ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6201
Скачиваний: 20
116
Глава 9. Финансово-правовое
регулирование банковской деятельности в РФ
мочий, а имущественная деятельность Центрального Банка РФ подчинена дости-
жению основных целей его функционирования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Финансово-правовой статус Банка России выражается и в его правовом по-
ложении, под которым понимается совокупность полномочий рассматриваемого
субъекта. Законодательно установленные функции можно условно разделить на
несколько групп (ст. 4 Закона о Центральном банке РФ).
1. Полномочия Банка России как государственного органа (во взаимодей-
ствии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и прово-
дит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное
обращение; устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; осу-
ществляет эффективное управление золотовалютными резервами; органи-
зует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; опре-
деляет порядок осуществления расчетов с международными организация-
ми, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими
лицами; устанавливает и публикует официальные курсы иностранных ва-
лют по отношению к рублю и др.).
2. Полномочия Банка России как центра банковской системы РФ (устанавли-
вает правила проведения банковских операций; принимает решение о госу-
дарственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным ор-
ганизациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанав-
ливает их действие и отзывает их; осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций и банковских групп; осуществляет выплаты по
вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвую-
щих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в бан-
ках РФ, и др.).
3. Полномочия Банка России как банка (осуществляет обслуживание счетов
бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; осу-
ществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды
банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения его
функций, в частности покупка и продажа государственных ценных бумаг
на открытом рынке, иностранной валюты, драгоценных металлов; прове-
дение расчетных, кассовых, депозитных операций и др.).
4. Полномочия Банка России как регулятора национальной платежной систе-
мы и финансового рынка (осуществляет надзор и наблюдение в нацио-
нальной платежной системе; принимает решения о государственной реги-
страции негосударственных пенсионных фондов; регулирование, контроль
и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций; осу-
ществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспек-
тов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных
ценных бумаг; принимает участие в разработке методологии составления
финансового счета РФ в системе национальных счетов и организует со-
ставление финансового счета; осуществляет официальный статистический
учет прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из РФ за рубеж;
9.3 Правовой статус ЦБ РФ (Банка России)
117
осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства РФ
о противодействии неправомерному использованию инсайдерской инфор-
мации и манипулированию рынком
1
и др.).
Важным финансовым правомочием главного банковского органа в исследуе-
мом аспекте является надзор за деятельностью кредитных организаций в целях
контроля соблюдения законодательства, нормативных актов, обязательных норма-
тивов Центрального банка РФ.
Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия деятельности
кредитных организаций законодательству с целью управления рисками и сохране-
ния стабильности, устойчивости и платежеспособности банковской системы, за-
щиты интересов вкладчиков и кредиторов
2
.
Основными направлениями надзора выступают:
• надзор за соблюдением кредитными организациями нормативов, резервов,
ведением учета, предоставлением отчетности в процессе банковской дея-
тельности (пруденциальный надзор);
• надзор за соблюдением законодательства при совершении банковских опе-
раций;
• надзор за деятельностью кредитных организаций после отзыва у них ли-
цензий и в ходе банкротства.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может
устанавливать следующие обязательные нормативы (ст. 62 Закона о Центральном
банке РФ):
• предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный ка-
питал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неде-
нежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;
• максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков (устанавливается в процентах от размера собственных средств
(капитала) кредитной организации или банковской группы (не может пре-
вышать 25 процентов));
• максимальный размер крупных кредитных рисков (не может превышать
800 процентов размера собственных средств (капитала));
• нормативы ликвидности кредитной организации (то есть отношение ее ак-
тивов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и дру-
гих факторов, а также отношение ее ликвидных активов (наличных денеж-
ных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг,
других легкореализуемых активов) и суммарных активов);
• нормативы достаточности собственных средств (отношение размера соб-
ственных средств кредитной организации (банковской группы) и суммы ее
активов, взвешенных по уровню риска);
1
О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипули-
рованию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-
рации : федер. закон Рос. Федерации от 27.07.2010 г. N 224-ФЗ // Собр. Законодательства Рос.
Федерации. 2010. N 31. Ст. 4193.
2
Банковское право : учебник для магистров / Е. М. Ашмарина, Ф. К. Гизатуллин, Г. Ф. Ручкина.
М.: Юрайт, 2013. С. 357.
118
Глава 9. Финансово-правовое
регулирование банковской деятельности в РФ
• размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
• минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
• нормативы использования собственных средств кредитной организации для
приобретения акций (долей) других юридических лиц (не может превы-
шать 25 процентов размера собственных средств);
• максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предо-
ставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участни-
кам (не может превышать 50 процентов).
При проведении проверок кредитных организаций орган банковского надзора
имеет право направлять обязательные для исполнения предписания об устранении
выявленных правонарушений и применять санкции по отношению к нарушителям
(ст. 73 Закона о Центральном банке РФ).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 9
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Охарактеризуйте банковскую систему Российской Федерации.
2. Дайте определение категории «кредитная организация», назовите виды кре-
дитных организаций и небанковских кредитных организаций.
3. Определите в соответствии с банковским законодательством цели и задачи
союзов и ассоциаций банков, банковских групп и банковских холдингов.
4. Охарактеризуйте правовое положение государственных корпораций «Агент-
ство по страхованию вкладов» и «Банк развития и внешнеэкономической
деятельности».
5. Соотнесите понятия «собственные средства» и «уставной капитал» кредит-
ных организаций; назовите требования, предъявляемые к формированию
уставного капитала названных организаций.
6. В чем заключаются цели и назначение формирования резервных фондов
кредитных организаций?
7. Расскажите о законодательном и научном подходе к определению дефини-
ций «правовой статус» и «правовое положение» Банка России.
8. В чем заключается надзор Банка России за кредитными организациями?
Глава 10
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
10.1 Валютные правоотношения: понятие
и структура
Финансовые отношения, возникающие в национальной и мировой экономике
относительно движения валюты и валютных ценностей (использование во внеш-
ней торговле, совершения банковских операций и сделок, перемещение через тамо-
женную границу валютных ценностей, привлечение иностранного капитала, осу-
ществление внешних заимствований и др.), составляют основу валютных отношений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Валютные правоотношения — это урегулированные нормами
права общественные отношения, складывающиеся по поводу ва-
люты и валютных ценностей, проведения валютных операций, ва-
лютного регулирования, валютного контроля и привлечения к от-
ветственности за нарушение валютного законодательства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Структура валютного правоотношения включает три взаимосвязанных эле-
мента: субъекты, объекты и содержание.
В качестве общих субъектов Федеральный закон «О валютном регулировании
и валютном контроле»
1
обозначает «резидентов» и «нерезидентов».
Так, резидентами считаются:
1
О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон Рос. Федерации от
10.12.2003 г. N 173-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 50. Ст. 4859.
120
Глава 10. Правовые основы осуществления
валютного регулирования и валютного контроля
1) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за ис-
ключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государ-
стве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномо-
ченным государственным органом соответствующего иностранного госу-
дарства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном
государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной
визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокуп-
ности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
2) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на
жительство, иностранные граждане и лица без гражданства;
3) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством;
4) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства
и иные подразделения резидентов-юридических лиц, созданных в соответ-
ствии с российским законодательством;
5) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные
официальные представительства РФ, находящиеся за пределами террито-
рии России, а также постоянные представительства РФ при межгосудар-
ственных или межправительственных организациях;
6) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, кото-
рые выступают в отношениях, регулируемых валютным законодательством.
Нерезидентами признаются:
1) физические лица, не являющиеся резидентами;
2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностран-
ных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
3) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответ-
ствии с законодательством иностранных государств и имеющие местона-
хождение за пределами территории РФ;
4) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представи-
тельства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные
представительства указанных государств при межгосударственных или меж-
правительственных организациях;
5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы
и постоянные представительства в РФ;
6) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные
представительства и другие обособленные или самостоятельные структур-
ные подразделения юридических лиц и организаций, не являющиеся юри-
дическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностран-
ных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
Перечень нерезидентов остается неисчерпывающим.
В качестве специальных субъектов выступают:
• государство (Российская Федерация и ее субъекты), устанавливающее пра-
вовые основы и принципы валютного регулирования и контроля, права
и обязанности участников валютных правоотношений;