Файл: Правовые основы Проведения процедуры банкротства Учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10330

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

236 

10.3.1

 

 Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего 
должника 

Арбитражный  суд  в  течение  месяца  с  даты  принятия  к  произ-

водству  заявления  о  признании  отсутствующего  должника  банкро-
том  принимает  решение  о  признании  отсутствующего  должника 
банкротом и об открытии конкурсного производства. 

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление 

при банкротстве отсутствующего должника не применяются. 

Конкурсный  управляющий  уведомляет  в  письменной  форме  о 

банкротстве  отсутствующего  должника  всех  известных  ему  креди-
торов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня 
получения  уведомления  могут  предъявить  свои  требования  кон-
курсному управляющему. 

По  ходатайству  конкурсного  управляющего  при  обнаружении 

им  имущества  отсутствующего  должника  арбитражный  суд  может 
вынести  определение  о  прекращении  упрощенной  процедуры  бан-
кротства  и  переходе  к  процедурам  банкротства,  предусмотренным 
настоящим Федеральным законом. 

Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается 

судьей единолично. 

10.3.2

 

 Распределение выручки 

При  наличии  соответствующих  средств  удовлетворение  требо-

ваний  кредиторов  осуществляется  в  порядке  очередности,  преду-
смотренной для конкурсного производства. При этом покрытие су-
дебных  расходов  и  расходов  на  выплату  вознаграждения  конкурс-
ному управляющему осуществляется вне очереди. 

10.3.3

 

 Применение положений о банкротстве 
отсутствующего должника 

Положения, регулирующие банкротство отсутствующего долж-

ника,  применяются  также  в  случае,  если  имущество  должника - 
юридического  лица  заведомо  не  позволяет  покрыть  судебные  рас-
ходы в связи с делом о банкротстве или если в течение  последних 
двенадцати  месяцев  до  даты  подачи  заявления  о  признании  долж-


background image

 

237 

ника  банкротом  не  проводились  операции  по  банковским  счетам 
должника,  а  также  при  наличии  иных  признаков,  свидетельствую-
щих  об  отсутствии  предпринимательской  или  иной  деятельности 
должника. 


background image

 

238 

Раздел

 11   

Законодательство

 

о

 

банкротстве

 

зарубеж

-

ных

 

стран

 

Основная  идея  всех  современных  развитых  систем  правового 

регулирования несостоятельности заключается в том, что целесооб-
разнее сохранить действующее предприятие, чем распродать его по 
частям.  Законодательство  о  банкротстве  (несостоятельности)  в 
странах, в которых развитие экономики основано на конкуренции и 
непрерывных  структурных  изменениях,  нацелено  на  воспитание 
дисциплины и соблюдение правил делового финансового оборота, а 
также  предназначено  содействию  реструктуризации  неэффектив-
ных предприятий либо цивилизованному их выводу с рынка.  

Как  известно,  бюджет  государства  базируется  в  основном  на 

налоговых  поступлениях,  поэтому,  когда  предприятие  становится 
неплатежеспособным,  приходится  решать  не  только  задачи  спра-
ведливого  распределения  оставшегося  имущества  должника  среди 
кредиторов, но и проблемы, связанные с задачей сохранения техно-
логической  целостности,  поддержки  социальной  сферы.  Однако,  с 
другой стороны, стоит вопрос и о защите интересов кредиторов, так 
как  в  случае  использования  моделей  реабилитационных  процедур, 
их права будут обязательно затронуты. 

 

11.1 

Субъекты

 

отношений

 

несостоятельности

 

В  США  субъектами  несостоятельности  (должниками)  могут 

быть  физические  лица,  партнерства,  корпорации,  муниципалитеты, 
но  не  государственные  образования.  Только  лицо,  которое  прожи-
вает, имеет бизнес или собственность в Соединенных Штатах либо 
является муниципалитетом, может быть должником.  

Во Франции субъектный состав должников в процедурах несо-

стоятельности  определялся  законом  от 25 января 1985 года,  но  в 
1994 году в правовом регулировании несостоятельности произошли 
изменения и в него были внесены поправки, согласно которым и оз-
доровление несостоятельных предприятий,  и ликвидация  их по ре-


background image

 

239 

шению  суда  теперь  применимы  к  коммерсантам,  ремесленникам, 
лицам, занятым в сельском хозяйстве и к любым юридическим ли-
цам частного права.  

Также предусмотрена упрощенная процедура для физических и 

юридических лиц, если они нанимают не более 50 работников и их 
оборот  не  достигает  величины,  определенной  декретом  Государст-
венного Совета. 

В 1985 

− 1986 году Англия реформировала свое законодатель-

ство о банкротстве и компаниях. По новому закону о несостоятель-
ности 1986 года (Insolvency Act) субъектами  процедур  несостоя-
тельности (в качестве должника) могут быть физические лица. Про-
цедуры несостоятельности могут применяться к компаниям, зареги-
стрированным на основании законов о компаниях 1980 

− 1985 гг.  

Также субъектами несостоятельности могут быть незарегистри-

рованные компании, которые имеют бизнес в Англии. В отношении 
незарегистрированных компаний не может применяться доброволь-
ная ликвидация в рамках процедур несостоятельности. 

В Германии субъектами производства по делам о несостоятель-

ности  могут  быть  любые  физические  и  юридические  лица.  Так  же 
может быть открыто производство в отношении имущества объеди-
нения, не являющегося юридическим лицом, путем уравнивания его 
статуса  со  статусом  юридического  лица.  Производство  по  делам  о 
несостоятельности  может  быть  открыто  в  отношении  имущества 
общества,  не  являющегося  юридическим  лицом  (открытого  торго-
вого  товарищества,  коммандитного  товарищества,  общества  по 
гражданскому  праву,  судовладельческого  товарищества,  европей-
ского экономического концерна). [29] 

Производство по делам о несостоятельности не допускается от-

носительно имущества федерации или земли (земля здесь как адми-
нистративно-территориальная  единица),  юридического  лица  пуб-
личного права, надзор за которым осуществляется  землей (россий-
ский  эквивалент 

− субъект Федерации). В отношении физического 

лица применяется особая процедура. 

Что же касается ответственности за невыполнение обязанности 

по  подаче  заявления  и  ответственность  за  подачу  ложного  заявле-


background image

 

240 

ния,  то  последнее  время  в  законодательстве  о  несостоятельности 
проявляется  тенденция  в  случае  обнаружения  наличия  признаков 
банкротства обязывать руководителей должника подавать заявление 
о возбуждении производства и в то же время предоставлять им пра-
во подавать заявление в предвидении банкротства. Тем самым зако-
нодатель  стремится  ускорить  открытие  процедур  и  способствовать 
либо  максимизации  шансов  реабилитации  должника,  либо  более 
полному  удовлетворению  требований  кредиторов.  В  связи  с  этой 
обязанностью в разных странах вводятся различные виды и объемы 
ответственности. 

В США право подачи заявления о возбуждении производства по 

делу  о  несостоятельности  имеют  кредиторы  и  должник.  Для  того, 
чтобы было возбуждено производство по делу о несостоятельности 
по  заявлению  должника,  не  требуется  доказывать  наличие  призна-
ков  банкротства.  Поэтому,  в  принципе,  это  можно  рассматривать 
как  предоставление  права  инициировать  производство  в  предвиде-
нии  банкротства.  Обязанность  руководителей  должника  подавать 
заявление и, соответственно, ответственность за невыполнение этой 
обязанности не предусматриваются. 

Для предотвращения злоупотреблений предусмотрены меры от-

ветственности (кредитора и должника) за подачу заявления с пред-
ставлением информации, не соответствующей действительности. 

Во  Франции  право  подавать  заявление  о  возбуждении  произ-

водства по делу о несостоятельности имеют кредиторы и должник. 
Обязаны подавать заявление и руководители несостоятельного лица 
(не позднее, чем  в 15-дневный срок с момента  прекращения плате-
жей),  причем  за  невыполнение  этой  обязанности  предусмотрены 
весьма строгие меры ответственности. Суд может принять решение 
о начале процедуры несостоятельности по собственной инициативе 
или  на  основе  информации  представителей  трудового  коллектива, 
администрации  предприятия  или  прокурора.  В 1994 году  был  при-
нят  закон,  который  обязал  аудиторов  акционерных  обществ  в  слу-
чае  обнаружения  угрозы  неплатежеспособности  немедленно  ин-
формировать об этом администрацию общества и председателя тор-
гового суда.