Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Объект исследования — Группа Компаний «НефтеТрансСервис»).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 3
Выводы анализа дальнего окружения
Для оценки важности и вероятности проявления перечисленных факторов проведена оценка каждого фактора, итоги которой собраны в таблицу (Таблица 2). Каждый фактор оценивался по шкале «Важность» от «-10» до «+10» и по «вероятности проявления» от 0 до 100%.
Таблица 2. Факторы, оказывающие влияние на отрасль грузовых ж/д перевозок
Легенда |
Факторы влияния |
Реакция отрасли |
Балл |
Вероят. |
Рез. |
Итого |
|
Политические |
|
|
|
|
0,5 |
P1 |
Законодательство и государственный контроль |
Рост расходов на содержание подвижного состава |
-6 |
50% |
-3 |
-3 |
P2 |
Вступление РФ в ВТО |
Совершенствование законодательства |
6 |
80% |
4,8 |
-0,8 |
P3 |
Обострение конкурентной борьбы |
-8 |
70% |
-5,6 |
||
P4 |
Политическая ситуация. |
Отсутствие потрясений |
4 |
90% |
3,6 |
6,4 |
P5 |
Рост устойчивости рынка |
4 |
70% |
2,8 |
||
P6 |
Коррупция |
Препятствие для выхода на рынок новых игроков |
3 |
30% |
0,9 |
-2,1 |
P7 |
Снижение прибыльности |
-4 |
30% |
-1,2 |
||
|
Экономические |
|
|
|
|
4,7 |
E1 |
Экономический кризис и замедление Роста ВВП |
Снижение темпов роста рынка |
-4 |
20% |
-0,8 |
-0,8 |
E2 |
Налогообложение |
Оптимизация налоговых платежей |
6 |
60% |
3,6 |
3,6 |
E3 |
Развитие грузовых перевозок |
Увеличение объемов продаж |
9 |
50% |
4,5 |
4,5 |
E4 |
Лизинг подвижного состава |
Рост цен на услуги |
-5 |
20% |
-1 |
-1 |
E5 |
Высокий уровень инфляции |
Увеличение расходов |
-3 |
50% |
-1,5 |
-1,6 |
Е6 |
Рост цен на услуги |
-1 |
10% |
-0,1 |
||
|
Социальные |
|
|
|
|
2,4 |
S1 |
Демография |
Отсутствие проблем с кадрами |
8 |
20% |
1,6 |
1,6 |
S2 |
Уровень транспортного сообщения в России |
Увеличение физического объема |
8 |
10% |
0,8 |
0,8 |
S3 |
Динамика рынка труда |
Высокая заработная плата специалистов в области ж/д перевозок |
-5 |
70% |
-3,5 |
0 |
S4 |
Не высокая заработная плата выпускников вузов |
5 |
70% |
3,5 |
||
|
Технологические |
|
|
|
|
8,4 |
T1 |
Отраслевые технологии |
Предоставление более высокого качества услуг |
3 |
60% |
1,8 |
1,8 |
Т2 |
Научно-технический прогресс |
Предоставление более высокого качества услуг |
3 |
60% |
1,8 |
1,8 |
Т3 |
Управленческие технологии |
Предоставление более высокого качества услуг |
3 |
60% |
1,8 |
1,8 |
T4 |
Информационные технологии |
Предоставление более высокого качества услуг |
5 |
60% |
3 |
3 |
|
Экологические |
|
|
|
|
-4 |
Ec1 |
Экологическая ситуация |
Рост затрат |
-5 |
50% |
-4 |
-4 |
Анализ факторов дальнего окружения показал в целом позитивные векторы воздействия всех сфер дальнего окружения.
Наиболее сильное позитивное воздействие оказывает:
-
- совершенствующееся законодательство;
- рост устойчивости рынка ж/д перевозок;
- стабильная политика государства;
- Развитие грузовых перевозок ж/д транспортом;
- Появление на рынке труда новых сотрудников.
Из угроз необходимо отметить:
-
-
- рост конкуренции в связи со вступлением в ВТО;
- высокий уровень оплаты труда в отрасли;
- усиление влияния контролирующих органов;
- рост контроля со стороны экологов-железнодорожников.
-
2.2.2 Анализ «Пять сил» М.Портера
Анализ конкурентной среды проведен с помощью методики, предложенной М.Портером. Для этого проанализированы уровень конкурентной борьбы в отрасли, влияние потенциально новых игроков, товаров-заменителей, поставщиков, клиентов и барьеров на вход в отрасль.
Информационная база исследования
- Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
- Ресурсы сети Интернет.
- Материалы компаний.
- Аналитические обзорные статьи в прессе.
- Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
- Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
- Экспертные оценки.
Уровень конкурентной борьбы
Как утверждают эксперты в области рыночных исследований «50 операторов контролирует 80% парка ж/д подвижного состава в Росси» [25]. Данные исследования показывают с одной стороны на наличия явных лидеров рынка, с другой на большое количество небольших компаний.
Крупные холдинги на рынке ж/д грузовых перевозок (название холдинга и входящих компаний):
«Российские железные дороги»: ОАО "Российские железные дороги", ОАО ЦФТО "РЖД", ОАО "Федеральная грузовая компания", ОАО "ТрансКонтейнер", ОАО "Рефсервис", ОАО "РейлТрансАвто".
Universal Cargo Logistics Holding: ОАО "Первая грузовая компания", ОАО "Независимая Транспортная Компания", ООО Холдинг "Нефтетранссервис", ЗАО "НефтеТрансСервис", ООО "Транс Интеграция"
"Globaltrans Investment": ООО "БалтТрансСервис", ОАО "Новая перевозочная компания", ООО "СевТехноТранс", ООО "Ferrotrans" (бывш. "Металлоинвесттранс", ООО), "Steeltrans" (бывш. "ММК-Транс", ООО)
Rail Transports Company Ltd: ООО РусТрансКом", ЗАО "Русагротранс", ООО "А-транс", ООО "Грузовая компания"
ГК "Rail Garant": ООО "Трубная транспортная компания", ООО "Транс Университет", ООО "Оптима ТрансАвто", ООО "Спецтрансгарант", ЗАО "Параллель", ООО "РГ-Транс"
Операторы, не входящие в холдинги: ООО "Трансойл", ООО "Газпромтранс", ОАО "ХК "Новотранс", "ИСР Транс", ЗАО "Евросиб СПб-транспортные системы", ЗАО "Спецэнерготранс", ЗАО "СИБУР-Транс", ООО"ТрансГрупп АС", ООО"Мечелтранс", ОАО"СУЭК", ОАО"Уралкалий", ООО"ЗапСиб-Транссервис", ГК "Совфрахт-Совмортранс", ООО ТрансЛес", ООО"СибУглеМетТранс", ОАО"МХК "ЕвроХим", ЗАО"Трубная грузовая компания", ООО"Фосагро-транс", ООО"Уралхим-транс", ООО"РТ-оператор", ООО"Транспортно-логистическая компания", ОАО"Дальневосточная транспортная группа", ЗАО"РН-Транс", ЗАО"ТалТЭК Транс", ООО"Лукойл-Транс", ООО"Кузбасстрансцемент", ЗАО "Магистральнефтеоргсинтез", ЗАО "3Р", ЗАО "ИнтерКаргоКомпани", ООО "УВЗ-Логистик", ООО "Системный транспортный сервис".
Операторы рынка железнодорожных перевозок, не входящие в ТОП-50: ООО "Спецвагонтранс", ООО "Финтранс ГЛ", ООО "Промхимтранс", ГК "Аппарель", ГК "Дело", ЗАО"Алькон", ЗАО"Локотранс", ЗАО"Акрон-транс", ООО"Транснефть-Логистика", ОАО"Востокнефтетранс", ООО "Технотранс".
Далее (таблица 9), приведен ТОП-10 операторов на рынке грузовых ж/д перевозок. Компании ТОП-10 имеют высокие рейтинги экспертных организаций, значительный размер уставного капитала и резервов, разветвленную сбытовую сеть. За счет большого числа клиентов указанные компании имеют возможность использовать эффект масштаба, снижая издержки.
Как видно из данных (Таблица 3), лидером рейтинга TOP-10 последние несколько лет остается холдинг UCL Rail, консолидировавший активы ОАО "ПГК" и ООО "НТК". Консолидированный парк в управлении холдинга по итогам 2012 года составил почти 195 тыс. вагонов, что составляет 17% всего парка подвижного состава в стране. Анализируемая в рамках данной работы компания ГК НТС в 2011 г. занимала вторую строчку в ТОП-10, а в 2012 г. уступила эту позицию ОАО «Федеральная грузовая компания». Таким образом, анализируемая компания остается одним из крупнейших игроков на рынке и входит в первую тройку.
Таблица 3. ТОП-10 операторов по количеству вагонов в управлении на 1.01.2017 гг., тыс. шт. [25], [22]
Название компании |
2014 |
2015 |
2016 |
Изменение парка в 2016г. к 2015г., тыс. ед. |
Динамика парка в 2016г. к 2015г.,% |
Место в 2015г. |
Место в 2016г. |
Доля всего парка подвижного состава в России |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
UCL Rail |
212,9 |
166,7 |
195,0 |
0,0 |
0,0% |
1 |
1 |
17,00% |
"Федеральная грузовая компания", ОАО |
0,0 |
40,7 |
84,0 |
43,3 |
106,5% |
3 |
2 |
7,32% |
"Нефтетранссервис", ЗАО |
37,6 |
59,6 |
64,2 |
4,5 |
7,6% |
2 |
3 |
5,60% |
"Globaltrans Investment |
44,8 |
40,5 |
52,7 |
12,2 |
30,0% |
4 |
4 |
4,59% |
"Трансойл", ООО |
29,4 |
29,0 |
35,8 |
6,8 |
23,4% |
6 |
6 |
3,12% |
Rail Transports Company |
35,3 |
36,0 |
38,9 |
2,9 |
8,0% |
5 |
5 |
3,39% |
"Газпромтранс", ООО |
27,7 |
28,5 |
26,6 |
-1,9 |
-6,5% |
7 |
8 |
2,32% |
Rail Garant |
8,4 |
16,0 |
20,5 |
4,5 |
28,2% |
14 |
11 |
1,79% |
"Трансконтейнер", ОАО |
24,3 |
24,4 |
25,0 |
0,6 |
2,4% |
9 |
9 |
2,18% |
"ХК "Новотранс", ОАО |
15,5 |
16,9 |
26,85 |
9,9 |
58,7% |
11 |
7 |
2,34% |
Всего в России |
1147 |
Индекс концентрации рынка, рассчитанный по Таблице 2 составляет:
CR3 = 17 + 7,32 + 5,6 + 4,59 + 3,12 + 3,39 + 2,32 + 1,79 + 2,18 + 2,34 = 49,7%,
что соответствует критерию: неконцентрированный.
Коэффициент Херфиндаля –Хиршмана [19, с. 329]:
HHI = 172 + 7,322 + 5,62 + 4,592 + 3,122 + 3,392 + 2,322 + 1,792 + 2,182 + 2,342 = 435,
что также соответствует критерию: неконцентрированный.
Влияние новых игроков
Появление на рынке новых крупных игроков, которые могут претендовать на попадание в ТОП-10 с одной стороны маловероятно ввиду высоких капиталовложений и требований со стороны разрешительных органов. Однако, возможен выход новых игроков за счет смены акционеров некоторых компаний, либо создание ими «дочек». Но в целом, влияние новых игроков на развитие анализируемого предприятия незначительно.
Влияние товаров-заменителей
Товарами заменителями могут выступать грузовые автоперевозки и авиаперевозки. Если авиаперевозки дороги и пользуются спросом у определенного круга клиентов, то автоперевозки являются значительным товаром-заменителем в случае изменения соотношения цена-качество у операторов на рынке грузовых ж/д перевозок.
Влияние поставщиков
Основными поставщиками компаний являются:
- Вагоноремонтные компании;
- Поставщики ГСМ;
- Производители подвижного состава.
Влияние этих организаций различно. Если поставщиков ГСМ можно легко поменять, то все, что связано с поставками и ремонтом подвижного состава, цистерн, колесных пар имеет отношение к качеству услуг, оказываемых ГК НТС, поэтому отношения с надежным поставщиком ценятся и можно сказать, что власть поставщиков сильная.
Влияние клиентов
Клиентами компании являются юридические лица — это В2В рынок. Власть покупателей сильная ввиду высокого уровня конкуренции, организации-потребители имеют возможность «поторговаться» и получить серьезные уступки. Кроме того, практически отсутствуют издержки по смене компании-перевозчика.
Относительно близости с сотрудниками, потенциальных клиентов можно дифференцировать на три сегмента:
-
- «Ближний круг». Компании, с которыми имеется длительная история. Руководство компании лояльно и готово к сотрудничеству.
- «Дальний круг». Компании, с которыми имеется история отношений. Сотрудники, принимающие решения или оказывающие влияние, лояльны и готовы к сотрудничеству.
- Остальные компании.
Барьеры входа
Одним из основных барьеров является размер первоначальных инвестиций для начала деятельности в качестве оператора железнодорожных грузоперевозок.
Также для определения барьеров входа было проведено полевое исследование в виде опроса существующих клиентов. Цель опроса: определить ведущие мотивы выбора оператора грузоперевозок. Был задан вопрос курирующим нашу компанию менеджерам: какие критерии учитываются при выборе компании: надежность, рекомендации, репутация компании на рынке, уровень обслуживания, стоимость услуг, опыт взаимодействия в прошлом. В опросе приняли участие представители 15 компаний, которые ГК «НефтеТрансСервис» относит к ключевым клиентам. Это крупные клиенты — Роснефть, Башнефть, Татнефть, Евраз-Холдинг, Мечел и ряд более мелких обслуживаемых нами поставщиков угля, руды и т.п.
Опрос показал следующие результаты (Рисунок 11), по которым можно сказать, что при выборе оператора железнодорожных грузовых перевозок клиенты учитывают в первую очередь репутацию, надежность, опыт взаимодействия, т.е. те критерии, которые новым игрокам нужно еще наработать.
Серьезным барьером для новых компаний является возможность использовать эффект масштаба крупными игроками. За счет больших объемов крупные компании могут предоставлять значительные скидки. Тарифы на перевозку для них также отличаются в лучшую сторону, что позволяет получать бόльшую прибыль, либо давать более низкий тариф.
Рисунок 11. Критерии выбора оператора железнодорожных грузовых перевозок
Для оценки важности и вероятности проявления перечисленных факторов проведена оценка каждого фактора, итоги которой собраны в таблицу (Таблица 4). Каждый фактор оценивался по шкале «Важность» от «-10» до «+10» и по «вероятности проявления» от 0 до 100%.
Таблица 4. Результаты анализа факторов ближнего окружения
Факторы влияния |
Балл |
Вероят |
Рез. |
Уровень конкурентной борьбы |
4 |
||
Конкурентный рынок |
5 |
80% |
4 |
Появление новых игроков |
-0,6 |
||
Выход новых игроков за счет смены акционеров |
-3 |
10% |
-0,3 |
Выход новых игроков за счет создания «дочек» крупными компаниями |
-3 |
10% |
-0,3 |
Власть товаров-заменителей |
-5,7 |
||
Авиаперевозки |
-1 |
10% |
-0,1 |
Автоперевозки |
-7 |
80% |
-5,6 |
Влияние поставщиков |
-1,8 |
||
Смена поставщика ГСМ |
6 |
30% |
1,8 |
Смена вагоноремонтной компании |
-6 |
30% |
-1,8 |
Смена поставщика подвижного состава |
-6 |
30% |
-1,8 |
Влияние клиентов |
-6 |
||
Клиенты имеют возможность торговаться |
-4 |
60% |
-2,4 |
Отсутствуют издержки по смене перевозчика |
-6 |
60% |
-3,6 |
Барьеры входа |
4,0 |
||
Размер первоначальных инвестиций |
4 |
100% |
4,0 |