Файл: Правовые основы Проведения процедуры банкротства Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10330
Скачиваний: 9
236
10.3.1
Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего
должника
Арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к произ-
водству заявления о признании отсутствующего должника банкро-
том принимает решение о признании отсутствующего должника
банкротом и об открытии конкурсного производства.
Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление
при банкротстве отсутствующего должника не применяются.
Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о
банкротстве отсутствующего должника всех известных ему креди-
торов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня
получения уведомления могут предъявить свои требования кон-
курсному управляющему.
По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении
им имущества отсутствующего должника арбитражный суд может
вынести определение о прекращении упрощенной процедуры бан-
кротства и переходе к процедурам банкротства, предусмотренным
настоящим Федеральным законом.
Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается
судьей единолично.
10.3.2
Распределение выручки
При наличии соответствующих средств удовлетворение требо-
ваний кредиторов осуществляется в порядке очередности, преду-
смотренной для конкурсного производства. При этом покрытие су-
дебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурс-
ному управляющему осуществляется вне очереди.
10.3.3
Применение положений о банкротстве
отсутствующего должника
Положения, регулирующие банкротство отсутствующего долж-
ника, применяются также в случае, если имущество должника -
юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные рас-
ходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних
двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании долж-
237
ника банкротом не проводились операции по банковским счетам
должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствую-
щих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности
должника.
238
Раздел
11
Законодательство
о
банкротстве
зарубеж
-
ных
стран
Основная идея всех современных развитых систем правового
регулирования несостоятельности заключается в том, что целесооб-
разнее сохранить действующее предприятие, чем распродать его по
частям. Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в
странах, в которых развитие экономики основано на конкуренции и
непрерывных структурных изменениях, нацелено на воспитание
дисциплины и соблюдение правил делового финансового оборота, а
также предназначено содействию реструктуризации неэффектив-
ных предприятий либо цивилизованному их выводу с рынка.
Как известно, бюджет государства базируется в основном на
налоговых поступлениях, поэтому, когда предприятие становится
неплатежеспособным, приходится решать не только задачи спра-
ведливого распределения оставшегося имущества должника среди
кредиторов, но и проблемы, связанные с задачей сохранения техно-
логической целостности, поддержки социальной сферы. Однако, с
другой стороны, стоит вопрос и о защите интересов кредиторов, так
как в случае использования моделей реабилитационных процедур,
их права будут обязательно затронуты.
11.1
Субъекты
отношений
несостоятельности
В США субъектами несостоятельности (должниками) могут
быть физические лица, партнерства, корпорации, муниципалитеты,
но не государственные образования. Только лицо, которое прожи-
вает, имеет бизнес или собственность в Соединенных Штатах либо
является муниципалитетом, может быть должником.
Во Франции субъектный состав должников в процедурах несо-
стоятельности определялся законом от 25 января 1985 года, но в
1994 году в правовом регулировании несостоятельности произошли
изменения и в него были внесены поправки, согласно которым и оз-
доровление несостоятельных предприятий, и ликвидация их по ре-
239
шению суда теперь применимы к коммерсантам, ремесленникам,
лицам, занятым в сельском хозяйстве и к любым юридическим ли-
цам частного права.
Также предусмотрена упрощенная процедура для физических и
юридических лиц, если они нанимают не более 50 работников и их
оборот не достигает величины, определенной декретом Государст-
венного Совета.
В 1985
− 1986 году Англия реформировала свое законодатель-
ство о банкротстве и компаниях. По новому закону о несостоятель-
ности 1986 года (Insolvency Act) субъектами процедур несостоя-
тельности (в качестве должника) могут быть физические лица. Про-
цедуры несостоятельности могут применяться к компаниям, зареги-
стрированным на основании законов о компаниях 1980
− 1985 гг.
Также субъектами несостоятельности могут быть незарегистри-
рованные компании, которые имеют бизнес в Англии. В отношении
незарегистрированных компаний не может применяться доброволь-
ная ликвидация в рамках процедур несостоятельности.
В Германии субъектами производства по делам о несостоятель-
ности могут быть любые физические и юридические лица. Так же
может быть открыто производство в отношении имущества объеди-
нения, не являющегося юридическим лицом, путем уравнивания его
статуса со статусом юридического лица. Производство по делам о
несостоятельности может быть открыто в отношении имущества
общества, не являющегося юридическим лицом (открытого торго-
вого товарищества, коммандитного товарищества, общества по
гражданскому праву, судовладельческого товарищества, европей-
ского экономического концерна). [29]
Производство по делам о несостоятельности не допускается от-
носительно имущества федерации или земли (земля здесь как адми-
нистративно-территориальная единица), юридического лица пуб-
личного права, надзор за которым осуществляется землей (россий-
ский эквивалент
− субъект Федерации). В отношении физического
лица применяется особая процедура.
Что же касается ответственности за невыполнение обязанности
по подаче заявления и ответственность за подачу ложного заявле-
240
ния, то последнее время в законодательстве о несостоятельности
проявляется тенденция в случае обнаружения наличия признаков
банкротства обязывать руководителей должника подавать заявление
о возбуждении производства и в то же время предоставлять им пра-
во подавать заявление в предвидении банкротства. Тем самым зако-
нодатель стремится ускорить открытие процедур и способствовать
либо максимизации шансов реабилитации должника, либо более
полному удовлетворению требований кредиторов. В связи с этой
обязанностью в разных странах вводятся различные виды и объемы
ответственности.
В США право подачи заявления о возбуждении производства по
делу о несостоятельности имеют кредиторы и должник. Для того,
чтобы было возбуждено производство по делу о несостоятельности
по заявлению должника, не требуется доказывать наличие призна-
ков банкротства. Поэтому, в принципе, это можно рассматривать
как предоставление права инициировать производство в предвиде-
нии банкротства. Обязанность руководителей должника подавать
заявление и, соответственно, ответственность за невыполнение этой
обязанности не предусматриваются.
Для предотвращения злоупотреблений предусмотрены меры от-
ветственности (кредитора и должника) за подачу заявления с пред-
ставлением информации, не соответствующей действительности.
Во Франции право подавать заявление о возбуждении произ-
водства по делу о несостоятельности имеют кредиторы и должник.
Обязаны подавать заявление и руководители несостоятельного лица
(не позднее, чем в 15-дневный срок с момента прекращения плате-
жей), причем за невыполнение этой обязанности предусмотрены
весьма строгие меры ответственности. Суд может принять решение
о начале процедуры несостоятельности по собственной инициативе
или на основе информации представителей трудового коллектива,
администрации предприятия или прокурора. В 1994 году был при-
нят закон, который обязал аудиторов акционерных обществ в слу-
чае обнаружения угрозы неплатежеспособности немедленно ин-
формировать об этом администрацию общества и председателя тор-
гового суда.