Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Объект исследования — Группа Компаний «НефтеТрансСервис»).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 3
Анализ конкурентной среды (Таблица 4) показал разнонаправленные векторы воздействия сил ближнего окружения.
Наиболее сильное позитивное влияние оказывает:
- конкурентность рынка;
- размер первоначальных инвестиций для выхода на рынок.
Отрицательными факторами конкурентной среды для филиала являются:
- автоперевозки как товар-заменитель;
- возможность у клиентов быстро и просто сменить оператора;
- клиенты имеют возможность торговаться.
SNW-анализ будет реализован в несколько этапов:
Шаг 1. Составляем общий список факторов, которые хотим рассмотреть в связи с выбранной стратегической позицией, в группировке по категориям ССП (Таблица 5). Цель анализа: выявить положительно, отрицательно влияющие факторы, а также нейтральные факторы. Условия проведения: кабинетное исследование, метод: экспертный опрос. Эксперты — представители управленческого аппарата: начальник департамента по персоналу, заместитель генерального директора по экономике и финансам, заместитель генерального директора по организационному развитию и стратегии, заместитель генерального директора по производственной и коммерческой деятельности, начальник департамента корпоративного управления, начальник департамента логистики, начальник департамента перевозок.
Факторы в таблице были выбраны как наиболее популярные и часто употребляемые для подобного анализа из примеров, описанных в литературе. Необходимо заметить, что в рамках SNW-анализа факторы оценивались только на основе опыта работы и восприятия экспертами. Более сложные и специальные методы исследования (тестирования, опросы, интервью) будут применены к самым сложным категориям оценки управления персоналом.
Таблица 5. Факторы внутренней среды методом SNW-анализа
Категория ССП |
№ п\п |
Критерии внутреннего SWOT-анализа |
S |
N |
W |
Персонал |
1 |
Обеспеченность ресурсами: квалифицированный персонал, новые технологии, современная техника |
х |
||
2 |
Удовлетворенность (лояльность) персонала: уровень оплаты, рабочие условия, поощрения, обучение и развитие, карьера |
х |
|||
3 |
Накопленный опыт: знания, методики, традиции, культура отношений |
х |
|||
4 |
Менеджмент: квалификация, опытность, амбициозность |
х |
|||
5 |
Структура: организационная, финансовая |
х |
|||
БП |
6 |
Сроки оказания услуг |
х |
||
7 |
Качество оказываемых услуг |
х |
|||
8 |
Управление клиентами |
х |
|||
9 |
Операционный маркетинг |
х |
|||
10 |
Стратегическое управление: стратегия, стратегический маркетинг, планирование |
х |
|||
11 |
НИОКР: развитие и адаптация продуктов, методик и технологий |
х |
|||
12 |
Текущее управление: планирование, бюджетирование, финансирование |
х |
|||
Клиенты |
13 |
Продуктовый портфель: востребованность, функциональность, надежность, брэнд |
х |
||
14 |
Удовлетворенность (лояльность) клиентов |
х |
|||
15 |
Имидж компании |
х |
|||
16 |
Активность продаж |
х |
|||
17 |
Клиентская база: объем, стабильность |
х |
|||
18 |
Доля рынка |
х |
|||
Финансы |
19 |
Доход от продаж и обслуживания |
х |
||
20 |
Чистая прибыль |
х |
|||
21 |
Финансовая устойчивость |
х |
|||
22 |
Резервы и инвестиции |
х |
Шаг 2. Создаем схему взаимосвязей критериев. По тем параметрам, которые получили оценку «нейтрально» и «слабо» в Таблице 4, построим количественный ориентированный граф связей с помощью он-лайн инструмента картирования (см. https://www.draw.io [26]) (Рисунок 12).
В 1736 году Леонард Эйлер заложил основы новой математической дисциплины — теории графов. Графами были названы схемы, состоящие из точек и отрезков, соединяющих эти точки. Эйлер показал, что граф с более чем двумя нечетными вершинами невозможно нарисовать одним росчерком [9].
Рисунок 12. Внутренняя среда: количественный граф связей проблемных параметров деятельности компании
Шаг 3. На основании схемы делаем таблицу (Таблица 5) взаимосвязей с результатами по исходящим и входящим связям. Чтобы выделить наиболее значимые проблемы, необходимо для каждой из рассматриваемых проблем произвести несложный расчет: из количества следствий для проблемы вычесть количество причин. Те проблемы, которые получили наибольший результат, должны быть устранены в первую очередь.
Таблица 6. Расчет количества причин и следствий по каждой проблеме
Как можно видеть из расчетов (Таблица 6), имеется единственная явная проблема-генератор последствий — низкая удовлетворенность персонала. Устранение её является самой важной задачей на сегодняшний день. Для устранения этой проблемы необходимо повышать мотивацию персонала всей компании, проведя реинжинирнг системы управления персоналом.
Шаг 4: Проведем выборку из сильных сторон с помощью экспертного опроса (Таблица 7). Эксперты — представители управленческого аппарата: заместитель генерального директора по организационному развитию и стратегии, заместитель генерального директора по производственной и коммерческой деятельности, начальник департамента корпоративного управления, начальник департамента логистики, начальник департамента перевозок.
Эксперты проставляли оценки от 1 до 3 по степени связи сильных сторон со SMART-целью: 1 — связь слабая, 2 — средняя, 3 — сильная.
Таблица 7. Выбор сильных сторон компании для последующего анализа
Сильные факторы внутренней среды компании |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
Среднее значение |
Обеспеченность ресурсами |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2,6 |
Менеджмент |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,8 |
Структура компании |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2,4 |
Управление клиентами |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1,4 |
Операционный маркетинг |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
НИОКР |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1,4 |
Продуктовый портфель |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1,8 |
Рисунок 13. Диаграмма распределения оценок факторов внутренней среды компании
Для последующего анализа выбираем факторы, получившие средний балл более 2-х.
SNW-анализ позволил выявить список сильных и слабых сторон:
Сильные стороны:
-
-
-
- Обеспеченность ресурсами
- Менеджмент
- Оргструктура
-
-
Слабые стороны:
- Лояльность персонала
Глава 3. Выбор стратегического направления для дальнейшего развития компании «НефтеТрансСервис»
Итогом проведенного анализа внешней и внутренней среды должен стать обобщенный SWOT-анализ, цель которого — выявление стратегических альтернатив. Условия проведения: кабинетное исследование.
Сведем все полученные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в единую таблицу (Таблица 8) и проведем перекрестный SWOT-анализ (Таблица 9).
Таблица . Стартовая таблица SWOT-анализа
Возможности |
Угрозы |
Конкурентность рынка Размер первоначальных инвестиций входа в отрасль Совершенствующееся законодательство Рост устойчивости рынка ж/д перевозок Стабильная политика государства Развитие грузовых перевозок ж/д транспортом Появление на рынке труда новых сотрудников |
Автоперевозки как товар-заменитель Возможность у клиентов быстро и просто сменить оператора Клиенты имеют возможность торговаться Рост конкуренции в связи со вступлением в ВТО Высокий уровень оплаты труда в отрасли Усиление влияния контролирующих органов |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Обеспеченность ресурсами Менеджмент Оргструктура |
Удовлетворенность персонала |
Таблица 9. Перекрестный SWOT-анализ
Среда |
Внешняя |
Возможности |
Угрозы |
|||||||||||
Внутренняя |
Факторы |
Конкурентность рынка |
Размер первоначальных инвестиций входа в отрасль |
Совершенствующееся законодательство |
Рост устойчивости рынка ж/д перевозок |
Стабильная политика государства |
Развитие грузовых перевозок ж/д транспортом |
Появление на рынке труда новых сотрудников |
Автоперевозки как товар-заменитель |
Возможность у клиентов быстро и просто сменить оператора |
Клиенты имеют возможность торговаться |
Рост конкуренции в связи со вступлением в ВТО |
Высокий уровень оплаты труда в отрасли |
Усиление влияния контролирующих органов |
Силы |
Обеспеченность ресурсами |
Расширение услуг |
Развитие ресурсов |
Повысить уровень оплаты /пересмотреть/ привести в соответствие с рыночными условиями |
||||||||||
Менеджмент |
Расширение услуг |
Углубление опыта |
Расширение услуг |
Углубление опыта |
||||||||||
Оргструктура |
Повысить уровень оплаты /пересмотреть/ привести в соответствие с рыночными условиями |
Снижение эффективности |
Разработка ССП |
|||||||||||
Слабости |
Удовлетворенность персонала |
Разработка мотивации и ССП |
Отток персонала, Увеличение затрат на подбор персонала |
Далее проводим количественную оценку стратегий экспертным опросом, результаты которого приведены в таблице (Таблица 10).
Таблица 10. Количественная оценка стратегий работы с персоналом, созданных на основе SWOT-анализа
Стратегии |
№ эксперта |
||||||||||
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
Σ |
||||||
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
||
Разработка ССП |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
115 |
Разработка мотивации |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
111 |
Расширение услуг |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
49 |
Развитие ресурсов |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
64 |
Повысить уровень оплаты /пересмотреть/ привести в соответствие с рыночными условиями |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
92 |
Снижение эффективности |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
9 |
Увеличение затрат на подбор персонала |
3 |
2 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
47 |
Таким образом, наибольшие оценки отданы стратегиям: разработка сбалансированной системы показателей (ССП) (результат 115) и Разработка мотивации (результат 111), высокая оценка также у стратегии «Повысить уровень оплаты и привести в соответствие с рыночными условиями». Эти стратегии являются взаимосвязанными, т.к. ССП является прикладным инструментом системы мотивации, позволяющим направить бизнес на достижение поставленных стратегических целей, повысить производительность персонала и оценить труд сотрудников по достигнутым результатам.
Чтобы система хорошо работала, она должна быть просто, доступно и понятно формализована. Для этого в компании должно быть разработано положение о системе сбалансированных показателей компании, карты KPI, прописана и согласована методика расчета каждого показателя. Цель создания этой системы — увязка стратегии развития компании с оперативным управлением, и улучшение результата деятельности компании путем регулярной оценки эффективности управления и результативности каждого сотрудника. Важной задачей дальнейшего повышения эффективности персонала является разработка и внедрение KPI не только для руководителей, но и для всех специалистов. Для сокращения трудоемкости работы в рамках данной работы будут разработаны ССП и система мотивации только для отдельных категорий сотрудников.
3.2. График реализации предложенных мероприятий
Сетевое планирование в управлении проектом мероприятий — метод управления, основанный на использовании математического аппарата теории графов и системного подхода для отображения и алгоритмизации комплексов взаимосвязанных работ, действий или мероприятий для достижения четко поставленной цели. Применяется для оптимизации планирования и управления сложными разветвленными комплексами работ, требующими участия большого числа исполнителей и затрат ограниченных ресурсов.
Основная цель сетевого планирования — сокращение до минимума продолжительности проекта. Задача сетевого планирования состоит в том, чтобы графически, наглядно и системно отобразить и оптимизировать последовательность и взаимозависимость работ, действий или мероприятий, обеспечивающих своевременное и планомерное достижение конечных целей. Для отображения и алгоритмизации тех или иных действий или ситуаций используются экономико-математические модели, которые принято называть сетевыми моделями, простейшие из них — сетевые графики. С помощью сетевой модели руководитель работ или операции имеет возможность системно и масштабно представлять весь ход работ или оперативных мероприятий, управлять процессом их осуществления, а также маневрировать ресурсами.