Файл: Налоги и налогообложение - Акцизы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В советский период времени они использовались в годы НЭПа, но впоследствии в ходе налоговой реформы 1930–1932гг. акцизы были упразднены. Акцизы вернулись в налоговую систему России с января 1992г. на основании принятого в декабре 1991года Закона РФ «Об акцизах».

Приведем краткую историю развития акцизного налогообложения в России в таблице 3[14].

Таблица 3 – История акцизного налогообложения России

Период

Краткая характеристика периода

Питейные сборы (до XV

века)

Подакцизная форма обложения алкогольной продукции

Откупная система (XV–XVI века)

Становление первой налоговой системы России в результате реформы Ивана III1476 год. Отказ от уплаты дани и введение первых русских прямых и косвенных

налогов. Введение первых акцизов – винных откупов.

Винная монополия (XV– XXвека)

Прерогатива государства или отдельных лиц на производство, переработку и реализацию, а также ввоз алкоголя. Разрешение на продажу алкоголя автоматически делало торговца плательщиком акцизов.

Всего в истории России насчитывалось 5 винных монополий.

Постоянные налоги (1725 год)

Начало царствования Екатерины I, которая ввела акцизы на водку и вино как постоянные налоги.

Становление акцизного администрирования (1896 год)

В составе МинФина образовалось главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а местных уровнях– губернские акцизные управления, которые

ведали уплатой акцизных сборов.

Распространение акцизов на товары массового спроса (1839 год)

Акцизами облагается реализация товаров массового потребление– табак 1839 год, соль 1862 год, керосин 1872 год, дрожжи 1866 год, спички 1888 год.

Эпоха винного акциза

Либерализация винной продукции в России, которая вызывала привыкание к доступным спиртным напиткам и потребление их в умеренном количестве, которая, в конечном итоге привела к росту пьянства в России.

Величина акциза зависит от крепости алкогольного напитка.

Рост акцизов на алкоголь (1894–1917 годы)

Этап роста акцизов на алкоголь с целью борьбы с пьянством.

Этап характеризуется увеличением роли акцизов в доходах государства

Советская эпоха (1921–1930 годы)

Крупный фискальный эффект акцизов: установление акцизов, способных охватить максимальное количество сельского и городского населения

Отказ от акцизов (1930–1992 годы)

Замена акцизов налогов с оборота

Современны период (с 1992 года )

Становление современной налоговой системы. Возврат к акцизному налогообложению.


Согласно сохранившимся историческим документам, косвенные налоги собирались в виде пошлин. Данные свидетельства относятся к концу Х века. К пошлинам того времени относятся:

– дорожная пошлина – собиралась за перевозки грузового транспорта, например по мостам, и переправам. То есть по тем узлам, которые требовали ремонта и технического обслуживания.

– сбор за алкогольную продукцию – сборы с солода и хмеля назывались «бражной пошлиной», а также существовала «медовая дань».

Российским предшественником акцизного сбора, многие источники называют – «винный откуп». Данное событие датируется XV – XVI веками. Смысл данного налога заключался в системе сбора в пользу государственной казны от продажи алкогольных напитков.

В Российской империи первоначально было установлено, что сбор податей будет контролировать Казенная палата. Данная государственная служба была учреждена в 1775 году и, на начальном этапе надзор за торговлей и различными промыслами был слабым. Контролирующим мероприятием являлась ежегодная генеральная проверка, которую проводили чиновники для особых поручений. А обязанности постоянного контроля были возложены на волосных старшин и торговых депутатов. Последняя должность была выборная.

В те времена акцизному сбору подвергались только товары внутреннего производства, которые создавались и продавались частными лицами и, соответственно, взимались с потребления. Система акцизных сборов была связана с таможенными пошлинами и системой монополии государственной. Ее главное отличие от современного акцизного налогообложения заключается в том, что до 1917 года импортируемые товары не облагались налогом, так как подлежали обложению таможенными пошлинами.

В 1875 по 1898 годы стала проводится налоговая реформа. В результате которой, были пересмотрены и отменены следующие виды акцизных товаров: соль, вино. А так же была отменена подушная подать и еще несколько откупных платежей.

В 1896 году в структуру Министерства финансов было включено Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий. На местах были созданы губернские акцизные управления, которые управляли и контролировали уплату акцизов[15].

В начале 20 века акцизный сбор на алкогольную продукцию занимал первое место в списке косвенных налогов. Так как с 1900 года его размер стал зависеть от того сколько процентов содержит спирт в одном ведре напитка и в результате цена за градус составила 11 копеек.


Изменения, которые происходили в дальнейшем в применении акцизов на отдельные виды товаров и минерального сырья, заключались в постепенном сужении перечня подакцизных товаров и одновременном росте ставок акцизов. Начиная с 2001 года, порядок применения акцизов регламентируется 22 главой НК РФ.

Далее рассмотрим составляющие современного этапа акцизного налогообложения в России.

Налогоплательщиками акциза являются совершающие операции, подлежащие налогообложению следующие лица:

– организации;

– индивидуальные предприниматели;

– лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.

Обязанность по уплате акцизов возникает в связи с производством и реализацией подакцизных товаров. К подакцизным товарам, в частности, относятся [16]:

1) спирт этиловый и спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;

2) алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%);

3) табачная продукция;

4) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);

5) автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

6) прямогонный бензин.

Объектом обложения признаются следующие операции:

1) реализация, включая передачу на безвозмездной основе и по бартеру на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

2) продажа лицами переданных им по решению уполномоченных на то органов конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность;

3) передача на территории РФ лицом, произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику такого сырья (материалов) либо другим лицам;

4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

5) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

6) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);


7) передача на территории РФ организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации;

8) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

9) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.

В качестве льгот по акцизам можно рассматривать освобождение отдельных операций от налогообложения. К операциям, освобождаемым от налогообложения, в числе прочих относятся следующие:

– передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации, кроме передачи этилового спирта для производства подакцизных товаров;

– реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ;

– первичная реализация конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных или налоговых органов либо уничтожение[17].

Налоговая база при реализации (передаче) подакцизных товаров определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок[18]:

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки (в процентах).

При этом налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок, либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.

3) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.


Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по единым на территории РФ налоговым ставкам. Ставки акцизов в период действия закона РФ «Об акцизах» и после вступления в силу 21 главы НК РФ неоднократно изменялись, и общей тенденцией изменения является их повышение.

Расчет суммы акциза производится по различным формулам. В таблице 4 наглядно представлены несколько видов расчета акциза.

Таблица 4 – Формулы для расчета акциза

Общая сумма акциза определяется по итогам налогового периода как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных по каждому виду подакцизных товаров ежемесячно. В случае если налогоплательщик не ведет раздельный учет операций по реализации подакцизных товаров, облагаемых по разным ставкам, сумма акциза определяется по максимальной ставке (из всех применяемых налогоплательщиком) по отношению к единой налоговой базе, определенной по всем облагаемым акцизами операциям.

2.2 Роль акцизов в формировании бюджетов различных уровней

Акцизы являются крупными доходными источниками для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей. 50, 56 Бюджетного кодекса РФ взимаемые в РФ акцизы зачисляются в федеральный и региональные бюджеты исходя из соотношений, указанных на рисунке 2 [19].

Рисунок 2– Бюджетное распределение акцизов в РФ

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Для того чтобы оценить роль акцизов в бюджете страны, необходимо проанализировать бюджет в динамике или за определенный конкретный период.

В таблице 5 представлены составляющие дохода федерального бюджета РФ за период 2016–2018 годы, а также рассчитан удельный вес каждого дохода в общих доходах бюджета страны.

Таблица 5– Фактическое исполнение доходов Федерального бюджета за период 2016–2018 годы

Вид дохода

Абсолютное выражение. млрд. руб

Уд.вес. 2016,

%

Уд.вес. 2017,

%

Уд.вес. 2018,

%

2016

2017

2018

Доходы

фед.бюджета– всего из них

13 460,0

15 088,9

19 454,9

100

100

100

1 Нефтегазовые доходы

4 844,00

5 971,90

9 017,80

35,99%

39,58%

46,35%

1.1 НДПИ

2 830,00

4 021,60

6 009,80

21,03%

26,65%

30,89%

    1. Вывозные таможенные пошлины

2 014,00

1 950,30

3 007,90

14,96%

12,93%

15,46%

2 Ненефтегазовые доходы

8 616,00

9 117,00

10 437,10

64,01%

60,42%

53,65%

2.1 Связанные с внутренним производством

3 780,60

4 741,90

5 430,90

28,09%

31,43%

27,92%

2.1.1 НДС на товары, реализуемые на

территории РФ

2 657,40

3 069,90

3 574,60

19,74%

20,35%

18,37%

2.1.2 Акцизы на товары, производимые на территории РФ

632,2

909,6

860,7

4,70%

6,03%

4,42%

2.1.3 Налог на прибыль

491

762,4

995,5

3,65%

5,05%

5,12%

2.2 Связанные с импортом

2 539,60

2 728,70

3 204,20

18,87%

18,08%

16,47%

2.2.1 НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1 913,60

2 067,20

2 442,10

14,22%

13,70%

12,55%

2.2.2 Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ

62,1

78,2

96,3

0,46%

0,52%

0,49%

2.2.3 Ввозные таможенные пошлины

563,9

583,2

665,8

4,19%

3,87%

3,42%

2.3 Прочие ненефтегазовые доходы

2 295,80

1 646,50

1 802,00

17,06%

10,91%

9,26%