ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6193
Скачиваний: 20
1.6 Органы, осуществляющие финансовую деятельность в РФ
21
правовых актов (например, порядок ведения Единого государственного реестра
юридических лиц, правила подготовки и уточнения программы разработки феде-
ральных стандартов бухгалтерского учета, формы налоговых деклараций); управ-
ление государственным долгом; организация перечисления межбюджетных транс-
фертов из федерального бюджета; организация формирования и использования
ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и камней РФ; управ-
ление Резервным фондом РФ и ФНБ и др.
Министерство финансов России в установленной сфере деятельности не впра-
ве осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению
государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Прези-
дента РФ или постановлениями Правительства РФ. Однако Минфин РФ осуществ-
ляет координацию и контроль находящихся в его ведении служб: Федеральной
налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Феде-
рального казначейства.
Федеральная налоговая служба
1
осуществляет функции по контролю и надзору
за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисле-
ния, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов
и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью ис-
числения, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных
обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также
функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Систему налоговых органов представляет единая централизован-
ная система, состоящая из ФНС и территориальных органов
2
:
1) межрегиональных инспекций:
• по федеральным округам;
• по централизованной обработке данных;
• по крупнейшим налогоплательщикам;
• по ценообразованию для целей налогообложения;
2) управлений по субъектам РФ;
3) территориальных инспекций.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
3
выполняет функции по
контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного
1
Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе : постановление Правитель-
ства Рос. Федерации от 30.09.2004 г. N 506 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 40.
Ст. 3961.
2
Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы :
приказ Минфина России от 09.08.2005 г. N 101н // Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти. 2005. N 38.
3
О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора : постановление Правительства Рос.
Федерации от 04.02.2014 N 77 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 6. Ст. 591.
22
Глава 1. Финансы, финансовая система
и финансовая деятельность Российской Федерации
контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских
организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельно-
сти»
1
.
Федеральное казначейство
2
осуществляет в соответствии с законодательством
РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюд-
жета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ,
предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами фе-
дерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателя-
ми средств федерального бюджета.
«Мегарегулятором» банковской деятельности является специальный орган, не
относящийся ни к одной из ветвей власти, Центральный банк Российской Федера-
ции. Исключительными полномочиями Банка России являются денежная эмиссия
(ч. 1 ст. 75 КРФ), защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75 КРФ).
Закон о Банке России
3
к целям деятельности данного органа относит: развитие
и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие на-
циональной платежной системы; развитие финансового рынка РФ; обеспечение
стабильности финансового рынка РФ.
В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Фе-
дерации»
4
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом внеш-
него государственного аудита (контроля). К задачам Счетной палаты относятся:
организация и контроль за целевым и эффективным использованием средств фе-
дерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; аудит
реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-
экономического развития РФ; оценка эффективности и соответствия нормативным
правовым актам порядка формирования, управления и распоряжения федеральны-
ми и иными ресурсами, а также предоставления льгот и преимуществ, бюджет-
ных кредитов за счет средств федерального бюджета; определение достоверности
бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; обеспечение в пределах
своей компетенции мер по противодействию коррупции.
1
Об аудиторской деятельности : федер. закон Рос. Федерации от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ // Собр.
законодательства Рос. Федерации. 2009. N 1. Ст. 15.
2
О Федеральном казначействе : постановление Правительства Рос. Федерации от 01.12.2004 г.
N 703 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 49. Ст. 4908.
3
О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер. закон Рос. Федерации
от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 28. Ст. 2790.
4
О Счетной палате Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 05.04.2013 г. N 41-
ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 14. Ст. 1649.
Контрольные вопросы по главе 1
23
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 1
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Определите понятие «финансы» в материальном, экономическом и право-
вом аспектах.
2. Назовите виды централизованных и децентрализованных, бюджетных и вне-
бюджетных, общих и целевых фондов России.
3. Охарактеризуйте категорию «финансовая система России».
4. Дайте определение финансовой деятельности, раскрыв ее роль и содержание.
5. Охарактеризуйте сущность финансовой деятельности, правовые формы и ме-
тоды ее осуществления.
6. Назовите полномочия органов финансовой деятельности общей и специ-
альной компетенции на основании действующего законодательства Россий-
ской Федерации.
Глава 2
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ
РОССИЙСКОГО ПРАВА.
ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
И ПРАВООТНОШЕНИЯ
2.1 Предмет, метод и источники финансового права
Специфика предмета и метода правового регулирования позволяет отличить
друг от друга каждую отрасль российского права.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Предметом финансового права выступают общественные отноше-
ния, складывающиеся в процессе осуществления финансовой дея-
тельности государства и муниципальных образований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основные признаки указанных отношений заключаются в том, что они:
• возникают в сфере аккумуляции, распределения и использования государ-
ственных и муниципальных денежных фондов, то есть имеют организаци-
онный характер;
• в этих отношениях участвуют уполномоченные органы, организации, наде-
ленные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным
субъектам данных отношений, т. е. носят властный характер;
• объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обяза-
тельства, связанные с образованием, распределением и использованием де-
нежных фондов, т. е. имеют имущественный характер
1
.
1
Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / под ред. А. Ю. Ильина. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. С. 22–23.
2.1 Предмет, метод и источники финансового права
25
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В качестве метода финансово-правового регулирования выступа-
ет метод властных предписаний.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Профессор М. В. Карасева обосновано выделяет его характерные черты:
• преобладание позитивных обязываний, а не дозволений, имеющих место
в гражданском праве, или запретов, характерных для уголовного права;
• императивность, означающая, что субъекты финансового права в подавля-
ющем большинстве случаев не могут по своему усмотрению приобретать
финансовые права и обязанности, определять в известных пределах их со-
держание, распоряжаться ими;
• конформистскость, то есть вступление субъектами финансового права в фи-
нансовые правоотношения не по своей воле или инициативе, а лишь следуя
предписаниям соответствующих нормативно-правовых актов;
• юридическое неравенство субъектов финансового права, то есть одни субъ-
екты обладают юридически властными полномочиями в отношении других
субъектов, а последние — нет
1
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Финансовое право — это самостоятельная отрасль российского
права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся
по поводу формирования системы и структуры государственных
и муниципальных финансов, а также по аккумуляции, распределе-
нию и использованию финансовых фондов денежных средств в це-
лях решения задач и функций публично-правовых образований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Под источниками финансового права признано понимать акты правотворче-
ства компетентных органов финансовой деятельности, направленные на создание,
изменение или отмену норм финансового права.
Политико-правовые, экономико-правовые и организационно-правовые основы
финансовой деятельности государства и местного самоуправления закреплены в Кон-
ституции РФ и конституционных актах субъектов РФ.
Специальное финансовое законодательство, входящее в систему источников
финансового права, включает в себя:
а) кодифицированные акты (БК РФ, НК РФ);
б) федеральные законы (например, ФЗ «О банках и банковской деятельно-
сти», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «Об ос-
новах обязательного социального страхования» и др.);
в) законы субъектов Российской Федерации (о бюджетном процессе в субъ-
екте РФ; об установлении какого-либо регионального налога и др.);
1
Финансовое право России: учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. М. В. Карасева. 5-е изд.,
перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. С. 35–37.