Файл: Гендерные особенности выбора способа поведения в конфликтной ситуации.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 657
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности изучения гендерной теории в психологических исследованиях
1.2. Способы поведения в конфликтной ситуации лиц зрелого возраста.
2.1 Выявление самооценки направленности контакта в конфликте испытуемых женщин.
2.2 Выявление самооценки направленности контакта в конфликте испытуемых мужчин.
- Человек находиться между двумя положительными валентностями примерно равной величины. Это случай буриданова осла умирающего между двумя стогами сена. Разрешается данный тип конфликта легко. Иногда такая конфликтная ситуация может привести к колебанию между двумя привлекательными объектами. Очень важно, что в этих случаях решение в пользу одной цели изменяет её валентность, делая её слабее, чем у цели, от которой человек отказался.
- Второй тип конфликтной ситуации имеет место, когда человек находиться между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями. Характерным примером является ситуация наказания.
- Конфликты, связанные с ситуацией, когда один из двух векторов идёт от положительной, а другой - от отрицательной валентности. В этом случае конфликт возникает тогда, когда и положительная и отрицательная валентности находятся в одном и том же месте.
Каждая описанная конфликтная ситуация требует от индивида действий по её преодолению. По мнению Левина, индивид делает попытку выйти из создавшегося напряжения, путем покидания поля. Возможно это и так, но взрослые люди не просто избегают поля, но и пытаются его преобразовать, т.е. воздействовать на него. Так, по данным Мкртчан, 1980, большинство людей зрелого возраста в эмоциогенных ситуациях используют три типа реагирования: агрессивное нападение, избегание и игнорирование. По данным Томаса, индивиды в конфликтных ситуациях использут всевозможные тактики такие как: соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс. Выбор тактики зависит от того, чьи интересы защищает индивид, свои, либо того, кто вступает с ним в конфликт. Розенцвейг (1944) делит поведение индивидов во фрустрационных ситуациях (препятствия либо обвинения), по двум основным критериям: направление и тип реакции. Выделяют следующие направления реакций:
- Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое и неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию).
- Интропунитивная реакция (реакция направлена на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за разрешение ситуации).
- Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым, как малозначащая, как отсутствие чей-либо вины, как нечто такое, что может быть исправлено само, собой, стоит только подождать или подумать).
Реакции различаются так же с точки зрения их типов:
- Тип реакции «с фиксацией на препятствии» - преувеличенное подчёркивание препятствия, которое возможно пугает, радует, либо игнорируется.
- Тип реакции «с фиксацией на самозащите» - выражающей позицию индивида. Главную роль играет защита индивидом своего Я, при этом он может обвинять себя, выражать агрессию относительного другого человека либо не обвиняет никого.
- Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» – при этом индивид делает попытку решения ситуации, просит о помощи других либо занимает выжидающую позицию».
Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Мы перечислили далеко не все типы реагирования человека в конфликтной ситуации, а лишь те которые составляют основу нашего исследования. В экспериментальной части своего исследования мы будем рассматривать тактику поведения субъектов в эмоциогенной, конфликтной ситуации, постараемся выявить индивидуальные различия в выборе типа и направления реагирования в ситуациях обвинения и препятствия.
Так же среди основным моделей поведения человека в конфликте выделяют следующие три: конструктивный, деструктивный и основной.
Основная суть модели представлена в таблице №1. «Модель и соответствующие ей поведенческие характеристики личности».
№ |
Модель |
Поведенческие характеристики личности |
1. |
Конструктивная |
Стремиться уладить конфликт; нацелен на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием; доброжелательным отношением к сопернику; открыта, и искренна в общении лаконична и немногословна |
2. |
Деструктивная |
Постоянно стремиться к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера; негативно оценивает его личность; проявляет недоверие и подозрительность к сопернику, нарушает этику общения. |
3. |
Конформистская |
Пассивна, склонна к уступкам, непоследовательна в оценках суждениях поведении, легко соглашается с противником, уходит от конфликта. |
Каждая из моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъекта конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.
Выводы по главе I.
- Теоретическое изучение влияния гендерных стереотипов на выбор поведения в конфликтной ситуации, заключается в раскрытии основных понятий: гендер, гендерный стереотип, гендерная чувствительность, конфликт.
- Понятийный аппарат и его раскрытие позволяет подойти к раскрытию механизмов возникновения конфликтов в социальных отношениях. В самой логике нарушения гендерной чувствительности мы сталкиваемся с описанием наличных гендерных стереотипов: мотивационно - потребностная сфера одинаково выражена как у мужчин, так и у женщин. Если принимать во внимание гендерные стереотипы, то можно определить следующее: мужчины – имеют больше возможностей для удовлетворения данной потребности, так как мужчины - больше имеют отношений к социальной жизни, вместе с тем как женщина больше ограничена узким кругом социальных отношений. Ограниченность возможностей причастности может быть также выражена в различном отношении к понятиям «Мужской дружбы» и «Женской дружбы». Тогда как понятие дружбы едино для всех людей.
- Из чего следует, что мотивационная сфера зрелого человека имеет единую основу, как для мужчин, так и для женщин. Вместе с тем существуют ряд гендерных стереотипов, имеющих негативные последствия, вносящие трудности в понимание и без того сложной природы взаимоотношений человека в обществе.
- Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (Анцупов, Шипилов 1999).
- Из чего следует, что психологические особенности зрелого человека имеет единую основу, как для мужчин, так и для женщин. Вместе с тем существуют ряд гендерных стереотипов, имеющих негативные последствия, вносящие трудности в понимание и без того сложной природы взаимоотношений человека в обществе.
Глава 2. Экспериментальное изучение процесса влияния гендарных стереотипов на выбор способ А действия в конфликтной ситуации мужчин и женщин
2.1 Выявление самооценки направленности контакта в конфликте испытуемых женщин.
В экспериментальной части нами проведено исследование по выявлению и изучению процесса влияния мотивации на выбор способа действия в конфликтной ситуации мужчин и женщин. Выборку составили 30 мужчин и 30 женщин. Средний возраст мужчин – 35 лет, средний возраст женщин – 32 года.
Методика «Самооценка направленности контакта. По К.Томасу»адаптирован Н.В.Гришиной для изучения личностной предрасположенностью к конфликту. В своем опроснике К Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппирированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается в выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Испытуемым предлагается следующая инструкция.
Инструкция: «Представьте себе ситуацию конфликта и прочитав вариант выберите «А» или «Б». При этом просим рядом с ответом написать, почему Вы выбрали этот вариант в виде гендерного стереотипа. Например «Девушкам свойственно уступать, парни не плачут».
Анализ полученных данных:
Количественный анализ данных испытуемых проводится по представленным в методике ключам путём подсчёта баллов.
Все данные испытуемых- женщин занесены в таблицу №1. «Показатели выбора поведения в группе женщин» Приложение 1.
Сводная таблица №1
Тип стратегии |
ИЗБЕГАНИЕ |
компромисс |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ |
СОТРУДНИЧЕСТВО |
СОПРЕНИЧЕСТВО |
Кол-во испытуемых |
8 |
- |
10 |
6 |
6 |
Данные, отраженные в таблице позволяют выделить основные четыре группы, относительно выбора стратегии поведения в конфликте. Так из тридцати испытуемых, у шестерых (21%) была выявлена конструктивная мотивация. Их основной способ взаимодействия заключается в взаимном принятии внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к «сотрудничеству» (по Томасу). Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии являются основой баланса целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. В идеале испытуемый устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий.
Анализ результатов примечаний к выбору показал отсутствие явных гендерных стереотипов. При выборе стратегии испытуемые этой группы руководствуются своим мнением и целесообразностью выбора: « Это отец моих детей», «Понимаю почему человек так себя ведет», «Она же мама».
У 25% испытуемых (8 человек) было выявлено реконструктивное единство мотивации отношений и мотивации достижения. Их основным способом взаимодействия заключается в том, что самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собой, обостренная рефлексия в самосовершенствовании. Интроверт. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношение доминируют над целями. Важно постижение себя, какой-то истины, затем внешний мир. Особое личностное состояние-меланхолия. В стрессовых ситуациях, в благоприятных ситуациях естественно реактивное состояние, выраженное темпераментом – сангвиника. В положительном смысле приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и возможность сотрудничества, а при отрицательном смысле снижается самодисциплина.
Анализ комментариев показал наличие гендерных стереотипов, подчеркивающих доминирование мужчин: «Он хозяин», «Без него нет жизни, он же кормилец», «Женщины глупее, чем мужчины» и т.д..
У 10-ти испытуемых (33%) отмечено деструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по Томасу). Приспособление выражается как форма подавления, властвование над другими и собою. Вторая форма - это приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. Вопросы взаимодействия внешнего и внутреннего решаются волевым, произвольным образом. Испытуемый одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьироваться от «спячки» и покорности до жесткого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. Его флегматия является личностным состоянием, плодом отношений к нему в семье или в ближайшем окружении. В стрессовых ситуациях обнаруживается проявления значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности медведь – меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни поступает совершенно Экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает своих целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь. В комментариях много неясностей. Смена позиций в одних случаях полагается на себя, в других случаях подчеркивает доминирование собеседника. В конфликте чаще всего обвиняет себя. Предпочитает поддерживать интересы других, даже в ущерб себе. «Им нужнее», «Мне не жалко», «Могу помочь», «Мой долг».