Файл: Гендерные особенности выбора способа поведения в конфликтной ситуации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 544

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Конфликт является объектом изучения социологии, конфликтологии, социальной психологии, социальной педагогики, юридической психологии. Рост насилия и конфликтных ситуаций наблюдается как среди мужчин, так и среди женщин. Конфликты среди взрослого населения будь то, бытовые, служебные или иные их разновидности ведут к всевозможным, негативным последствиям. Психологи, изучая конфликтные ситуации, раскрывают механизмы их воздействия на поведение лиц, разных полов и возрастов (К.Левин, ЭПайнс, К.Маслач 2001, Бэрон, 2001). Изучение гендерных стереотипов и их роль в выборе поведения в конфликтных ситуаций позволяет выявить особенности эмоционального реагирования лиц в них, что создаёт возможность для прогнозирования и контроля поведения человека. Наше исследование посвящено изучению влияния гендерных стереотипов мужчин и женщин на выбор поведения в конфликтной ситуации. Изучая исследования в области психологии, мы столкнулись с тем, что очень хорошо изучены такие компоненты поведения человека в конфликте, как эмоции, тогда как незначительно был описан гендер, как фактор, побуждающий человека к конфликту.

Таким образом, гипотеза о том, что на выбор того или иного способа поведения в конфликтной ситуации (избегание, приспособление, сотрудничество, соревнование, компромисс) оказывает влияние наличие гендерного стереотипа подтвердилась косвенно, что требует проверки на более репрезентативной выборке со значительной статистической обработкой данных. Руководство гендерными стереотипами приводит к применению таких тактик поведения в конфликте как: соперничество, избегание, приспособление. В конфликте мужчин и женщин не выявлено такой тактики как компромисс.

Тактика сотрудничества свойственна 21% женщин испытуемых и 15% испытуемых мужщин, не руководствующих гендерными стереотипами, а собственными ценностными ориентациями.

Изучение гендерных различий в рассматриваемой нами проблеме, способствует уточнению знаний в области социальной и возрастной психологии. Это раскрывает новые возможности для разработки психологических рекомендаций по пониманию механизмов конфликтов и построению дифференцированного подхода к поиску путей их разрешения. Данные, полученные в результате исследования, будут способствовать искоренению гендерных стереотипов, что само по себе способствует снижению негативных последствий в отношении мужчин и женщин.


РЕКОМЕНДАЦИИ.

ПРАКТИЧЕСКОМУ ПСИХОЛОГУ.

  • При построении консультационной работы учитывать наличие такого феномена как гендерные стереотипы;
  • При разрешение конфликтов между мужчинами и женщинами необходимо работать по преодолению последствий гендерных установок и стереотипов с повышением гендерной чувствительности.
  • Выбор способа поведения в конфликте (соперничество, избегание, приспособление) определятся и наличными гендерными стереотипами,.
  • Тактика сотрудничества свойственна 21% женщин испытуемых и 15% испытуемых мужчин, не руководствующих гендерными стереотипами, а собственными ценностными ориентациями.
  • Преодолевать гендерные стереотипы за счёт увеличения гендерной чувствительности, толерантности через личностный рост и развитие рефлексивных процессов мужчин и женщин.
  • Повышение психологической грамотности населения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.. МГУ, 1980. – 416с.
  2. Асеев В.П. Мотивация поведения и формирование личности. – М.. Мысль, 1976. – 158с.
  3. Бобнёва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.. Наука, 1978. – 311с.
  4. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.Педагогика,1983. – 271с.
  5. Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
  6. Бодалёв А.А.. Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт. – В кн.: Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974,ч.1, С. 185 – 192.
  7. Большой толковый психологический словарь. А.Ребер. – М.. вече АСТ, 2000, 2 тома.
  8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М., Педагогика, 1990. – 140с.
  9. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.. Мысль, 1978. - 216с.
  10. Введение в специальность./ Под ред. Л.И. Рувинского. – М., Просвещение, 1988. – 207с.
  11. Гомезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. – М., Просвещение, 1984. – 255с.
  12. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, ПОИУУ, 1994. – 280с.
  13. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М.,ИП РАН, 1994. – 235с.
  14. Краткий психологический словарь./Под общ. ред. А.В.Петровского. М.Г.Ярошевского. – М., Политиздат, 1985. – 431с.
  15. Кулюткин Ю. Что такое взрослость?/Семья и школа, 1987,№6,с.19-21.
  16. Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
  17. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., Просвещение,1991. – 286с.
  18. Парыгин Б.Д. Основы социально – психологической теории. - М., Мысль,1971. – 348с.
  19. Петров А. Практическая психодиагностика./ Сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, Бахрах, 1999. – 669с.
  20. Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
  21. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
  22. .
  23. Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И.В.Дубровиной. – М.,Просвещение,1991. – 303с.
  24. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М., Наука, 1979. – 352с.
  25. Социальная психология./ Под ред. А.В.Петровского. – М., Просвещение,1987. – 224с.
  26. Формирование социально – активной личности: материалы конф. Редкол.: И.И.Купцов и др. – Рязань, РГПИ, 1990. – 193с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица №1

№.

Ф.и.о.

тип поведения в конфликте

1

Татьяна К.

Избегание

2

Вика С.

Приспособление

3

Алеся П.

Приспособление

4

Татьяна Ж.

Избегание

5

Оксана С.

Избегание

6

Елена И.

Приспособление

7

Эллина К.

Сотрудничество

8

Лада М.

Приспособление

9

Лола Б.

Избегание

10

Инна К.

Сотрудничество

11

Оксана Р.

Избегание

12

Катя Л.

Сотрудничество

13

Ира Л.

Соперничество

14

Светлана Б.

Сотрудничество

15

Вероника

Приспособление

16

Наташа Ш.

Соперничество

17

Женя К.

Сотрудничество

18

Зебо А.

Соперничество

19

Гулнара

Приспособление

20

Алина А.

Соперничество

21

Карина Б

Сотрудничество

22

Дарья П.

Приспособление

23

Дилара В.

Избегание

24

Тамила Т.

Приспособление

25

Дина К.

Соперничество

26

Барно И.

Приспособление

27

Гулжанат

Избегание

28

Мухаббат. А

Соперничество

29

Заррина З.

Избегание

30

Саида К.

Приспособление

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Таблица №1

№.

Ф.и.о.

тип поведения в конфликте. +

1

Карен Т.

Избегание

2

Жахонгир О.

Приспособление

3

Фуркат А.

Соперничество

4

Алишер И.

Избегание

5

Илхом З.

Избегание

6

Усмон И.

Приспособление

7

Ренат С.

Соперничество

8

Рустам С.

Приспособление

9

Игорь П.

Избегание

10

Ариф Х.

Соперничество

11

Ибрагим Э.

Избегание

12

Эркин А.

Сотрудничество

13

Иван Л.

Соперничество

14

Фёдор К.

Сотрудничество

15

Владимир С.

Соперничество

16

Дилшод Ш.

Соперничество

17

Азиз З.

Сотрудничество

18

Шамиль С.

Соперничество

19

Алексей М.

Соперничество

20

Саша Ф.

Соперничество

21

Александр К.

Сотрудничество

22

Даврон П.

Соперничество

23

Наим В.

Избегание

24

Фёдор Т.

Соперничество

25

Олег К.

Соперничество

26

Семён И.

Соперничество

27

Георгий М.

Избегание

28

Музаффар А.

Соперничество

29

Закир З.

Избегание

30

Михаил К.

Соперничество