Файл: Опыт промышленной политики в разных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

интересов партнеров.

 Необходимо заметить, что современное экономическое развитие является чрезвычайно стремительным и динамичным и современные рынки в большей степени являются рынком покупателя, а не продавца. И поэтому при реализации промышленной политики:

  • должны учитываться изменения в потребительском спросе,
  • могут использоваться стандартные методы, применяемые в корпоративном управлении.

В частности, по мнению А.Г. Комарова « в основе развития стратегии промышленности важно найти маркетинговый подход к формированию  промышленной политики» [13]. С этим подходом можно согласиться, т.к. это представляется рациональным, в силу того, что позволяет ориентировать промышленные предприятия, получающие государственную поддержку, на выпуск востребованной рынком продукции.

Бесспорно, будет предполагать существенную трансформацию методов реализации промышленной политики:

  • изменение условий конкуренции на современном рынке,
  • переход развитых стран к постиндустриальной стадии развития.

Большее значение в таких условиях приобретают механизмы и методы, способствующие активизации возможностей бизнеса:

• консенсус в реализации частных и государственных интересов,

• создание лучших условий для развития предпринимательства;

• ударение на косвенные методы регулирования, способствующие повышению конкурентоспособности производства национальных производителей.

Принципиально важно учитывать мировой опыт, прежде всего, в части реализации промышленной политики, направленной на поддержку современных, высокотехнологичных сегментов экономики.

На наш взгляд, наиболее успешным опытом в этом плане обладают восточноазиатские государства. 

Отдельные элементы промышленной политики использовали и некоторые восточноевропейские страны.

Реализация промышленной политики за рубежом в современных условиях, как правило, характеризуется [5]:

• выделением ключевых отраслей и сегментов производства. Причем имеются ввиду перспективные для экономического развития страны с точки зрения будущего потенциала роста, или с точки зрения критерии стратегической важности (Китай, Южная Корея и др. страны);

• упором на целесообразность развития высоко-технологичных производств;

• формулировкой задачи сглаживания структурных диспропорций в развитии страны;

• созданием льготных условий для привлечения иностранных инвестиций в избранные отрасли и виды деятельности;


• частичной защитой на некоторых этапах внутреннего рынка за счет таможенных пошлин и административных ограничений;

• использованием на некоторых этапах реализации промышленной политики прогнозирования и индикативного планирования экономики;

• приоритетом в использовании на более поздних этапах реализации промышленной политики мягких методов управления.

Причем эти методы были нередко переняты  из сферы бизнеса, направленные на обеспечение роста конкурентоспособности производства в приоритетных отраслях.

В Российской Федерации государственная поддержка особенно важна для развития инновационных производств. Опыт показывает, что принципиальную роль в реализации конкурентных преимуществ играют такие факторы, как:

  • вертикальная интеграция;
  • сервис, подстраивающийся под изменяющийся потребительский спрос;
  • постоянные инновации; 
  • управление эффективностью производства;
  • значительные масштабы деятельности.

 Таким образом, для интенсификации развития инновационных сегментов экономики, принципиально:

  • наличие платежеспособного спроса,
  • доступного финансирования,
  • инфраструктуры,
  • квалифицированных кадров, 
  • комфортного налогообложения,
  • защищенности прав собственности
  • отсутствие административных барьеров.

Несомненно, необходима последовательная работа по созданию таких условий в рамках национальной экономики. Зарубежный опыт показывает, что модернизационный рывок предполагает территориальную локализацию наилучших условий инвестирования и ведения бизнеса: создание бизнес-оазисов – индустриальных центров и технопарков. При этом, государство может создать наилучшие условия, создавая «зонтики» поддержки.

2. Опыт промышленной политики в разных странах

2.1. Зарубежный опыт разработки и реализации промышленной политики

Усвоение в целом позитивного европейского опыта целесообразно и важно для снижения уязвимости отечественной экономики перед лицом многих глобальных требований, таких как:


  • исчерпание природных энергетических ресурсов,
  • старение населения развитых стран,
  • нарастающая дифференциация доходов,
  • ухудшение экологии.

Это следующие требования:

  • рациональные меры реагирования на уровне промышленной политики,
  • запуск принципиально новых промышленных стратегий.

Поэтому сегодняшняя роль и положение каждого государства оцениваются в мире во многом по его вкладу в разработку и внедрение принципиально новых промышленных технологий. Необходимо заметить, что залогом удачного приобретенного опыта является его критическое переосмысление. В развитых странах с рыночной экономикой процесс совершенствования промышленной политики продолжается в течение многих лет. Основным доказательством является возможность взять лучшее из всех моделей промышленного развития стран и сглаживание худшего с учётом естественных преимуществ страны [11]:

  • значительного демографического и ресурсного потенциала,
  • относительно высокого уровня профессиональной и общей подготовки рабочей силы.

Проведение промышленной политики, которая способна создать потенциал для производства востребованной на мировом рынке продукции,

даёт шанс обеспечить возможность получения новых сравнительных

преимуществ на мировом рынке товаров и услуг уже в ближайшем будущем.

Наилучшим примером является сравнительный анализ промышленного производства Японии, США, Германии и Великобритании по основным показателям:

  • индекс промышленного производства,
  • задействованные производственные мощности,
  • объем промышленных заказов, производственный индекс PMI (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ промышленного производства Японии, США, Германии и Великобритании по основным показателям

Показатель

2014

2015

2016

Промышленное производство Японии

Индекс промышленного производства, %

90,4

94,8

93,4

Задействованные производственные мощности, %

84,1

89,3

89,4

Промышленное производство США

Индекс промышленного производства, %

86,7

92,6

92,3

Задействованные производственные мощности, %

70,8

76,8

78,6

Объем промышленных заказов, млрд. долл.

4238,9

4784,3

5368,7

Ценовая составляющая индекса ISM, п.

61,5

72,5

47,5

Промышленное производство Германии

Индекс промышленного производства, %

96,2

107,1

109,4

Объем промышленных заказов, %

92,6

110,6

110,8

Производственный индекс PMI, п.

52,7

60,7

51

Промышленное производство Великобритании

Индекс промышленного производства, %

90,5

93,5

90,4

Объём производства перерабатывающей промышленности, %

91

94,9

95,6

Производственный индекс PMI, п.

54,6

58,7

47,6


Выдающийся пример достижения успеха в промышленном развитии — экономика Японии. Япония прошла путь от слабого, лежащего в руинах послевоенного хозяйства к современному периоду — десятилетиям впечатляющего экономического роста. Промышленная политика этого государства была наиболее ярко выражена по сравнению с другими индустриальными странами.

Японская экономика продемонстрировала необыкновенно быстрый экономический рост. Именно пример Японии придаёт убедительность разным доказательствам. Существуют, по крайней мере, две причины, не позволяющие приписать успех политике Японии [6]:

  1. Сегодня никто не уверен в том, что именно усилия правительства толкали страну по пути индустриального развития быстрее, чем это происходило по закону свободного рынка. Как нам кажется, экономика могла бы регулироваться и без правительственных усилий. Дело в том, что сначала правительство перекрыло нормальные каналы распределения ресурсов оригинальным способом: ввели административное распределение валюты и кредитов. После этого, правительство приняло на себя регулирующую роль рынка, и только тогда начали распределять эти ресурсы напрямую. Проще говоря, правительство принимало решения, которые рынок мог провести в жизнь и самостоятельно. Можно сказать, что структура внешней торговли Японии не сильно отличалась от структуры, которую можно было бы предсказать, если учесть уровень развития страны и её экономические

ресурсы без учёта промышленной политики.

  1. По всей вероятности, динамика японской промышленности поднялась не промышленной политикой, а совсем другими факторами. Несомненно, Япония преуспела бы в любом случае. Успех Японии объясняется многими причинами - она имела:
  • самый высокий в мире уровень сбережений,
  • эффективную систему образования,
  • хорошие отношения между трудом и капиталом,
  • систему жизненных ценностей, позволяющую направить весь талант и человеческую энергию на управление корпорациями.

Может быть, промышленная политика сыграла скромную роль или даже была помехой на пути экономического развития. Ведь отрасли, добившиеся наибольшего успеха, не были приоритетными.

Исторический обзор позволяет понять реальность промышленной политики Японии. Все часто считают её обществом, которое было построено на военных принципах в целях достижения экономических целей. Тут можно поспорить, т.к. эта точка зрения преувеличивала роль правительства даже в период его наибольшего влияния и продолжает преувеличивать в настоящее время.


Теперь перейдем к особенностям промышленной политики Соединённых Штатов Америки. США придерживаются идеологии свободного рынка, т.е. исключают открытое государственное руководство экономикой. Несмотря на это, все-таки американское правительство сыграло первостепенную роль в стимулировании роста в ряде областей. Например, в сельском хозяйстве: американское правительство вплотную приблизилось к промышленной политике, которую действительно стоило проводить.

Как известно проблема признания собственности на научные знания может быть причиной государственного вмешательства в той или иной отрасли. В сельском хозяйстве, основанном на семейных фермах, эта проблема особенно остра: любое нововведение может быть использовано тысячами фермеров, которые ничем не рискуют в отличие от того, кто первым эти нововведения использовал. Для этого американское правительство проводило исследования в области сельскохозяйственных технологий и распространяло информацию о них через Службу сельскохозяйственного развития.

Кроме того государство играло ведущую роль во многих областях, которые привлекали большое количество людей, например, строительства ирригационных сооружений. Такое государственное вмешательство необходимо в силу наличия изъянов рыночного регулирования и поддерживается даже недоверчиво настроенными по отношению к промышленной политике экономистами.

Вторая важная задача американского правительства - оборона. Учитывая большие размеры национального дохода в сравнении с другими промышленно развитыми странами и больших расходов на оборону, можно сказать, что государственный сектор Соединенных Штатов является крупнейшим в мире рынком военной техники. Бесспорно, что США доминируют в производстве таких изделий военной промышленности, как истребители, что приносит большой эффект от масштабов производства.

Однако европейские аналитики, объясняя отставание от США и Японии, с уверенностью констатируют тот факт, что на практике промышленная политика Америки ничуть не менее эффективна, чем японская.

Промышленный сектор американской экономики был одним из немногих, кто показывал в 2016 г. более-менее приемлемый результат — стремительного роста не было, но и явных провалов не наблюдается. И даже тот факт, что по итогам ноября 2016 г. был зафиксирован негативный результат, не смог испортить общего впечатления. Последний месяц года все-таки стал положительным для американской промышленности [15].