Файл: Финансовое право - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6201

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

116

Глава 9. Финансово-правовое

регулирование банковской деятельности в РФ

мочий, а имущественная деятельность Центрального Банка РФ подчинена дости-
жению основных целей его функционирования.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Финансово-правовой статус Банка России выражается и в его правовом по-

ложении, под которым понимается совокупность полномочий рассматриваемого
субъекта. Законодательно установленные функции можно условно разделить на
несколько групп (ст. 4 Закона о Центральном банке РФ).

1. Полномочия Банка России как государственного органа (во взаимодей-

ствии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и прово-
дит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное
обращение; устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; осу-
ществляет эффективное управление золотовалютными резервами; органи-
зует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; опре-
деляет порядок осуществления расчетов с международными организация-
ми, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими
лицами; устанавливает и публикует официальные курсы иностранных ва-
лют по отношению к рублю и др.).

2. Полномочия Банка России как центра банковской системы РФ (устанавли-

вает правила проведения банковских операций; принимает решение о госу-
дарственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным ор-
ганизациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанав-
ливает их действие и отзывает их; осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций и банковских групп; осуществляет выплаты по
вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвую-
щих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в бан-
ках РФ, и др.).

3. Полномочия Банка России как банка (осуществляет обслуживание счетов

бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; осу-
ществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды
банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения его
функций, в частности покупка и продажа государственных ценных бумаг
на открытом рынке, иностранной валюты, драгоценных металлов; прове-
дение расчетных, кассовых, депозитных операций и др.).

4. Полномочия Банка России как регулятора национальной платежной систе-

мы и финансового рынка (осуществляет надзор и наблюдение в нацио-
нальной платежной системе; принимает решения о государственной реги-
страции негосударственных пенсионных фондов; регулирование, контроль
и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций; осу-
ществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспек-
тов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных
ценных бумаг; принимает участие в разработке методологии составления
финансового счета РФ в системе национальных счетов и организует со-
ставление финансового счета; осуществляет официальный статистический
учет прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из РФ за рубеж;


background image

9.3 Правовой статус ЦБ РФ (Банка России)

117

осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства РФ
о противодействии неправомерному использованию инсайдерской инфор-
мации и манипулированию рынком

1

и др.).

Важным финансовым правомочием главного банковского органа в исследуе-

мом аспекте является надзор за деятельностью кредитных организаций в целях
контроля соблюдения законодательства, нормативных актов, обязательных норма-
тивов Центрального банка РФ.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия деятельности

кредитных организаций законодательству с целью управления рисками и сохране-
ния стабильности, устойчивости и платежеспособности банковской системы, за-
щиты интересов вкладчиков и кредиторов

2

.

Основными направлениями надзора выступают:

• надзор за соблюдением кредитными организациями нормативов, резервов,

ведением учета, предоставлением отчетности в процессе банковской дея-
тельности (пруденциальный надзор);

• надзор за соблюдением законодательства при совершении банковских опе-

раций;

• надзор за деятельностью кредитных организаций после отзыва у них ли-

цензий и в ходе банкротства.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может

устанавливать следующие обязательные нормативы (ст. 62 Закона о Центральном
банке РФ):

• предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный ка-

питал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неде-
нежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

• максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных

заемщиков (устанавливается в процентах от размера собственных средств
(капитала) кредитной организации или банковской группы (не может пре-
вышать 25 процентов));

• максимальный размер крупных кредитных рисков (не может превышать

800 процентов размера собственных средств (капитала));

• нормативы ликвидности кредитной организации (то есть отношение ее ак-

тивов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и дру-
гих факторов, а также отношение ее ликвидных активов (наличных денеж-
ных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг,
других легкореализуемых активов) и суммарных активов);

• нормативы достаточности собственных средств (отношение размера соб-

ственных средств кредитной организации (банковской группы) и суммы ее
активов, взвешенных по уровню риска);

1

О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипули-

рованию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-
рации : федер. закон Рос. Федерации от 27.07.2010 г. N 224-ФЗ // Собр. Законодательства Рос.
Федерации. 2010. N 31. Ст. 4193.

2

Банковское право : учебник для магистров / Е. М. Ашмарина, Ф. К. Гизатуллин, Г. Ф. Ручкина.

М.: Юрайт, 2013. С. 357.


background image

118

Глава 9. Финансово-правовое

регулирование банковской деятельности в РФ

• размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

• минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
• нормативы использования собственных средств кредитной организации для

приобретения акций (долей) других юридических лиц (не может превы-
шать 25 процентов размера собственных средств);

• максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предо-

ставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участни-
кам (не может превышать 50 процентов).

При проведении проверок кредитных организаций орган банковского надзора

имеет право направлять обязательные для исполнения предписания об устранении
выявленных правонарушений и применять санкции по отношению к нарушителям
(ст. 73 Закона о Центральном банке РФ).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 9

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Охарактеризуйте банковскую систему Российской Федерации.

2. Дайте определение категории «кредитная организация», назовите виды кре-

дитных организаций и небанковских кредитных организаций.

3. Определите в соответствии с банковским законодательством цели и задачи

союзов и ассоциаций банков, банковских групп и банковских холдингов.

4. Охарактеризуйте правовое положение государственных корпораций «Агент-

ство по страхованию вкладов» и «Банк развития и внешнеэкономической
деятельности».

5. Соотнесите понятия «собственные средства» и «уставной капитал» кредит-

ных организаций; назовите требования, предъявляемые к формированию
уставного капитала названных организаций.

6. В чем заключаются цели и назначение формирования резервных фондов

кредитных организаций?

7. Расскажите о законодательном и научном подходе к определению дефини-

ций «правовой статус» и «правовое положение» Банка России.

8. В чем заключается надзор Банка России за кредитными организациями?


background image

Глава 10

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

10.1 Валютные правоотношения: понятие
и структура

Финансовые отношения, возникающие в национальной и мировой экономике

относительно движения валюты и валютных ценностей (использование во внеш-
ней торговле, совершения банковских операций и сделок, перемещение через тамо-
женную границу валютных ценностей, привлечение иностранного капитала, осу-
ществление внешних заимствований и др.), составляют основу валютных отношений.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Валютные правоотношения — это урегулированные нормами
права общественные отношения, складывающиеся по поводу ва-
люты и валютных ценностей, проведения валютных операций, ва-
лютного регулирования, валютного контроля и привлечения к от-
ветственности за нарушение валютного законодательства
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Структура валютного правоотношения включает три взаимосвязанных эле-

мента: субъекты, объекты и содержание.

В качестве общих субъектов Федеральный закон «О валютном регулировании

и валютном контроле»

1

обозначает «резидентов» и «нерезидентов».

Так, резидентами считаются:

1

О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон Рос. Федерации от

10.12.2003 г. N 173-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 50. Ст. 4859.


background image

120

Глава 10. Правовые основы осуществления

валютного регулирования и валютного контроля

1) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за ис-

ключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государ-
стве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномо-
ченным государственным органом соответствующего иностранного госу-
дарства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном
государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной
визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокуп-
ности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;

2) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на

жительство, иностранные граждане и лица без гражданства;

3) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством;

4) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства

и иные подразделения резидентов-юридических лиц, созданных в соответ-
ствии с российским законодательством;

5) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные

официальные представительства РФ, находящиеся за пределами террито-
рии России, а также постоянные представительства РФ при межгосудар-
ственных или межправительственных организациях;

6) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, кото-

рые выступают в отношениях, регулируемых валютным законодательством.

Нерезидентами признаются:

1) физические лица, не являющиеся резидентами;

2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностран-

ных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

3) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответ-

ствии с законодательством иностранных государств и имеющие местона-
хождение за пределами территории РФ;

4) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представи-

тельства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные
представительства указанных государств при межгосударственных или меж-
правительственных организациях;

5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы

и постоянные представительства в РФ;

6) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные

представительства и другие обособленные или самостоятельные структур-
ные подразделения юридических лиц и организаций, не являющиеся юри-
дическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностран-
ных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.

Перечень нерезидентов остается неисчерпывающим.
В качестве специальных субъектов выступают:

• государство (Российская Федерация и ее субъекты), устанавливающее пра-

вовые основы и принципы валютного регулирования и контроля, права
и обязанности участников валютных правоотношений;