Файл: Гендерные особенности выбора способа поведения в конфликтной ситуации.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 658
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности изучения гендерной теории в психологических исследованиях
1.2. Способы поведения в конфликтной ситуации лиц зрелого возраста.
2.1 Выявление самооценки направленности контакта в конфликте испытуемых женщин.
2.2 Выявление самооценки направленности контакта в конфликте испытуемых мужчин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Конфликт является объектом изучения социологии, конфликтологии, социальной психологии, социальной педагогики, юридической психологии. Рост насилия и конфликтных ситуаций наблюдается как среди мужчин, так и среди женщин. Конфликты среди взрослого населения будь то, бытовые, служебные или иные их разновидности ведут к всевозможным, негативным последствиям. Психологи, изучая конфликтные ситуации, раскрывают механизмы их воздействия на поведение лиц, разных полов и возрастов (К.Левин, ЭПайнс, К.Маслач 2001, Бэрон, 2001). Изучение гендерных стереотипов и их роль в выборе поведения в конфликтных ситуаций позволяет выявить особенности эмоционального реагирования лиц в них, что создаёт возможность для прогнозирования и контроля поведения человека. Наше исследование посвящено изучению влияния гендерных стереотипов мужчин и женщин на выбор поведения в конфликтной ситуации. Изучая исследования в области психологии, мы столкнулись с тем, что очень хорошо изучены такие компоненты поведения человека в конфликте, как эмоции, тогда как незначительно был описан гендер, как фактор, побуждающий человека к конфликту.
Таким образом, гипотеза о том, что на выбор того или иного способа поведения в конфликтной ситуации (избегание, приспособление, сотрудничество, соревнование, компромисс) оказывает влияние наличие гендерного стереотипа подтвердилась косвенно, что требует проверки на более репрезентативной выборке со значительной статистической обработкой данных. Руководство гендерными стереотипами приводит к применению таких тактик поведения в конфликте как: соперничество, избегание, приспособление. В конфликте мужчин и женщин не выявлено такой тактики как компромисс.
Тактика сотрудничества свойственна 21% женщин испытуемых и 15% испытуемых мужщин, не руководствующих гендерными стереотипами, а собственными ценностными ориентациями.
Изучение гендерных различий в рассматриваемой нами проблеме, способствует уточнению знаний в области социальной и возрастной психологии. Это раскрывает новые возможности для разработки психологических рекомендаций по пониманию механизмов конфликтов и построению дифференцированного подхода к поиску путей их разрешения. Данные, полученные в результате исследования, будут способствовать искоренению гендерных стереотипов, что само по себе способствует снижению негативных последствий в отношении мужчин и женщин.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
ПРАКТИЧЕСКОМУ ПСИХОЛОГУ.
- При построении консультационной работы учитывать наличие такого феномена как гендерные стереотипы;
- При разрешение конфликтов между мужчинами и женщинами необходимо работать по преодолению последствий гендерных установок и стереотипов с повышением гендерной чувствительности.
- Выбор способа поведения в конфликте (соперничество, избегание, приспособление) определятся и наличными гендерными стереотипами,.
- Тактика сотрудничества свойственна 21% женщин испытуемых и 15% испытуемых мужчин, не руководствующих гендерными стереотипами, а собственными ценностными ориентациями.
- Преодолевать гендерные стереотипы за счёт увеличения гендерной чувствительности, толерантности через личностный рост и развитие рефлексивных процессов мужчин и женщин.
- Повышение психологической грамотности населения.
ЛИТЕРАТУРА
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.. МГУ, 1980. – 416с.
- Асеев В.П. Мотивация поведения и формирование личности. – М.. Мысль, 1976. – 158с.
- Бобнёва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.. Наука, 1978. – 311с.
- Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.Педагогика,1983. – 271с.
- Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
- Бодалёв А.А.. Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт. – В кн.: Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974,ч.1, С. 185 – 192.
- Большой толковый психологический словарь. А.Ребер. – М.. вече АСТ, 2000, 2 тома.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М., Педагогика, 1990. – 140с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.. Мысль, 1978. - 216с.
- Введение в специальность./ Под ред. Л.И. Рувинского. – М., Просвещение, 1988. – 207с.
- Гомезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. – М., Просвещение, 1984. – 255с.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, ПОИУУ, 1994. – 280с.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М.,ИП РАН, 1994. – 235с.
- Краткий психологический словарь./Под общ. ред. А.В.Петровского. М.Г.Ярошевского. – М., Политиздат, 1985. – 431с.
- Кулюткин Ю. Что такое взрослость?/Семья и школа, 1987,№6,с.19-21.
- Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., Просвещение,1991. – 286с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально – психологической теории. - М., Мысль,1971. – 348с.
- Петров А. Практическая психодиагностика./ Сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, Бахрах, 1999. – 669с.
- Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
- Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
- .
- Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И.В.Дубровиной. – М.,Просвещение,1991. – 303с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М., Наука, 1979. – 352с.
- Социальная психология./ Под ред. А.В.Петровского. – М., Просвещение,1987. – 224с.
- Формирование социально – активной личности: материалы конф. Редкол.: И.И.Купцов и др. – Рязань, РГПИ, 1990. – 193с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Таблица №1
№. |
Ф.и.о. |
тип поведения в конфликте |
1 |
Татьяна К. |
Избегание |
2 |
Вика С. |
Приспособление |
3 |
Алеся П. |
Приспособление |
4 |
Татьяна Ж. |
Избегание |
5 |
Оксана С. |
Избегание |
6 |
Елена И. |
Приспособление |
7 |
Эллина К. |
Сотрудничество |
8 |
Лада М. |
Приспособление |
9 |
Лола Б. |
Избегание |
10 |
Инна К. |
Сотрудничество |
11 |
Оксана Р. |
Избегание |
12 |
Катя Л. |
Сотрудничество |
13 |
Ира Л. |
Соперничество |
14 |
Светлана Б. |
Сотрудничество |
15 |
Вероника |
Приспособление |
16 |
Наташа Ш. |
Соперничество |
17 |
Женя К. |
Сотрудничество |
18 |
Зебо А. |
Соперничество |
19 |
Гулнара |
Приспособление |
20 |
Алина А. |
Соперничество |
21 |
Карина Б |
Сотрудничество |
22 |
Дарья П. |
Приспособление |
23 |
Дилара В. |
Избегание |
24 |
Тамила Т. |
Приспособление |
25 |
Дина К. |
Соперничество |
26 |
Барно И. |
Приспособление |
27 |
Гулжанат |
Избегание |
28 |
Мухаббат. А |
Соперничество |
29 |
Заррина З. |
Избегание |
30 |
Саида К. |
Приспособление |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Таблица №1
№. |
Ф.и.о. |
тип поведения в конфликте. + |
1 |
Карен Т. |
Избегание |
2 |
Жахонгир О. |
Приспособление |
3 |
Фуркат А. |
Соперничество |
4 |
Алишер И. |
Избегание |
5 |
Илхом З. |
Избегание |
6 |
Усмон И. |
Приспособление |
7 |
Ренат С. |
Соперничество |
8 |
Рустам С. |
Приспособление |
9 |
Игорь П. |
Избегание |
10 |
Ариф Х. |
Соперничество |
11 |
Ибрагим Э. |
Избегание |
12 |
Эркин А. |
Сотрудничество |
13 |
Иван Л. |
Соперничество |
14 |
Фёдор К. |
Сотрудничество |
15 |
Владимир С. |
Соперничество |
16 |
Дилшод Ш. |
Соперничество |
17 |
Азиз З. |
Сотрудничество |
18 |
Шамиль С. |
Соперничество |
19 |
Алексей М. |
Соперничество |
20 |
Саша Ф. |
Соперничество |
21 |
Александр К. |
Сотрудничество |
22 |
Даврон П. |
Соперничество |
23 |
Наим В. |
Избегание |
24 |
Фёдор Т. |
Соперничество |
25 |
Олег К. |
Соперничество |
26 |
Семён И. |
Соперничество |
27 |
Георгий М. |
Избегание |
28 |
Музаффар А. |
Соперничество |
29 |
Закир З. |
Избегание |
30 |
Михаил К. |
Соперничество |