ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7746
Скачиваний: 20
26
было представлено в Институциях Гая (II в.). Так в римском праве появились
понятия: закон – lex, право – jus. Многие исследователи считают, что римляне
не проводили строгого различия между этими понятиями. Папиниан писал, что
закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание
преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех
граждан) обещание государства. Отсюда формула Модестина в Дигестах:
«...закон либо предписывает, либо запрещает, либо дозволяет, либо наказыва-
ет»
1
. Но, давая те или иные теоретические определения, римские юристы нико-
гда не были категоричны. Вот почему в некоторых статьях Институций Гая
можно найти изложение взглядов многих юристов на одно и то же событие, в
силу чего римский юрист Яволен подчеркивал: «...в цивильном праве всякое
определение чревато опасностью, ибо мало случаев, когда оно не может быть
опрокинуто»
2
. Тем не менее даже в эпоху империи общество с почтением отно-
силось к закону.
В процессе осуществления тех общественных отношений, которые воз-
никали, римскими юристами были выделены общие для всех нормы. Эти нор-
мы легли в основу римского права, которое и занималось регулированием воз-
никающих отношений. Древнее римское право легло в основу многих
институтов буржуазного права и используется до сих пор. Развитию римского
права способствовал высокий уровень товарно-денежных отношений, глобаль-
ный характер самой империи, в которой происходила «притирка» многих и раз-
личных правовых систем, результатом которой явилось возникновение разветв-
ленной, сложно сбалансированной системы римского права.
Основные этапы развития римского права:
Первый период (VIII–III вв. до н. э.) – начальный, архаический период
формирования римского права. В этот период право существует только в рам-
ках патриархальной римской общины и только для ее членов, неразрывно свя-
зано с юридической практикой жрецов – понтификов, пронизано сакральным
началом. В правовых отношениях существовало много формальностей, консер-
вативных правил, не подлежащих произвольным изменениям. Поскольку оно
было применимо только к членам гражданской римской общины (cives), право
именуется цивильным (jus civile), или квиритским. В этот период римское пра-
1
Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И. С. Перетер-
ского. – М. : Наука, 1984. – С. 82.
2
Римское право: учебник для вузов / И. Б. Новицкий. – 2-е изд. стереотип. – М. : КноРус,
2012. – С. 61.
27
во рассчитано на изолированное патриархальное хозяйство, оно узконацио-
нальное, замкнутое.
Второй период (II в. до н. э. – I в.) – классический период, когда происхо-
дила апробация Законов XII таблиц, рождалась теория права. Римское право
достигает наивысшего развития. Наблюдается подъем юриспруденции, форми-
рование универсальности норм, разрабатывается большинство юридических
конструкций.
Третий период (II–III вв.) – постклассический, когда из узконационально-
го и местечкового римское право стало общемировым, он связан с формирова-
нием всех тех институтов права, на которых базируются практически все со-
временные национальные правовые системы.
Четвертый период (IV–VI вв.) – Юстинианов период формальной перера-
ботки без содержательных изменений. Перемены в римском праве данного пе-
риода связаны с систематизацией и кодификацией права. Наибольшую извест-
ность получили кодификации Юстиниана.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В зависимости от формы политического устройства периоди-
зация римского права может быть сформулирована следующим об-
разом:
1) период древнего, или квиритского, права – 753–130 г. до
н. э.;
2) период классического права – 130 г. до н. э. – 230 г. н. э.
(этот период включает периоды ранней, высокой и позд-
ней классики);
3) постклассический период права 230–527 г. н. э.;
4) право эпохи Юстиниана 525–565 г. н. э.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Процесс эволюции римских частноправовых отношений тесно связан с
господствовавшим в тот или иной период политическим режимом и парадиг-
мой правотворчества, обусловленной общественно-политическим укладом Ри-
ма. Наивысшего расцвета римское право достигло в классический период, в ос-
новном совпадающий с республиканским периодом и периодом принципата в
историко-политическом развитии Рима. В частности, классический период
римского права связан с установлением принципата в период правления Авгу-
ста и завершается отречением от власти императора Диоклетиана (305 г. н. э.),
которого считают последним защитником классического права. Приблизитель-
28
но в это же время принцепс (император) Каракалла, предоставив гражданство
всем подданным империи (212 г. н. э.), положил начало варваризации римского
права, то есть его упрощению в русле традиций германских племен.
Исторический цикл развития римского права завершается смертью Юс-
тиниана I (565 г. н. э.), реставратора классического права и создателя фунда-
ментального труда Сorpus Juris Civilis – «Свод гражданского права», который
объединил Кодекс, Дигесты, Институции и Новеллы. Дальнейшее развитие
права будет относиться уже к византийской традиции.
2.2 Система римского права
Цивильное право. В латинском языке слову «гражданский» соответствует
слово civilis. Однако термин jus civile (цивильное право) в римском праве не со-
ответствует по своему содержанию современному термину «гражданское пра-
во». Термином jus civile обозначалось прежде всего исконное национальное
древнеримское право, распространяющее действие исключительно на римских
граждан – квиритов, поэтому его именуют еще квиритским правом. Другое зна-
чение jus civile – нормы, исходящие от народного собрания, а позднее от сена-
та.
Наряду с системой цивильного права в Древнем Риме в практике прето-
ров и некоторых других магистратов постепенно складывается и так называе-
мое преторское право (jus praetorium или honorarium). Преторское право было
реакцией на несоответствие старых традиционных и неповоротливых форм ци-
вильного права новым экономическим реальностям. Оно было инструментом,
позволяющим вносить в римскую правовую систему необходимые коррективы,
приспосабливать цивильное право к новым условиям жизни.
Как указывал известный римский юрист Папиниан, преторское право –
это то, что ввели преторы ради улучшения, или дополнения, или исправления
цивильного права для общественной пользы.
Цивильное право противопоставлялось не только преторскому праву, но
также праву народов – jus gentium, действие которого распространялось на пе-
регринов, а также их отношения с римскими гражданами. Поскольку jus
gentium регулировало имущественные отношения и между перегринами, и
между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло со-
бой разновидность римского гражданского права.
В республиканский период римской истории цивильное право и право
народов развивались параллельно. Однако с течением времени они начали
29
сближаться, оказывая взаимное влияние. Поскольку право народов вбирало в
себя лучшие достижения права других народов, оно в большей степени отвеча-
ло потребностям хозяйственной жизни страны, было меньше подвержено фор-
мализму. Вследствие тесного взаимодействия при практическом применении
нередко нормы права народов проникали в цивильное право. Имело место и об-
ратное влияние.
В классический период различие jus civile и jus gentium утрачивает свою
остроту, особенно после издания в 212 г. н. э. эдикта Каракаллы, который
предоставил права римских граждан жителям провинций. При императоре Юс-
тиниане право народов и цивильное право составили единую систему права, в
которой преобладало jus gentium как более развитое право.
Деление римского права на публичное и частное
Традиционное для многих современных правовых систем деление права
на частное и публичное было известно уже в Древнем Риме.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Классическое разграничение публичного и частного права, со-
хранившееся и в последующие века, было сформулировано римским
юристом Ульпианом: «Публичное право есть то, которое отно-
сится к положению римского государства; частное – которое от-
носится к пользе отдельных лиц».
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
С точки зрения этого определения под публичным правом (jus publicum)
следует понимать нормы, которые непосредственно охраняют интересы госу-
дарства и закрепляют правовое положение государства и его органов. Сюда от-
носятся система государственных органов, компетенция учреждений и долж-
ностных лиц, нормативные акты государства. Ульпиан указывал, что в состав
публичного права входят «святыни, жрецы, магистраты». Но этот перечень не
является исчерпывающим. В ряде случаев публичное право понималось рим-
скими юристами и в смысле норм, которые имеют безусловно обязательную
силу и не могут быть изменены путем соглашения частных лиц. В современном
праве такие нормы называют императивными.
Частное право (jus privatum) – это нормы права, защищающие интересы
отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. Частное право
противопоставляется публичному праву и является областью, непосредствен-
ное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства огра-
30
ничено. Оно предоставляет известный простор автономии отдельных лиц, част-
ных собственников, выступающих на рынке. В этой области права преобладают
нормы, предоставляющие самим заинтересованным лицам определить склады-
вающие отношения. Например, Законы XII таблиц при заключении договора
займа определяли: «...как они договорятся, так пусть и будет». Эти нормы еще
называют уполномочивающими. Но данная частная автономия имеет свои пре-
делы. Они определяются публичным правом, нормы которого должны быть со-
блюдены при всех условиях.
Нормы публичного права применялись в сфере защиты интересов госу-
дарства (например, охрана религиозных святынь, положение магистратов, слу-
жение жрецов и т. д.) и в целом в регулировании отношений между частным
лицом и государством. Защита интересов рядового гражданина находилась
прежде всего в гражданско-правовой сфере – приобретение и защита собствен-
ности, владения, заключение и исполнение договоров, наследование имуще-
ства, компенсация причиненного вреда, брачно-семейные отношения и т. п.
Частное право включало в себя комплекс имущественных прав, а также связан-
ные с ними семейные отношения. Особенность имущественных прав состоит в
том, что ими можно распоряжаться, а личные права абсолютны и неотчуждае-
мы и существуют до тех пор, пока существует их обладатель – супруг, роди-
тель, сын, дочь и т. д.
В сфере отношений публичного права действуют императивные нормы,
то есть правила, которые налагают запрет или обязанность (например, обяза-
тельная уплата таможенной пошлины, прохождение ценза и т. п.), тогда как в
сфере частного права используются по преимуществу диспозитивные нормы,
предоставляющие варианты модели поведения, которое лицо выбирает само-
стоятельно (свобода выработки условий договора, свобода выбора стороны в
сделке, право подачи иска и т. п.).
Автономия субъектов частного права не абсолютна, ее границы очерчены
интересами общества, выраженными в публичном праве: «частные соглашения
не могут изменить предписаний публичного права». Следовательно, можно вы-
делить частное и публичное римское право. Частное римское право характери-
зуется как система отраслей права, регулирующих имущественные и связанные
с ними семейно-брачные отношения; по методу регулирования это преимуще-
ственно диспозитивное право.
Существует две системы расположения частноправовых норм: пандект-
ная и институционная. Пандектная система была выдвинута в XVI в. немец-