Файл: Гендерные особенности выбора способа поведения в конфликтной ситуации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 551

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Человек находиться между двумя положительными валентностями примерно равной величины. Это случай буриданова осла умирающего между двумя стогами сена. Разрешается данный тип конфликта легко. Иногда такая конфликтная ситуация может привести к колебанию между двумя привлекательными объектами. Очень важно, что в этих случаях решение в пользу одной цели изменяет её валентность, делая её слабее, чем у цели, от которой человек отказался.
  2. Второй тип конфликтной ситуации имеет место, когда человек находиться между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями. Характерным примером является ситуация наказания.
  3. Конфликты, связанные с ситуацией, когда один из двух векторов идёт от положительной, а другой - от отрицательной валентности. В этом случае конфликт возникает тогда, когда и положительная и отрицательная валентности находятся в одном и том же месте.

Каждая описанная конфликтная ситуация требует от индивида действий по её преодолению. По мнению Левина, индивид делает попытку выйти из создавшегося напряжения, путем покидания поля. Возможно это и так, но взрослые люди не просто избегают поля, но и пытаются его преобразовать, т.е. воздействовать на него. Так, по данным Мкртчан, 1980, большинство людей зрелого возраста в эмоциогенных ситуациях используют три типа реагирования: агрессивное нападение, избегание и игнорирование. По данным Томаса, индивиды в конфликтных ситуациях использут всевозможные тактики такие как: соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс. Выбор тактики зависит от того, чьи интересы защищает индивид, свои, либо того, кто вступает с ним в конфликт. Розенцвейг (1944) делит поведение индивидов во фрустрационных ситуациях (препятствия либо обвинения), по двум основным критериям: направление и тип реакции. Выделяют следующие направления реакций:

  1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое и неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию).
  2. Интропунитивная реакция (реакция направлена на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за разрешение ситуации).
  3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым, как малозначащая, как отсутствие чей-либо вины, как нечто такое, что может быть исправлено само, собой, стоит только подождать или подумать).

Реакции различаются так же с точки зрения их типов:

  1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» - преувеличенное подчёркивание препятствия, которое возможно пугает, радует, либо игнорируется.
  2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» - выражающей позицию индивида. Главную роль играет защита индивидом своего Я, при этом он может обвинять себя, выражать агрессию относительного другого человека либо не обвиняет никого.
  3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» – при этом индивид делает попытку решения ситуации, просит о помощи других либо занимает выжидающую позицию».

Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

Мы перечислили далеко не все типы реагирования человека в конфликтной ситуации, а лишь те которые составляют основу нашего исследования. В экспериментальной части своего исследования мы будем рассматривать тактику поведения субъектов в эмоциогенной, конфликтной ситуации, постараемся выявить индивидуальные различия в выборе типа и направления реагирования в ситуациях обвинения и препятствия.

Так же среди основным моделей поведения человека в конфликте выделяют следующие три: конструктивный, деструктивный и основной.

Основная суть модели представлена в таблице №1. «Модель и соответствующие ей поведенческие характеристики личности».

Модель

Поведенческие характеристики личности

1.

Конструктивная

Стремиться уладить конфликт; нацелен на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием; доброжелательным отношением к сопернику; открыта, и искренна в общении лаконична и немногословна

2.

Деструктивная

Постоянно стремиться к расширению и обострению конфликта;

постоянно принижает партнера; негативно оценивает его личность; проявляет недоверие и подозрительность к сопернику, нарушает этику общения.

3.

Конформистская

Пассивна, склонна к уступкам, непоследовательна в оценках суждениях поведении, легко соглашается с противником, уходит от конфликта.

Каждая из моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъекта конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.


Выводы по главе I.

  1. Теоретическое изучение влияния гендерных стереотипов на выбор поведения в конфликтной ситуации, заключается в раскрытии основных понятий: гендер, гендерный стереотип, гендерная чувствительность, конфликт.
  2. Понятийный аппарат и его раскрытие позволяет подойти к раскрытию механизмов возникновения конфликтов в социальных отношениях. В самой логике нарушения гендерной чувствительности мы сталкиваемся с описанием наличных гендерных стереотипов: мотивационно - потребностная сфера одинаково выражена как у мужчин, так и у женщин. Если принимать во внимание гендерные стереотипы, то можно определить следующее: мужчины – имеют больше возможностей для удовлетворения данной потребности, так как мужчины - больше имеют отношений к социальной жизни, вместе с тем как женщина больше ограничена узким кругом социальных отношений. Ограниченность возможностей причастности может быть также выражена в различном отношении к понятиям «Мужской дружбы» и «Женской дружбы». Тогда как понятие дружбы едино для всех людей.
  3. Из чего следует, что мотивационная сфера зрелого человека имеет единую основу, как для мужчин, так и для женщин. Вместе с тем существуют ряд гендерных стереотипов, имеющих негативные последствия, вносящие трудности в понимание и без того сложной природы взаимоотношений человека в обществе.
  4. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (Анцупов, Шипилов 1999).
  5. Из чего следует, что психологические особенности зрелого человека имеет единую основу, как для мужчин, так и для женщин. Вместе с тем существуют ряд гендерных стереотипов, имеющих негативные последствия, вносящие трудности в понимание и без того сложной природы взаимоотношений человека в обществе.

Глава 2. Экспериментальное изучение процесса влияния гендарных стереотипов на выбор способ А действия в конфликтной ситуации мужчин и женщин


2.1 Выявление самооценки направленности контакта в конфликте испытуемых женщин.

В экспериментальной части нами проведено исследование по выявлению и изучению процесса влияния мотивации на выбор способа действия в конфликтной ситуации мужчин и женщин. Выборку составили 30 мужчин и 30 женщин. Средний возраст мужчин – 35 лет, средний возраст женщин – 32 года.

Методика «Самооценка направленности контакта. По К.Томасу»адаптирован Н.В.Гришиной для изучения личностной предрасположенностью к конфликту. В своем опроснике К Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппирированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается в выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Испытуемым предлагается следующая инструкция.

Инструкция: «Представьте себе ситуацию конфликта и прочитав вариант выберите «А» или «Б». При этом просим рядом с ответом написать, почему Вы выбрали этот вариант в виде гендерного стереотипа. Например «Девушкам свойственно уступать, парни не плачут».

Анализ полученных данных:

Количественный анализ данных испытуемых проводится по представленным в методике ключам путём подсчёта баллов.

Все данные испытуемых- женщин занесены в таблицу №1. «Показатели выбора поведения в группе женщин» Приложение 1.

Сводная таблица №1

Тип стратегии

ИЗБЕГАНИЕ

компромисс

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО

СОПРЕНИЧЕСТВО

Кол-во испытуемых

8

-

10

6

6

Данные, отраженные в таблице позволяют выделить основные четыре группы, относительно выбора стратегии поведения в конфликте. Так из тридцати испытуемых, у шестерых (21%) была выявлена конструктивная мотивация. Их основной способ взаимодействия заключается в взаимном принятии внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к «сотрудничеству» (по Томасу). Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии являются основой баланса целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. В идеале испытуемый устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий.


Анализ результатов примечаний к выбору показал отсутствие явных гендерных стереотипов. При выборе стратегии испытуемые этой группы руководствуются своим мнением и целесообразностью выбора: « Это отец моих детей», «Понимаю почему человек так себя ведет», «Она же мама».

У 25% испытуемых (8 человек) было выявлено реконструктивное единство мотивации отношений и мотивации достижения. Их основным способом взаимодействия заключается в том, что самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собой, обостренная рефлексия в самосовершенствовании. Интроверт. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношение доминируют над целями. Важно постижение себя, какой-то истины, затем внешний мир. Особое личностное состояние-меланхолия. В стрессовых ситуациях, в благоприятных ситуациях естественно реактивное состояние, выраженное темпераментом – сангвиника. В положительном смысле приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и возможность сотрудничества, а при отрицательном смысле снижается самодисциплина.

Анализ комментариев показал наличие гендерных стереотипов, подчеркивающих доминирование мужчин: «Он хозяин», «Без него нет жизни, он же кормилец», «Женщины глупее, чем мужчины» и т.д..

У 10-ти испытуемых (33%) отмечено деструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по Томасу). Приспособление выражается как форма подавления, властвование над другими и собою. Вторая форма - это приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. Вопросы взаимодействия внешнего и внутреннего решаются волевым, произвольным образом. Испытуемый одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьироваться от «спячки» и покорности до жесткого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. Его флегматия является личностным состоянием, плодом отношений к нему в семье или в ближайшем окружении. В стрессовых ситуациях обнаруживается проявления значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности медведь – меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни поступает совершенно Экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает своих целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь. В комментариях много неясностей. Смена позиций в одних случаях полагается на себя, в других случаях подчеркивает доминирование собеседника. В конфликте чаще всего обвиняет себя. Предпочитает поддерживать интересы других, даже в ущерб себе. «Им нужнее», «Мне не жалко», «Могу помочь», «Мой долг».