Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
изучить особенности договора франчайзинга;
1. Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений
1.1 Понятие, сущность и сферы применения франчайзинга
1.2. Особенности договора франчайзинга
1.3. Франчайзинг и вертикальные ограничения
2. Региональная диверсификация бизнеса на основе стратегии развития франчайзинга
2.1. Региональный франчайзинг и его модель
2.2. Перспективы развития франчайзинга в России
2.3.Путь развития франчайзинга в России в 2017 г.
Таблица 2
Состояние франчайзинга по направлениям
Направления франчайзинга |
Средний размер паушальных платежей, $ |
Средний объем инвестиций, $ |
Средний размер роялти, % |
Автосервис |
23600 |
208300 |
5,3 |
Прокат автомобилей |
23300 |
307100 |
9,0 |
Телекоммуникации |
26700 |
86400 |
20,2 |
Отели |
41400 |
9245400 |
20,0 |
Образование (развитие детей) |
27700 |
323000 |
16,3 |
Образование (тренинги) |
35300 |
139400 |
7,8 |
Услуги персонала |
24700 |
103100 |
10,0 |
Рестораны (мороженое) |
26100 |
196400 |
4,4 |
Рестораны (быстрого питания) |
23100 |
401000 |
4,9 |
Фитнес-центры |
24100 |
189600 |
6,0 |
Парикмахерские (салон красоты) |
26900 |
137400 |
5,4 |
Химчистки (прачечная) |
23000 |
296500 |
4,5 |
Клининг (чистка) |
22100 |
69800 |
6,8 |
Оперативная полиграфия |
28600 |
250700 |
6,1 |
Агентства недвижимости |
15900 |
117000 |
5,9 |
Можно предложить усовершенствованную модель регионального франчайзинга ( приложение 1). На ней четко прослеживается обратная связь между франчайзером и франчайзи. Также видны их позиции на региональном уровне.
Исследование, которое было проведено международной франчайзинговой ассоциацией IFA (США), показало, что среди ее членов количество банкротств составляет менее 1%. Но если провести тщательный анализе франчайзинговых отношений, можно убедиться в то, что сотрудничество дает не только полезный эффект. Можно сказать, что оно может также создавать определенные трудности и ограничения, которые, как правило, образуются из данной системы. В этом случае каждый партнер должен [6]:
- подчинить себя общей цели,
- подчинить общим правилам,
- подчинить общим договоренностям,
- согласовывать свои интересы с интересами противоположной стороны.
Необходимо перечислить предпосылки для развития регионального франчайзинга:
- экономические:
- непрерывное возрастание:
- личных,
- производственных,
- общественных потребностей,
- усиливающаяся конкуренция,
- возрастание роли и темпов научно-технического прогресса в развитии:
- науки,
- техники,
- производства,
- экономики,
- мирового сообщества,
- усложнение конструкций выпускаемой продукции и повышение требований к их надежности,
- увеличение мировых объемов производства продукции,
- непринятие потребителями продукции с относительно невысоким уровнем качества,
- ужесточение требований к эффективности производства;
- организационные:
- интеграция малого бизнеса в более крупные и мощные экономические системы для минимизации затрат и сокращения производственного цикла;
- социальные:
- эмоциональный фактор и личностный характер;
- маркетинговые:
- продвижение уникальности товара или услуги,
- улучшение качества;
- правовые:
- построение договорных отношений,
- построение организационной структуры;
- финансовые:
-высвобождения финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на другие стратегически важные сферы деятельности:
- исследования и разработки,
- маркетинг продукции,
- сотрудничество в промышленной области,
- сотрудничество в сфере товарного обращения,
- сотрудничество в сфере услуг;
- региональные:
- географическая особенность территории,
- деловая активность региона,
- демографические особенности [10].
Хочется отметить тот факт, что эти предпосылки выявили проблемы, которые, по всей видимости, препятствуют развитию франчайзинга в России. Основными из них являются:
- Экономические проблемы:
- процесс структурирования рынков и нестабильность конкурентной ситуации;
- отсутствие у большинства предпринимателей необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
- сложность (невозможность) получения кредитов для создания стартового капитала.
- Организационно - правовые проблемы. Необходимо заметить, что в России сдерживание развития франчайзинга происходит, как нам кажется, в правовой сфере. Причем, данные проблемы, могут быть связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России. По мнению ведущих российских юристов, фактическое использование отношений франчайзинга в отечественных условиях потребовало специального законодательного оформления этих отношений.
- Социально - психологические проблемы:
- отсутствие отечественного опыта и опасение провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
- отсутствие серьезного отношения к интеллектуальной собственности;
- опасение франчайзера потерять контроль над франчайзи;
- опасение франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера.
Из анализа, проведенного в западных странах, становится видно, что три из четырех обычных фирм закрываются в течение пяти лет. А вот франчайзинговые компании, практически, не разоряются. Причем раскрученный франчайзинговый бренд как «раскрученный механизм» легко преодолевает все спады и кризисы и помогает своим партнерам в реализации поставленных задач.
В итоге, для развития и формирования франчайзинговых сетей необходимо придерживаться его принципов [12]:
- профессионализм,
- организации системы повышения квалификации,
- информационное обеспечение,
- равенство,
- маркетинговое обеспечение,
- планирование потенциала роста,
- постоянный обмен опытом,
- контроль,
- поддержка франчайзи.
Франчайзинг основан на копировании какой-либо технологии, доказавшей свою коммерческую эффективность.
Однако, полное воспроизведение такой технологии невозможно, т.к. каждая фирма работает в определенных географических условиях и имеет свою потребительскую аудиторию. В таблице 3 показана сравнительная
стоимость франчайзинга некоторых компаний, которые уже пришли в
Россию и на территорию края.
Таблица 3
Сравнительная стоимость франчайзинга некоторых предприятий в России в 2016 году
Наимено-вание бренда |
Сфера деятельности компании |
Стоимость франшизы, $ тыс. |
Размер стартовых инвестиций, $ тыс. |
Размер роялти |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
«Ароматный мир» |
Винный супермаркет |
5 |
10-30 |
$250+1% от месячного оборота |
Bagatelle |
Магазин подарков |
Бесплатно |
80 |
нет |
"Лавка жизни" |
Магазины и киоски по продаже товаров для здоровья; производство товаров для здоровья |
Торговая - бесплатно; Производственная - 3-30; |
По договоренности |
от 0 до 5 в зависимости от стоимости франшизы |
ЛУКойл |
АЗС |
0,72 |
25 |
$1000 в месяц |
"Эконика" |
Обувные магазины |
Бесплатно |
30 |
нет |
"Шоколад-ница" |
Кофейня |
25 |
150-200 |
5 |
Kodak |
фотоуслуги |
Бесплатно |
40-120 |
$200 в год |
Subway |
Ресторан быстрого питания |
10 |
50-70 |
8+2,5% от продаж в рекламный фонд |
"Якитория" |
Японский ресторан быстрого питания |
По договоренности |
480 |
нет |
"1С" |
Продажа, установка и сопровождение программного обеспечения |
0,25-1 |
От 0,25 до 1 |
$100 в месяц |
"Красный куб" |
Магазин подарков |
15-25 (залог за товар) |
10-12 |
нет |
"Копейка" |
Универсам эконом класса |
10 |
100-180 |
2,5-10 (от оборота) |
Аldo Coppola |
Итальянский салон красоты |
сотрудничают только с регионами |
€ 12 |
€ 1 |
"Ростикс" |
Ресторан быстрого питания |
25 |
250-350 |
6 + 2-5% в рекламный фонд |
"Баскин-Роббинс" |
Кафе-мороженое |
10-50 |
60-100 |
нет |
Tommy Hilfiger |
Магазин одежды |
Бесплатно |
100 |
€ 500 в год |
CafeMax |
Интернет-кафе |
Бесплатно |
300-400 |
5-10% от месячного оборота |
В результате представляем основные направления повышения привлекательности франчайзингового предложения для франчайзи [16]:
- предоставление франчайзером помещения,
- создание франчайзинговой точки «под ключ»,
Большинство франчайзи отдают предпочтение получению уже готового к работе бизнеса;
- представление документации, необходимой для работы точки;
- сопровождение деятельности франчайзи;
- маркетинговая поддержка;
- бухгалтерское сопровождение.
Схема взаимодействия элементов франчайзинговой системы представлена в приложении 2. Предложенная схема обеспечивает рост конкурентных преимуществ бизнеса при построении договорных отношений и связи с субъектами рыночной среды территории. Этого добились известные мировые бренды, такие как McDonald’s, Subway, Baskin-Robbins.
- При формировании стратегии продвижения франчайзингового
бизнеса необходимо разработать алгоритм региональной экспансии, представленный в приложении 3.
Конечным результатом является определение задач региональной экспансии, которые бывают следующими [20]:
- организация стабильного канала сбыта собственной продукции;
- расширение присутствия, или экспансия на новые территории;
- франчайзинг как этап слияния или поглощения компаний.
При этом, критериями определения экономического потенциала и привлекательности регионов являются:
- среднеотраслевая рентабельность,
- интенсивность конкуренции,
- скорость его роста,
- технологические требования в отрасли,
- демографические характеристики,
- емкость рынка,
- влияние общего внешнего окружения,
- среднегодовой доход,
- сведения о деловой активности региона,
- информация о базовых предприятиях региона,
- данные об уровне жизни,
- структура бюджета,
- культура потребления продуктов,
- консерватизм потребителей,
- наличие локальных производителей,
- уклад жизни населения региона (культурные, религиозные различия),
- экономические перспективы региона.
Определение бюджета экспансии состоит в:
- определении затрат на инвестиции,
- маркетинговой деятельности,
- финансировании операционных затрат.
Затем необходимо отдельно сказать об определении формы стратегии региональной экспансии. При этом категории объединяются в три большие группы:
1) создание собственного предприятия (филиала);
2) создание удаленного партнера, работающего на определенных условиях:
- дистрибьютор,
- дилер,
- франчайзи;
3) совместное предприятие с местным партнером:
- удаленный склад,
- собственная торговая команда,
- участие в капитале.
К слову, выбор способа региональной экспансии зависит от таких факторов, как:
- тип продукции,
- каналы и методы ее распространения,
- размеры необходимых инвестиций в начало проекта и другие.
После определения способа экспансии, компания может приступить к расчетам проекта. Способы региональной экспансии различаются по [17]:
- показателям стоимости проекта,
- скорости запуска,
- периоду окупаемости.
Разработка оптимальных условий для работы в регионе заключается в следующем:
- срок контракта;
Надо сказать, что зависимость условий контракта от сроков можно объяснить так: при долгосрочном контракте и жестких условиях расторжения
обеспечивается достаточный уровень контроля, а также уменьшается риск
невозможности пролонгирования контракта;
- политика ценообразования;
- вопросы ассортимента и взаимодействия партнеров между собой для достижения более высокого результата для бизнеса компании.
Структура регионального отдела продаж должна быть сформирована в соответствии с:
- выбранной областью деятельности,
- опытом франчайзи на данном рынке,
- наличием специалистов и с учетом сложившегося уровня оплаты труда [23].
Таким образом, франчайзинг связан с деятельностью системы, а не индивидуального звена. Причем механизм внедрения стратегии региональной экспансии подразумевает определенную последовательность:
- централизованный сбор идей от всех франчайзи,
- рассмотрение и разработка единых для всей системы нововведений,
- внедрение в практику всех франчайзи.
Франчайзинг как вид совместной деятельности партнеров имеет для российского бизнеса определенные последствия, которые возникают в результате особенности российского налогового и инвестиционного законодательства. При этом создание франчайзинговой компании, торговых или производственных предприятий – отличный ход для тестирования рынка перед осуществлением крупных инвестиций. Одновременно, франчайзинг позволяет резко снизить финансовый и политический риск компании, которая является новичком на новой территории. Например, для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей – это стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний – возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке.
Смотрите также файлы
- Механизм перераспределения мировых финансовых ресурсов (Современные риски для мировой экономики).pdf
- Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (ООО "Дефиле").pdf
- Анализ структуры торгового ассортимента (развернутый анализ ассортиментной политики ООО «Диско»).pdf