Файл: Гендерные особенности выбора способа поведения в конфликтной ситуации.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 656
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности изучения гендерной теории в психологических исследованиях
1.2. Способы поведения в конфликтной ситуации лиц зрелого возраста.
2.1 Выявление самооценки направленности контакта в конфликте испытуемых женщин.
2.2 Выявление самооценки направленности контакта в конфликте испытуемых мужчин.
ВВЕДЕНИЕ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:
ХХI век- век информации и развития сознания человечества в понимании сути всего вокруг происходящего. Психология социальных взаимоотношений позволяет раскрывать проблемы в социальной сфере жизнедеятельности человека. Личность развивается в условиях социального взаимодействия (Выготский Л.С.). Отсюда и повышенное внимание к социуму и социальным отношениям. Особенный интерес в плане изучения специфических факторов, влияющих на процесс взаимопонимания и эффективного взаимодействия, представляет так называемый гендерный фактор.
Социальный пол (gender), означающий степень маскулинности и феминности. Социальный пол демонстрирует каждый человек. Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности и феминности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и феминному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Гендер - социально сконструированные характеристики пола. Социальный пол – сконструирован социальной практикой, т.е. общество приписывает нормы поведения и в соответствии с ними контролирует их. По мнению ряда исследователей, мы не замечаем и не осознаем процесс конструирования себя как Мужчины или Женщины, так как это является нашей культурой. Так, Симона де Бауар говоря, что женщиной не рождаются ею становятся имела ввиду, процесс усвоения принятых в обществе ролей по признаку пола. Например: «истинная мать», «роковая женщина», «настоящий полковник» и т.д. В освоении гендерной теории помогают гендерные знания. Они акцентируют внимание на том, что общество разделяется по полу и возрасту. Гендер становится инструментом современного обществознания. Концепции гендера и гендерные теории противостоят концепциям о природном предназначении полов. В России гендерные исследования начались с 90-х годов. Целью гендерных исследований является развитие общества в сторону его комфортности для жизни и самореализации каждого человека. Особенно это касается изучения проблем самовыражения эмоций. Основной задачей при гендерном становлении человека является усиление сознательного, а не стереотипного выбора стиля поведения при выходе из агрессивного состояния и поиску путей решения конфликтов. Конфликт является объектом изучения социологии, конфликтологии, социальной психологии, социальной педагогики, юридической психологии. Психологи, изучая конфликтные ситуации, раскрывают механизмы их воздействия на поведение лиц, разных полов и возрастов (К.Левин, ЭПайнс, К.Маслач 2001, Бэрон, 2001).
Современное общество всё чаще сталкивается с ситуациями насилия и агрессии. Рост насилия и конфликтных ситуаций наблюдается как среди мужчин, так и среди женщин. Конфликты среди взрослого населения будь то, бытовые, служебные или иные их разновидности ведут к всевозможным, негативным последствиям (психологическое напряжение, стресс), затрудняющим личностное, профессиональное межличностное развитие личности.
Наше исследование посвящено изучению гендерных особенностей выбора той или иной тактики поведения мужчин и женщин в конфликтной ситуации. Изучая исследования в области психологии, мы столкнулись с тем, что очень хорошо изучены такие компоненты поведения человека в конфликте, как эмоции, тогда как незначительно были описаны факторы, побуждающие человека к конфликту и выбору способа выхода из него. Известно, что в поведении человека можно выделить две функционально взаимосвязанные стороны побудительную и регулятивную. Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Регуляция поведения реализуется посредством различных психических проявлений, таких, как ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, речь, способности, темперамент, характер, эмоции. Именно регуляция поведения в конфликтной ситуации рассмотрена лучше всего. Побудительная сторона – обеспечивает активность и направленность поведения. Это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления. Факторы, побуждающие человека к конфликту, изучаются широко, вместе с тем имеется недостаток в исследованиях изучающих факторов влияющих на выбор способа поведения в конфликтных ситуациях, в том числе и связанные с гендерными особенностями личности.
Повышение сознательности и толерантности широких масс населения, может способствовать реализации основных задач, которые выдвигает государство.
ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является выявление и изучения гендерных особенностей выбора способа поведения в конфликтных ситуациях.
ГИПОТЕЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Стало предположение о том, что возможно
- на выбор того или иного способа поведения в конфликтной ситуации (избегание, приспособление, сотрудничество, соревнование, компромисс) оказывает влияние наличие гендерного стереотипа.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: гендерные стереотипы мужчин и женщин.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс влияния гендерного стереотипа на выбор способа поведения в конфликтной ситуации.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Теоретическое изучение процесса влияния гендерного стереотипа на выбор способа поведения в конфликтной ситуации мужчин и женщин.
- Экспериментальное изучение процесса влияния гендерного стереотипа на выбор способа поведения в конфликтной ситуации мужчин и женщин.
- Определение гендерных различий в процессе влияния гендерного стереотипа на выбор способа поведения в конфликтной ситуации.
- Разработка рекомендаций.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
- Самооценка направленности контакта. По К.Томасу.
- Экспериментально–психологическая методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга.
- Беседа.
- Наблюдение.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА: 25 Мужчин и 25 Женщин. Средний возраст мужчин 35 лет. Средний возраст женщин – 32 года. Педагоги ВУЗов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Выявление и изучение влияния гендерных стереотипов на поведение человека, является актуальным и практически значимым вопросом психологии зрелости, психологии воспитания. Изучение гендерных различий, способствует уточнению знаний в области социальной и возрастной психологии. Это раскрывает новые возможности для разработки психологических рекомендаций по пониманию механизмов развития личности в социуме и построению дифференцированного подхода к поиску путей разрешения проблем социализации. Данные, полученные в результате исследования, будут способствовать искоренению гендерных стереотипов, что само по себе способствует снижению негативных последствий в отношении мужчин и женщин.
Глава 1. Теоретический аспект изучения гендерных особенностей влияния гендерных стереотипов на выбор способа поведения в конфликтной ситуации
1.1 Особенности изучения гендерной теории в психологических исследованиях
Во все времена и во всех культурах одним из самых распространенных способов классификации людей является деление на мужчин и женщин. Оно настолько основополагающе и вездесуще, что его важность не требует доказательств. Однако в последнее время люди стали обращать на такое деление больше внимания и ставить вопросы о его различных смысловых аспектах. Эти вопросы возникают не только в социальной психологии, но и во многих других областях психологической науки. Точка зрения социальных психологов на данную проблему очень важна, поскольку они фиксируют внимание на нормах и ролях, которые формируют наше поведение как «маскулинное» или «феминное». В результате недавних научных дискуссий было проведении четкое разграничение понятий пол и гендер. Помимо биологического пола (sex), связанного физиологическими особенностями (строение половых органов, гормоны, половых желез, репродуктивные органы и хромосомы), существует и социальный пол. Социальный пол (gender), означающий степень маскулинности и феминности. Социальный пол демонстрирует каждый человек. Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности и феминности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и феминному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Такое разграничение понятий не является жестким правилом, поскольку допускается пересечение категорий – ведь многие половые различия возникают за счет сочетания социальных и биологических факторов. Тем не менее, это разграничение позволяет рассматривать нам социальные и биологические факторы независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплетении. Быть женщиной ещё не значит автоматически обладать феминными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тождественна маскулинности.
На сегодня из теоретическо - практических исследований вырисовываются основные теории и концепции гендера. В теории социального конструирования гендера, гендер рассматривается как социальный конструкт – организованная модель социальных отношений между мужчиной и женщиной. Эти отношения конструируются основными общественными институтами. Гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, СМИ. Гендер строиться и самими индивидами – на уровне их сознания (т.е. ГЕНДЕРНОЙ идентификации) принятие норм и подстраивание под них. Существует и теория, по которой гендер рассматривается как иерархизирующий социальные отношения и роли между Мужчинами и Женщинами, стратификационная категория (класс, нация, пол, возраст). В теории культурной метафоры, гендер рассматривается как объединение некоторых метафор, присущих тому или иному полу. Так например феминистками были выделены метафоры из которых следует, что общество приписывает мужчинам все позитивное, первичное, а в женском начале – негативное, вторичное. По их мнению, важным элементом конструирования гендерных различий, является их поляризация и иерархическое соподчинение при котором маскулинное автоматически маскируются как приоритетное. Среди ярых представительниц феминисток можно выделить американку В.Солану, россиянку Ольгу Липовскую и Машу Арбатову. Феменистки сегодня проводят большее количество гендерных исследований. Существенным их недостатком является предвзятость в отношении к мужчинам Главным объединяющим положением феминизма и гендерной концепции является стремление к достижению гендерной гармонии. Скандинавская модель гендерных отношений включает в себя понятие гендерной чувствительности, а не гендерные равенство, которое предлагают американки. Американские феминистки хотят служить в армии и жестко править на политической арене. А скандинавская модель гендерных отношений предполагает расширение возможностей обоих полов. А именно интеграция мужчин в ту сферу, которая считалась чисто женской (уход и забота о детях) и наоборот (например выход женщин на политическую арену). Так, в Скандинавских странах (по данным И.Юдиной), где гендерные исследования интенсивно проводятся более 30 лет и где они являются руководством для чиновников, материнские привилегии переведены в разряд родительских. В Швеции получить максимальную компенсацию по уходу за ребенком могут получить родители, лишь соблюдении поочередности. Отпуск на год по уходу за новорожденным может получить и отец. Отпуск даётся для реализации родительских прав обоим супругам. При этом общество решает сразу две проблемы. Во-первых - женщины становятся менее дорогими и менее неудобными работниками. А мужчины перестают дискриминироваться, как отцы. Если посмотреть на мужчин не с феминистических позиций, а сквозь гендерную теорию, то можно обнаружить, что у них также много проблем, как и у женщин. Например, проблема материнства и отцовства. Мужчины чаще всего дискриминируются в семейной сфере и в частности в сфере отцовства. Если рассмотреть ситуацию развода, то в 99% при споре в отношении ребёнка, суд оставляет ребёнка с матерью. При этом ведущую роль занимает гендерный стереотип, о том что ребёнку всегда лучше с матерью. Так ли это? Никто не знает. Бывают ситуации, когда расставание с отцом наносит психическую травму ребенку. Так, гендерные стереотипы о материнстве работают против Мужчины, как Отца. Мужчины часто после развода не имеют возможности встречаться со своим ребенком, тем самым не имеют возможности реализовать свой отцовский потенциал. Это тоже серьезная социальная проблема, которая рассматривается так же в гендерной концепции. Следует отметить, что мы также придерживаемся Скандинавской модели гендерных отношений, основанной на гендерной чувствительности. Целью нашего гендерного исследования является выявление и изучение причин, последствий снижения гендерной чувствительности в конфликтных ситуациях. Хотелось бы выявить факторы влияющие на данный процесс и определить основные механизмы формирования и повышения гендерной чувствительности мужчин и женщин в конфликте и способа выбора поведения в сложных ситуациях взаимоотношения полов.
Для дальнейшего исследования необходимо раскрыть основные понятия гендерной концепции: гендерные стереотипы, гендерные знания, гендерные исследовании и гендерная чувствительность.
Гендерная чувствительность, по определению И.Юдиной – это видение проблем неравенства, дискриминации по признаку пола и в отношении мужчин и в отношении женщин в его всех проявлениях. Гендерная чувствительность законодателя, исполнительной власти, средств массовой информации, всех граждан, поможет нам гармонизировать наше общество, сделать возможным право выбора и его реализацию для каждого из нас, каким бы странным и неправильным оно кому-то ни казалось. Женщина-генерал или мужчина – воспитатель – это личный выбор каждого. Мы все разные, и каждый имеет право (Конституционно закреплённое) на самоопределение и свою жизненную стратегию. По мнению Юдиной И. гендерно чувствительный специалист будет учитывать интересы и потребности всех категорий людей (мужчин, женщин, инвалидов, детей и стариков). Гендерную чувствительность, гибкость, по мнению автора, могут повысить гендерные знания. В свою очередь это способствует решению проблем связанных с наличием гендерных стереотипов. Преодоление влияния стереотипного разрешения конфликта становится основой для повышения сознательности, толерантности и осознанности решения конфликтных ситуаций возникающих в социальном взаимодействии.
Таким образом, гендерные исследования несут большой инновационный потенциал.
1.2. Способы поведения в конфликтной ситуации лиц зрелого возраста.
В поведении человека выделяется побудительная сторона, которая обеспечивает активность и направленность его поведения. Это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Можно выделить несколько параметров, характеризующих побудительную сферу человека: развитость характеризует качественное разнообразие факторов; гибкость описывает подвижность связей существующих между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями; иерархизированность – это характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.
Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А.Маслоу, Д.МакКлелланда и Ф. Герцберга.