Файл: Финансовое право - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 5536

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

126

Глава 10. Правовые основы осуществления

валютного регулирования и валютного контроля

• с приобретением у третьих лиц (уполномоченных банков), а также с уступ-

кой третьим лицам (уполномоченным банкам) за иностранную валюту тре-
бований исполнения обязательств в денежной форме;

• с расчетами в иностранной валюте по договорам финансовой аренды (до-

говорам лизинга);

• с осуществлением платежей в иностранной валюте по операциям с внут-

ренними и внешними ценными бумагами;

• с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов;

• с доверительным управлением денежными средствами;
• с уплатой комиссионного вознаграждения (оплатой услуг уполномоченного

банка).

Норма п. 3 ст. 9 Закона о валютном регулировании гласит, что без ограниче-

ний осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными
банками
, связанные:

• с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов

и штрафных санкций по соответствующим договорам;

• с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банков-

ские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением
денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов)
(до востребования и на определенный срок);

• с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обяза-

тельств по договорам поручительства и залога;

• с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выпи-

санных этими или другими уполномоченными банками;

• с предъявлением векселей к платежу, получением по ним платежа, в том

числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также
с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам
в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ
«О переводном и простом векселе»

1

;

• с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной ино-

странной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная
стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской
Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денеж-
ных знаков иностранного государства (группы иностранных государств),
приемом для направления на инкассо в банки за пределами российской
территории наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных
чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не
для целей осуществления физическими лицами предпринимательской дея-
тельности;

• с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
• с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям

в соответствии с российским законодательством.

1

Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 11. Ст. 1238.


background image

10.2 Финансово-правовое регулирование валютных операций

127

В силу ст. 10 Закона о валютном регулировании нерезиденты вправе без огра-

ничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты РФ
со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета
(в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банков-
ских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за преде-
лами территории РФ или в уполномоченных банках.

Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внут-

ренними ценными бумагами на территории РФ.

Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ

осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на тер-
ритории РФ, за исключением случаев, когда нерезиденты осуществляют между
собой на территории и с территории РФ переводы иностранной валюты и валюты
РФ и получают на территории РФ такие переводы.

Согласно ст. 15 анализируемого Закона резиденты и нерезиденты без ограни-

чений при соблюдении требований ТК ТС и российского законодательства о та-
моженном деле осуществляют ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из РФ ино-
странной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или)
внутренних ценных бумаг в документарной форме.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Порядок ввоза на таможенную территорию и вывоза с этой терри-
тории физическим лицом наличных денежных средств и дорож-
ных чеков устанавливается Решением Межгосударственного Со-
вета ЕврАзЭС от 05.07.2010 г. N 51

1

.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

При единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств и (или) до-

рожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте
10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не
подлежат таможенному декларированию в письменной форме.

При единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или)

дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долла-
ров США, указанные денежные средства (дорожные чеки) подлежат таможенному
декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной де-
кларации на всю сумму.

Единовременный ввоз (вывоз) физическим лицом наличных денежных средств

и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в экви-
валенте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме
по желанию физического лица.

В случаях ввоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза

с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорож-
ных чеков перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному
в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную грани-

1

О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или)

денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза : решение Межгосудар-
ственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 г. N 51 // Бюллетень международных договоров. 2012.
N 6.


background image

128

Глава 10. Правовые основы осуществления

валютного регулирования и валютного контроля

цу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные
чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением

дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номиналь-
ная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства-члена Таможен-
ного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет
денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозмож-
ности определить сумму в валюте — указывается количество перемещаемых де-
нежных инструментов.

10.3 Понятие и содержание валютного
регулирования и валютного контроля

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Валютное регулирование — это деятельность органов государ-
ственной власти, направленная на регламентирование порядка
совершения валютных операций в соответствии с целями про-
водимой валютной политики
.

Валютный контроль — один из видов государственного финансо-
вого контроля за соблюдением валютного законодательства при
осуществлении валютных операций
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В широком аспекте валютный контроль представляет собой функ-
цию государственного управления, осуществляющуюся посред-
ством системы мер регулирования, направленных на обеспечение
экономической безопасности страны и соблюдение государствен-
ных интересов в валютных правоотношениях. В узком аспекте под
валютным контролем понимается деятельность специально упол-
номоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения
валютного законодательства и актов органов валютного регулиро-
вания участниками валютных правоотношений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

К принципам, отражающим сущность валютного регулирования и контроля,

отнесены (ст. 3 Закона о валютном регулировании):

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в об-

ласти валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в ва-

лютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов рези-

дентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.


background image

10.3 Понятие и содержание валютного
регулирования и валютного контроля

129

Упорядочение движения валютных потоков на внутреннем и внешнем валют-

ных рынках возможно посредством внедрения совокупности экономико-правовых
инструментов.

Среди валютных ограничений, препятствующих проведению тех или иных ва-

лютных операций в целях предотвращения существенного сокращения золотова-
лютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания
устойчивости платежного баланса РФ, можно выделить:

1) запрет на осуществление валютных операций между резидентами;

2) осуществление между нерезидентами валютных операций с внутренни-

ми ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установ-
ленных российским антимонопольным законодательством и законодатель-
ством о рынке ценных бумаг;

3) запрет на свободную конвертацию и конверсию иностранной валюты, сво-

бодное открытие нерезидентами банковских счетов (вкладов) в иностран-
ной валюте и в валюте РФ, осуществление расчетов физическими лицами-
резидентами, перечисление нерезидентами иностранной валюты и валюты
РФ (осуществляется только через уполномоченные банки);

4) регулирование вывоза капитала, репатриации выручки, золота, денежных

знаков и ценных бумаг;

5) регулирование получения внешних кредитов;

6) обязывание резидентов предоставлять в налоговые органы отчет о движе-

нии средств по своим счетам (вкладам) за пределами РФ.

Валютная интервенция — вмешательство Центрального банка РФ в операции,

проводимые на валютном рынке, с целью воздействия на курс рубля путем куп-
ли (для повышения курса рубля) и продажи (для снижения) иностранной валюты.
Осуществление валютных интервенций Банком России преследует задачу прибли-
жения курса рубля к покупательной способности и поддержания баланса интере-
сов импортеров и экспортеров.

Наряду с анализируемой мерой главный банк страны осуществляет:

• лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностран-

ной валюты;

• разработку совместно с Федеральной таможенной службой РФ комплекса

мер, направленных на возврат валюты на российскую территорию.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Механизмы реализации валютного контроля производны от ва-
лютных ограничений, однако не тождественны, поскольку через
установление валютных ограничений государство регулирует про-
ведение валютных операций, а посредством проведения меропри-
ятий по осуществлению валютного контроля происходит процесс
слежения за соблюдением регламентированных требований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

130

Глава 10. Правовые основы осуществления

валютного регулирования и валютного контроля

Основными направлениями валютного контроля являются:

1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему

законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);

2) проверка выполнения резидентами обязательств по проводимым ими опе-

рациям в иностранной валюте перед государством;

3) проверка законности и обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по проводимым

операциям.

Совокупность мероприятий, осуществляемых органами и агентами валютного

контроля, состоит из сбора, анализа и систематизации информации о валютных
операциях, а также предупреждения, выявления и пресечения валютных правона-
рушений.

Видами валютного контроля признаются: предварительный, текущий и после-

дующий.

Предварительный контроль, проводимый до совершения валютных операций

в целях их санкционирования.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

До совершения банковской операции по обслуживанию валютного счета кли-

ента уполномоченный банк должен проверить соответствие сведений, указанных
резидентом в расчетных документах информации, отраженной в документах, яв-
ляющихся основанием проведения валютных операций.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Формами такого контроля могут являться разрешения на осуществление ва-

лютных операций, заключения о соответствии представленной документации дей-
ствующему законодательству.

Текущий контроль, осуществляемый во время проведения валютных опера-

ций, основывающийся на предоставляемых органами, агентами валютного кон-
троля и проверяемыми субъектами первичных документах.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Таможенные органы проверяют правильность оформления таможенной декла-

рации при перемещении через границу наличных денежных средств.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В качестве базового организационно-правового метода текущего контроля вы-

деляется запрос и истребование документов и информации, которые связаны с про-
ведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок