ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6195
Скачиваний: 20
126
Глава 10. Правовые основы осуществления
валютного регулирования и валютного контроля
• с приобретением у третьих лиц (уполномоченных банков), а также с уступ-
кой третьим лицам (уполномоченным банкам) за иностранную валюту тре-
бований исполнения обязательств в денежной форме;
• с расчетами в иностранной валюте по договорам финансовой аренды (до-
говорам лизинга);
• с осуществлением платежей в иностранной валюте по операциям с внут-
ренними и внешними ценными бумагами;
• с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов;
• с доверительным управлением денежными средствами;
• с уплатой комиссионного вознаграждения (оплатой услуг уполномоченного
банка).
Норма п. 3 ст. 9 Закона о валютном регулировании гласит, что без ограниче-
ний осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными
банками, связанные:
• с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов
и штрафных санкций по соответствующим договорам;
• с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банков-
ские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением
денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов)
(до востребования и на определенный срок);
• с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обяза-
тельств по договорам поручительства и залога;
• с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выпи-
санных этими или другими уполномоченными банками;
• с предъявлением векселей к платежу, получением по ним платежа, в том
числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также
с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам
в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ
«О переводном и простом векселе»
1
;
• с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной ино-
странной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная
стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской
Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денеж-
ных знаков иностранного государства (группы иностранных государств),
приемом для направления на инкассо в банки за пределами российской
территории наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных
чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не
для целей осуществления физическими лицами предпринимательской дея-
тельности;
• с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
• с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям
в соответствии с российским законодательством.
1
Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 11. Ст. 1238.
10.2 Финансово-правовое регулирование валютных операций
127
В силу ст. 10 Закона о валютном регулировании нерезиденты вправе без огра-
ничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты РФ
со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета
(в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банков-
ских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за преде-
лами территории РФ или в уполномоченных банках.
Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внут-
ренними ценными бумагами на территории РФ.
Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ
осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на тер-
ритории РФ, за исключением случаев, когда нерезиденты осуществляют между
собой на территории и с территории РФ переводы иностранной валюты и валюты
РФ и получают на территории РФ такие переводы.
Согласно ст. 15 анализируемого Закона резиденты и нерезиденты без ограни-
чений при соблюдении требований ТК ТС и российского законодательства о та-
моженном деле осуществляют ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из РФ ино-
странной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или)
внутренних ценных бумаг в документарной форме.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Порядок ввоза на таможенную территорию и вывоза с этой терри-
тории физическим лицом наличных денежных средств и дорож-
ных чеков устанавливается Решением Межгосударственного Со-
вета ЕврАзЭС от 05.07.2010 г. N 51
1
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
При единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств и (или) до-
рожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте
10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не
подлежат таможенному декларированию в письменной форме.
При единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или)
дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долла-
ров США, указанные денежные средства (дорожные чеки) подлежат таможенному
декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной де-
кларации на всю сумму.
Единовременный ввоз (вывоз) физическим лицом наличных денежных средств
и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в экви-
валенте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме
по желанию физического лица.
В случаях ввоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза
с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорож-
ных чеков перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному
в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную грани-
1
О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или)
денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза : решение Межгосудар-
ственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 г. N 51 // Бюллетень международных договоров. 2012.
N 6.
128
Глава 10. Правовые основы осуществления
валютного регулирования и валютного контроля
цу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные
чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.
При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением
дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номиналь-
ная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства-члена Таможен-
ного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет
денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозмож-
ности определить сумму в валюте — указывается количество перемещаемых де-
нежных инструментов.
10.3 Понятие и содержание валютного
регулирования и валютного контроля
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Валютное регулирование — это деятельность органов государ-
ственной власти, направленная на регламентирование порядка
совершения валютных операций в соответствии с целями про-
водимой валютной политики.
Валютный контроль — один из видов государственного финансо-
вого контроля за соблюдением валютного законодательства при
осуществлении валютных операций.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В широком аспекте валютный контроль представляет собой функ-
цию государственного управления, осуществляющуюся посред-
ством системы мер регулирования, направленных на обеспечение
экономической безопасности страны и соблюдение государствен-
ных интересов в валютных правоотношениях. В узком аспекте под
валютным контролем понимается деятельность специально упол-
номоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения
валютного законодательства и актов органов валютного регулиро-
вания участниками валютных правоотношений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К принципам, отражающим сущность валютного регулирования и контроля,
отнесены (ст. 3 Закона о валютном регулировании):
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в об-
ласти валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в ва-
лютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов рези-
дентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
10.3 Понятие и содержание валютного
регулирования и валютного контроля
129
Упорядочение движения валютных потоков на внутреннем и внешнем валют-
ных рынках возможно посредством внедрения совокупности экономико-правовых
инструментов.
Среди валютных ограничений, препятствующих проведению тех или иных ва-
лютных операций в целях предотвращения существенного сокращения золотова-
лютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания
устойчивости платежного баланса РФ, можно выделить:
1) запрет на осуществление валютных операций между резидентами;
2) осуществление между нерезидентами валютных операций с внутренни-
ми ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установ-
ленных российским антимонопольным законодательством и законодатель-
ством о рынке ценных бумаг;
3) запрет на свободную конвертацию и конверсию иностранной валюты, сво-
бодное открытие нерезидентами банковских счетов (вкладов) в иностран-
ной валюте и в валюте РФ, осуществление расчетов физическими лицами-
резидентами, перечисление нерезидентами иностранной валюты и валюты
РФ (осуществляется только через уполномоченные банки);
4) регулирование вывоза капитала, репатриации выручки, золота, денежных
знаков и ценных бумаг;
5) регулирование получения внешних кредитов;
6) обязывание резидентов предоставлять в налоговые органы отчет о движе-
нии средств по своим счетам (вкладам) за пределами РФ.
Валютная интервенция — вмешательство Центрального банка РФ в операции,
проводимые на валютном рынке, с целью воздействия на курс рубля путем куп-
ли (для повышения курса рубля) и продажи (для снижения) иностранной валюты.
Осуществление валютных интервенций Банком России преследует задачу прибли-
жения курса рубля к покупательной способности и поддержания баланса интере-
сов импортеров и экспортеров.
Наряду с анализируемой мерой главный банк страны осуществляет:
• лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностран-
ной валюты;
• разработку совместно с Федеральной таможенной службой РФ комплекса
мер, направленных на возврат валюты на российскую территорию.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Механизмы реализации валютного контроля производны от ва-
лютных ограничений, однако не тождественны, поскольку через
установление валютных ограничений государство регулирует про-
ведение валютных операций, а посредством проведения меропри-
ятий по осуществлению валютного контроля происходит процесс
слежения за соблюдением регламентированных требований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
130
Глава 10. Правовые основы осуществления
валютного регулирования и валютного контроля
Основными направлениями валютного контроля являются:
1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему
законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);
2) проверка выполнения резидентами обязательств по проводимым ими опе-
рациям в иностранной валюте перед государством;
3) проверка законности и обоснованности платежей в иностранной валюте;
4) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по проводимым
операциям.
Совокупность мероприятий, осуществляемых органами и агентами валютного
контроля, состоит из сбора, анализа и систематизации информации о валютных
операциях, а также предупреждения, выявления и пресечения валютных правона-
рушений.
Видами валютного контроля признаются: предварительный, текущий и после-
дующий.
Предварительный контроль, проводимый до совершения валютных операций
в целях их санкционирования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
До совершения банковской операции по обслуживанию валютного счета кли-
ента уполномоченный банк должен проверить соответствие сведений, указанных
резидентом в расчетных документах информации, отраженной в документах, яв-
ляющихся основанием проведения валютных операций.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Формами такого контроля могут являться разрешения на осуществление ва-
лютных операций, заключения о соответствии представленной документации дей-
ствующему законодательству.
Текущий контроль, осуществляемый во время проведения валютных опера-
ций, основывающийся на предоставляемых органами, агентами валютного кон-
троля и проверяемыми субъектами первичных документах.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таможенные органы проверяют правильность оформления таможенной декла-
рации при перемещении через границу наличных денежных средств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В качестве базового организационно-правового метода текущего контроля вы-
деляется запрос и истребование документов и информации, которые связаны с про-
ведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок