Файл: РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ РЕБЕНКА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 2635

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выразительному интонированию, правильности произношения умению осуществлять выбор верных и необходимых средств выражения мыслей детей нужно обучать как можно раньше. Речевое поведение является сложным явлением, которое связано с рядом факторов (место рождения и обучения, среда общения, особенности личности, особенности воспитания)[20].

Детская речь отличается своеобразием, которая зачастую обусловлена незнанием особенностей родного языка. По этой причине важно понять, что вредно подражать речи ребенка. Разговаривая с детьми «их языком», взрослые невольно задерживают их речевое развитие. Родителям важно побуждать детей следить за собственной речью, обращать внимание на их ошибки. Нужно развивать у ребенка интонационные оттенки разговорной речи, которые выражают спокойствие, удивление, просьбу, приветливость и т.д. С этой целью могут использоваться такие средства, как разучивание стихотворений, чтение художественной литературы, а также выразительная речь родителей, которая является примером для ребенка[21].

В понимании многих родителей развитие речи ребенка предполагает формирование умения читать и писать. Они стремятся как можно раньше научить этому ребенка, оставляя при этом без должного внимания многие другие важные стороны развития речи, в том числе и воспитание культуры речи. Важно понимать, что чтение и письмо являются только необходимым средством, которым ребенок овладевает на конкретном этапе для последующего полноценного развития. При этом и письмо, и чтение – это сложные навыки, которыми невозможно овладеть без развитого речевого слуха, чистого звукопроизношения и т.д. Овладение грамотой не является самоцелью, это просто один из этапов речевого развития ребенка, предполагающий наличие серьезной последующей и предшествующей работы по речевому развитию[22].

Родители должны уметь отличить непринужденность от развязности, застенчивость ребенка от неумения сдерживать себя во время разговора. Такие проявления являются противоположными по своему характеру. Важно проявлять чуткость в отношении сказанного ребенком, поддерживать его стремление к разговорам с взрослыми людьми, а также осуществлять корректировку его речевого поведения при необходимости. Особого внимания требуют те дети, которые боятся вступать в разговор. Их нужно побуждать к разговору с использованием любого повода.

Речевая сдержанность является одним из признаков культуры общения. При этом важную роль играет воспитание речевой сдержанности у ребенка. В практике зачастую возникает обратная ситуация. Добиваясь от ребенка речевой активности, родители забывают о воспитании у него умения молчать и выслушивать окружающих людей, вникать в смысл произносимой собеседником речи. Важно учить детей не только правильно говорить, но и уметь слушать, поддерживать диалог[23].


Воспитание культуры речи является нравственной проблемой, которая имеет социальную значимость. Воспитанность и культура человека отражаются в умении оформлять мысли в слова, манере разговора, богатстве словарного запаса и т.д. С детства ребенок получает информацию о том, что есть «волшебные слова» («спасибо», «извините», «пожалуйста» и др.). Важно, чтобы растущий человек уже в раннем возрасте научился мыслить и обозначать мысль словом, общаться при помощи слов, соблюдая при этом общепринятый речевой этикет[24]. В связи с этим выделяются определенные аспекты воспитания культуры речи:

  • четкое и ясное произношение слов;
  • правильное и понятное для окружающих людей изложение мысли;
  • вежливость при ответах на вопросы взрослых, просьбах;
  • отсутствие манеры перебивать говорящего человека;
  • внимательность при выслушивании указаний старших;
  • отсутствие криков, владение силой голоса, а также различными интонациями;
  • отсутствие в речи слов-сорняков;
  • спокойствие во время разговора и т.д.

Культуру родного языка ребенок черпает именно в своей семье. Речевое развитие в существенной степени зависит именно от того, какую речь слышит ребенок от своих родителей. Дети очень четко улавливают то, каким образом разговаривают взрослые люди (спокойно или раздражительно, крикливо или спокойно, с пренебрежением или уважительно). Родители пользуются у детей авторитетом, дети всегда стараются подражать своим родителям. Подражая, они очень четко копируют то, что услышали в своей собственной семье. По этой причине с самого раннего возраста с ребенком нужно говорить правильно, речь родителей должна обязательно быть грамотной.

Культура речи – одна из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного речевого развития ребенка, а также процесса его социальной адаптации. Остановимся на основных направлениях, методах и средствах воспитания культуры речи.

2.2 Направления, методы и средства воспитания культуры речи ребенка в семье

Стихийное речевое развитие очень редко приводит к тому, что дети достигают высокого уровня культуры речи, поэтому целенаправленное воспитание представляет особую важность в рассматриваемом аспекте. Родители должны развивать все стороны речевой культуры детей (речевая активность, произношение, построение речи, словарь, выразительность, грамматический строй, навыки речевого поведения). Выделяются самые разные средства воспитания культуры речи, среди которых общение детей и взрослых, культурная языковая среда, художественная литература, искусство и т.д.[25] Для решения задач воспитания культуры речи можно использовать следующие направления:


  1. Создание развивающей речевой среды для ребенка:
  • обеспечение возможности ежедневного получения новой информации об окружающей действительности;
  • рассказывание детям разных интересных историй об определенных событиях и фактах;
  • обучение детей общению со сверстниками, а также с взрослыми людьми.
  1. Формирование словаря:
  • ознакомление ребенка с расширяющимся кругом предметов на разных этапах освоения предметного мира;
  • обогащение словаря детей путем расширения знаний и представлений об окружающей действительности;
  • ознакомление с социальной действительностью, природой;
  • введение в словарь новых слов, обозначающих свойства, качества, отношения (сравнения, синонимы, антонимы и др.);
  • формирование обобщений, понятий;
  • работа над смысловой стороной слов и т.д.
  1. Воспитание звуковой культуры речи:
  • использование различных словесных игр и упражнений с целью развития звукопроизношения, слухового восприятия;
  • предупреждение, исправление ошибок звукопроизношения;
  • развитие фонетического слуха;
  • работа над произносительной стороной речи, темпом, ритмом, речевым дыханием, силой голоса, дикцией;
  • использование разнообразного дидактического материала (игры, скороговорки, пословицы, загадки и т.д.);
  • работа по воспитанию звуковой культуры речи в условиях повседневной жизни.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с различных сторон. Изучение разных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи[26].

Каждому языку свойственна определенная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.


Звуковая культура речи – достаточно широкое понятие, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях. Первое направление предполагает развитие речедвигательного аппарата (артикуляционный аппарат, голосовой аппарат, речевое дыхание) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции. Второе направление представляет собой   развитие восприятия речи (слуховое внимание, речевой слух).

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположены в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл. Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов. Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи, так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш)[27].

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, взрослые не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15-20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%[28].

  1. Работа над грамматическим строем речи:
  • использование упражнений, дидактических игр в работе по формированию грамматически правильной речи;
  • использование родителями ежедневного общения с целью преодоления сложностей в освоении детьми грамматических норм родного языка;
  • обучение синтаксису (способам соединения слов в предложения разных типов, словосочетания);
  • обучение изменению слов по падежам согласованию в роде и числе;
  • упражнения в правильности понимания и употребления глаголов пространственного значения;
  • знакомство с многозначными словами и др.

  1. Работа над связной речью:
  • развитие контекстной и ситуативной речи;
  • развитие диалогической речи с использованием разговоров, бесед, вопросов и ответов;
  • развитие монологической речи;
  • обучение детей рассказыванию по картинке, по серии сюжетных картинок и т.д.
  1. Приобщение детей к литературному творчеству:
  • чтение и рассказывание произведений детской литературы;
  • беседы с детьми по литературным произведениям;
  • ознакомление детей с поэзией, юмористическими произведениями, фольклором, книжной иллюстрацией;
  • организация творческих ролевых игр на различные литературные темы.
  1. Подготовка к обучению грамоте:
  • упражнения по составлению предложений;
  • упражнения по делению слов на слоги, по составлению слов.

Систематическая работа семьи по воспитанию культуры речи детей позволяет обеспечить:

  • владение правилами и литературными нормами языка;
  • свободное использование грамматики и лексики при выражении собственных мыслей, составлении высказываний;
  • высокий уровень культуры общения;
  • умения осуществления контактов со сверстниками и взрослыми людьми;
  • знания речевого этикета, умения использования его норм и правил;
  • элементарное владение грамотой

В рамках каждого направления используются разнообразные методы и средства. Можно выделить следующие средства воспитания культуры речи детей:

  • коммуникативная деятельность родителей и детей;
  • культурная языковая среда, речь родителей;
  • художественная литература;
  • использование различных видов искусства и т.д.

Важнейшим методом воспитания культуры речи ребенка является игра. Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства детские игры проходят довольно значительный путь развития[29].

Виды деятельности, которыми занимается человек, достаточно разнообразны, и каждый из них вносит определенный вклад в его развитие. Особенно большое значение имеет в рассматриваемом аспекте ведущая, главенствующая на каждом возрастном этапе деятельность. Роль ведущей деятельности обусловлена не временем, которое ей посвящает человек, а тем вкладом, который она вносит в формирование самых важных изменений в психике, а также в подготовку к следующему возрасту. Именно в рамках ведущего вида деятельности возникают и дифференцируются остальные виды деятельности. В ведущем виду деятельности осуществляется формирование или перестройка психических процессов, от нее в наиболее существенной степени зависят основные изменения личности и т.д.[30]