Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
Продолжение таблицы 5
Дивиденды |
919 |
251,3 |
312,6 |
6,83% |
1,67% |
1,61% |
Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния |
87,9 |
51,5 |
70,5 |
0,65% |
0,34% |
0,36% |
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации |
101,1 |
39,2 |
– |
0,75% |
0,26% |
- |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
236,7 |
341 |
344,4 |
1,76% |
2,26% |
1,77% |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
142,4 |
122,6 |
144,1 |
1,06% |
0,81% |
0,74% |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
88,6 |
119,3 |
136,2 |
0,66% |
0,79% |
0,70% |
Безвозмездные поступления |
152,1 |
41,5 |
53,2 |
1,13% |
0,28% |
0,27% |
Прочие доходы |
568 |
680,1 |
740,9 |
4,22% |
4,51% |
3,81% |
Как видно из таблицы, акцизы в доходах Федерального бюджета РФ занимают около 4–6%. По уровню дохода от налогов над акцизами преобладает другой косвенный налог – НДС (18,3 % и 12,55 %).
Анализируя поступления от акцизов в 2016–2018 годах можно сделать вывод, что от акцизного сбора бюджет не имеет стабильного поступления, суммы постоянно меняются.
Главными особенностями акцизов в Федеральном бюджете страны являются следующие:
– большую долю в акцизах занимают акцизы на нефтепродукты (около 40 %), что дополняет зависимость бюджета страны от цен на нефть и экспорта продукции топливно–энергетического комплекса;
– значительная доля акцизов на табачную продукцию, что говорит о высоком потреблении и спросе на данные товары в стране (при этом спрос растет несмотря на значительное повышение ставок по данной продукции);
– преобладание общей суммы дохода от акцизов в консолидированном бюджете субъектов РФ над общей суммой доходов от акцизов Федерального бюджета.
3 Проблемы и основные направления совершенствования акцизного налогообложения на современном этапе
Акцизное налогообложение требует к себе особого внимания, так как это налог, который выражает фискальные интересы государства. То есть налог, который служит интересам казны. Поэтому разумное применение оказывает только позитивное влияние на: ценообразование, структуру потребления. А имеющиеся в данной области налогообложения проблемы сохраняют определенную неясность, которая привела к тому, что на сегодняшний день нет, в нашей стране, эффективной системы взимания акцизов.
В первую очередь необходимо отметить, что установленная система акцизного налогообложения в РФ является сложной и трудной в администрировании. Одновременно, как показывает опыт ее функционирования, она недостаточно эффективна не только с фискальной точки зрения, но зачастую и с позиций налогоплательщика. Не случайно данная глава НК РФ изменяется в последние годы практически ежегодно, а нередко переписывается заново.
Основные проблемы акцизного налогообложения связаны с администрированием налога. Особенно в области порядка исчисления и уплаты акцизов по видам. Рассмотрим их подробнее.
1. Проблемы в обложение акцизом табачной продукции. Установленный порядок их исчисления трудно контролируем, создаст возможности для минимизации налоговой базы и снижению поступлений налогов. Но решаются эти проблемы априорно, методом постоянных, не всегда продуманных изменений в порядок взимания акциза.
С 1992 до 1997 г. в отрасли применялась адвалорная система. В условиях высоких темпов инфляции это гарантировало стабильные доходы государства. Однако именно в тот период проявились и существенные недостатки адвалорной системы, выражавшиеся в возможностях занижения отпускной стоимости товаров производителями и импортерами. В результате снижалась налоговая база и поступления в бюджет. Широкое распространение получили контрабанда и производство контрафактной продукции, объемы которой на рынке достигали 50%.
В 1997 г. был осуществлен переход на специфическую систему акцизного налогообложения табачных изделий. Практика функционирования данной системы налогообложения показала её достаточно высокую эффективность. За 1997–2002 гг. налоговые поступления от акциза на табачные изделия возросли в 10 раз. Собираемость акциза повысилась с 20 до 100%. Объем подделок и контрабанды на рынке табачной продукции сократился до 5%. Невзирая на это, 1 января 2003 г. была введена комбинированная система акцизного налогообложения табачных изделий, при которой ставка налога состоит как из специфического, так и из адвалорного компонента. Введенная в России смешанная система в своем роде уникальна, так как она не применяется ни в одной из развитых стран. В отличие от стран ЕС, где адвалорная составляющая ставки исчисляется на базе фиксированной розничной цены сигарет, в России она была установлена на отпускную цену продукции. Это предоставило производителям табачных изделий легальные возможности уменьшения налоговой базы для исчисления суммы акцизов по адвалорной ставке. Уменьшение достигалось как за счет снижения отпускных цен на табачную продукцию, так и за счет ассортиментных сдвигов в сторону увеличения выпуска сигарет более низкого ценового сегмента[20].
С 2007 г. в действующую систему акцизного обложения табачной продукции были внесены очередные поправки. Адвалорная составляющая налоговой ставки акциза на табачные изделия была привязана к максимальной розничной цене, обозначенной на каждой пачке сигарет и папирос. Вместе с тем реализация нового элемента налоговой базы при взимании акциза затруднена по ряду причин.
Во–первых, усложнилось налоговое администрирование, потребовавшее контролировать соблюдение максимальных розничных цен в каждой торговой точке.
Во–вторых, у плательщиков акциза значительно увеличился документооборот, связанный с направлением каждой торговой точке деклараций о максимальной розничной цене и дате, с которой указанная цена начинает действовать.
В–третьих, возникает необходимость введения лицензирования точек розничной торговли, реализующих табачные изделия.
В–четвертых, еще одно немаловажное обстоятельство, связанное с необходимостью учета масштабов территории РФ и существенной доли районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, для которых всегда устанавливались поясные цены и надбавки к ним. Единая максимальная розничная цена эти особенности не учитывает.
В связи с этим представляется целесообразным вернуться к специфической системе взимания акцизов на табачные изделия.
2. Проблемы в обложение акцизом алкогольной продукции.
Так одной из проблем при администрировании акцизов в отношении алкогольной продукции является вопрос об акцизах при реализации возвращенной покупателем алкогольной продукции и об учете сумм акцизов для целей налога на прибыль.
Пунктом 5 статьи 200 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них, за исключением алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
В то же время в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами признаются операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
На основании статьи 195 НК РФ дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) указанных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.
Кроме того, согласно пункту 14 статьи 187 НК РФ налоговая база, исчисленная налогоплательщиком по операциям реализации произведенной им алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, на объем указанной продукции, возвращенной покупателем, не уменьшается независимо от причины возврата указанной продукции и выставления корректировочного счета–фактуры[21].
Таким образом, при повторной реализации алкогольной продукции, возвращенной покупателем производителю, возникает объект налогообложения акцизами, несмотря на отсутствие права на вычет акциза, уплаченного при первоначальной реализации такой алкогольной продукции. Что касается учета расходов по налогу на прибыль организаций, то порядок учета сумм акциза в целях налогообложения прибыли организаций определен статьей 199 НК РФ, на основании которой указанные суммы формируют стоимость реализованной продукции.
Еще одной трудностью в процессе администрирования акцизов можно назвать проблему о зачете (возврате) авансового платежа акциза при возврате производителем алкогольной продукции приобретенного этилового спирта поставщику.
В п. 20 ст. 204 НК РФ установлен порядок аннулирования, ранее представленного (первичного) извещения об уплате (или об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза, в том числе и для случаев возврата этилового спирта поставщику покупателем – производителем алкогольной продукции.
Одновременно в п. 20 ст. 204 НК РФ указано, что зачет (возврат) излишне уплаченной суммы авансового платежа акциза (образовавшейся вследствие возврата объема закупленного этилового спирта продавцу) осуществляется в порядке, установленном статьей 78 НК РФ52.
При этом, поскольку в связи с возвратом спирта поставщику налогоплательщик не имеет возможности осуществить производство и реализацию алкогольной продукции, у него не возникают установленные налоговым законодательством обстоятельства, предусматривающие определение налоговой базы по этой продукции.
При частичном возврате поставщику этилового спирта, закупленного покупателем по первичному извещению, наступают последствия, аналогичные предусмотренной в пункте 20 статьи 204 НК РФ ситуации, когда фактическая закупка этилового спирта осуществлена в объеме, меньшем указанного в первичном извещении.
Соответственно, разница между первоначально уплаченной суммой авансового платежа, указанной в первичном извещении (и в первичной налоговой декларации), и суммой авансового платежа, указанной в уточненной декларации, как сумма излишне уплаченного налога, подлежит зачету (возврату) в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
Вопрос, касающийся порядка аннулирования первичных извещений в случае возврата поставщику производителем алкогольной продукции приобретенного этилового спирта и зачета (возврата) излишне уплаченной суммы авансового платежа акциза, был разъяснен в размещенном на сайте ФНС России письме ФНС России от 22.05.2014 N ГД– 4–3/9943, согласованном с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 31.03.2014 N 03–07–15/14240).
Таким образом, даже такой не большой анализ вопросов, связанных с применением зачетов и вычетов по акцизам показывает, что неурегулированные отдельные вопросы налогового законодательства могут привести к дополнительным судебным затратам как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков, что в свою очередь приводит, к снижению предпринимательской активности и снижению поступлений налоговых платежей в бюджет.
Понятно, что предусмотреть все случаи, с которыми продеться сталкиваться при администрировании акцизов невозможно. Но все же, необходимо более тщательно подходить к корректировке норм налогового законодательства, учитывая судебные прецеденты.
3. Проблема акцизной политики в отношении нефтепродуктов (топлива) и энергоносителей. Нефть является важным источником пополнения федерального бюджета страны, но изменение ставок акцизов на бензин может привести к росту инфляции.
Низкие цены на бензин подталкивают население покупать больше автомобилей, использовать старые машины, что негативно сказывается на экологической обстановке в городах. При этом транспортная инфраструктура находится в плохом состоянии. Доля расходов бюджета на транспорт и дорожное хозяйство в общем объеме ВВП составило 3,8%, но этого недостаточно для создания эффективной транспортной системы. К 2020 г. планируется увеличить инвестиции до 4 – 4,5% ВВП. Неэкономное расходование выделяемых на дорожное строительство средств, использование некачественных материалов, требуют повышения ставок акцизов на топливо. Сохранение низких цен на бензин позволяет сохранять высокий уровень неравенства доходов населения. Поэтому осуществляется дифференциация ставок акцизов в зависимости от экологического класса бензина[22].
Политика государства должна быть направлена на обеспечение доходности и стабильности всех сфер жизни общества, в том числе и предпринимательской деятельности. Доходность и стабильность бюджета, рост налоговых поступлений должны обеспечиваться за счет экономического роста, а не за счет ужесточения налогового режима. Только тогда будет возможен подъем экономики страны. Повышение акцизного налогообложения способствует росту доходов бюджета, но впоследствии это приведет к повышению социальной напряженности и отрицательно скажется на экономике страны. Но самое главное, что это осложнит жизнь простым гражданам: повысятся цены на проезд, продукты, коммунальные платежи, и, следовательно, снизится уровень жизни населения.