Файл: Финансовое право - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6193

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1.6 Органы, осуществляющие финансовую деятельность в РФ

21

правовых актов (например, порядок ведения Единого государственного реестра
юридических лиц, правила подготовки и уточнения программы разработки феде-
ральных стандартов бухгалтерского учета, формы налоговых деклараций); управ-
ление государственным долгом; организация перечисления межбюджетных транс-
фертов из федерального бюджета; организация формирования и использования
ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и камней РФ; управ-
ление Резервным фондом РФ и ФНБ и др.

Министерство финансов России в установленной сфере деятельности не впра-

ве осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению
государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Прези-
дента РФ или постановлениями Правительства РФ. Однако Минфин РФ осуществ-
ляет координацию и контроль находящихся в его ведении служб: Федеральной
налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Феде-
рального казначейства.

Федеральная налоговая служба

1

осуществляет функции по контролю и надзору

за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисле-
ния, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов
и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью ис-
числения, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных
обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также
функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Систему налоговых органов представляет единая централизован-
ная система, состоящая из ФНС и территориальных органов

2

:

1) межрегиональных инспекций:

• по федеральным округам;

• по централизованной обработке данных;

• по крупнейшим налогоплательщикам;

• по ценообразованию для целей налогообложения;

2) управлений по субъектам РФ;

3) территориальных инспекций.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

3

выполняет функции по

контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного

1

Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе : постановление Правитель-

ства Рос. Федерации от 30.09.2004 г. N 506 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 40.
Ст. 3961.

2

Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы :

приказ Минфина России от 09.08.2005 г. N 101н // Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти. 2005. N 38.

3

О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора : постановление Правительства Рос.

Федерации от 04.02.2014 N 77 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 6. Ст. 591.


background image

22

Глава 1. Финансы, финансовая система

и финансовая деятельность Российской Федерации

контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских
организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельно-
сти»

1

.

Федеральное казначейство

2

осуществляет в соответствии с законодательством

РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюд-
жета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ,
предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами фе-
дерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателя-
ми средств федерального бюджета.

«Мегарегулятором» банковской деятельности является специальный орган, не

относящийся ни к одной из ветвей власти, Центральный банк Российской Федера-
ции
. Исключительными полномочиями Банка России являются денежная эмиссия
(ч. 1 ст. 75 КРФ), защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75 КРФ).
Закон о Банке России

3

к целям деятельности данного органа относит: развитие

и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие на-
циональной платежной системы; развитие финансового рынка РФ; обеспечение
стабильности финансового рынка РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Фе-

дерации»

4

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом внеш-

него государственного аудита (контроля). К задачам Счетной палаты относятся:
организация и контроль за целевым и эффективным использованием средств фе-
дерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; аудит
реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-
экономического развития РФ; оценка эффективности и соответствия нормативным
правовым актам порядка формирования, управления и распоряжения федеральны-
ми и иными ресурсами, а также предоставления льгот и преимуществ, бюджет-
ных кредитов за счет средств федерального бюджета; определение достоверности
бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; обеспечение в пределах
своей компетенции мер по противодействию коррупции.

1

Об аудиторской деятельности : федер. закон Рос. Федерации от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ // Собр.

законодательства Рос. Федерации. 2009. N 1. Ст. 15.

2

О Федеральном казначействе : постановление Правительства Рос. Федерации от 01.12.2004 г.

N 703 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 49. Ст. 4908.

3

О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер. закон Рос. Федерации

от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 28. Ст. 2790.

4

О Счетной палате Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 05.04.2013 г. N 41-

ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 14. Ст. 1649.


background image

Контрольные вопросы по главе 1

23

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 1

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Определите понятие «финансы» в материальном, экономическом и право-

вом аспектах.

2. Назовите виды централизованных и децентрализованных, бюджетных и вне-

бюджетных, общих и целевых фондов России.

3. Охарактеризуйте категорию «финансовая система России».

4. Дайте определение финансовой деятельности, раскрыв ее роль и содержание.

5. Охарактеризуйте сущность финансовой деятельности, правовые формы и ме-

тоды ее осуществления.

6. Назовите полномочия органов финансовой деятельности общей и специ-

альной компетенции на основании действующего законодательства Россий-
ской Федерации.


background image

Глава 2

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ

РОССИЙСКОГО ПРАВА.

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

И ПРАВООТНОШЕНИЯ

2.1 Предмет, метод и источники финансового права

Специфика предмета и метода правового регулирования позволяет отличить

друг от друга каждую отрасль российского права.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Предметом финансового права выступают общественные отноше-
ния, складывающиеся в процессе осуществления финансовой дея-
тельности государства и муниципальных образований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основные признаки указанных отношений заключаются в том, что они:

• возникают в сфере аккумуляции, распределения и использования государ-

ственных и муниципальных денежных фондов, то есть имеют организаци-
онный характер;

• в этих отношениях участвуют уполномоченные органы, организации, наде-

ленные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным
субъектам данных отношений, т. е. носят властный характер;

• объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обяза-

тельства, связанные с образованием, распределением и использованием де-
нежных фондов, т. е. имеют имущественный характер

1

.

1

Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / под ред. А. Ю. Ильина. 2-е изд.,

перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. С. 22–23.


background image

2.1 Предмет, метод и источники финансового права

25

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В качестве метода финансово-правового регулирования выступа-
ет метод властных предписаний.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Профессор М. В. Карасева обосновано выделяет его характерные черты:

• преобладание позитивных обязываний, а не дозволений, имеющих место

в гражданском праве, или запретов, характерных для уголовного права;

• императивность, означающая, что субъекты финансового права в подавля-

ющем большинстве случаев не могут по своему усмотрению приобретать
финансовые права и обязанности, определять в известных пределах их со-
держание, распоряжаться ими;

• конформистскость, то есть вступление субъектами финансового права в фи-

нансовые правоотношения не по своей воле или инициативе, а лишь следуя
предписаниям соответствующих нормативно-правовых актов;

• юридическое неравенство субъектов финансового права, то есть одни субъ-

екты обладают юридически властными полномочиями в отношении других
субъектов, а последние — нет

1

.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Финансовое право — это самостоятельная отрасль российского
права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся
по поводу формирования системы и структуры государственных
и муниципальных финансов, а также по аккумуляции, распределе-
нию и использованию финансовых фондов денежных средств в це-
лях решения задач и функций публично-правовых образований
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Под источниками финансового права признано понимать акты правотворче-

ства компетентных органов финансовой деятельности, направленные на создание,
изменение или отмену норм финансового права.

Политико-правовые, экономико-правовые и организационно-правовые основы

финансовой деятельности государства и местного самоуправления закреплены в Кон-
ституции РФ и конституционных актах субъектов РФ.

Специальное финансовое законодательство, входящее в систему источников

финансового права, включает в себя:

а) кодифицированные акты (БК РФ, НК РФ);

б) федеральные законы (например, ФЗ «О банках и банковской деятельно-

сти», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «Об ос-
новах обязательного социального страхования» и др.);

в) законы субъектов Российской Федерации (о бюджетном процессе в субъ-

екте РФ; об установлении какого-либо регионального налога и др.);

1

Финансовое право России: учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. М. В. Карасева. 5-е изд.,

перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. С. 35–37.