Файл: Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Ростовской области повышение конкурентоспособности региона как на мировом, так и на межрегиональном уровне является одной из главных стратегических целей экономической политики Правительства Ростовской области. Для ее реализации в регионе разработана развитая система поддержки бизнеса и привлечения инвестиций во всех сферах высокодиверсифицированной экономики Ростовской области. Проблемам региональной конкурентоспособности посвящено большое количество научных исследований известных зарубежных и отечественных экономистов. Вместе с тем до настоящего времени нет как единого общепризнанного определения конкурентоспособности, так и методологического подхода по ее количественной оценке. Все подходы, применимые в исследованиях конкурентоспособности, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся работы, в которых авторы рассматривают конкурентоспособность как эффективность региона в борьбе за мобильные факторы производства: трудовые и инвестиционные ресурсы, ко второй – за рынки сбыта произведенной продукции. На наш взгляд, комплексный подход к исследованию конкурентоспособности должен включать оба направления. Оба подхода являются разными формами проявления конкурентоспособности. Эффективность борьбы за рынки сбыта определяется текущей конкурентоспособностью, в то время как эффективность борьбы за ресурсы развития определяет перспективную конкурентоспособность региона. В совокупности это позволяет дать следующее определение: Конкурентоспособность региона – это способность региона эффективно вести борьбу за мобильные ресурсы развития и рынки сбыта за счет использования специфических ресурсов развития. Методология исследования конкурентоспособности традиционно основывается на рэнкинге регионов по определенному набору показателей, как количественных, так и качественных. Выбор количественных показателей ограничен возможностями официального статистического наблюдения. Качественные показатели – это, в основном, опросные показатели. Использование опросных показателей делает анализ конкурентоспособности значительно адекватнее, однако получение такой информации является организационно сложным и дорогостоящим мероприятием, которое могут реализовать лишь крупные мировые или национальные рейтинговые агентства. На уровне субъекта Российской Федерации проведение такого мероприятия нецелесообразно. Использование на региональном уровне результатов исследований специализированных рейтинговых организаций затруднено в связи с тем, что в них публикуется лишь место и значение интегрального показателя, но не значения частных факторов, что значительно снижает практическую значимость рейтинга в выявлении наиболее узких мест в конкурентоспособности региона. Таким образом, возникает методологическая проблема возможности использования на региональном уровне результатов рейтинга таких организаций. Также необходимо учитывать, что количественные показатели, используемые при расчетах, фиксируют лишь следствия эффективности использования тех или иных факторов конкурентоспособности или конкурентных преимуществ. Соответственно и выводы, строящиеся на основе таких показателей, касаются следствий, но не выявляют причины конкурентоспособности или неконкурентоспособности региона. В то же время ключевой составляющей управления конкурентоспособностью является именно выяснение причин, которые приводят к тому или иному результату. Одной из основных задач, решаемых в существующих методиках определения конкурентоспособности, является обоснование интегрального критерия конкурентоспособности, который позволил бы количественно ранжировать конкурирующие субъекты.


Общим недостатком исследований по конкурентоспособности является то, что рекомендации по результатам исследования имеют низкую практическую значимость в части управления конкурентоспособностью на региональном уровне. В этой связи принципиальное значение имеет разработка и использование методики исследования, способной стать основой для эффективного управления конкурентоспособностью. Основные положения настоящей методики исследования межрегиональной конкурентоспособности Ростовской области: 1. Межрегиональная конкурентоспособность Ростовской области формируется на трех уровнях: – Базовый уровень (базовые факторы) – это совокупность основополагающих, атрибутивных и неуправляемых (вообще либо в кратко- и среднесрочном периоде) параметров, объективно предопределяющих экономический потенциал региона и ключевые направления его реализации; – Инфраструктурный уровень (инфраструктурные факторы) – это совокупность взаимосвязанных обслуживающих структур и отраслей социального, экономического, управленческого, научного и технологического характера, обеспечивающих эффективное функционирование народного хозяйства, являющихся надстройкой базового уровня конкурентоспособности; – Отраслевой уровень (уровень развития отраслей) – это совокупная конкурентоспособность ресурсно-ориентированных, производственно-ориентированных и инновационно-ориентированных отраслей, зависящая в первую очередь от инфраструктурных факторов конкурентоспособности и формирующая интегральную конкурентоспособность экономики региона. 2. Во временном срезе конкурентоспособность региона рассматривается в двух плоскостях – текущая и перспективная (стратегическая): – Текущая конкурентоспособность определяется при рассмотрении конкурентоспособности на общем уровне – объемом ВРП, в отраслевом срезе – величиной отгрузки рассматриваемой отрасли или совокупности отраслей. – Перспективная конкурентоспособность определяется на основе показателя объема и отраслевой структуры инвестиций в основной капитал. 3. Выявление уровня конкурентоспособности основывается на рэнкинге долей регионов в объеме показателя по Российской Федерации, и сравнении мест Ростовской области по анализируемому показателю и по интегральному критерию уровня конкурентоспособности.

4. Рост конкурентоспособности может быть достигнут за счет оптимизации отраслевой структуры экономики в направлении увеличения доли наиболее конкурентоспособных отраслей, т.е. на пути повышения специализации региона в наиболее производительных отраслях. 5. В качестве интегрального критерия уровня конкурентоспособности региона выбран показатель доли ВРП Ростовской области в Российской Федерации. 7. Уровень развития конкуренции в отрасли можно оценить с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана, определяющего степень монополизации.


Современный этап развития федерализма в России характеризуется ростом межрегиональной конкуренции и выражается в поиске путей повышения эффективности государственного управления по обеспечению, прежде всего, лучших условий для ведения бизнеса, привлечения частных инвестиций и финансовых ресурсов федерального центра. Конкурентоспособность рассматривается на микро-, мезо-, макро- и глобальном уровне в двух формах: потенциальной и фактической. Показательно, что разница между ними определяется внешними условиями экономической деятельности (воспроизводства), которые могут способствовать или препятствовать стремлению субъектов предпринимательской деятельности к наиболее полному раскрытию конкурентоспособности[1]. Трансформация направлений развития экономики России, связанных с переходом к инновационным подходам, настоятельно требует изменений в сфере организации и функционирования всего сектора государственного управления, в том числе модернизации и применения новых концептуальных подходов к управлению государственными финансами[2]. Таким образом, качество государственного управления становится ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность экономической системы и напрямую зависящим от уровня проработки последствий управленческих решений, а научное обоснование выбора пути обеспечения конкурентоспособности становится необходимым условием эффективности государственного управления.

В Ростовской области повышение конкурентоспособности региона как на мировом, так и на межрегиональном уровне является одной из главных стратегических целей экономической политики Правительства Ростовской области. Для ее реализации в регионе разработана развитая система поддержки бизнеса и привлечения инвестиций во всех сферах высокодиверсифицированной экономики Ростовской области. Проблемам региональной конкурентоспособности посвящено большое количество научных исследований известных зарубежных и отечественных экономистов. Вместе с тем до настоящего времени нет как единого общепризнанного определения конкурентоспособности, так и методологического подхода по ее количественной оценке. Все подходы, применимые в исследованиях конкурентоспособности, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся работы, в которых авторы рассматривают конкурентоспособность как эффективность региона в борьбе за мобильные факторы производства: трудовые и инвестиционные ресурсы, ко второй – за рынки сбыта произведенной продукции. На наш взгляд, комплексный подход к исследованию конкурентоспособности должен включать оба направления. Оба подхода являются разными формами проявления конкурентоспособности. Эффективность борьбы за рынки сбыта определяется текущей конкурентоспособностью, в то время как эффективность борьбы за ресурсы развития определяет перспективную конкурентоспособность региона. В совокупности это позволяет дать следующее определение: Конкурентоспособность региона – это способность региона эффективно вести борьбу за мобильные ресурсы развития и рынки сбыта за счет использования специфических ресурсов развития. Методология исследования конкурентоспособности традиционно основывается на рэнкинге регионов по определенному набору показателей, как количественных, так и качественных. Выбор количественных показателей ограничен возможностями официального статистического наблюдения. Качественные показатели – это, в основном, опросные показатели. Использование опросных показателей делает анализ конкурентоспособности значительно адекватнее, однако получение такой информации является организационно сложным и дорогостоящим мероприятием, которое могут реализовать лишь крупные мировые или национальные рейтинговые агентства. На уровне субъекта Российской Федерации проведение такого мероприятия нецелесообразно. Использование на региональном уровне результатов исследований специализированных рейтинговых организаций затруднено в связи с тем, что в них публикуется лишь место и значение интегрального показателя, но не значения частных факторов, что значительно снижает практическую значимость рейтинга в выявлении наиболее узких мест в конкурентоспособности региона. Таким образом, возникает методологическая проблема возможности использования на региональном уровне результатов рейтинга таких организаций. Также необходимо учитывать, что количественные показатели, используемые при расчетах, фиксируют лишь следствия эффективности использования тех или иных факторов конкурентоспособности или конкурентных преимуществ. Соответственно и выводы, строящиеся на основе таких показателей, касаются следствий, но не выявляют причины конкурентоспособности или неконкурентоспособности региона. В то же время ключевой составляющей управления конкурентоспособностью является именно выяснение причин, которые приводят к тому или иному результату. Одной из основных задач, решаемых в существующих методиках определения конкурентоспособности, является обоснование интегрального критерия конкурентоспособности, который позволил бы количественно ранжировать конкурирующие субъекты.


Общим недостатком исследований по конкурентоспособности является то, что рекомендации по результатам исследования имеют низкую практическую значимость в части управления конкурентоспособностью на региональном уровне. В этой связи принципиальное значение имеет разработка и использование методики исследования, способной стать основой для эффективного управления конкурентоспособностью. Основные положения настоящей методики исследования межрегиональной конкурентоспособности Ростовской области: 1. Межрегиональная конкурентоспособность Ростовской области формируется на трех уровнях: – Базовый уровень (базовые факторы) – это совокупность основополагающих, атрибутивных и неуправляемых (вообще либо в кратко- и среднесрочном периоде) параметров, объективно предопределяющих экономический потенциал региона и ключевые направления его реализации; – Инфраструктурный уровень (инфраструктурные факторы) – это совокупность взаимосвязанных обслуживающих структур и отраслей социального, экономического, управленческого, научного и технологического характера, обеспечивающих эффективное функционирование народного хозяйства, являющихся надстройкой базового уровня конкурентоспособности; – Отраслевой уровень (уровень развития отраслей) – это совокупная конкурентоспособность ресурсно-ориентированных, производственно-ориентированных и инновационно-ориентированных отраслей, зависящая в первую очередь от инфраструктурных факторов конкурентоспособности и формирующая интегральную конкурентоспособность экономики региона. 2. Во временном срезе конкурентоспособность региона рассматривается в двух плоскостях – текущая и перспективная (стратегическая): – Текущая конкурентоспособность определяется при рассмотрении конкурентоспособности на общем уровне – объемом ВРП, в отраслевом срезе – величиной отгрузки рассматриваемой отрасли или совокупности отраслей. – Перспективная конкурентоспособность определяется на основе показателя объема и отраслевой структуры инвестиций в основной капитал. 3. Выявление уровня конкурентоспособности основывается на рэнкинге долей регионов в объеме показателя по Российской Федерации, и сравнении мест Ростовской области по анализируемому показателю и по интегральному критерию уровня конкурентоспособности.

4. Рост конкурентоспособности может быть достигнут за счет оптимизации отраслевой структуры экономики в направлении увеличения доли наиболее конкурентоспособных отраслей, т.е. на пути повышения специализации региона в наиболее производительных отраслях. 5. В качестве интегрального критерия уровня конкурентоспособности региона выбран показатель доли ВРП Ростовской области в Российской Федерации. 7. Уровень развития конкуренции в отрасли можно оценить с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана, определяющего степень монополизации.


Рисунок 1 - Конкурентная среда как объект изучения.

Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания[7]. Компания, проводящая стратегию концентрации, сосредоточивает свои усилия на удовлетворении конкретного покупателя, на определенном ассортименте продуктов или на рынке определенного географического региона. Стратегии минимизации издержек и дифференциации нацелены на достижение целей в масштабах целой отрасли. Стратегия полной концентрации строится на очень хорошем обслуживании определенного клиента[8].

Лидерство на основе низких издержек

широкий охват рынка (массовый потребитель);

низкие издержки в сравнении с потребителями;

максимально стандартизированная качественная продукция

Концентрация на узком сегменте на основе низких издержек

узкая рыночная ниша со специфичными предпочтениями к продукции;

опережение конкурентов за счет более низких цен

Дифференциация продукции

широкий охват рынка;

индивидуальные потребительские свойства продукции;

развитый инновационный потенциал

Концентрация на узком сегменте на основе дифференциации

узкая рыночная ниша;

индивидуализированный товар, отвечающий специфическим запросам покупателей;

развитый инновационный потенциал

Широкий круг потребителей

Узкий потребительский сегмент

Затраты и цены ниже, чем у конкурентов

Продукция отвечает специфичным запросам потребителей

Рисунок 2 – Виды конкурентоспособности

Конкурентоспособность предприятия можно рассматривать как один из параметров мотивации работников к труду, но не стимулирование начальника своих служащих, а точнее как самомотивация себя, как члена организации, как одного из важных звеньев, от которых зависит положение предприятия на рынке[9].

Оценка конкурентоспособности предприятия может осуществляться только среди организаций, производящих одинаковые товары или услуги.

Конкурентоспособность предприятий зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке[10] .