Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8502
Скачиваний: 10
26
• специально созданные институты развития, такие как государственная
корпорация «Внешэкономбанк», акционерное общество «РОСНАНО»,
акционерное общество «Российская венчурная компания», некоммер-
ческая
организация
«Фонд
развития
Центра
разработки
и коммерциализации новых технологий» (Фонд «Сколково»), ФГБУ
«Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-
технической сфере».
Некоторые законопроекты, внесенные в Государственную Думу Феде-
рального Собрания Российской Федерации, к субъектам инновационной дея-
тельности относят
1
:
• физических и юридических лиц, создающих и реализующих иннова-
ции;
• организации инновационной инфраструктуры;
• государственные органы, участвующие в регулировании инновацион-
ной деятельности;
• общественные объединения, представляющие и защищающие интере-
сы производителей и потребителей инноваций, саморегулируемые ор-
ганизации инновационной деятельности.
1.4 Понятие и виды объектов инновационной деятельности
Объектом инновационной деятельности является то, ради чего субъекты
инновационной деятельности вступают в правоотношения.
Легальное перечисление объектов инновационной деятельности встреча-
ется в региональном законодательстве. К примеру, согласно Закону Томской
области от 12.03.2015 № 25-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской
области» объектами иннова-ционной деятельности являются
2
:
1) новые и (или) улучшенные технологии;
1
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам экспертизы зако-
нопроекта № 271376-5 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» [Элек-
тронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Рос-
сийской Федерации. – Режим доступа:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=271376-5&02 (дата
обращения: 27.02.2017).
2
Об инновационной деятельности в Томской области : Закон Томской области от 12.03.2015
№ 25-ОЗ // Собрание законодательства Томской области. – 2015. – № 3/2 (119). – 31 март.
27
2) новые процессы в различных сферах деятельности человека, обеспе-
чивающие социально-экономические и экологические эффекты от их
реализации;
3) новые и улучшенные продукты (товары, услуги);
4) результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним
средства индивидуализации, связанные с созданием инновационной
продукции;
5) инновационные и инвестиционные проекты, программы, связанные с
созданием, освоением и распространением инновационной продукции
(товаров, работ, услуг);
6) финансовые активы, ценные бумаги инновационно активных органи-
заций.
Необходимость конкретизации объектов инновационной деятельности,
закрепления легальных понятий в области инновационной деятельности обу-
словлено прежде всего следующими обстоятельствами:
1. Предоставление государственной поддержки, в том числе в виде суб-
сидий, субъектам инновационной деятельности, что требует от законодателя
установления четких и понятных критериев определения самого субъекта ин-
новационной деятельности (кому должна быть предоставлена поддержка), ви-
дов инновационной деятельности (на что должна быть предоставлена поддерж-
ка) и объектов инновационной деятельности (какой результат ожидать от
предоставления поддержки).
2. Закупкой инновационной продукции в рамках конкурсных и иных про-
цедур, предусмотренных действующим законодательством.
В настоящее время система государственных закупок рассматривается, в
том числе, как важный ресурс для создания спроса на инновации.
Приоритетными направлениями использования инновационного потен-
циала государственных закупок будут являться
1
:
• формирование федеральной контрактной системы (ФКС), включаю-
щей не только стадию размещения заказа, но и стадию планирования
и контроля за исполнением контрактов; позволяющей осуществлять
средне- и долгосрочной планирование госзакупок и формирующей
сигналы рынку в части разработки инновационной продукции, кото-
1
Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1 (дата об-
ращения: 27.02.2017).
28
рая будет востребована в рамках перспективного государственного
заказа;
• расширение способов и процедур осуществления закупок, учитываю-
щих специфику инновационной продукции (включая многоэтапные
конкурсы, процедуры запроса предложений, предквалификацию и
т. д.) через корректировку законодательства о госзакупках с миними-
зацией коррупционных рисков за счет радикального повышения про-
зрачности всей процедуры размещения заказа в рамках ФКС и уста-
новления требований к закупщикам в части квалификации и
исключения конфликта интересов и повышения административной
ответственности;
• повышение эффективности конкурсных процедур при размещении
госзаказов на исполнение НИОКР, включая совершенствование ква-
лификационных критериев для исполнителей, повышение значимости
критериев, связанных с качеством заявки с одновременной детализа-
цией и повышением открытости процедур проведения экспертной
оценки;
• формирование органами государственной власти и субъектами Рос-
сийской Федерации прогнозов (5–7 лет) и планов госзакупок, вклю-
чающих инновационный компонент. В рамках разработки таких до-
кументов с участием экспертов, ученых, участников рынка будут
идентифицированы текущие и перспективные нужды органов власти
и возможности их удовлетворения через закупку уже имеющейся на
рынке инновационной продукции либо через разработку новой. Экс-
пертная и профессиональная оценка использования инновационных
продуктов будет основанием корректировки планов закупок будущих
периодов.
При идентификации перспективных нужд будут широко использоваться
результаты научно-технологического прогноза (в том числе по методологии
Форсайт) для данной сферы, а также «отраслевые» документы стратегического
планирования (отраслевые стратегии, государственные программы, федераль-
ные целевые программы и т. д.). Будут сформированы перечни современных
инновационных технологий и решений, которые должны/могут быть использо-
ваны при разработке закупаемой продукции и услуг, а также перечня техноло-
гий и продуктов (устаревших, энергорасточительных, неэкологичных и т. д.),
29
запрещенных к использованию для создания продуктов, выполнения услуг при
госзакупках
1
.
Стоит обратить внимание, что действующее законодательство как на фе-
деральном, так и на региональном уровне все более активно использует поня-
тие «инновационный продукт (товар, услуга)».
К примеру, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-
ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Правительство Российской Федерации утверждает перечень конкретных заказ-
чиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, вы-
сокотехнологичной продукции.
Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и
(или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки
такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию
в установленной сфере деятельности, а также Государственной корпорацией по
атомной энергии «Росатом» с учетом утвержденных Президентом Российской
Федерации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в
Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Феде-
рации.
К примеру, Минэнерго России
2
определило, что к инновационной про-
дукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования пла-
на закупки такой продукции следует относить товары, работы и услуги, соот-
ветствующие не менее чем четырем следующим критериям.
1. Научно-техническая новизна.
По уровню научно-технической новизны продукция подразделяется на
новую и усовершенствованную.
К новой продукции относятся товар, работа, услуга, основные параметры
и технические характеристики которых превышают достигнутый технический
уровень для аналогичных видов товаров, работ, услуг, либо которые не имеют
аналогов, либо производимые товары, выполняемые работы, оказываемые
1
Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1 (дата об-
ращения: 27.02.2017).
2
Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и
(или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой про-
дукции : Приказ Минэнерго России от 25.12.2015 № 1026 // Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. – 2016. – № 15. – 11 апр.
30
услуги, совместное использование которых создает новые свойства, качества,
эффекты.
К усовершенствованной продукции относятся товар, работа, услуга, от-
дельные параметры и технические характеристики которых превышают до-
стигнутый технический уровень аналогичной продукции.
2. Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг.
Указанный критерий характеризуется снижением совокупных затрат при
применении продукции в сравнении с существующими аналогами (при наличии
таковых) на всех стадиях ее жизненного цикла.
3. Высокий технический уровень.
Указанный критерий характеризуется превышением одного или несколь-
ких основных параметров или технических характеристик продукции лучших
отечественных и (или) зарубежных образцов по сравнению с существующими
аналогами за счет:
• улучшения основных функциональных характеристик оборудования;
• повышения надежности (срока эксплуатации) технических систем и
оборудования;
• уменьшения числа отказов и аварий;
• увеличения срока эксплуатации;
• снижения стоимости жизненного цикла продукции (объектов), вклю-
чающей стоимость приобретения, эксплуатации и утилизации про-
дукции;
• увеличения продолжительности жизненного цикла продукции;
• улучшения экологических характеристик продукции, в том числе в
части сокращения объема выбросов парниковых газов, утилизации
продукции и отходов производства;
• улучшения потребительских свойств товара по сравнению с приме-
няющимися в отраслях топливно-энергетического комплекса техниче-
скими решениями;
• повышения уровня безопасности;
• применения при производстве продукции новых или измененных ма-
териалов, оборудования и технологий, включая аддитивные, нано- и
другие технологии;