Файл: Опекунство (История законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности. Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты. Ведь подобные социальные учреждения не могут вос­питать полноценную личность. Представляется, что единственным выходом для становления ребенка является, опека и попечительство. Но и здесь маленького человека и его будущих ро­дителей ждет ряд проблем, с которыми не каждый готов столкнуться.

Необходимо иметь в виду, что цели опеки и попечительства в гражданском праве (ст. 31 ГК РФ) и в семейном праве (ст. 145 СК РФ) несколько различаются. Так, в п. 1 ст. 145 СК РФ целью опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, в первую очередь провозглашается их содержание, воспитание и образование и только во вторую – за­щита их прав и интересов, тогда как в гражданском праве – наоборот. Согласно п. 1 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними уста­навливаются также в целях их воспитания[23].

Законом Сахалинской области от 03.08.2009 № 79-ЗО «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Сахалинской области» регулируются вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Сахалинской области.

Так, в соответствии с Законом Сахалинской области
от 03.08.2009 № 79-ЗО «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Сахалинской области»[24] задачами органов опеки и попечительства являются: реализация на территории Сахалинской области единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности; защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, признанных судом безвестно отсутствующими и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, в порядке и в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей; контроль в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий за содержанием лиц, признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности[25].


В настоящее время отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, ре­гулируются Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными право­выми актами Российской Федерации.

Оформление такой процедуры, как опека или попечительство, в 2014 году предполагает ряд требований к личности опекуна: достижение совершеннолетия; дееспособность; отсутствие судимости по статьям за умышленное нанесение вреда здоровью и жизни человека; личностные и нравственные качества; согласие подопечного[26].

Опекунство не может быть назначено для следующих лиц: ранее лишенных родительских прав или отстраненных от опеки, попечительства, усы­новления; страдающих алкоголизмом и наркоманией; не прошедших специальной подготовки. Этот пункт не касается родственников или близких людей ребенка, подлежащего опеке; судимые за тяжкие преступления, а также преступления против чести, свободы и досто­инства других людей, против общественной безопасности; те, кто по состоянию здоровья не может быть опекуном. К таким состояниям относят все формы туберкулеза, злокачественные онкологические процессы, инфекционные болезни, психические расстройства, болезни и травмы, которые привели к инвалидности 1 и 2 групп, исключающие возможность работать.

Преимущество перед другими лицами в оформлении такой процедуры, как опека, как и ранее, имеют родственники ребенка: дедушки, бабушки, совершеннолетние сестры и братья и прочие.

Для того, чтобы оформить опеку над ребенком, оставшимся без родительского попече­ния, нужно собрать пакет документов, куда входят: заявление о желании стать опекуном; копия паспорта; автобиография; справка или другой документ, который подтверждает доходы; документы, подтверждающие наличие жилья; копия финансового лицевого счета; справка с полиции о несудимости по вышеуказанным статьям; заключение о состоянии здоровья; если опекун состоит в браке, копия свидетельства о браке; соглашение на оформление опеки в письменном виде от всех членов семьи опекуна, а также мнение детей старше 10 лет.

Институт опеки и попечительства постоянно совершенствуется, например, среди ново­введений в такой процедуре, как опека, в 2014 году является ненужность справки о соответст­вии жилого помещения техническим и санитарным нормам.


Документы для установления опеки (попечительства) рассматриваются орга­нами опеки на протяжении 7 дней, после этого в течение двух недель принимается решение о том, разрешать или отказать в опекунстве. В случае отказа органы опеки обязаны разъяснить причину и порядок оспаривания этого решения, пакет документов возвращается назад.

Опекуны и подопечные имеют право на государственную поддержку, установленную для них законодательством. Все выплаты и пособия, которые предназначены для питания и прочих нужд подопечного, принадлежат самому подопечному. Перечисляется на лицевой счет получателя на почте или в Сбер­банке. А выплаты, предназначенные опекуну, принадлежат самому опекуну и расходуются по его усмотрению.

Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя[27].

В Сахалинской области сейчас действует ряд нормативных актов, регулирующих опеку и попечительство на региональном уровне.

На сегодняшний день Российская Федерация имеет ряд серьезных проблем, требующих немедленного решения. При этом детей продолжают усыновлять, опекать и «попекать», прохо­дя все бюрократические трудности и даря им настоящую семью и любовь. Ведь самое главное для ребенка любого возраста – это семья, любовь, внимание близкого человека. Психологиче­ское состояние ребенка в детских домах можно назвать болезненным почти в 100% случаев. Самый распространенный диагноз ребенка-сироты – отставание в развитии и эмоциональные нарушения, что возникают в результате дефицита индивидуальных отношений. Проще говоря, каждому ребенку необходимо внимание и пример взрослого[28].

Соответствующие предложения отражены в Концепции ФЦП «Россия без сирот на 2013­-2020 годы», размещенной на сайте федерального Уполномоченного по правам ребенка для публичного обсуждения. Цели ФЦП «Россия без сирот» на 2013-2020 годы: существенное со­кращение масштабов семейного и детского неблагополучия, профилактика социального сирот­ства, обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение положения таких детей, расширение правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитании.


Целевая федеральная программа «Россия без сирот» на 2013-2020 годы, включает 4 под­программы:

«Дети-сироты» – направлена на предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«Приемная семья» – направлена на реализацию выполнения поставленной государством задачи: «Каждому ребенку – семью!».

«Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства» – имеет целью со­кращение масштабов семейного неблагополучия и социального сиротства, сохранение и оздо­ровление семей с несовершеннолетними детьми.

«Профилактика девиантного поведения среди детей-сирот» – ставит задачи сокращения численности несовершеннолетних с девиантным поведением, сокращение масштабов распро­странения среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, алкоголизма, ток­сикомании, наркомании и иных форм зависимости, снижение числа суицидов и других девиа­ций.

Все эти меры должны способствовать сокращению числа детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей. Представляется, что это поможет побороть такое явление, как «за­стойное сиротство» в России.

Предусмотренные законодательством опека и попечительство имеют своей це­лью защиту прав наиболее уязвимой категории граждан – несовершеннолетних и недееспособных, за исключением граждан, ограниченных в дееспособности вследствие различных злоупотреблений. Здесь цель попечительства, скорее, не защита такого гражданина, а защита его имущества от его же злоупотреблений и расточительности.

В отношении прав детей одной из самых распространенных и в то же время наиболее древней формой их устройства является опека. Г.Ф. Шершеневич ука­зывает, что она известна со времен патриархальной семьи[29].

Свое значение опека сохраняла и в советский период, по праву занимая ли­дирующее место среди форм устройства детей, и теперь, на современном этапе, она имеет огромное значение. По оценкам Министерства образования и науки, примерно 60% детей, нуждающихся в устройстве, передаются именно под опеку[30].

Как справедливо замечает Л.Ю. Михеева, Российское государство, пытаясь решить проблему устройства детей, предпринимает попытки осуществить это намерение с максимальной эффективностью. Каждый раз государство стремится устроить детей в первую очередь за счет «внутренних резервов» общества, посколь­ку содержание детей на полном государственном обеспечении требует огромных затрат[31]. Именно поэтому безвозмездная форма опеки наиболее востребована на сегодняшний день. Однако и возмездная опека в совокупности с первым видом, как отмечает Ю.Ф. Беспалов, самая распространенная форма устройства детей[32].


Одним из основных проблемных аспектов опеки и попечительства над несо­вершеннолетними является установленная в соответствии с законодательством выплата на содержание подопечного. В зависимости от региона такие суммы существенно разнятся.

Такая существенная разница в выплатах, по нашему мнению, не отвечает инте­ресам несовершеннолетнего. Полагаем, этот вопрос требует изучения и дальнейшей глубокой проработки на федеральном уровне. Но даже и эти небольшие суммы, по смыслу закона опекун (попечитель) может получить только в заявительном порядке, другими словами, выплата подлежит перечислению только после об­ращения указанных лиц в соответствующие компетентные органы. В этой связи показательным является следующий пример судебного решения. П. исполняла обязанности опекуна несовершеннолетних в силу предварительной опеки и как временно назначенный опекун обладала всеми правами опекуна в соответствии с пп. 4 и 5 ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». В даль­нейшем за указанный период временной опеки выплаты не были произведены.

Прокурор, действуя в интересах несовершеннолетних, обратился в суд с иском к органу опеки и попечительства об обязании назначить опекуну несовершенно­летних ежемесячную денежную выплату на содержание несовершеннолетних за спорный период. Решением суда в иске отказано. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд ссылался именно на заявительный характер выплат, а поскольку опекун обратился за выплатой лишь после назначения его постоянным опекуном, то и выплаты были начислены с указанного момента. Однако вышестоящая инстанция не согласилась с представленным решением Ухтинского городского суда Республики Коми по следующим основаниям. Указав на неверное применение Федерального закона «Об опеке и попечительстве», суд сослался, кроме того, и на законодательство субъекта. Закон Республики Коми, которым также определены условия и порядок выплат на территории Республики, указывает, что выплаты носят заявительный характер, однако выплата ежемесячных денежных средств на содержание ребенка при принятии решения о назначении выплаты производится со дня вынесения уполномоченным органом решения об установлении опеки (попечительства) над ребенком (аналогичный ж вывод мы можем сделать и при систематическом толковании Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Судебная коллегия отменила решение суда и приняла по делу новое решение об удовлетворении иска[33].