ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8049
Скачиваний: 12
166
РАЗДЕЛ IX. Техническое регулирование
требований к качеству товаров, работ и услуг
эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утили-
зации;
• порядок осуществления тех же процедур в отношении необязательных тре-
бований к указанным объектам, а также к работам и услугам;
• систему нормативных и рекомендательных актов, в которых закрепляются
соответствующие требования к регулируемым объектам;
• порядок осуществления работ по стандартизации регулируемых объектов;
• порядок подтверждения соответствия регулируемых объектов обязатель-
ным или необязательным требованиям;
• порядок организации и осуществления государственного контроля (надзо-
ра) за соблюдением общеобязательных требований к регулируемым объектам;
• порядок информации и финансирования работ в регулируемой области.
1.2 Понятие технических регламентов. Требования
технических регламентов
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Технический регламент — документ, который устанавливает
обязательные для применения и исполнения требования к объ-
ектам технического регулирования (продукции или к продукции
и связанным с требованиями к продукции процессам проектиро-
вания (включая изыскания), производства, строительства, мон-
тажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В Российской Федерации действуют:
• общие технические регламенты, обязательные для применения и соблю-
дения в отношении любых видов продукции, процессов производства, экс-
плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
• специальные технические регламенты, учитывающие технологические
и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Технические регламенты принимаются в целях:
1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юриди-
ческих лиц, государственного или муниципального имущества;
2) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том
числе потребителей;
4) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Лекция 1. Стандартизация. Правовое регулирование сертификации
167
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавли-
вают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излу-
чений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопас-
ность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте); термическую безопасность;
химическую безопасность; электрическую безопасность; радиационную безопас-
ность населения; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопас-
ности работы приборов и оборудования; единство измерений.
Требования, которые не могут включаться в технические регламенты:
• требования к конструкции и исполнению изделия, если это не является
необходимым для достижения целей принятия технического регламента;
• требования к продукции, причиняющей вред жизни и здоровью граждан
в результате накопления вредных факторов в процессе длительного ис-
пользования такой продукции, когда невозможно определить степень до-
пустимого риска.
В этих случаях технический регламент должен содержать требование об ин-
формировании приобретателя о возможном вреде и факторах, его вызывающих.
Помимо общего содержания технических регламентов, в них могут содержать-
ся специальные требования к некоторым объектам.
К таким требованиям относятся:
• специальные требования, обеспечивающие защиту отдельных категорий
граждан;
• специальные требования к регулируемым объектам, применяемые в зави-
симости от климатических или географических особенностей их исполь-
зования (северное, тропическое исполнение);
Для применения технических регламентов необходимы соответствующие еди-
ные правила и методы исследований и измерений, отбора образцов. Эти правила
разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии
с их компетенцией в течение шести месяцев со дня официального опубликования
технического регламента и утверждаются Правительством РФ.
Лекция 2
СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ
1) Понятие и цели стандартизации.
2) Правовое регулирование сертификации.
3) Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований техниче-
ских регламентов.
2.1 Понятие и цели стандартизации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стандартизация — деятельность по установлению правил и ха-
рактеристик в целях их добровольного многократного использо-
вания, направленная на достижение упорядоченности в сферах
производства и обращения продукции и повышение конкуренто-
способности продукции, работ или услуг.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Цели стандартизации:
• повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества
физических и юридических лиц, государственного и муниципального иму-
щества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, повышение уровня экологической
безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
Лекция 2. Стандартизация. Правовое регулирование сертификации
169
• обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг),
единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаме-
няемости технических средств (машин и оборудования, их составных ча-
стей, комплектующих изделий и материалов), технической и информаци-
онной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испыта-
ний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, про-
ведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения госу-
дарственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продук-
ции (работ, услуг);
• содействие соблюдению требований технических регламентов;
• создание систем классификации и кодирования технико-экономической и со-
циальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), си-
стем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и пе-
редачи данных; содействие проведению работ по унификации.
Принципы стандартизации:
• добровольное применение документов в области стандартизации;
• максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заин-
тересованных лиц;
• применение международного стандарта как основы разработки националь-
ного стандарта, за исключением случаев, если такое применение призна-
но невозможным вследствие несоответствия требований международных
стандартов климатическим и географическим особенностям Российской
Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по
иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установ-
ленными процедурами выступала против принятия международного стан-
дарта или отдельного его положения;
• недопустимость создания препятствий производству и обращению продук-
ции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это ми-
нимально необходимо для выполнения целей, указанных в Федеральном
законе;
• недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат тех-
ническим регламентам;
• обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
Документы в области стандартизации:
• национальные стандарты;
• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
• применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации;
• стандарты организаций;
• своды правил;
170
РАЗДЕЛ IX. Техническое регулирование
требований к качеству товаров, работ и услуг
• международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды
правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных
государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде
технических регламентов и стандартов;
• надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международ-
ных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил,
стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных госу-
дарств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации
по стандартизации;
• предварительные национальные стандарты.
2.2 Правовое регулирование сертификации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Подтверждение соответствия — документальное удостовере-
ние соответствия продукции или иных объектов, процессов про-
изводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути-
лизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям тех-
нических регламентов, положениям стандартов или условиям до-
говоров.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
• удостоверения соответствия продукции или иных объектов техническим
регламентам, стандартам, условиям договоров;
• содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
• повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на россий-
ском и международном рынках;
• создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по
территории Российской Федерации, а также для осуществления междуна-
родного экономического, научно-технического сотрудничества и междуна-
родной торговли.
Формы подтверждения соответствия:
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может но-
сить добровольный или обязательный характер.
1) Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме доб-
ровольной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия
осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между за-
явителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соот-
ветствия может осуществляться для установления соответствия националь-
ным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной серти-
фикации, условиям договоров.