Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы промышленной политики
1.1 Определения, цели и задачи промышленной политики
1.2. Цели и задачи промышленной политики
1.3. Принципы промышленной политики
2. Опыт промышленной политики в разных странах
2.1. Зарубежный опыт разработки и реализации промышленной политики
Согласно отчёту Федеральной резервной системы США объём
промышленного производства в США по итогам декабря 2016 г. вырос на
0,4%, если сравнивать с предыдущим месяцем. Вроде бы, этот итоговый результат является положительным, т.к. месяцем ранее промышленный сектор США показал отрицательную динамику. Но текущая ситуация выглядит менее веселой, так как эксперты финансового рынка прогнозировали более высокое значение.
Отдельно необходимо сказать об опыте Германии в разработке и реализации промышленной политики. Здесь одновременно с политикой хозяйственного порядка, важная роль отводится прямому государственному регулированию хозяйственных процессов.
В последние годы рост интереса Германии к промышленной политике связан и с тем, что для защиты своей национальной промышленности её активно используют партнеры по ЕС, особенно Франция. С её помощью они обеспечивают конкурентные преимущества отдельных промышленных отраслей и секторов. Основные конкуренты ФРГ на глобальных рынках — США, Китай, Индия. Наряду с Германией эти страны также проводят активную промышленную политику, которая направлена на поддержку, национальных отраслей. Необходимо заметить, что мировой финансовый кризис только усилил протекционистское содержание национальных промышленных политик. При этом, немецкая промышленность по-прежнему нуждается в целенаправленной поддержке государства для устранения её отставания по ряду важнейших направлений. Например, инновациям и усилении территориальных хозяйственно-политических преимуществ Германии в целом и её отдельных регионов. Не случайно она стала обращать особое внимание на проведение отраслевой структурной политики на местах, а именно на уровне земель, общин и коммун. Причем, рассматривала промышленную политику как часть политики, которая сочетает формирование общих благоприятных условий предпринимательства с поддержкой конкретных отраслевых проектов.
Относительно новым явлением в нынешнем веке стал процесс
кластеризации немецких штандортов. Региональный кластер - это
территориально сгруппированные компании, связанные друг с другом кооперацией и разделением труда. Это даёт им возможность для усиления своих и получения дополнительных конкурентных преимуществ. Чем лучше предпосылки для получения и реализации таких преимуществ, тем выше привлекательность регионального кластера. На основе таких кластеров в немецких регионах стали создаваться так называемые сети и центры компетенций, которые представляют собой попытки бизнес-сообществ получить дополнительные преимущества от кластеризации конкретных штандортов. В первую очередь это относится к сфере инноваций и производству высокотехнологичной продукции. Их важнейшим отличием является межрегиональный характер формирующихся на основе региональных кластеров кооперационных объединений нескольких основных партнёров. Причем они особое внимание уделяют эффективному управлению технологической цепочкой создания конечного продукта и, соответственно, росту конкурентоспособности их членов. Такие сети содействуют превращению региональных кластеров в инновационные центры национального, европейского и даже мирового значения и, соответственно, росту конкурентоспособности регионов, в которых они расположены.
Проведём анализ промышленного производства Германии по основным показателям [16]:
- индекс промышленного производства,
- объем промышленных заказов,
- производственный индекс PMI,
- индекс PMI для сферы услуг.
В декабре 2016 года, после двухмесячной негативной динамики, промышленность Германии смогла вернуться в положительную зону, показав очень хороший месячный рост. Если не брать во внимание энергетическую отрасль и строительный сектор, то по итогам декабря 2016 г. промышленность Германии показала ещё худший итоговый результат: в месячном выражении снижение достигло отметки в 1,0%, хотя месяц до
этого статистической службой было зафиксировано увеличение на 0,6%.
Более чем 50-летний опыт проведения Германией отраслевой структурной политики свидетельствует о том, что она, как правило, не соответствовала требованиям, предъявляемым социальным рыночным хозяйством. В первую очередь речь идёт о том, что основой и главной движущей силой структурных преобразований в национальной экономике, в том числе инновационных, является не промышленная политика, а политика конкуренции, финансовая и денежная политика, которым и должна отдаваться приоритетная роль.
Объективные сложности реализации общегосударственной промышленной политики в Германии обусловлены рядом причин, которые следует учитывать при формировании и проведении аналогичной политики в России [12]:
− высоким уровнем формализма при принятии и реализации государственных решений (хотя и при низком уровне коррупции);
− проблемами с чётким разделением компетенций между различными федеральными структурами, ответственными за промышленную политику. А также между этими федеральными структурами и соответствующими инстанциями в федеральных землях;
− объективной сложностью, невозможностью, выбора чётких и обоснованных критериев избирательного вмешательства в экономику. При этом эти критерии государство могло бы использовать для точечного и избирательного воздействия на выбранные сектора и отрасли с целью получения желаемого позитивного эффекта мультипликатора. Причём такой эффект не должен оказывать негативного влияния на другие сферы народного хозяйства;
− наличием нерационального фактора в поведении хозяйствующих субъектов. Необходимо заметить, что это влечет неадекватную реакцию на используемый государством инструментарий промышленной политики. Например, в Германии встречались случаи, когда компании, несмотря на сокращение собственных доходов вследствие проводимых структурных мероприятий, отказывались покинуть традиционный для них сектор экономики и уйти в более прибыльные производственные ниши.
Кроме того следует учесть следующие положения [4]:
1. Модернизация институциональной национальной инновационной инфраструктуры Германии проводится эволюционно и с учётом особенностей развития немецкого хозяйственного уклада (СРХ). Государство концентрируется на системных действиях по формированию недостающих или недостаточно развитых элементов такой инфраструктуры и по упрочению их взаимодействия:
- государственно-частные партнёрства,
- сетевые национальные и региональные специализированные информационные системы,
- сетевые формы организации инновационной деятельности и её обеспечения,
- государственные рамочные программы научных исследований.
2. В последние годы в Германии всё большее внимание уделяется штандортной политике, в рамках которой успешно реализуются отдельные элементы:
- промышленной,
- инновационной
- технологической политики применительно к конкретному региону.
Вместе с этим, речь идёт о создании региональных и межрегиональных инновационных кластеров, в том числе в новых федеральных землях.
3. Название «промышленная политика» постепенно уходит в прошлое. На смену ему приходят другие понятия, которые в большей мере отвечают современным требованиям, а именно, различным политикам по поддержке инновационного развития экономики в целом. Хотя в отдельных случаях немецкое государство по-прежнему предпочитает чётко обозначать так называемые инновационные отрасли, но будущее, наверно, за общей поддержкой инновационных экономических субъектов, влияние которых на будущие структурные народнохозяйственные изменения сегодня трудно предсказать.
4. Особого внимания заслуживает анализ существующих государственных программ и инструментария по поддержке инновационных предприятий в немецкой экономике. Они вышли за рамки промышленной политики и стали частью самостоятельной инновационно-технологической политики. Отрадно, что государство в первую очередь стремится к поддержке конкурентоспособности малого и среднего бизнеса, не забывая при этом о создании благоприятных рамочных условий для инновационного развития немецкого предпринимательства в целом.
5. Важно, что общим правилом проведения инновационных преобразований в Германии стало осуществление повсеместной системы мониторинга и оценки эффективности проектов НИОКР, осуществляемых при государственной поддержке, в том числе и с участием международной экспертизы.
6. Комплексное использование самых разнообразных инструментов является основным содержанием современной политики по инновационному обновлению немецкой экономики. Оно предполагает системное использование значительно более широкого, чем ранее, комплекса инструментов хозяйственного регулирования. Причем эти инструменты ориентированы на решение множества задач инновационного развития по созданию для хозяйствующих субъектов и наёмной рабочей силы благоприятных «ограниченных» рамочных условий, содействующих повышению их конкурентоспособности.
7. Основными среди них являются меры, направленные на повышение международной конкурентоспособности национальной инновационной системы и особенно таких её составляющих, как:
- образование и научные исследования,
- обеспечение процессов ускоренного воспроизводства нововведений,
- предотвращение возникновения в обществе социальных противоречий и конфликтов.
Кроме того, важное место отводится эффективной координации немецкой инновационной политики с аналогичными мерами общеевропейского уровня, а также её соответствию тенденциям мирового масштаба.
8. Важно, что в инициировании и реализации происходящих инновационных перемен в Германии наряду с традиционными усилиями крупного бизнеса исключительно важен вклад гражданского общества, инициатив и «давления» снизу.
Таким образом, опыт Германии показывает, что инновации возможны только при наличии [17]:
- общей благоприятной институциональной среды в государстве,
- умеренного налогообложения,
- развитой системы кредитования,
- качественной системой образования и пр.
Эти факторы в целом оказывают большее влияние на инновации, чем предоставление многочисленных мелких и крупных налоговых, таможенных и прочих льгот, а также других предпочтений. Над созданием таких условий должно работать любое государство, в то числе и российское.
Далее об особенностях промышленной политики Великобритании. Следует отметить, что в Британии действуют жёсткие правила конкуренции, гарантирующие динамичность рынка. Гибкий рынок труда позволяет бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям на рынке, обеспечивая, тем не менее, поддержку людям при смене работы. По всей вероятности это преимущество способствовало Британии привлечь иностранные инвестиции
и сократить отставание в производительности труда от других ведущих
экономик. По классификации Мирового банка, Британия занимает 6-ое
место в мире по инвестиционному климату в стране.
Британия занимает также 6 место в мире по объёму выпуска промышленной продукции. Причем половину отправляет на экспорт и является при этом одним из ведущих экспортёров продукции высоких технологий. Многие британские фирмы представляют собой часть обрывочных цепочек поставок по миру и производят полуфабрикаты. В это время другие отрасли сочетают производство конечного продукта и предоставляют сервисное обслуживание:
- аэрокосмической отрасли,
- автомобилестроения,
- фармацевтики,
- производства напитков и продуктов питания,
- оборонной промышленности,
- телекоммуникации.
Новые тенденции развития мировой экономики благоприятствуют экономике Британии [22]:
- рост населения,
- повышение благосостояния в других частях света,
- переход на низкоуглеводородные источники энергии,
- «зёленая революция»,
- изменение в возрастных группах,
- развитие международных потоков поставок.
Процессы глобализации сохранятся, что вызовет ещё большую стремительность движения капиталов, товаров и информации. ЕС и США останутся основными импортёрами британской продукции. Но при этом рост численности и доходов средних классов в густонаселённых странах с формирующейся экономикой повысит возможности для британских фирм. Это может быть, поскольку новые потребители будут покупать товары и услуги более высокого качества. И, разумеется, тех, отвечают высоким экологическим стандартам, то есть с высокой добавленной стоимостью. Именно в таком производстве британские предприятия лидируют, и естественно, растущие экспортные рынки откроют Британии огромные возможности.
Новые технологии в мировом промышленном производстве повлекут за собой:
- спрос потребителей и бизнеса,
- модифицированную продукцию,
- сформируют новые модели ведения бизнеса и услуг по доставке по всей цепочке поставок:
- под воздействием развития генетики,
- информационных технологий, которые изменят передачу,
- обработку и потребление огромных объёмов информации,
- бизнес,
- досуг,
- социальные услуги.
Проведём анализ промышленного производства Великобритании по основным показателям [25]:
- индекс промышленного производства,
- производственный индекс PMI,
- индекс PMI для сферы услуг.
В декабре 2016 г. промышленность продемонстрировала свой худший результат за последние 6 месяцев. По итогам декабря 2016 г. промышленность продемонстрировала негативный результат - в сравнении с предыдущим месяцем снижение составило 0,6%. И этот результат оказался намного хуже прогнозного значения финансовых аналитиков – они ожидали увидеть хоть и минимальный, но все-таки положительный результат (+0,1% м/м). Причем, негативный результат показали практически все основные сектора британской промышленности. В годовом выражении промышленность также продолжает показывать отрицательный результат.
Причём этот негативный тренд длиться уже 9 месяцев к ряду.
Промышленная политика активно использовалась всеми странами,
которые добились успеха в экономическом развитии. Наглядными примерами такой политики могут являться применительно к США: