Файл: РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ РЕБЕНКА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 2619

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для каждого возрастного периода присуща своя ведущая деятельности, которая дает возможность фиксировать особенности развития индивида на определенном возрастном этапе. Согласно теоретическим позициям ученых и исследователей в области психологии (А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и т.д.) в дошкольном возрасте в качестве ведущего вида деятельности рассматривается игра. Игра была названа Выготским «школой произвольного поведения», ее значение подчеркивается также другими психологами и педагогами[31].

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, в ней ребенок получает тот опыт общения, который нужен ему для жизни в коллективе и обществе. При помощи игровой деятельности обеспечивается диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом, выстраиванию различных моделей межличностного поведения. Игра позволяет освоить дошкольникам навыки общения и межличностных отношений, воспитывает культуру речи. Таким образом, игра выполняет социальную функцию и способствует социализации дошкольника.

Именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для интенсивного и продуктивного общения детей в игре. Этому способствует то обстоятельство, что к четырем годам дети овладевают удачными способами достижения целей в общении со сверстниками. Они уже обладают в некоторой степени умением договариваться друг с другом, в процессе самой игры, могут заранее распределить роли. Игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху других. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: таких как честность, правдивость; а также нередко создают ситуацию нравственного выбора.

Важнейшее условие воспитания культуры речи в семье – это речь родителей. Можно выделить целый ряд требований к речи взрослых (в том числе, родителей), среди которых:

  • грамотность и стилистическая выдержанность. Родители должны внимательно контролировать собственную речь, учитывать речевые ошибки, исправлять их, используя самоконтроль и совершенствование собственной речи;
  • по тону и форме речь должна быть культурной и вежливой;
  • содержание, а также структура речи должны соответствовать развитию и интересам детей, учитывать особенности их возраста, основываться на имеющемся у дошкольников опыте;
  • важно следить за ясностью, простотой, точностью речи, уметь регулировать ее темп. Это приводит к точности восприятия речи детьми, а также к отчетливости ее понимания;
  • существенным моментом является регулирование силы голоса. Говорить нужно так тихо или так громко, как этого требуют условия и содержание речи;
  • речь родителей должна быть эмоциональной, желательно образной. В ней должен отражаться интерес к ребенку и т.д.[32]

Интонационная выразительность речи родителей является важным фактором воздействия на ребенка. Различные интонации (сдержанные и оживленные, спокойные и взволнованные, торжественные и деловые и т.д.) способствуют более точному и глубокому пониманию ребенком того, что ему говорят. Кроме того, дети получают возможность почувствовать отношение взрослого к определенному событию, предмету, поступку. Очень важным аспектом является искренность и доброжелательность речи родителей, даже в моменты выражения недовольства. Осмыслению того, о чем говорит взрослый человек, способствуют паузы, логические ударения, сила голоса и т.д.[33]

Важную роль играет темп разговора родителей с ребенком. Слишком быстрая речь сложна для восприятия детей. Монотонный темп (без всяких замедлений и убыстрений) понижает уровень внимания, «убаюкивает», что также влияет на понимание детьми смысла сказанного. По этой причине с детьми лучше всего разговаривать в умеренном темпе, убыстряя или замедляя его в зависимости от смысла того, что произносится. Если родители стремятся сделать свою речь максимально выразительной, то нужно использовать все интонационные средства: логические и фразовые ударения, паузы, движения голоса по силе, высоте, темп речи и т.д.

Таким образом, семья обладает огромными возможностями для воспитания культуры речи ребенка. Знание этих возможностей позволяет обеспечить эффективность речевого развития, которое является основой успешной социализации ребенка в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ, проведенный в рамках данной курсовой работы, позволяет говорить о том, что проблема воспитания культуры речи ребенка является очень важной и актуальной проблемой, требующей особого внимания. Культура речи – обязательный элемент общей культуры человека. При этом начальная и важнейшая роль в формировании культуры речи ребенка принадлежит семье. Семья отличается особым воспитательным потенциалом, в том числе это касается и воспитания культуры речи.

Воспитание культуры речи ребенка в семье осуществляется путем реализации ряда направлений, среди которых создание развивающей речевой среды, воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, работа над грамматической стороной речи и т.д. При этом в рамках каждого направления используются разнообразные методы и средства, позволяющие максимально эффективно осуществлять процесс воспитания культуры речи.


Родителям необходимо заботиться о том, чтобы ребенок слышал правильную, ясную, логически последовательную речь. Важно избегать непонятных и сложных слов и выражений, при этом не следует подстраиваться под детский лепет. С детьми нужно говорить медленно, громко и отчетливо, так как именно такая речь играет важнейшую роль в развитии ассоциаций. В качестве значимого средства воспитания культуры речи рассматривается, прежде всего, постоянная речевая практика в семье. Здесь используется чтение вслух, беседы с ребенком, устные рассказы родителей и т.д. Универсальным методом воспитания речевой культуры является игра, которая представляет собой ведущую деятельность дошкольника.

Таким образом, семья является важнейшим фактором воспитания культуры речи. В рамках семейного воспитания важно использовать весь имеющийся потенциал, направленный на развитие культуры речи ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400с.

Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.

Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 448с.

Воспитание дошкольника в семье / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1979. – 240с.

  1. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Астрель, 2008. – 352с.

Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 480с.

Ильяшенко В.М., Ушакова О.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. – Елец: ЕГУ, 2003. – 122с.

Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992с.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Академия», 2007. – 232с.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 509с.

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. - Кн.1: Общие основы психологии. – 687с.

Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 608с.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 319с.

Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: «Академия», 1999. – 464с.


Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 175 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2009. – 592с.

Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2016. – 256с.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 159с.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256с.

Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 216с.

Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: ИКАР, 2005. – 250с.

  1. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Астрель, 2008. – 352с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

  5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

  6. Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. - Кн.1: Общие основы психологии. – 687с.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2009. – 592с.

  8. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 448с.

  9. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2007. – 583с.

  10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256с.

  11. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992с.

  12. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: «Академия», 1999. – 464с.

  13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256с.

  14. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 175 с.

  15. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 480с.

  16. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 319с.

  17. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Академия», 2007. – 232с.

  18. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 175 с.

  19. Воспитание дошкольника в семье / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1979. – 240с.

  20. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 216с.

  21. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 175 с.

  22. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2016. – 256с.

  23. Ильяшенко В.М., Ушакова О.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. – Елец: ЕГУ, 2003. – 122с.

  24. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: ИКАР, 2005. – 250с.

  25. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2016. – 256с.

  26. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400с.

  27. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400с.

  28. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400с.

  29. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 608с.

  30. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 509с.

  31. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.

  32. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 159с.

  33. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 216с.