Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 2640
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Речь и ее общая характеристика. Культура речи
1.2 Особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ РЕБЕНКА
2.1 Семья как важнейший фактор воспитания культуры речи
2.2 Направления, методы и средства воспитания культуры речи ребенка в семье
Для рассматриваемого этапа речевого развития характерным моментом является наличие нескольких стадий. В раннем дошкольном возрасте речь детей еще сохраняет ярко выраженный ситуативный характер. Она отрывочна, экспрессивна. Рассказывая собеседнику о чем-то увиденном, вызвавшем у него эмоциональные переживания, 3-4-летний ребенок говорит короткими, оборванными предложениями, заменяет части рассказа жестами и изобразительными действиями. Он меняет названия вещей или людей на местоимения и говорит так, будто уверен, что собеседник сам был свидетелем происшедшего события.
Вторая стадия берет начало в возрасте четырех-пяти лет. Она характеризуется тесной связью развития речи с формированием у детей рассуждающего логического мышления. Дети переходят от простых предложений, которые преимущественно еще не связаны друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. Уже к концу шестого года жизни они, как правило, полностью осваивают фонетику языка. Активный словарь ребенка составляет уже две-три тысячи слов. При этом речь остается относительно бедной: значения слов еще недостаточно точны, порой слишком сужены либо слишком широки. Другая особенность – то, что дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа[9].
Одна из основных функций речи, которые развиваются в дошкольном возрасте, – это коммуникативная функция. Уже в раннем детстве ребенок использует речь как средство общения. Но он общается только с близкими либо хорошо знакомыми людьми. Общение в таком случае возникает по поводу конкретных ситуаций, в которые включены взрослые, а также сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу определенных действий и предметов осуществляется при помощи ситуативной речи. Ситуативная речь достаточно ясна собеседникам, но, как правило, непонятна посторонним лицам. Ситуативность в речи ребенка может быть представлена разными формами. Так, к примеру, для ситуативной речи типично выпадение подлежащего, которое заменяется местоимением[10].
С расширением круга общения, а также по мере роста познавательных интересов дети овладевают контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации. Дети сами к себе начинают предъявлять требования и пытаются следовать им в процессе построения речи. Овладевая законами выстраивания контекстной речи, ребенок при этом не перестает использовать ситуативную речь. Со временем ребенок начинает более совершенно и к месту использовать то ситуативную, то контекстную речь в зависимости от характера и условий общения.
Особый тип речи ребенка – объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется потребность объяснения сверстнику содержания предстоящей игры, устройства игрушки и т.д. Зачастую даже незначительное недопонимание приводит к неудовольствию говорящего и слушателя, к недоразумениям и конфликтам. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, а также выделения и указания главных отношений и связей в ситуации, которую собеседник должен понять. Объяснительный тип связной речи имеет большое значение для формирования коллективных взаимоотношений дошкольников, а также для их умственного развития[11].
Объяснительную связную речь, которая нужна при включении одним ребенком другого в ситуацию новой игры, дошкольники зачастую подменяют ситуативной речью. Они затрудняются строить речь таким образом, чтобы объяснить, по какой причине следует делать так, а не иначе. Дошкольники сосредоточивают свое объяснение только на исполнительской деятельности того, кого они стремятся включить в игру. В случае, когда взрослые создают условия, которые требуют от старшего дошкольника раскрыть смысл объяснения, у ребенка формируется умение добиваться того, чтобы другой человек понял содержание объяснения.
На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования, а также регуляции его практического поведения. В этом и состоит вторая функция речи. Речь начинает выполнять эту функцию в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка. Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений за помощью к взрослому.
У детей дошкольного возраста продолжается процесс развития речи – они осваивают родной язык. Этому способствуют существенные изменения, которые происходят в образе жизни 4-7-летнего ребенка. Освоив первоначальные формы самостоятельности, дети быстро накапливают свой чувственный и практический опыт. Более разнообразными и более содержательными становятся виды деятельности ребенка: дидактические и творческие игры, занятия счетом, рисованием, специальные речевые занятия, а также ежедневное общение с взрослыми людьми в быту[12].
Рост возможностей детей успешно используется для дальнейшего развития их способностей, в том числе и для развития речи Развитие речи заключается, прежде всего, в совершенствовании понимания речи ребенком. Дошкольники слушают достаточно сложные инструкции и в точности выполняют требуемые действия. Рассказы, сказки, стихи занимают все более существенное место в жизни дошкольников. Речь сопровождает все возможные виды их деятельности: рисование и наблюдение, музыкальные занятия и счет, игры и труд. На пятом году жизни дети уже понимают несложный сюжет сказок или коротких рассказов. Ребенок среднего дошкольного возраста способен ярко представлять себе людей, их переживания, действия, о которых говорится в рассказе, если, конечно, он понятен и построен на образах, знакомых ребенку.
В процессе развития слушания у дошкольников наблюдается рост интереса к словам, их звучанию, форме, а также к отношению к обозначенному предмету. Дети дошкольного возраста зачастую сами придумывают новые слова, которых не существует в родном языке. Интерес к слову, который возникает в середине дошкольного возраста, вызывает у ребенка внимание к стихам, к поэтическим выражениям, эпитетам. Существенные изменения наблюдаются и в освоении дошкольником грамматического строя языка. Расширение общения с взрослыми развивает у ребенка умение подбора слов и построения предложений, которые будут поняты собеседником[13].
Освоение грамматики, в том числе сложных предложений, напрямую зависит от культуры речи детей, а также от внимания к ней родителей. В семье под руководством родителей дети учатся говорить выразительно. Для этого они должны уметь подбирать «красивые» слова и произносить их различным тоном. Решение этой задачи также требует чуткости ребенка к речи взрослых. Передавая разными интонациями, темпом, акцентировкой, паузами, усилением или ослаблением голоса свое отношение к тому, о чем он рассказывает, взрослые стремятся вызвать у ребенка соответствующие переживания, возбудить сходные чувства, создать определенное настроение.
Взаимодействие детского сада и семьи – это очень важное условие полноценного речевого развития дошкольника, воспитания у него культуры речи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно. Образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям, а также содержательно-педагогической работы с ребенком. Именно такой подход к воспитанию детей обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшее условие преемственности – установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в рамках которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается вместе с семьей, если не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Таким образом, семья играет важнейшую роль в обеспечении речевого развития ребенка, воспитании у него культуры речи. Остановимся на данном аспекте более подробно.
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ РЕБЕНКА
2.1 Семья как важнейший фактор воспитания культуры речи
Семья – это инструмент, который обеспечивает формирование личности дошкольника. Формирование личности представляет собой объективный и закономерный процесс освоения определенной сферы общественного опыта, в рамках которого человек выступает не только в качестве объекта воздействия, но также и в качестве субъекта общения и деятельности.
Именно семья обеспечивает взаимодействие дошкольника с обществом, интеграцию, а также определяет приоритетность их интересов и потребностей. Она дает ребенку представления о жизненных ценностях и целях, а также о том, что нужно знать и как необходимо себя вести. Именно в семье ребенок получает необходимые навыки применения всех полученных знаний на практике, усваивает нормы, которые регулируют поведение в разных ситуациях ежедневного общения. «Уроки жизни», которые дошкольник получает в семье, становятся основой для его поведения в будущей взрослой жизни[14].
Семейное воспитание является одним из самых важных и существенных аспектов в рамках процесса воспитания, развития и социализации дошкольника. В процессе решения вопросов о воспитании в семье нужно учитывать то, что есть разные модели воспитания, которые зависят от целей, методов, а также от форм воздействия[15].
Перед родителями ставится много задач, решаемых при рассмотрении вопросов воспитания в семье. Сюда можно отнести развитие взаимовлияния детей и родителей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания ее членов и т.п.[16]
Семья – это сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, а также другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие ее членов. Через призму этого самочувствия и происходит восприятие окружающего мира и своего места в нем.
В зависимости от того, как взрослые люди ведут себя с ребенком, какие отношения и чувства проявляются со стороны близких людей, дошкольник воспринимает мир отталкивающим или притягательным, угрожающим или доброжелательным. В результате формируется доверие или недоверие к миру, являющееся основой формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье вызывают у всех ее членов эмоции, поведение, действия, которые направлены друг на друга. И напротив, конфликты в семье, и отсутствие душевной близости между ее членами зачастую находятся в основе дефектов развития[17].
П.Ф. Лесгафт описал основные условия семейного воспитания, при соблюдении которых, по его мнению, каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью». К этим условиям он относит[18]:
- атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, который такой атмосферы лишен, не сможет уважать своих близких, сограждан и т.д. Однако он акцентировал внимание также и на том, что слепая материнская любовь также неразумна, и делает человека безнравственным потребителем;
- наличие высоконравственного воспитателя, который учит ребенка думать, быть честным и т.д.;
- регулярный общественно-полезный труд в присутствии ребенка, сопровождающийся чувством радости. Ребенок наблюдает за работой взрослых людей, имитирует ее в игре, а позже сам включается в процесс (сначала в качестве помощника, потом – самостоятельного исполнителя);
- исключение из жизни ребенка «прибавочных раздражителей» (роскошь, нищета, алкоголь и т.д.). У ребенка, который привыкает испытывать удовольствие от воздействия на его мозг таких раздражителей, не формируется способность к целенаправленной деятельности;
- гармоничное развитие всех способностей ребенка. Никто не знает, в какой области деятельности может проявиться талант конкретного ребенка. По этой причине он должен соприкасаться с максимумом всех возможных занятий, чтобы определить потом свое призвание;
- соблюдение принципа последовательности и постепенности. Важно следить за тем, чтобы ребенок брался только за посильные для него дела, чтобы избежать потери интереса;
- ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. В качестве метода овладения знаниями и опытом ребенок использует имитацию, которая заставляет его воспроизводить все поступки людей, которые его окружают. Приблизительно около 7 лет ребенок вырабатывает свои «нравственные основания» и приобретает способность оценивать поступки людей. Взрослые люди должны обеспечить контроль каждого своего шага, чтобы не стать примером безнравственного поведения.
Т.А. Маркова выделила ряд факторов, которые определяют силу и стойкость именно семейного воспитания (в том числе это касается и воспитания культуры речи в семье)[19]:
- глубокий эмоциональный, интимный характер воспитания. Проводник семейного воспитания – родительская любовь, а также ответные чувства детей по отношению к своим родителям. Эффективность семейного воспитания в существенной степени определяется именно теми эмоциональными узами, которыми связаны члены семьи и благодаря которым дети чувствуют свою защищенность от окружающего мира;
- постоянство и длительность воспитательных воздействий в семье. Семейное воспитание имеет место в рамках самых различных жизненных ситуаций, повторяясь изо дня в день. Это оказывает благоприятное воздействие на формирующуюся нервную систему ребенка, которой вырабатываются ответные действия на внешние раздражители;
- наличие в семье объективных возможностей для включения ребенка с раннего возраста в различные виды деятельности (бытовая, трудовая, хозяйственная и др.).