ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7702
Скачиваний: 20
146
этом говорит римская традиция деления права на отрасли, выделения частного
и публичного права, а также кодификации источников права. Многие институ-
ты континентальной правовой системы основаны на институтах римского пра-
ва. Кроме того, особое место занимает юридическая доктрина.
В России также происходила рецепция римского права. Кодекс и Дигесты
Юстиниана проникли в Россию в X–XII вв. из Византии вместе с христиан-
ством. Элементы византийского права начали проникать на Русь еще в начале
X в. в связи с заключением русско-византийских договоров 911 и 945 гг. После
988 г. Князем Владимиром Святославовичем была предпринята попытка ввести
в действие на Руси непосредственно византийский свод законов VIII в. – Экло-
ги. В частности, именно этим документом предусматривалось применение си-
стемы физических наказаний за преступления, вплоть до смертной казни, вза-
мен действовавших судебных штрафов – «вир». Однако попытка стремитель-
ного перехода к византийской системе уголовного наказания потерпела неуда-
чу, возможно, из-за опустения княжеской казны в связи с отсутствием важного
источника дохода – вирных платежей. Позднее, римское право более осторожно
вводилось с учетом русского обычного права – в Правде Ярослава и других до-
кументах.
Однако если княжеские своды хотя и ссылались на греческие, то есть ви-
зантийские законы, но преимущественно опирались на местное, обычное право,
то православная церковь была наиболее последовательным проводником рим-
ско-византийского права. Наиболее древние пласты брачного, обязательствен-
ного и налогового права именно в этот период активно заимствовались из Ди-
гест и Кодекса Юстиниана. Многие судебники древней Руси прямо ссылаются
на греческие переводы Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, заимствуя
порой как систему, так и отдельные юридические нормы. Известны также
древнейшие переложения на старорусский язык отдельных Новелл Юстиниана,
выдержек из Дигест (Пандект). Они были скомпилированы, в частности, в сво-
де церковного православного права – Кормчей книге XII в. Церковные суды,
напрямую руководствовавшиеся нормами римско-византийского права, имели
масштабную юрисдикцию, распространявшуюся и на субъектов, не подпадав-
ших под власть церкви.
Римское право характеризовалось тем, что основывалось на частной соб-
ственности, отсутствии сословных привилегий, выборности должностных лиц,
разделении властей. Эти и другие принципы были слабо приемлемы в России
послемонгольского периода. Но логика экономико-правового развития, судеб-
147
ная реформа, начавшаяся после отмены крепостного права, объективно вели к
утверждению принципов римского права в российском праве. Начиная с
XVIII в. можно говорить о рецепции в России римского частного права в запад-
ноевропейском понимании этого слова. Это связано со стремлением Петра I и
последующих императоров построить российские законы на принципах евро-
пейских гражданских институтов. Во второй половине XVIII в. во время цар-
ствования Екатерины II, находившейся под влиянием идей французских про-
светителей, начало формироваться в России частное право, понимаемое как
законодательное ограничение произвольного вмешательства государства в
частную жизнь. В это время ее указами устанавливается понятие частной соб-
ственности как свободы в использовании своего имущества независимо от «ка-
зенного интереса». Это, однако, было привилегией лишь одного сословия –
дворян. В дальнейшем на принципах римского права был основан проект
Гражданского Уложения 1912 г. С начала 1990-х гг. начался современный этап
рецепиирования римского права российским гражданским правом.
Римское право напрямую или опосредованно было заимствовано граж-
данским и иными видами права в некоторых феодальных государствах, а в
буржуазных – практически повсеместно. В римском праве с его разработанной
внесословной теорией частной собственности оказалось заинтересовано прежде
всего третье сословие, буржуазия. Европейские революции, движущей силой
которых был средний класс, привели к торжеству правовых идей, сформулиро-
ванных еще в Древнем Риме.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 12
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Что такое рецепция римского права?
2. Какой период является эпохой ранней рецепции римского права в Ев-
ропе?
3. Какими особенностями обладало римское право народов?
4. Каково содержание деления отраслей на частное и публичное в со-
временном российском праве?
5. Какие принципы гражданского права унаследованы гражданским пра-
вом России?
6. Какие особенности римского права были отвергнуты современным
западноевропейским правом?
148
7. Какая правовая семья основана на принципах и источниках римского
права?
8. Какие акты средневекового права стали примерами рецепции римско-
го права?
149
Заключение
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключи-
тельное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило мир –
сначала с расширением римского государства, а во второй раз – как самостоя-
тельная цивилизационная сила.
Период от принятия Законов XII таблиц до кодификации Юстиниана
охватывает тысячу лет. После Юстиниана минуло уже пятнадцать веков, а рим-
ская юриспруденция остается фундаментом, на котором зиждется частное пра-
во в странах континентальной правовой традиции. И дело здесь не просто в
уважении к собственной истории. Условия, в которых развивалось римское
право, придали ему в некотором смысле наднациональный характер. Необы-
чайная пластичность римских юридических конструкций и доктрин, их легкая
встраиваемость в самые разные национальные условия объясняется тем, что в
римском обществе эпохи формирования классической юриспруденции именно
частноправовое регулирование лежало в основе всех социально-экономических
отношений. Этот безусловный примат частного над публичным в сочетании с
рациональностью и относительной простотой базовых учений позволил рим-
ской юриспруденции уже в новейшее время стать основой для обшей теории
гражданского права.
Римское право зародилось тогда, когда Рим представлял собой малень-
кую общину среди многих других подобных ей общин Италии. Как и весь при-
митивный уклад жизни этой общины, римское право являло собой несложную,
во многом архаическую систему правил, проникнутую патриархальным и узко-
национальным характером.
Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование,
маленькая civitas (община) Roma постепенно растет, поглощая соседние
civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и
более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватыва-
ет близлежащие острова, занимает все побережье Средиземного моря, – и на
сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своей вла-
стью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.
Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй
рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономи-
ческими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки
150
стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способ-
ностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право
меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода лич-
ности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.
Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям эконо-
мическим. Рим неизбежно втягивался в международный оборот, и по мере того,
как он делался центром политической жизни мира, он становился также цен-
тром мирового торгового оборота. На его территории непрерывно завязывались
бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие торговцы раз-
ных национальностей; римские магистраты должны были разбирать споры,
возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для раз-
решения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не го-
дилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от всяких
местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовле-
творить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо
национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право про-
никается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи меж-
дународного оборота, которые до него веками вырабатывались в международ-
ных сношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность.
Так возникало то римское право, которое стало общим правом всего ан-
тичного мира. По существу, творцом этого права был весь мир; Рим же явился
лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международ-
ного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое.
Универсализм и индивидуальность – основные начала этого целого.
Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией клас-
сического периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение
в знаменитом своде – Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, и в таком ви-
де было завещано новому миру. Железный колосс, державший в своих руках
судьбы мира, дряхлел: разнообразные народности, входившие в состав всемир-
ного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали вар-
вары – новые претенденты на активное участие в мировой истории. Наступил
момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир.
Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся
богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связи между
старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает
писать все заново.