-
ности ее деятельности; 

12)  иные  виды  деятельности,  направленные  на  разработку,  создание  ин-

новаций и введение их в гражданский оборот. 

Проект Федерального закона № 97090719-2 «Об инновационной деятель-

ности в Российской Федерации»

1

 предусматривал, что инновационная деятель-

ность является деятельностью, в том числе научно-исследовательской, опытно-
конструкторской, по организации производства, направленной на получение и 
использование  признанных  результатов  интеллектуальной  деятельности  (па-
тентов,  свидетельств,  ноу-хау),  с  целью  создания  и  использования  нового 
устройства,  нового  способа,  нового  вещества,  применение  ранее  известных 
устройств, способов, веществ по новому назначению. 

Данный законопроект определял виды инновационной деятельности, ко-

торые включали в себя: 

•  научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;  

                                           

1

Проект Федерального закона № 97090719-2 «Об инновационной деятельности в Российской 

Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.12.1997) // СПС «Кон-
сультантПлюс». – 2016. 


background image

12 

•  подготовку кадров; 

•  организацию производства;  

•  проведение  маркетинговых  исследований  и  организацию  рынка  сбы-

та; 

•  посредническую деятельность; 

•  иные виды работ, увязанные в единый процесс и направленные на со-

здание или улучшение продукции, расширение ассортимента товаров, 
услуг. 

1.2 Источники права в сфере регулирования  
инновационной деятельности 

Главным  источником  права  в  нашей  стране  является  Конституция  Рос-

сийской Федерации.  

Конституция  Российской  Федерации  имеет  высшую  юридическую  силу, 

прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. За-
коны и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не долж-
ны противоречить Конституции Российской Федерации

1

. В ст. 71 и 72 Консти-

туции РФ устанавливаются предметы ведения Российской Федерации и субъек-
тов Российской Федерации. 

К  примеру,  в  ведении  Российской  Федерации  находятся: принятие и из-

менение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль 
за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражда-
нина;  установление  системы  федеральных  органов  законодательной,  исполни-
тельной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формиро-
вание  федеральных  органов  государственной  власти;  установление  основ 
федеральной политики и федеральные программы в области государственного, 
экономического,  экологического,  социального,  культурного  и  национального 
развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; 
финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмис-
сия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая 
федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; феде-
ральные фонды регионального развития; судоустройство; прокуратура; уголов-
ное  и  уголовно-исполнительное  законодательство;  амнистия  и  помилование; 

                                           

1

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Со-

брание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – 04 авг. 


background image

13 

гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое ре-
гулирование интеллектуальной собственности и другие вопросы

1

В  совместном  ведении  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской 

Федерации  находятся:  обеспечение  соответствия  конституций  и  законов  рес-
публик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, 
городов  федерального  значения,  автономной  области,  автономных  округов 
Конституции  Российской  Федерации  и  федеральным  законам;  защита  прав 
и свобод  человека  и  гражданина;  природопользование;  охрана  окружающей 
среды  и  обеспечение  экологической  безопасности;  особо  охраняемые  природ-
ные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы вос-
питания,  образования,  науки,  культуры,  физической  культуры  и  спорта;  уста-
новление  общих  принципов  налогообложения  и  сборов  в  Российской  Федера-
ции; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, 
жилищное,  земельное,  водное,  лесное  законодательство,  законодательство  о 
недрах, об охране окружающей среды

2

Согласно  ст. 34  Конституции  РФ  каждый  имеет  право  на  свободное  ис-

пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной 
не  запрещенной  законом  экономической  деятельности.  Не  допускается  эконо-
мическая  деятельность,  направленная  на  монополизацию  и  недобросовестную 
конкуренцию. 

В  соответствии  со  ст. 35  Конституции  РФ  право  частной  собственности 

охраняется  законом.  Каждый  вправе  иметь  имущество  в  собственности,  вла-
деть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с дру-
гими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по ре-
шению  суда.  Принудительное  отчуждение  имущества  для  государственных 
нужд может быть произведено только при условии предварительного и равно-
ценного возмещения. 

На основании ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода ли-

тературного, художественного, научного, технического и других видов творче-
ства, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 

К источникам правового регулирования инновационной деятельности от-

носятся международные соглашения, участником которых является Российская 
Федерация,  к  примеру,  Модельный  инновационный  кодекс  для  государств  – 

                                           

1

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Со-

брание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – 04 авг. 

2

Там же. 


background image

14 

участников  СНГ,  принятый  Постановлением  41-23  28.11.2014  в  г. Санкт-
Петербурге на 41-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи госу-
дарств – участников СНГ

1

Инновационная  деятельность  регулируется  различными  отраслями  рос-

сийского  законодательства.  В настоящее  время  отсутствует  Федеральный  за-
кон, регулирующий только инновационную деятельность. В научной литерату-
ре  отмечается,  что  в  Российской  Федерации  назрела  необходимость  принятия 
федерального  закона,  регулирующего  основы  инновационной  деятельности 
в Российской Федерации

2

Однако  имевшие  место  попытки  принятия  соответствующего  норматив-

но-правового  акта  пока  не  привели  к  желаемому  результату.  Законопроект 
№ 495392-5  «О  государственной  поддержке  инновационной  деятельности  в 
Российской  Федерации»  находится  на  рассмотрении  во  втором  чтении

3

.  Дан-

ный  законопроект  направлен  на  регулирование  общественных  отношений  по 
поводу  государственной  поддержки  инновационной  деятельности,  которые 
возникают  между  государством  в  лице  Российской  Федерации,  субъектами 
Российской  Федерации,  муниципальными  образованиями, субъектами  иннова-
ционной деятельности, включая субъектов инновационной инфраструктуры. 

В  настоящее  время  на  законодательном  федеральном  уровне  требуется 

разграничение понятий и статуса субъектов научной, научно-технической, ин-
новационной деятельности, определение конкретных органов государственной 
власти  и  иных  субъектов,  участвующих  в  реализации  мер  поддержки  иннова-
ционной  деятельности,  определение  перечня  форм  поддержки  развития  инно-
вационной деятельности

4

Различные  аспекты  инновационной  деятельности  регулируются  соответ-

ствующими  кодифицированными  федеральными  законами,  такими  как  Граж-
данский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и другие. 

                                           

1

Модельный инновационный  кодекс  для  государств  –  участников  СНГ  :  принят  в  г. Санкт-

Петербурге 28.11.2014 Постановлением 41-23 на 41-м пленарном заседании Межпарламент-
ской Ассамблеи государств – участников СНГ // СПС «КонсультантПлюс». – 2016. 

2

Мошкова Д. М. Правовые основы инновационной деятельности в Российской Федерации // 

Юрист. – 2014. – № 1. – С. 43–46. 

3

Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам экспертизы зако-

нопроекта  №  495392-5  [Электронный  ресурс]  //  Официальный  сайт  Государственной  Думы 
Федерального 

Собрания 

Российской 

Федерации. 

– 

Режим 

доступа: 

http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=495392-5&02  (дата 
обращения: 27.02.2017). 

4

Там же. 


background image

15 

Основные  положения  по  регулированию  инновационной  деятельности 

закрепляются в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и госу-
дарственной научно-технической политике». Данный Федеральный закон регу-
лирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической дея-
тельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) 
научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению 
государственной поддержки инновационной деятельности. 

Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной 

научно-технической  политике»  устанавливает  основные  понятия:  инновация, 
инновационный  проект,  инновационная  деятельность;  правовое  положение 
субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, цели и принципы 
государственной  поддержки  инновационной  деятельности,  формы  предостав-
ления государственной поддержки инновационной деятельности. 

Некоторые  федеральные  законы  регулируют  деятельность  институтов 

поддержки  инновационного  развития,  например  Федеральный  закон  от 
17.05.2007  № 82-ФЗ  «О  банке  развития»

1

,  Федеральный  закон  от  28.09.2010 

№ 244-ФЗ  «Об  инновационном  центре  «Сколково»

2

,  Федеральный  закон  от 

19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»

3

, Федераль-

ный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Россий-
ской Федерации»

4

 и другие. 

Среди подзаконных нормативно-правовых актов следует отметить Указы 

Президента  РФ,  постановления  и  распоряжения  Правительства  РФ,  норматив-
но-правовые акты федеральных органов исполнительной власти. 

Примером Указов Президента РФ можно назвать Указ Президента РФ от 

13.06.1996 № 884 «О доктрине развития российской науки»

5

, Указ Президента 

                                           

1

О банке развития : Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ // Российская газета. – 2007. – 

№ 108. – 24 мая. 

2

Об инновационном центре «Сколково» : Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ // Рос-

сийская газета. – 2010. – № 220. – 30 сент. 

3

О Российской корпорации нанотехнологий : Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ // 

Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 30. – 23 июл. 

4

Об  особых  экономических  зонах  в  Российской  Федерации  :  Федеральный  закон  от 

22.07.2005 № 116-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 30 (ч. II). – 25 июл. 

5

О  доктрине  развития  российской  науки  :  Указ  Президента  РФ  от  13.06.1996  №  884  //  Рос-

сийская газета. – 1996. – № 115. – 20 июн.