Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8502

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 

•  специально созданные институты развития, такие как государственная 

корпорация «Внешэкономбанк», акционерное общество «РОСНАНО», 
акционерное общество «Российская венчурная компания», некоммер-
ческая 

организация 

«Фонд 

развития 

Центра 

разработки 

и коммерциализации  новых  технологий»  (Фонд  «Сколково»),  ФГБУ 
«Фонд  содействия  развитию  малых  форм  предприятий  в  научно-
технической сфере». 

Некоторые  законопроекты,  внесенные  в  Государственную  Думу  Феде-

рального  Собрания  Российской  Федерации,  к  субъектам  инновационной  дея-
тельности относят

1

•  физических  и  юридических  лиц,  создающих  и  реализующих  иннова-

ции; 

•  организации инновационной инфраструктуры; 

•  государственные органы, участвующие в регулировании инновацион-

ной деятельности; 

•  общественные объединения, представляющие и защищающие интере-

сы производителей и потребителей инноваций, саморегулируемые ор-
ганизации инновационной деятельности. 

1.4 Понятие и виды объектов инновационной деятельности 

Объектом инновационной деятельности является то, ради чего субъекты 

инновационной деятельности вступают в правоотношения.  

Легальное перечисление объектов инновационной деятельности встреча-

ется  в  региональном  законодательстве.  К  примеру,  согласно  Закону  Томской 
области  от  12.03.2015  № 25-ОЗ  «Об  инновационной  деятельности  в  Томской 
области» объектами иннова-ционной деятельности являются

2

1)  новые и (или) улучшенные технологии; 

                                           

1

Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам экспертизы зако-

нопроекта  №  271376-5  «Об  инновационной  деятельности  в  Российской  Федерации»  [Элек-
тронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Рос-
сийской Федерации. – Режим доступа:  
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=271376-5&02  (дата 
обращения: 27.02.2017). 

2

Об инновационной деятельности в Томской области : Закон Томской области от 12.03.2015 

№ 25-ОЗ // Собрание законодательства Томской области. – 2015. – № 3/2 (119). – 31 март. 


background image

27 

2)  новые  процессы  в  различных  сферах  деятельности  человека,  обеспе-

чивающие социально-экономические и экологические эффекты от их 
реализации; 

3)  новые и улучшенные продукты (товары, услуги); 
4)  результаты  интеллектуальной  деятельности  и  приравненные  к  ним 

средства  индивидуализации,  связанные  с  созданием  инновационной 
продукции; 

5)  инновационные и инвестиционные проекты, программы, связанные с 

созданием, освоением и распространением инновационной продукции 
(товаров, работ, услуг); 

6)  финансовые активы, ценные бумаги инновационно активных органи-

заций. 

Необходимость  конкретизации  объектов  инновационной  деятельности, 

закрепления  легальных  понятий  в  области  инновационной  деятельности  обу-
словлено прежде всего следующими обстоятельствами: 

1.  Предоставление  государственной  поддержки,  в  том  числе  в  виде  суб-

сидий,  субъектам  инновационной  деятельности,  что  требует  от  законодателя 
установления  четких  и  понятных  критериев  определения  самого  субъекта  ин-
новационной  деятельности  (кому  должна  быть  предоставлена  поддержка),  ви-
дов инновационной деятельности (на что должна быть предоставлена поддерж-
ка)  и  объектов  инновационной  деятельности  (какой  результат  ожидать  от 
предоставления поддержки). 

2. Закупкой инновационной продукции в рамках конкурсных и иных про-

цедур, предусмотренных действующим законодательством. 

В настоящее время система государственных закупок рассматривается, в 

том числе, как важный ресурс для создания спроса на инновации. 

Приоритетными  направлениями  использования  инновационного  потен-

циала государственных закупок будут являться

1

:  

•  формирование  федеральной  контрактной  системы  (ФКС),  включаю-

щей не только стадию размещения заказа, но и стадию планирования 
и  контроля  за  исполнением  контрактов;  позволяющей  осуществлять 
средне-  и  долгосрочной  планирование  госзакупок  и  формирующей 
сигналы  рынку  в  части  разработки  инновационной  продукции,  кото-

                                           

1

Официальный  сайт  Минэкономразвития  России  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа: 

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1  (дата  об-
ращения: 27.02.2017). 


background image

28 

рая  будет  востребована  в  рамках  перспективного  государственного 
заказа; 

•  расширение способов и процедур осуществления закупок, учитываю-

щих  специфику  инновационной  продукции  (включая  многоэтапные 
конкурсы,  процедуры  запроса  предложений,  предквалификацию  и 
т. д.) через корректировку законодательства о госзакупках с миними-
зацией коррупционных рисков за счет радикального повышения про-
зрачности  всей  процедуры  размещения  заказа  в  рамках  ФКС  и  уста-
новления  требований  к  закупщикам  в  части  квалификации  и 
исключения  конфликта  интересов  и  повышения  административной 
ответственности; 

•  повышение  эффективности  конкурсных  процедур  при  размещении 

госзаказов  на  исполнение  НИОКР,  включая  совершенствование  ква-
лификационных критериев для исполнителей, повышение значимости 
критериев,  связанных  с качеством  заявки  с  одновременной детализа-
цией  и  повышением  открытости  процедур  проведения  экспертной 
оценки; 

•  формирование  органами  государственной  власти  и  субъектами  Рос-

сийской  Федерации  прогнозов  (5–7 лет)  и  планов  госзакупок,  вклю-
чающих  инновационный  компонент.  В рамках  разработки  таких  до-
кументов  с  участием  экспертов,  ученых,  участников  рынка  будут 
идентифицированы  текущие  и  перспективные  нужды  органов  власти 
и  возможности  их  удовлетворения  через  закупку  уже  имеющейся  на 
рынке  инновационной  продукции  либо  через  разработку  новой.  Экс-
пертная  и  профессиональная  оценка  использования  инновационных 
продуктов будет основанием корректировки планов закупок будущих 
периодов.  

При  идентификации  перспективных  нужд  будут  широко  использоваться 

результаты  научно-технологического  прогноза  (в  том  числе  по  методологии 
Форсайт) для данной сферы, а также «отраслевые» документы стратегического 
планирования  (отраслевые  стратегии,  государственные  программы,  федераль-
ные  целевые  программы  и  т. д.).  Будут  сформированы  перечни  современных 
инновационных технологий и решений, которые должны/могут быть использо-
ваны при разработке закупаемой продукции и услуг, а также перечня техноло-
гий  и  продуктов  (устаревших,  энергорасточительных,  неэкологичных  и  т. д.), 


background image

29 

запрещенных к использованию для создания продуктов, выполнения услуг при 
госзакупках

1

.  

Стоит обратить внимание, что действующее законодательство как на фе-

деральном, так и на региональном уровне все более активно использует поня-
тие «инновационный продукт (товар, услуга)». 

К примеру, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-

ФЗ  «О  закупках  товаров,  работ,  услуг  отдельными  видами  юридических  лиц» 
Правительство Российской Федерации утверждает перечень конкретных заказ-
чиков,  которые  обязаны  осуществить  закупку  инновационной  продукции,  вы-
сокотехнологичной продукции. 

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и 

(или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки 
такой  продукции  устанавливаются  федеральными  органами  исполнительной 
власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию 
в установленной сфере деятельности, а также Государственной корпорацией по 
атомной  энергии  «Росатом»  с  учетом  утвержденных  Президентом  Российской 
Федерации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в 
Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Феде-
рации. 

К  примеру,  Минэнерго  России

2

  определило,  что  к  инновационной  про-

дукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования пла-
на  закупки  такой продукции  следует  относить  товары,  работы и  услуги,  соот-
ветствующие не менее чем четырем следующим критериям. 

1. Научно-техническая новизна. 
По  уровню  научно-технической  новизны  продукция  подразделяется  на 

новую и усовершенствованную. 

К новой продукции относятся товар, работа, услуга, основные параметры 

и  технические  характеристики  которых  превышают  достигнутый  технический 
уровень для аналогичных видов товаров, работ, услуг, либо которые не имеют 
аналогов,  либо  производимые  товары,  выполняемые  работы,  оказываемые 

                                           

1

Официальный  сайт  Минэкономразвития  России  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа: 

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1  (дата  об-
ращения: 27.02.2017). 

2

Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и 

(или)  высокотехнологичной  продукции  для  целей  формирования  плана  закупки  такой  про-
дукции : Приказ Минэнерго России от 25.12.2015 № 1026 // Бюллетень нормативных актов 
федеральных органов исполнительной власти. – 2016. – № 15. – 11 апр. 


background image

30 

услуги,  совместное  использование  которых  создает  новые  свойства,  качества, 
эффекты. 

К  усовершенствованной  продукции  относятся  товар,  работа,  услуга,  от-

дельные  параметры  и  технические  характеристики  которых  превышают  до-
стигнутый технический уровень аналогичной продукции. 

2. Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг. 
Указанный критерий характеризуется снижением совокупных затрат при 

применении продукции в сравнении с существующими аналогами (при наличии 
таковых) на всех стадиях ее жизненного цикла. 

3. Высокий технический уровень. 
Указанный критерий характеризуется превышением одного или несколь-

ких  основных  параметров  или  технических  характеристик  продукции  лучших 
отечественных и (или) зарубежных образцов по сравнению с существующими 
аналогами за счет: 

•  улучшения основных функциональных характеристик оборудования; 

•  повышения  надежности  (срока  эксплуатации)  технических  систем  и 

оборудования; 

•  уменьшения числа отказов и аварий; 

•  увеличения срока эксплуатации; 

•  снижения  стоимости  жизненного  цикла  продукции  (объектов),  вклю-

чающей  стоимость  приобретения,  эксплуатации  и  утилизации  про-
дукции; 

•  увеличения продолжительности жизненного цикла продукции; 

•  улучшения  экологических  характеристик  продукции,  в  том  числе  в 

части  сокращения  объема  выбросов  парниковых  газов,  утилизации 
продукции и отходов производства; 

•  улучшения  потребительских  свойств  товара  по  сравнению  с  приме-

няющимися в отраслях топливно-энергетического комплекса техниче-
скими решениями; 

•  повышения уровня безопасности; 

•  применения при производстве продукции новых или измененных ма-

териалов,  оборудования  и  технологий,  включая  аддитивные,  нано-  и 
другие технологии;