Файл: Опекунство (История законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 4
В современном законодательстве так же указаны лица которые, не могут быть опекунами (попечителями) детей, к их числу относятся: несовершеннолетние недееспособные граждане (п. 1 ст. 146 СК РФ); лица, лишенные родительских прав (п. 1 ст. 146 СК РФ); ограниченные в родительских правах (п. 3 ст. 146 СК РФ); лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией (п. 3 ст. 146 СК РФ); лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей (п. 3 ст. 146 СК РФ); бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине (п. 3 ст. 146 СК РФ); лица, не способные по состоянию здоровья осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146 СК РФ).
2. ОСОБЕННОСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК ИНСТИТУТА РОССИЙСКОГО ПРАВА
Вопрос об основных правовых характеристиках института опеки и попечительства, определении его составляющих является до настоящего времени дискуссионным. Например, A.M. Белякова пишет: «Опека и попечительство – межотраслевые институты. Они выступают одновременно как институты административного, гражданского и семейного права». А.И. Пергамент рассматривала опеку исключительно как «институт семейного права»[11]. В своем исследовании Н.М. Ершова затрагивает вопрос о включении норм об опеке и попечительстве в брачно-семейное законодательство или в гражданское, а также приходит к заключению о том, что их следует считать «полнокровным институтом семейного права», а опеку и попечительство следует считать «видом семейных отношений». Данное положение Н.М. Ершова основывает на том, что вопросы назначения опекунов и попечителей, их права и обязанности регулируются нормами семейного права и не закреплены в гражданском законодательстве[12].
Рассматривая институт опеки и попечительства как единый и относя его к семейному праву, следует говорить о его комплексном характере, на что указывала Н. М. Ершова. Определяющим критерием при этом является наличие кроме целей воспитания еще и цели защиты имущественных и личных прав и интересов подопечного, что обеспечивается гражданско-правовыми нормами.
Между тем действующие нормы, регулирующие опеку и попечительство в Гражданском кодексе, не образуют отдельный самостоятельный раздел и включены в гл. 3 «Граждане (физические лица)», а процедура установления опеки или попечительства над несовершеннолетними закреплена в нормах Семейного кодекса. Отдельные вопросы, как-то: обеспечение социальных пособий, дополнительные гарантии на труд, образование – законодательством отнесены к ведению других отраслей права, что предопределяет выбор различных методов регулирования правоотношений по опеке и попечительству.
A.M. Нечаева утверждает, что различия ГК РФ и СК РФ в отношении опеки и попечительства не имеют принципиального значения[13], так как ГК РФ рассматривает опеку и попечительство как гражданско-правовой институт, а СК РФ – как форму устройства детей.
Нормы ГК РФ регулируют вопросы защиты прав и интересов недееспособных лиц, к которым относятся их личные и имущественные права, а также право на жизнь и воспитание в семье. В этой связи опека и попечительство могут восприниматься только как гражданско-правовые институты. Детальное обозначение форм и условий опеки и попечительства дается в нормах Семейного кодекса, в котором закреплены положения, определяющие порядок их возникновения и учреждения, оговариваются права и обязанности опекунов и опекаемых, а также полномочия органов опеки и попечительства.
Е.А. Чефранова в статье «Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства» отметила: «Что касается опеки и попечительства, то это не только способ устройства в семью детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но в первую очередь институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав, как несовершеннолетних, так и других недееспособных и не полностью дееспособных лиц. Нормы, направленные на достижение этой основной цели опеки и попечительства, помещены в ГК РФ, тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели – обеспечение воспитания несовершеннолетних, составили предмет Семейного кодекса»[14].
М.В. Антокольская, затрагивая вопросы опеки и попечительства, отмечает, что данные отношения в сфере семейного права «могут существовать только в форме правоотношений», складывающихся между опекуном и его несовершеннолетним подопечным. Очень верным и точным является определение того, что наличие имущественных отношений определяет публичный характер данных правоотношений: «В отношениях по опеке, в той части, в которой они являются чисто гражданско-правовыми, тоже присутствует значительное публично-правовое начало». Она также подчеркивает комплексность института опеки и попечительства и определяет опеку и попечительство как «способ восполнения дееспособности и защиты прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц»[15].
Вышеприведенные взгляды на опеку и попечительство вскрывают всю сложность структуры данных правоотношений, а также механизм их реализации, что требует оценки деятельности правоприменительных органов при регулировании отношений по опеке и попечительству как специфических, нуждающихся в гибком и индивидуальном подходе.
Необходимо подчеркнуть, что все названные выше авторы рассматривают опеку и попечительство как единый правовой институт.
Вместе с тем, существует точка зрения, согласно которой опека и попечительство должны рассматриваться как самостоятельные правовые институты. Так, Н.М. Ершова утверждала, что «опека и попечительство по своему содержанию отличаются друг от друга»[16]. А.Ю. Томилов подчеркивал, «определяя опеку и попечительство как единый правовой институт, мы неверно определяем объект и субъект исследования, а также те правоотношения, которые подлежат изучению, что приведет к ошибочным выводам.
Для того чтобы этого не произошло, попечительство следует рассматривать как законодательное ограничение, которое исчезает по достижении гражданином возраста полной дееспособности или события, с которым связывается его наступление – эмансипация или брак. Эти ограничения связаны с необходимостью осуществления полной социальной адаптации лица с тем, чтобы он смог в полной мере осуществлять все свои права и исполнять обязанности без ущерба для себя и третьих лиц».
Рассматривая институт попечительства в этой плоскости и анализируя правовое положение лица, находящегося под попечительством, можно утверждать, что попечительство преследует цель постепенной социализации, а опека в большей мере выполняет охранительные функции.
Указание на гражданско-правовую принадлежность отношений по опеке и попечительству вызывает активные возражения некоторых авторов[17]: «Во-первых, «классические» опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели – не работники по трудовому договору и тем более не лица, оказывающие услуги по гражданско-правовому договору. Хотя законодатель и предусматривает для большинства из данных попечителей выплату вознаграждения и определенную компенсацию затрат, его цель – выразить им признание высокой социальной значимости воспитания ребенка в семье. Цель попечителей – не материальная выгода, а удовлетворение своей духовной, личностной потребности в заботе о ребенке или сразу нескольких детях.... Во-вторых, даже опека совершеннолетних лиц (если только она не сводится исключительно к имущественной) должна в перспективе рассматриваться как институт социального права (или социального законодательства), в широком смысле обеспечивающий выполнение гражданами при поддержке государства гуманитарных задач помощи ближним».
Безусловно, принятие Федерального закона «Об опеке и попечительстве» оказало влияние на дискуссию об отраслевой принадлежности рассматриваемых институтов, однако, этот вопрос продолжает оставаться спорным.
По нашему мнению, опеку и попечительство допустимо рассматривать как отдельные, но связанные друг с другом правовые категории. Вместе с тем вызывает сомнение тезис о том, что опека и попечительство представляют собой отдельный правовой институт.
Проведя анализ местонахождения норм, регламентирующих опеку и попечительство в гражданском праве, можно сделать вывод о том, что опека и попечительство представляют собой совокупность норм, относящихся к институту гражданского права, регулирующего правовое положение лиц, участвующих в гражданском обороте.Говоря о местонахождении норм об опеке и попечительстве в семейном праве также можно утверждать о том, что они входят в состав правового института, который носит название формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей[18].
Необходимо отметить, что под правовым институтом в теории права принято понимать совокупность обособленных норм права, регулирующих определенный комплекс взаимосвязанных между собой однородных отношений. В свою очередь, подинститут права (субинститут) – это часть института права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих единичное общественное отношение.
По нашему мнению, не возникает сомнения в том, что совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с опекой и попечительством, может рассматриваться как сложный (комплексный) институт права по отношению к отрасли гражданского и семейного права России[19].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что опека (попечительство) может рассматриваться как отдельная правовая категория по отношению к правовой системе, как подинститут гражданского и семейного права, который содержит совокупность норм, регулирующих не только тесно связанные между собой, но и обусловливающие друг друга общественные отношения.
Утверждение о развитии опеки и попечительства как двух самостоятельных правовых институтов не противоречит общему взгляду на тенденции развития структуры (системы) права, поскольку идет процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам – институтам, отраслям.
3. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста[20]. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК РФ). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.
В современной России особенно остро стоит проблема устройства и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Без опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных сложившихся обстоятельств. Согласно статистическим данным в последние годы продолжался рост численности детей, оставшихся без попечения родителей:
–118 000 детей-сирот насчитывается в России;
– 61 000 детей отданы под опеку в 2017 году;
– 50 000 родителей ежегодно лишаются родительских прав, а их дети попадают в детдом;
– 44 000 детей имеют живых родителей, лишенных родительских прав из-за алкоголизма и наркомании;
– 16 500 российских семей стоят в очереди на усыновление;
– 6564 ребенка усыновили россияне в 2016 году;
– 4500 усыновленных детей были возвращены в детские дома в 2017 году;
– 2604 российских детей усыновлены иностранцами в 2017 году;
– 29 детей-инвалидов усыновили россияне в минувшем году;
– 148 детей-инвалидов усыновили иностранцы в 2017 году[21].
Наибольшая доля детей-сирот в общей численности детского населения – в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах (более 4%), и пока нет тенденции к ее сокращению. Минимальный удельный вес детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, в силу особенностей и традиций народов, населяющих этот регион – сироты здесь более-менее эффективно распределяются по семьям близких или дальних родственников. Помимо республик Северо-Кавказского федерального округа, к субъектам Российской Федерации с низким уровнем сиротства относятся г. Москва, Белгородская область, Калмыкия, Татарстан и Саратовская область[22].