Файл: Гендерные особенности выбора способа поведения в конфликтной ситуации.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 663
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности изучения гендерной теории в психологических исследованиях
1.2. Способы поведения в конфликтной ситуации лиц зрелого возраста.
2.1 Выявление самооценки направленности контакта в конфликте испытуемых женщин.
2.2 Выявление самооценки направленности контакта в конфликте испытуемых мужчин.
Одной из наиболее разносторонних является классификация потребностей по Абрахамом Маслоу. Согласно его классификации, выделяются следующие виды потребностей.
- Физиологические потребности, обеспечивающие выживание человека.
- Потребность в безопасности (уверенность в будущем) – это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от неудач и страхов.
- Социальные потребности включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувства принятия другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
- Потребность в уважении включают потребность в самоуважении, личностных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
- Потребности самовыражения – это стремления реализовать способности к развитию собственной личности.
Важную роль в реализации оптимальной мотивации играет реализация потребностей в успехе, признании, оптимальной организации труда (учения) и перспективы роста. Согласно теории Мак-Келланда людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности ( Хекхаузен Х. ,1986).
Потребность власти выражается в желании оказывать воздействия на других людей. Чаще всего люди с такой потребностью откровенны и энергичны, они не боятся конфронтации и стремятся отстаивать первоначальные позиции. Это хорошие ораторы. У таких людей отсутствует склонность к авантюризму и тирании, главное для них – проявить свое влияние. Такое личностное влияние может стать основой лидерства в небольших группах. По психологическим данным потребность власти одинаково выражена и у женщин и у мужчин. Но на уровне реализации имеются некоторые различия, связанные с гендерными особенностями. Так, по данным гендерных исследований, изучающих гендерные стереотипы, выявлено, что потребность власти ярче выражена у мужчин. Женщины склонны скрывать наличие данной потребности и реализуют её скрытым образом.
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха человека, что только подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с такой потребностью рискуют умеренно, любят ситуации, когда могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Они хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Перед такими людьми необходимо ставить задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи. Им надо делегировать достаточные полномочия, чтобы было возможно проявление инициативы. Важно регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами. Наличие данной потребности одинаково как у мужчин, так и у женщин. На поведенческом уровне имеются некоторые различия, что обусловлено также гендерными стереотипами. Так, считается, что мужчины более рискованны, не внимательны и склонны бороться за статус, а не за результат.
Потребность в причастности, выражается в заинтересованности в компании знакомых, оказание помощи другим и налаживании дружеских отношений. Их привлекает работа, которая будет давать возможность широких социальных контактов и обширные возможности социального общения. Данная потребность одинаково выражена как у мужчин, так и у женщин. Если принимать во внимание гендерные стереотипы, то можно определить следующее. Мужчины – имеют больше возможностей для удовлетворения данной потребности, так как мужчины - больше имеют отношений к социальной жизни, вместе с тем как женщина больше ограничена узким кругом социальных отношений. Ограниченность возможностей причастности может быть также выражена в различном отношении к понятиям «Мужской дружбы» и «Женской дружбы». Тогда как понятие дружбы едино для всех людей.
Более современными являются процессуальные модели мотивации, основанные на том, как ведут себя люди с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модели ожидания и модель справедливости. Следует иметь ввиду, что хотя эти описания и расходятся они не являются взаимоисключающими. Именно это направление является основой нашего исследования.
Таким образом, содержательные модели мотивации позволяют нам дифференцировать истинную природу побудительной стороны поведения от гендерно сложившихся стереотипов. Гендерные стереотипы имеют негативные последствия, одно из которых не верное понимание человеческой природы поведения. Не знания, которой, приводит к непониманию и естественно к возникновению беспочвенных, необоснованных конфликтов.
Помимо содержательных моделей мотивации выделяют и процессуальные. Одной из процессуальных моделей является теория ожиданий. Согласно этой теории ожидание следует рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Здесь выделяются группы людей: пессимисты, оптимисты, реалисты, прагматики, романтики. По данному типу мотиваций существенных различий между женщинами и мужчинами не выявлено.
Другой подход в описании мотивации предлагает теория справедливости. Согласно ей люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем соотносят данное отношение с тем, что имеют другие люди выполняющие аналогичную работу. Если сравнение обнаруживает дисбаланс и несправедливость, то у него возникает психическое напряжение. Следует отметить, что восприятие и оценка справедливости носят субъективный относительный характер (Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. 1992).
Для понимания системы выбора того или иного способа поведения в конфликте мужчин и женщин, нужно изучить их жизненные ценности и уклад, к которому они относятся. Согласно теории мотиваций Мак-Клелланда – Аткинсона, поведение человека в ситуациях, связанных с деятельностью в группе, формирует стремления:
- к успеху, как желание выделиться, решать проблемы и быть за них ответственным, а также получать конкретные отзывы о своей работе;
- к власти, как желание влиять на других, управлять ими, получая от собственного могущества моральное удовлетворение;
- к признанию, т.е. желание установить тесные дружеские связи с окружающими.
В соответствии с теорией поля К.Левина наблюдаемое в любой момент поведение есть функция поля, в котором оно проявляется. Двумя основными компонентами этого поля являются личность и среда. Подчас легче изменить внешнюю среду, чем самого человека. Из чего следует, что мотивационная сфера зрелого человека имеет единую основу, как для мужчин, так и для женщин. Вместе с тем существуют ряд гендерных стереотипов, имеющих негативные последствия, вносящие трудности в понимание и без того сложной природы взаимоотношений человека в обществе.
До того как говорить о способах поведения индивида в конфликтной ситуации следует определить понятие конфликта. Данное понятие очень точно приведено в работе Н.В.Гришина (2002). Конфликт в буквальном переводе означает столкновение. Конфликт это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимо детерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации (Б.И.Хасан). Так же под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (Анцупов, Шипилов 1999). Конфликт это процесс захватывающий основные стороны взаимодействия людей. Ситуация в которой возникает конфликт называется конфликтной, эмоциогенной, фрустрационной. Эти виды ситуации схожи между собой, но не тождественны. По мнению Гришина Н.В.(2002), конфликт относиться к такому типу ситуаций к которому полностью применима теорема Томаса. А именно, из теории Томаса следует, что если человек определяет ситуацию как конфликтную она становиться конфликтом, ибо в своих дальнейших действиях в данной ситуации он основывается на том определении, на том значении, которое он придал ситуации, соответственно развивая конфликтное взаимодействие, оценивая действия партнера, выбирая стратегическое поведение. В качестве стратегии поведения в конфликте широкое распространение получила двухмерная модель, предложенная К.Томассом и Р. Киллмена. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. В конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника. На основе анализа он выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка, сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщенно мощным эмоциональном напряжением и носит спонтанный характер. Оценка интересов в конфликте это качественная характеристика выбранного поведения. В модели Томаса - Киллмена они соотносятся с качественными параметрами низким, средним и высоким уровнем направленности на интересы. Уровень направленности на интересы в конфликтной ситуации зависит от трех обстоятельств:
- содержание предмета конфликта
- ценности межличностного отношения
- индивидуально-психологических особенностей личности.
Остановимся на характеристики основных стратегий поведения в конфликте.
- Принуждение, борьба, соперничество.
Человек, выбравший данный вид стратегии в центр ставит свои интересы. Выбор стратегии принуждения, соперничества в конечном итоге сводиться к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, характерного для деструктивной модели. При этом активно используется власть, сила, авторитет. Данная тактика эффективна в двух случаях:
- Защита интересов дела от посягательств;
- При угрозе существования какого-то дела.
- Уход (Избегание).
Выражается стратегия в стремлении уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника. Выделяется два варианта проявления ухода.
-предмет конфликта не имеет существенное значение для одной из обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации;
- когда предмет спора имеет существенное значение для одной из обоих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации.
- Уступка (Приспособление).
Человек, придерживающийся данной стратегии стремиться уйти от конфликта. Причины здесь иные, чем при стратегии ухода. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В отличие от стратегии борьбы приоритетным является сохранение положительных межличностных отношений.
- Уступка иногда выступает, как тактический шаг на пути достижения цели.
- Уступка становиться причиной неадекватной оценки предмета конфликта занижение ценности для себя. Самообман не ведет к разрешению конфликта.
- Уступка может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.
Уступка оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному примирению, что является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
- Компромисс.
Компромисс – баланс интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Это так называемая стратегия взаимной уступки. При рассматривании компромисса следует учитывать следующие моменты:
- Компромисс – нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка лишь этап на пути поиска приемлемого решения проблемы.
- Иногда компромисс может исчерпать конфликт. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших направленность.
- Компромисс может принимать, как активные (подписка договоров и т.д.), так и пассивные формы.
- Сотрудничество характеризуется, высшем уровнем направленности, как на личные интересы, так и на интересы противника. Данная стратегия строиться не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.
- Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Сотрудничество возможно тогда когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществования в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.
- Стратегия сотрудничества включает в себя и другие стратегии (уход, уступка, компромисс, соперничество). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить проблему.
Помимо теории Томаса существуют теории Курта Левина, Розенцвейга относительно природы реагирования человека в конфликте. Эти теории свидетельствуют о том, что в основе конфликта лежат не только интересы человека, но и его ощущение фрустрации и следовательно вытекающие из этого аффективные реакции.
В центре психологии Левина стоит концепция «жизненного пространства». Жизненное пространство по Левину, это совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов определяющих поведение индивида в данное время. Оно охватывает и личность, и ее психологическое окружение, образуя единое психологическое поле. Понятийное представление жизненного пространства предполагает, во-первых раскрытие структуры поля возможных событий, как оно существует для индивида в данное время, и, во вторых, установление поля сил, определяющих в каждой области жизненного пространства наличные в нем тенденции к изменению. Наблюдаемое поведение индивида должно рассматриваться лишь как «фенотипическое» выражение некоторого «генотипа» события, происходящего в жизненном пространстве индивида и представляющего собой либо «переход» личности из одной области жизненного пространства в другую (локомоция), либо изменение «когнитивной» структуры жизненного пространства (инсайт). Поведение и развитие индивида оказываются при этом некоторой функцией его жизненного пространства. Исходя из теории Левина, психологический конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Соответственно он выделяет три типа конфликтной ситуации.