Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 2633
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Речь и ее общая характеристика. Культура речи
1.2 Особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ РЕБЕНКА
2.1 Семья как важнейший фактор воспитания культуры речи
2.2 Направления, методы и средства воспитания культуры речи ребенка в семье
Для каждого возрастного периода присуща своя ведущая деятельности, которая дает возможность фиксировать особенности развития индивида на определенном возрастном этапе. Согласно теоретическим позициям ученых и исследователей в области психологии (А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и т.д.) в дошкольном возрасте в качестве ведущего вида деятельности рассматривается игра. Игра была названа Выготским «школой произвольного поведения», ее значение подчеркивается также другими психологами и педагогами[31].
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, в ней ребенок получает тот опыт общения, который нужен ему для жизни в коллективе и обществе. При помощи игровой деятельности обеспечивается диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом, выстраиванию различных моделей межличностного поведения. Игра позволяет освоить дошкольникам навыки общения и межличностных отношений, воспитывает культуру речи. Таким образом, игра выполняет социальную функцию и способствует социализации дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для интенсивного и продуктивного общения детей в игре. Этому способствует то обстоятельство, что к четырем годам дети овладевают удачными способами достижения целей в общении со сверстниками. Они уже обладают в некоторой степени умением договариваться друг с другом, в процессе самой игры, могут заранее распределить роли. Игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху других. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: таких как честность, правдивость; а также нередко создают ситуацию нравственного выбора.
Важнейшее условие воспитания культуры речи в семье – это речь родителей. Можно выделить целый ряд требований к речи взрослых (в том числе, родителей), среди которых:
- грамотность и стилистическая выдержанность. Родители должны внимательно контролировать собственную речь, учитывать речевые ошибки, исправлять их, используя самоконтроль и совершенствование собственной речи;
- по тону и форме речь должна быть культурной и вежливой;
- содержание, а также структура речи должны соответствовать развитию и интересам детей, учитывать особенности их возраста, основываться на имеющемся у дошкольников опыте;
- важно следить за ясностью, простотой, точностью речи, уметь регулировать ее темп. Это приводит к точности восприятия речи детьми, а также к отчетливости ее понимания;
- существенным моментом является регулирование силы голоса. Говорить нужно так тихо или так громко, как этого требуют условия и содержание речи;
- речь родителей должна быть эмоциональной, желательно образной. В ней должен отражаться интерес к ребенку и т.д.[32]
Интонационная выразительность речи родителей является важным фактором воздействия на ребенка. Различные интонации (сдержанные и оживленные, спокойные и взволнованные, торжественные и деловые и т.д.) способствуют более точному и глубокому пониманию ребенком того, что ему говорят. Кроме того, дети получают возможность почувствовать отношение взрослого к определенному событию, предмету, поступку. Очень важным аспектом является искренность и доброжелательность речи родителей, даже в моменты выражения недовольства. Осмыслению того, о чем говорит взрослый человек, способствуют паузы, логические ударения, сила голоса и т.д.[33]
Важную роль играет темп разговора родителей с ребенком. Слишком быстрая речь сложна для восприятия детей. Монотонный темп (без всяких замедлений и убыстрений) понижает уровень внимания, «убаюкивает», что также влияет на понимание детьми смысла сказанного. По этой причине с детьми лучше всего разговаривать в умеренном темпе, убыстряя или замедляя его в зависимости от смысла того, что произносится. Если родители стремятся сделать свою речь максимально выразительной, то нужно использовать все интонационные средства: логические и фразовые ударения, паузы, движения голоса по силе, высоте, темп речи и т.д.
Таким образом, семья обладает огромными возможностями для воспитания культуры речи ребенка. Знание этих возможностей позволяет обеспечить эффективность речевого развития, которое является основой успешной социализации ребенка в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ, проведенный в рамках данной курсовой работы, позволяет говорить о том, что проблема воспитания культуры речи ребенка является очень важной и актуальной проблемой, требующей особого внимания. Культура речи – обязательный элемент общей культуры человека. При этом начальная и важнейшая роль в формировании культуры речи ребенка принадлежит семье. Семья отличается особым воспитательным потенциалом, в том числе это касается и воспитания культуры речи.
Воспитание культуры речи ребенка в семье осуществляется путем реализации ряда направлений, среди которых создание развивающей речевой среды, воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, работа над грамматической стороной речи и т.д. При этом в рамках каждого направления используются разнообразные методы и средства, позволяющие максимально эффективно осуществлять процесс воспитания культуры речи.
Родителям необходимо заботиться о том, чтобы ребенок слышал правильную, ясную, логически последовательную речь. Важно избегать непонятных и сложных слов и выражений, при этом не следует подстраиваться под детский лепет. С детьми нужно говорить медленно, громко и отчетливо, так как именно такая речь играет важнейшую роль в развитии ассоциаций. В качестве значимого средства воспитания культуры речи рассматривается, прежде всего, постоянная речевая практика в семье. Здесь используется чтение вслух, беседы с ребенком, устные рассказы родителей и т.д. Универсальным методом воспитания речевой культуры является игра, которая представляет собой ведущую деятельность дошкольника.
Таким образом, семья является важнейшим фактором воспитания культуры речи. В рамках семейного воспитания важно использовать весь имеющийся потенциал, направленный на развитие культуры речи ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400с.
Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.
Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 448с.
Воспитание дошкольника в семье / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1979. – 240с.
- Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Астрель, 2008. – 352с.
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 480с.
Ильяшенко В.М., Ушакова О.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. – Елец: ЕГУ, 2003. – 122с.
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Академия», 2007. – 232с.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 509с.
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.
Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. - Кн.1: Общие основы психологии. – 687с.
Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 608с.
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 319с.
Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: «Академия», 1999. – 464с.
Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 175 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2009. – 592с.
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2016. – 256с.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 159с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256с.
Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 216с.
Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: ИКАР, 2005. – 250с.
-
Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с. ↑
-
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с. ↑
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Астрель, 2008. – 352с. ↑
-
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с. ↑
-
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с. ↑
-
Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. - Кн.1: Общие основы психологии. – 687с. ↑
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2009. – 592с. ↑
-
Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 448с. ↑
-
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с. ↑
-
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256с. ↑
-
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992с. ↑
-
Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: «Академия», 1999. – 464с. ↑
-
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256с. ↑
-
Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 175 с. ↑
-
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 480с. ↑
-
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 319с. ↑
-
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Академия», 2007. – 232с. ↑
-
Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 175 с. ↑
-
Воспитание дошкольника в семье / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1979. – 240с. ↑
-
Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 216с. ↑
-
Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 175 с. ↑
-
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2016. – 256с. ↑
-
Ильяшенко В.М., Ушакова О.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. – Елец: ЕГУ, 2003. – 122с. ↑
-
Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: ИКАР, 2005. – 250с. ↑
-
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2016. – 256с. ↑
-
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400с. ↑
-
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400с. ↑
-
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400с. ↑
-
Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 608с. ↑
-
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 509с. ↑
-
Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с. ↑
-
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 159с. ↑
-
Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 216с. ↑