Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6969

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

146 

этом говорит римская традиция деления права на отрасли, выделения частного 
и публичного права, а также кодификации источников права. Многие институ-
ты континентальной правовой системы основаны на институтах римского пра-
ва. Кроме того, особое место занимает юридическая доктрина. 

В России также происходила рецепция римского права. Кодекс и Дигесты 

Юстиниана  проникли  в  Россию  в  X–XII вв.  из  Византии  вместе  с  христиан-
ством. Элементы византийского права начали проникать на Русь еще в начале 
X в. в связи с заключением русско-византийских договоров 911 и 945 гг. После 
988 г. Князем Владимиром Святославовичем была предпринята попытка ввести 
в действие на Руси непосредственно византийский свод законов VIII в. – Экло-
ги.  В частности,  именно  этим  документом  предусматривалось  применение  си-
стемы физических наказаний за преступления, вплоть до смертной казни, вза-
мен  действовавших  судебных  штрафов  –  «вир».  Однако  попытка  стремитель-
ного перехода к византийской системе уголовного наказания потерпела неуда-
чу, возможно, из-за опустения княжеской казны в связи с отсутствием важного 
источника дохода – вирных платежей. Позднее, римское право более осторожно 
вводилось с учетом русского обычного права – в Правде Ярослава и других до-
кументах. 

Однако если княжеские своды хотя и ссылались на греческие, то есть ви-

зантийские законы, но преимущественно опирались на местное, обычное право, 
то  православная  церковь  была  наиболее  последовательным  проводником  рим-
ско-византийского  права.  Наиболее  древние  пласты  брачного,  обязательствен-
ного и налогового права именно в этот период активно заимствовались из Ди-
гест и Кодекса Юстиниана. Многие судебники древней Руси прямо ссылаются 
на  греческие  переводы  Corpus  Juris  Civilis  императора  Юстиниана,  заимствуя 
порой  как  систему,  так  и  отдельные  юридические  нормы.  Известны  также 
древнейшие переложения на старорусский язык отдельных Новелл Юстиниана, 
выдержек из Дигест (Пандект). Они были скомпилированы, в частности, в сво-
де  церковного  православного  права  –  Кормчей  книге  XII в.  Церковные  суды, 
напрямую  руководствовавшиеся  нормами  римско-византийского  права,  имели 
масштабную  юрисдикцию,  распространявшуюся  и  на  субъектов,  не  подпадав-
ших под власть церкви. 

Римское право характеризовалось тем, что основывалось на частной соб-

ственности, отсутствии сословных привилегий, выборности должностных лиц, 
разделении властей. Эти и другие принципы были слабо приемлемы в России 
послемонгольского  периода.  Но  логика  экономико-правового  развития,  судеб-


background image

147 

ная реформа, начавшаяся после отмены крепостного права, объективно вели к 
утверждению  принципов  римского  права  в  российском  праве.  Начиная  с 
XVIII в. можно говорить о рецепции в России римского частного права в запад-
ноевропейском понимании этого слова. Это связано со стремлением Петра I и 
последующих  императоров  построить  российские  законы  на  принципах  евро-
пейских  гражданских  институтов.  Во  второй  половине  XVIII в.  во  время  цар-
ствования  Екатерины II,  находившейся  под  влиянием  идей  французских  про-
светителей,  начало  формироваться  в  России  частное  право,  понимаемое  как 
законодательное  ограничение  произвольного  вмешательства  государства  в 
частную жизнь. В это время ее указами устанавливается понятие частной соб-
ственности как свободы в использовании своего имущества независимо от «ка-
зенного  интереса».  Это,  однако,  было  привилегией  лишь  одного  сословия  – 
дворян.  В дальнейшем  на  принципах  римского  права  был  основан  проект 
Гражданского Уложения 1912 г. С начала 1990-х гг. начался современный этап 
рецепиирования римского права российским гражданским правом.  

Римское  право  напрямую  или  опосредованно  было  заимствовано  граж-

данским  и  иными  видами  права  в  некоторых  феодальных  государствах,  а  в 
буржуазных – практически повсеместно. В римском праве с его разработанной 
внесословной теорией частной собственности оказалось заинтересовано прежде 
всего  третье  сословие,  буржуазия.  Европейские  революции,  движущей  силой 
которых был средний класс, привели к торжеству правовых идей, сформулиро-
ванных еще в Древнем Риме.  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по главе 12 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Что такое рецепция римского права? 
2.  Какой период является эпохой ранней рецепции римского права в Ев-

ропе? 

3.  Какими особенностями обладало римское право народов? 
4.  Каково  содержание  деления  отраслей  на  частное  и  публичное  в  со-

временном российском праве? 

5.  Какие принципы гражданского права унаследованы гражданским пра-

вом России? 

6.  Какие  особенности  римского  права  были  отвергнуты  современным 

западноевропейским правом? 


background image

148 

7.  Какая правовая семья основана на принципах и источниках римского 

права? 

8.  Какие акты средневекового права стали примерами рецепции римско-

го права? 


background image

149 

Заключение 

Римское  право  занимает  в  истории  человечества  совершенно  исключи-

тельное  место:  оно  пережило  создавший  его  народ  и  дважды  покорило  мир  – 
сначала с расширением римского государства, а во второй раз – как самостоя-
тельная цивилизационная сила. 

Период  от  принятия  Законов  XII таблиц  до  кодификации  Юстиниана 

охватывает тысячу лет. После Юстиниана минуло уже пятнадцать веков, а рим-
ская юриспруденция остается фундаментом, на котором зиждется частное пра-
во  в  странах  континентальной  правовой  традиции.  И дело  здесь  не  просто  в 
уважении  к  собственной  истории.  Условия,  в  которых  развивалось  римское 
право,  придали  ему  в  некотором  смысле  наднациональный  характер.  Необы-
чайная пластичность римских юридических конструкций и доктрин, их легкая 
встраиваемость в самые разные национальные условия объясняется тем, что в 
римском обществе эпохи формирования классической юриспруденции именно 
частноправовое регулирование лежало в основе всех социально-экономических 
отношений.  Этот безусловный примат частного над публичным  в сочетании с 
рациональностью  и  относительной  простотой  базовых  учений  позволил  рим-
ской  юриспруденции  уже  в  новейшее  время  стать  основой  для  обшей  теории 
гражданского права. 

Римское  право  зародилось  тогда,  когда  Рим  представлял  собой  малень-

кую общину среди многих других подобных ей общин Италии. Как и весь при-
митивный уклад жизни этой общины, римское право являло собой несложную, 
во многом архаическую систему правил, проникнутую патриархальным и узко-
национальным характером. 

Но  судьба  вела  Рим  к  иному  будущему.  Борясь  за  свое  существование, 

маленькая  civitas  (община)  Roma  постепенно  растет,  поглощая  соседние 
civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и 
более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватыва-
ет  близлежащие  острова,  занимает  все  побережье  Средиземного  моря,  –  и  на 
сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своей вла-
стью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира. 

Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй 

рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономи-
ческими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки 


background image

150 

стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способ-
ностей  каждого  отдельного  индивида.  В соответствии  с  этим  римское  право 
меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода лич-
ности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями. 

Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям эконо-

мическим. Рим неизбежно втягивался в международный оборот, и по мере того, 
как  он  делался  центром  политической  жизни  мира,  он  становился  также  цен-
тром мирового торгового оборота. На его территории непрерывно завязывались 
бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие торговцы раз-
ных  национальностей;  римские  магистраты  должны  были  разбирать  споры, 
возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для раз-
решения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не го-
дилось;  необходимо  было  новое  право,  которое  было  бы  свободно  от  всяких 
местных  и  национальных  особенностей,  которое  могло  бы  одинаково  удовле-
творить  римлянина  и  грека,  египтянина  и  галла.  Нужно  было  не  какое-либо 
национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право про-
никается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи меж-
дународного оборота, которые до него веками вырабатывались в международ-
ных сношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность. 

Так возникало то римское право, которое стало общим правом всего ан-

тичного мира. По существу, творцом этого права был весь мир; Рим же явился 
лишь  тем  лаборантом,  который  переработал  рассеянные  обычаи  международ-
ного  оборота  и  слил  их  в  единое,  поразительное  по  своей  стройности,  целое. 
Универсализм и индивидуальность – основные начала этого целого. 

Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией клас-

сического периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение 
в знаменитом своде – Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, и в таком ви-
де  было  завещано  новому  миру.  Железный  колосс,  державший  в  своих  руках 
судьбы мира, дряхлел: разнообразные народности, входившие в состав всемир-
ного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали вар-
вары – новые претенденты на активное участие в мировой истории. Наступил 
момент,  они  хлынули  могучими  потоками  и  затопили  весь  античный  мир. 
Настала  беспокойная  эпоха  великого  переселения  народов,  и  кажется,  что  вся 
богатая  культура  древности  погибла  навсегда,  что  порвались  все  связи  между 
старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает 
писать все заново.