Файл: Опекунство (История законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 382

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нередки на практике и судебные разбирательства, связанные с размером выплаченных вознаграждений опекунам. Примером тому является дело, рассмотренное в 2013 г. Хабаровским краевым судом. Опекун обратился в суд за выплатой индексации. Судом установлено, что вознаграждение выплачивалось без учета установленных действующим законодательством правил. Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлет­ворения исковых требований истцов, при этом расчет задолженности выплат, представленный истцом, суд признал верным, соответствующим действовавшим на спорный период нормативным актам. Доводам ответчика о необходимости применять фактические цены Хабаровского края судом дана надлежащая оцен­ка. Таким образом, иск ответчика был удовлетворен, вышестоящая инстанция решение суда поддержала[34]. Так, пробелы в законодательстве об опеке и попечительстве были выявлены прокуратурой Иультинского района Чукотского автономного округа при рассмотрении обращения гражданки (жительницы Иультинского района), которой территориальным органом опеки и попечительства было отказано в возможности стать опекуном на возмездной основе.

Наряду с существующими видами опеки (на основании решения органа опеки и попечительства; по заявлению родителей; предварительная опека и попечительство; по времени действия (постоянная, временная)) законодателем также предусмотрена оплачиваемая и социальная (компетенция государства) опека, т. е. опека, осуществляемая на возмездной основе. При передаче недееспособного лица под опеку, в том числе на возмездной основе, действующим законодательством определены конкретные условия, которым должен соответствовать потенциальный опекун. Законодательство об опеке и попечительстве наделяет орган опеки и попечительства правом заключить с опекуном договор об осуществлении опеки на возмездной основе при условии, что опекун отвечает всем установленным требованиям. Самое главное основание для заключения указанного договора – интересы подопечного.

Законами субъектов Федерации по договорам об осуществлении опеки на возмездной основе предусмотрена выплата вознаграждения опекунам из средств бюджета субъекта РФ (для Чукотского автономного округа эта сумма составляет 6 тыс. руб. ежемесячно).

Принимая во внимание тот факт, что законодательством субъекта Федерации предусмотрена возможность заключения договоров об осуществлении опеки на возмездной основе, а также вознаграждение опекунов с указанием размеров таких выплат, полагаем, что в идеальном случае в законах должны быть закреплены основания и условия, при которых заключение указанных договоров и произведение выплат невозможны.


Территориальный орган опеки и попечительства Иультинского района отказал заявителю в передаче несовершеннолетних детей под опеку на возмездной основе, руководствуясь лишь тем, что опекун ходатайствует о таком виде опеки, преследуя личные выгоды, выражающиеся в получении денежных средств, а никак не в интересах подопечных.

При принятии решения территориальный орган опеки и попечительства исходил из того, что законодатель наделил его правом выбора формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121 СК РФ, п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»). При этом орган отказывает опекуну в получении вознаграждения, которое для него предусмотрено законом.

Однако с учетом того, что действующим законодательством не предусмотрены конкретные основания и условия, наличие которых препятствовало бы передаче детей под опеку на возмездной основе, полагаем невозможным принять однозначное решение об отказе либо о предоставлении опеки на возмездной основе[35].

Существующие в практике случаи отказа в предоставлении опеки на возмездной основе, возникающие в связи с наделением органов опеки и попечительства правом принимать решение о выборе формы опеки, могут быть расценены как коррупциогенный фактор, поскольку такие решения принимаются должностными лицами территориальных органов, на основании исключительно личного отношения к заявителю и на иных основаниях, не определенных законом[36].

К сожалению, сейчас ни ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве», ни иными федеральными законами, подзаконными актами РФ и субъектов Федерации не определен перечень оснований, при которых опека на возмездной основе невозможна[37].

Кроме того, говоря об опекунстве на возмездной основе, хотим отметить, что отношения, основанные на соглашении между опекуном и органом опеки и попечительства, осуществляются на основании соответствующего договора, отвечающего всем установленным требованиям, и относятся к разряду трудовых правоотношений.

Следовательно, такую деятельность, как опекунство, можно отнести к трудовой, которая в обязательном порядке подлежит оплате.

С целью исключения из действующего законодательства существующих пробелов считаем необходимым определить исчерпывающий перечень оснований и (или) условий, при которых территориальный орган опеки и попечительства имеет право отказать в возможности быть опекуном на возмездной основе.


Таким образом, опека (попечительство) как форма охраны прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан обладает следующими признаками, позволяющими отличить ее от сходных правовых явлений: защита прав и интересов подопечного действиями определенного физического лица; возникновение правоотношений из акта органа местного самоуправления; право опекуна (попечителя) совершать в интересах подопечного все или отдельные юридически значимые действия без специального полномочия. Институт опеки и попечительства, содержание которого имеет различное отраслевое «наполнение» в зависимости от целей установления опеки (попечительства), следует признать комплексным. В настоящее время нормы, регулирующие отношения, связанные с опекой и попечительством, находятся в актах, принадлежащих отраслям гражданского, семейного, а также административного законодательства.

Таким образом, подведем итог, рассмотренным вопросам.

1. В настоящее время нормы, регулирующие отношения, связанные с опекой и попечительством, находятся в актах, принадлежащих отраслям гражданского, семейного, а также административного законодательства. Представляется, что полноценное функционирование опеки (попечительства) как социального и правового института возможно только посредством применения всей совокупности норм различной отраслевой принадлежности.

2. Гарантией обеспечения прав и интересов подопечных является предусмотренное законом право органа опеки и попечительства требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и других организациях. В то же время не требуется предоставление названных выше сведений, если опекун (попечитель) назначается на основании заявления родителей ребенка, самого ребенка в возрасте старше 14 лет и в других случаях (то есть не по заявлению потенциального опекуна (попечителя)). С целью приведения положений закона к единообразию и обеспечения прав и интересов подопечного при установлении опеки (попечительства) любого вида следует предусмотреть: во-первых, обязанность органа опеки и попечительства запрашивать соответствующие сведения, во-вторых, распространить это правило на все виды опеки (попечительства) независимо от оснований установления опеки (попечительства).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе исследования, проведенного в работе, можно сделать следующие выводы.

Опека (попечительство) как форма охраны прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан обладает следующими признаками, позволяющими отличить ее от сходных правовых явлений: защита прав и интересов подопечного действиями определенного физического лица; возникновение правоотношений из акта органа местного самоуправления; право опекуна (попечителя) совершать в интересах подопечного все или отдельные юридически значимые действия без специального полномочия. Опека и попечительство как институт законодательства представляет собой систему норм, которые помещены в гражданском, семейном, административном законодательстве и законодательстве об органах местного самоуправления. При этом основные положения опеки и попечительства установлены гражданским законодательством.

В российской правовой системе разграничение понятий «опеки» и «попечительства» исторически обусловлено дифференциацией объема дееспособности граждан. Опека и попечительство охватываются единым назначением – восполнение дееспособности, защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, – поэтому подлежат правовому регулированию в рамках единого института, который носит название «опека и попечительство».

Представляется неверным определение в законе понятий «опека» и «попечительство» как унифицированных применительно к отношениям с участием малолетних и несовершеннолетних лиц и к отношениям, участниками которых являются недееспособные и ограниченно дееспособные лица. Над малолетними и несовершеннолетними детьми опека (попечительство) устанавливается, прежде всего, с целью их воспитания. И уже в процессе воспитания детей решаются вопросы обеспечения их личных и имущественных прав и интересов. Над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами опека и попечительство устанавливаются с целью восполнения дееспособности названных лиц, в связи с этим они выступают формой устройства последних.

В юридической литературе опека и попечительство исследуются в нескольких аспектах: как вид социальной заботы, как система правоотношений и как институт законодательства. При этом, вопрос о правовой природе института опеки и попечительства остается дискуссионным. Одни исследователи подчеркивают, что институт опеки (попечительства) «принадлежит» цивилистам, что основные положения об опеке и попечительстве, в том числе над несовершеннолетними, содержатся в гражданско-правовых нормах. Другие исследователи обосновывают семейно-правовую природу отношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми. Думается, что институт опеки и попечительства, содержание которого имеет различное отраслевое «наполнение» в зависимости от целей установления опеки (попечительства), следует признать комплексным.


В настоящее время нормы, регулирующие отношения, связанные с опекой и попечительством, находятся в актах, принадлежащих отраслям гражданского, семейного, а также административного законодательства. Представляется, что полноценное функционирование опеки (попечительства) как социального и правового института возможно только посредством применения всей совокупности норм различной отраслевой принадлежности.

Проведенное исследование выявило целый ряд проблем института опеки и попечительства, с решением которых связаны перспективы его дальнейшего становления и развития.

Требует уточнения гражданско-правовой статус органов опеки и попечительства. С одной стороны, как и любые органы публичной власти, они не могут обладать статусом юридического лица и действуют от имени и в интересах соответствующего публичного образования; в частности, органы опеки и попечительства действуют от имени соответствующего субъекта РФ. С другой стороны, они вправе и обязаны участвовать в гражданском обороте и защищать интересы подопечных в период, когда опекун или попечитель еще не назначен, а также заключать договоры о возмездном осуществлении опеки или попечительства. В связи с этим необходимо наделить их исключительной правосубъектностью, отличной от общей и специальной правосубъектности юридических лиц. В этих целях необходимо дополнить главу 5 ГК РФ ст. 124-1, назвав ее «Исключительная правоспособность органов государства и органов местного самоуправления».

Название статьи 10 «Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями» представляется не совсем удачным. Целесообразнее назвать ее «Лица, имеющие право быть опекунами («попечителями)» по аналогии со ст. 127 СК РФ «Лица, имеющие право быть усыновителями».

В целях недопущения злоупотреблений со стороны опекуна или попечителя, а также произвольного решения органами опеки и попечительства вопроса о продолжительности действия договора о возмездном осуществлении опеки и попечительства следует предусмотреть в качестве максимального срока его действия пятилетний срок с возможностью его последующего продления на тех же или перезаключения на иных условиях, в связи, с чем внести в ст. 14 Закона об опеке и попечительстве соответствующие дополнения. Необходимо дополнить данную статью положением о том, что договор может быть, досрочно расторгнут по соглашению сторон, а в случае спора – судом. В судебном порядке подлежит расторжению договор с лицом, недобросовестно исполняющим обязанности опекуна или попечителя.