Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6970

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

141 

момента  вступления  наследника  в наследство  легатарий  получал  право  требо-
вать осуществления своего права на легат. 

В интересах наследников римским правом были установлены определен-

ные ограничения легатов. Первоначально их размер был ограничен 1 000 ассов, 
кроме того, было установлено, что ни один легатарий не может получить боль-
ше, чем наследник. Этих мер оказалось недостаточно, поэтому законом Фаль-
цидия (I в. до н. э.) были установлены новые ограничения в области предостав-
ления  легатов:  наследник  мог  оставить  себе  не  менее  одной  четверти 
наследства (совокупной наследственной массы). Четверть наследства (оставша-
яся  после  погашения  долгов  наследодателя)  должна  была  в  любом  случае  по-
ступить в собственность наследника по завещанию (так называемая Фальциди-
ева четверть). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Фидеикомисс  – распоряжение,  даваемое  наследодателем на 

случай  смерти  без  соблюдения  формы  цивильного  завещания  (рас-
поряжение  на  случай  смерти,  не  содержащее  в  себе  назначения 
наследника или направленное к наследнику по закону).  
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Так как в доклассический период такого рода распоряжения физических 

лиц не обеспечивались исковой защитой, их исполнение зависело лишь от со-
вести наследника, то и сам фидеикомисс являлся скорее моральным, чем право-
вым институтом; отсюда и само название фидеикомисса, переводимое с латыни 
как «порученный совести». 

Позже фидеикомиссы, снабженные исковой защитой, по своему правово-

му положению фактически слились с легатами, что было окончательно закреп-
лено новеллами Юстиниана. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по главе 11 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Что значит универсальное и сингулярное преемство в наследовании? 
2.  Каков порядок наследования по закону? 
3.  Что значит трансмиссия наследства? 
4.  Каков порядок наследования по завещанию? 
5.  Почему появляется обязательная доля наследования и в чем ее смысл? 
6.  Что такое легат?  


background image

142 

7.  Какие  устанавливались  требования  для  правильного  оформления  за-

вещания? 

8.  Чем  можно  объяснить,  что  в  древнейший  период  римского  государ-

ства преобладало наследование по закону, а не по завещанию? 

9.  Какое родство – агнатское или когнатское доминировало в регулиро-

вании  наследственных  отношений  по  закону  в  эпоху  классического 
римского права? 

10. Назовите  основные  условия  действительности  завещания  в  римском 

праве. 

11. Как определялся размер наследственной доли в завещании? 
12. В чем  сущность  правила  обязательной  доли  в  наследовании  по  заве-

щанию? 

13. Какое преемство – универсальное или сингулярное – создает легат? 
14. На  каком  основании  наследники  делились  на  обязательных  и  добро-

вольных? 

15. Дайте определение завещанию. 
16. Какие условия требовались для юридической силы завещания? 
17. Охарактеризуйте свободу завещательного распоряжения и обязатель-

ную долю. 

18. Когда завещание утрачивало юридическую силу? 
19. Назовите очереди наследников и порядок законного наследования по 

цивильному праву, по преторскому праву и по праву Юстиниана. 

 

 


background image

143 

12 Рецепция римского права 

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Рецепция  римского  права  –  одно  из  ключевых  явлений  в  ис-

тории средневекового западноевропейского общества. В переводе с 
латинского  «receptio»  означает  «прием»,  «принятие».  Рецепция 
права  –  это  процесс  заимствование  его  категорий,  терминов  и 
конструкций другими государствами.  
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Начало рецепции  в Западной  Европе  датируется  XI  – первой половиной 

XII в.  и  связывается  с  деятельностью  Болонской  юридической  школы.  В  XII–
XIII вв. изучение римского права распространяется во многих западноевропей-
ских  странах.  Таким  образом,  XI–XIII вв.  названы  «периодом  глоссаторов»; 
глоссаторы  активно  изучали  и  толковали  нормы римского  права.  Далее,  XIV–
XV вв.  получили  название  «период  комментаторов».  Предметом  рецепции  яв-
лялось римское частное право. Римское публичное право перестало существо-
вать вместе с падением Рима. 

Рецепция римского права обусловливалась: 

•  высоким уровнем римского права – наличием в готовом виде ряда ин-

ститутов,  регулировавших  отношения  развитого  товарооборота,  чет-
костью и ясностью правовых норм; 

•  римское классическое право во многом было свободно от националь-

ной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось 
как  «общее,  высшее,  научное  право».  Римское  право  в  силу  своей 
универсальности  применимо  к  любым  частнособственническим  от-
ношениям; 

•  недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право 

было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, про-
тиворечия; 

•  римское право давало готовые формулы для юридического выражения 

производственных отношений развивающегося товарного хозяйства; 

•  короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, 

обосновывающие  их  претензии  на  абсолютную  и  неограниченную 
власть,  использовали  их  в  борьбе  с  церковью  и  феодальными  сеньо-
рами; 


background image

144 

•  повышение  интереса  к  римскому  праву  в  силу  широкого  обращения 

эпохи Возрождения к античному творческому наследию. 

Рецепция  римского  права  –  сложный,  многоступенчатый  процесс  заим-

ствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим услови-
ям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.  

Можно выделить следующие этапы рецепции: 
1)  изучение  римского  права  в  университетах  Италии.  Происходило  по 

Своду  законов  императора  Юстиниана  в  Болонской  школе  искусств. 
Образовались школы: 

•  глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось 

в  кратких  замечаниях  и  разъяснениях  (глоссах),  делаемых  между 
строками и на полях рукописей римских законов; 

•  постглоссаторов,  для  деятельности  которых  типично  приспособ-

ление римского права к использованию в судах; 

2)  распространение  рецепции  на  территории  ряда  европейских  госу-

дарств и практическое применение римского права в деятельности су-
дей-практиков; 

3)  переработка и усвоение достижений римского права. 
Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фунда-

ментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобре-
ло уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в 
ряде государств Центральной и Южной Европы. 

Памятники рецепции римского права: 

•  во Франции – «Извлечения Петра» (XI в.), «Кутюмы Бовези» (XIII в.); 

•  в Англии – «О законах и обычаях Англии» (XIII в.); 

•  в  Германии  –  Саксонское  зерцало  (XIII в.),  уголовное  уложение  Свя-

щенной Римской империи «Каролина» 1552 г.; 

•  в России – Соборное уложение 1649 г. 
Развивающаяся  промышленность  и  торговля  Европы  XII в.  требовали 

развитой  правовой  надстройки,  стимулирующей  прогресс  производительных 
сил  и  производственных  отношений,  выходящей  за  границы  отдельных  фео-
дальных  государств.  Применение  косных  и  дробных  феодальных  кутюмов 
(обычно-правовых  норм)  являлось  существенным  тормозом  для  развития  про-
изводительных  сил.  Выход  был  найден  в  признании  силы  закона  за  римским 
частным правом. По своему содержанию римское частное право удовлетворяло 
потребностям  Средневековья  в  регламентации  частной  собственности  и  дого-


background image

145 

ворных отношений. Большую роль сыграли при этом «абстрактность» римского 
частного права, утрата им в первые века нашей эры узконационального, мест-
ного  права,  его  приспособленность  к  регулированию  хозяйственного  оборота 
различных народов. Таким образом, римское частное право стало «общим пра-
вом»  ряда  государств  и  фундаментом дальнейшего  развития  как  феодального, 
так и буржуазного права. Через ряд столетий после падения Рима оно приобре-
ло значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Ев-
ропы. 

Римляне  впервые  разработали  право  частной  собственности,  причем  та-

ким  образом,  что,  с  одной  стороны,  это  право  защищало  собственника  и  вла-
дельца, а с другой – устанавливало правовые ограничения частной собственно-
сти  в  целях  гармонизации  интересов  лиц,  участвующих  в  праве.  Эту  же  цель 
преследовали  разумные  ограничения  в  праве  распоряжения  собственностью, 
например: ограничение отпуска рабов на волю (чтобы не пострадали наследни-
ки и (или) кредиторы); наличие сервитутов (защита интересов как собственни-
ка,  так  и  пользователя);  запрет  взимать  проценты  на  проценты;  ограничение 
свободы завещания (суд признавал, что лицо, которое ничего не оставило сво-
им близким, безумно) и т. п. 

Рим как рабовладельческая республика пал под ударами варваров, и, ка-

залось, римское право погибло вместе с ним. Но логика экономического разви-
тия  народов,  населявших  Европу,  естественным  образом  привела  к  необходи-
мости ликвидации монархий, сословных перегородок, предоставления свободы 
(как  экономической,  так  и  политической)  своим  гражданам.  Тексты  римского 
права явились основой, на которой в XVIII–XIX вв. развивалась общая теория 
буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъяв-
ления,  договора,  вины,  понятия  и  защиты  владения  и т. п.  базируются  на 
текстах римского права. Однако самих этих теорий в римском праве не было. 
Юристы,  выпускники  европейских  университетов,  говорящие  на  латыни,  зна-
ющие римское право, от теоретического осмысления переходят к практическо-
му  применению  норм  римского  права  вместо  национальных  норм  обычного 
права. Многие места из Кодекса Юстиниана становятся законом. Этот процесс 
и называется рецепцией (от лат. recepcio – восприятие) римского права. На ос-
нове структуры Институций Гая были разработаны Гражданский кодекс Напо-
леона 1804 г. и Германское Гражданское Уложение 1900 г. 

Одна из основных современных правовых семей – семья континентально-

го права (или романо-германская) – возникла под влиянием римского права. Об