Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Объект исследования — Группа Компаний «НефтеТрансСервис»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок . Форма проведения перекрестного анализа [16]

Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды компании
«НефтеТрансСервис»

2.1. Общая характеристика компании «НефтеТрансСервис»

«НефтеТрансСервис» — один из крупнейших и быстрорастущих операторов железнодорожных перевозок. Компания начинала свою деятельность с перевозок светлых нефтепродуктов по Южно-Уральской и Западно-Сибирской железным дорогам. Верно выстроенная стратегия развития и постоянный контроль эффективности деятельности позволили компании в течение первых четырех лет выйти на лидирующие позиции в отрасли.

На сегодняшний день «НефтеТрансСервис» — постоянно развивающееся предприятие, способное своевременно и адекватно реагировать на возрастающие требования к объемам перевозимых грузов и качеству услуг. В немалой степени этому способствует и наличие филиалов и региональных представительств компании, действующих по всей сети российских железных дорог.

В 2012 году ежемесячный объем перевозимых наливных нефтепродуктов, отгружаемых со станций Европейской части РФ, Сибири и Дальнего Востока составлял порядка 1,5 млн. тонн. За период 2013-2014 гг., благодаря росту объемов перевозок и повышению эффективности использования парка вагонов-цистерн, компания увеличила свою долю на рынке нефтеналивных грузов. По итогам 2016 года среднемесячный объем перевезенных нефтепродуктов составил около 2,6 млн. тонн, а общий парк цистерн в управлении «НефтеТрансСервис» составил 24 500 единиц.

В 2013 г. компания начала осваивать новый сегмент рынка – перевозку грузов в полувагонах. По результатам 2016 года среднемесячные объемы перевозок грузов в полувагонах вышли на уровень 4 млн. тонн, а общий парк полувагонов под управлением «НефтеТрансСервис» составил 39 600 единиц.

В 2016 году общий ежемесячный объем перевозок «НефтеТрансСервис» составил более 6,6 млн. тонн грузов, а общий парк подвижного состава в управлении — более 64 000 единиц.

Важным этапом развития стало приобретение и реконструкция Смышляевского вагоноремонтного завода. В начале декабря 2012 года «НефтеТрансСервис» завершил сделку по приобретению кэптивного оператора «Евраз-Транс» и заключил эксклюзивное соглашение на вывоз 30% объемов «ЕВРАЗ групп». Эта покупка также позволила увеличить парк полувагонов НТС на 12%. К концу января «Евраз-Транс» был полностью интегрирован.


2.2. Анализ внешней среды компании «НефтеТрансСервис»

2.2.1 PEST-анализ

Информационная база исследования:

  1. печатные и электронные, деловые и специализированные издания;
  2. ресурсы сети Интернет;
  3. материалы компаний;
  4. аналитические обзорные статьи в прессе;
  5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств;
  6. материалы отраслевых учреждений и базы данных;
  7. экспертные оценки.

Политические факторы

  • Политическая ситуация

В 2017 году долгосрочный кредитный рейтинг Российской Федерации установлен Standard & Poor’s и Fitch на уровне BBB, Moody’s — на уровне Baa1, что соответствует низким ожиданиям по кредитным рискам. В 2018 году планируемое значение показателя установлено на уровне не ниже A (A3) с достижением к 2020 году значения рейтинга не ниже А (А2) [3].

Рейтинг одобрения деятельности президента, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, превышает 60% и остается стабильным. Электоральная поддержка партии власти варьируется в диапазоне 55-60%, что позволяет ей уверенно побеждать практически на всех выборах в стране [3].

Таким образом, политическая ситуация может быть оценена как стабильная и, в целом, благоприятная для инвестиций в развитие инновационных технологий.

Таким образом, политическая ситуация может быть оценена как стабильная и, в целом, благоприятная для развития бизнеса.

  • Уровень коррупции

В рейтинге стран по уровню коррупции Россия в 2016 г. получила 133 место из 174 возможных — таков итог очередного исследования, проведенного международной организацией Transparency International. В 2014 году Россия заняла 143-ю позицию, правда несколько отличалась и методика расчета, а потому самих строчек было больше — 182 [14]. Так что говорить о каком-либо заметном улучшении не приходится. Высокий уровень данного показателя негативно сказывается на развитии экономики РФ и рынка грузоперевозок в частности.

  • Вступление в ВТО

«Вступление России в ВТО обязательно скажется на международном импортном трафике – он значительно увеличится» — так заявил на форуме деловых СМИ Р. Шанкин [20] Рост заграничного трафика в разы в свою очередь может негативно сказаться на отечественных компаниях. Кроме того, цены российских перевозчиков значительно выше иностранных компаний, что снижает конкурентоспособность российских перевозчиков.


  • Законодательство и государственный контроль

Государство регулирует деятельность по перевозке грузов с помощью лицензирования перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте. С одной стороны, ввод в действие новых постановлений и законов «закручивает гайки» компаний, с другой — обеспечивает реализацию требований антимонопольного законодательства, а также защиту интересов потребителей транспортных услуг и нормальное функционирование рынка.

Экономические факторы

  • Экономический кризис

Последний экономический кризис привел к уменьшению совокупного спроса и, как следствие, спроса на перевозки. С другой стороны, снижение загрузки персонала, а также возможное уменьшение средней зарплаты в отрасли позволило сократить затраты на оплату труда.

Одним из важнейших показателей экономического развития страны является динамика роста валового внутреннего продукта (Рисунок 8).

Рисунок 8. ВВП России в динамике [22]

Положительная динамика ВВП наблюдалась с 2010 г. , однако «провал» в 2015 г. не позволяет говорить о полном завершении экономического кризиса и стабильном стоянии экономики в данный период.

  • Развитие грузовых перевозок

Грузооборот железнодорожных перевозок в России в 2016 году достиг 2128 млрд. ткм., что составляет 43% грузооборота по всем видам транспорта [22]. Прирост грузооборота в период 2014-2015 г. составил 5%, а в период 2012-2013 г. — 14% [22]. Такой прирост в рассматриваемом периоде произошел благодаря подъему экономики, в т.ч. промышленного производства при одновременном увеличении массы перевозимых грузов.

  • Инфляция

Инфляция в России в 2012 и 2012 году составила 6-7% (Рисунок 9) [5], на затем был резкий скачок в 2014-2015 гг. Уровень инфляции достаточно не предсказуем и должен быть учтен в процессе разработки стратегии.

Рисунок 9. Уровень Инфляции в России, % [5]

  • Налогообложение

Налогообложение затрагивает деятельность любого предприятия. Наличие льгот приводит к определенному смягчению налоговой нагрузки, однако, деятельность анализируемой компании не предполагает освобождения от налогообложения и применения налоговых льгот – используется общая система налогообложения.


  • Лизинг средств перевозки

Проблемой транспортных компаний в Россис являются высокие лизинговые платежи, которые, по словам Р. Шанкина, «в 1,5-2 раза выше, чем в Европе» [20], что сказывается на стоимости грузоперевозки.

Социальные факторы

  • Демография

ГК НТС имеет филиалы по всей России (Рисунок 10), которые располагаются в крупных городах, что позволяет набирать высококвалифицированный персонал.

Рисунок 10. Регионы деятельности ГК НТС [11]

  • Уровень транспортного сообщения в России

Протяженность железных дорог России остается постоянной величиной уже долгие годы — 86 тыс.км. [22]. Строительство новых дорог для удовлетворения потребности людей в сообщении между недоступными пока пунками увеличило бы возможности бизнеса по переводке грузов ж/д транспортом, но «к сожалению, в настоящее время хотя и запланировано строительство большого количества новых линий, но пока реальное строительство идёт медленными темпами. Большая часть всех проектов остаётся только в планах, а на деле их реализация минимальна. Руководством РФ уже не раз делались попытки развивать удалённые территории и особенно северные регионы, и подвижки в этом направлении уже есть. Поэтому развитие и строительство железных дорог в ближайшем будущем может стать реальностью» [13].

  • Рынок труда

Средняя заработная плата, которая предлагается сотрудникам в сфере железнодорожных перевозок, зависит от региона России. Если в Москве это сумма от 80000 руб., то в Сибири почти в два раза ниже. Так же на уровень заработной платы влияет опыт и образование соискателей. Средняя зарплата выпускников московских вузов — 28 тысяч рублей, желаемая — 43 тысячи.

Перспективным каналом поиска сотрудников может стать размещение вакансий для выпускников ВУЗов с низким начальным размером оплаты труда, но с возможностью обучения и прозрачными перспективами. Серьезным минусом является отсутствие знаний и опыта в логистике.

Технологические факторы

  • Отраслевые технологии

Постоянное развитие технологий оптимизации грузоперевозок является необходимым условием сохранения и увеличения качества услуг. К таким технологиям можно отнести безопасную упаковку, датчики контроля местоположения груза и другие.


  • Научно-технический прогресс

НТП позволяет открыть новые способы подготовки цистерн и вагонов к эксплуатации (промывка и пропарка), ремонта подвижного состава и колесных пар и т.д.

  • Управленческие технологии

Современное транспортное предприятие предполагает оказание услуг высокого качества и, как следствие, организацию деятельности большого числа высококомпетентных специалистов. Руководство такого предприятия должно обладать профессиональными управленческими навыками, а также иметь соответствующее образование и достаточный кругозор в различных областях.

  • Информационные технологии

Невозможно представить развитие логистики без применения информационных технологий. Логистика помогает в грузоперевозках найти оптимальный путь выполнения заказа, а также определяет направление, в котором должна развиваться транспортная компания. В настоящее время на рынке IT-продукции существует широкий спектр систем автоматизации управления. Для транспортно-логистического предприятия система автоматизации и учета является необходимым инструментом для сбора и анализа информации при принятии управленческих решений. Применяя последние достижения коммуникаций, работники транспортных компаний могут постоянно находиться на связи, как с заказчиками, так и со всеми участниками процесса, таким образом, организуя более слаженный процесс транспортировки груза.

Экологические факторы

Экологическая ситуация становится все более значимым фактором развития, влияющим на уровень экономического благополучия государства. Россия имеет сложные многообразные экологические проблемы. В этой связи к экологически безопасному функционированию транспорта предъявляются повышенные требования. Государство уделяет все больше внимания проблемам, связанным с экологической обстановкой. Вводятся штрафы за превышение допустимого уровня нормативных показателей. Всего за период 2016 г. экологами-железнодорожниками было проведено 538 инспекций и проверок соблюдения требований экологического и природоохранного законодательств [23]. Такое положение вещей связано с увеличением затрат как на содержание подвижного состава в должном состоянии, так и на уплату штрафов в случае неисправности.