Файл: загадка как средство развития связной речи детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для формирования навыка отбора специфических свойств объекта, связанных с его формой, детям было предложено несколько игр, результатом которых явились сравнения заданных предметов по разным признакам: у ребят арбуз «круглый, как мяч» (Маша, 5 лет), кран большой, как «трансформер» (Вика, 6 лет), лимон желтый, как цыпленок.

В игре «Что такое и кто такой же?» детям предлагалось найти сходные по общим признакам пары объектов-предметов с применением картинок. При сравнении педагог обращал внимание на реалистичность и верное выделение свойств объекта в качестве сравнения. Например, зайца дети сравнивали с мячом, пыльной дорогой: «Он (заяц) стремительный и быстрый, как мяч» (Миша, 5,5 лет); «летом заяц серый, словно пыль с дороги» (Катя, 6 лет).

Игровой прием «сундучок загадок» познакомил детей с волшебной моделью, которая помогала им сочинять загадки. В основе модели лежат буквы - символы с определенным содержанием. Рассмотрим пример модели при сочинении загадки про ежа: Ф-форма, дети должны найти сравнения по форме («еж - круглый, как солнце» (Вика, 6 лет), «глазки круглые, как пуговки» (Динара, 5 лет)); Р - рельеф- сравнения, в основе которых лежат тактильные ощущения от объекта, визуальные или точные, знакомые детям.

Понятно, что не все дети трогали ежа руками, но, посмотрев на его шкурку, большинство детей скажет, что он - колючий. В нашем случае появляется сравнение («колючий, как ёлка» (Лена, 6 лет); У - умения, что умеет делать этот объект, в чем его особенность («пыхтит, как паровоз, и собирает яблоки, шишки» (Кира, 6 лет). Эта модель помогла создать загадку о еже совместно с ребятами: «Круглый, как солнышко, колючий, как ёлка, с глазками-пуговками по лесу идет, пыхтит, как паровоз, яблоки несет» [32, с. 160-240].

Таким образом, по результатам экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что успешные результаты деятельности по формированию образности речи на материале метафорических загадок у старших дошкольников требуют кропотливой работы и должны обеспечиваться рядом условий, соблюдение которых позволит развить коммуникативную компетенцию и сформировать у дошкольников чувственное восприятие мира.

К таким условиям относятся: осуществление интегрированности всех сторон речевого развития в процессе использования метафорических загадок (фонетической, лексической, грамматической); осознание детьми необходимости использования образных средств языка для повышения выразительных возможностей речи; понимание детьми жанрового своеобразия загадок и их использование в самостоятельном словесном творчестве; формирование мотивационного пространства через использование современных интерактивных методов и педагогических приёмов.


  • 2.2. Пути развития лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста

Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. При этом дети не только приобретают знания, но и учатся мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к правильному произношению всех звуков речи, её грамматическому оформлению, выразительности, эмоциональности, связности [2, с. 9-13].

Проблема развития грамматического строя устной речи дошкольников включает усвоение ими морфологии, изучающей структуру слова и грамматические значения в пределах слова; словообразования (аспекты создания, функционирования и строения производных и сложных слов) и синтаксиса (сочетаемость и порядок следования слов, общие свойства предложения) [33]. Морфологический уровень представляет собой развитие у ребёнка умения владеть разнообразными приёмами словообразования, а синтаксический уровень – это умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

А.Н. Гвоздев в работе «Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка» раскрывает все основные компоненты грамматической стороны речи. По его данным, ребёнок овладевает грамматической структурой языка поэтапно: первая стадия – это однословные и двусловные предложения, вторая характеризуется тем, что до трёх лет происходит формирование разных форм для выражения синтаксических отношений и третья стадия – до семи лет – период усвоения морфологической структуры языка [15, с. 58].

В исследованиях В.И. Ядэшко подчёркивается, что появление в речи грамматически оформленных предложений возможно при условии овладении ребёнком достаточно большим словарём и грамматическими формами [37, 96]. Осуществляя работу по развитию грамматического строя речи у детей, необходимо решать следующие наиболее существенные задачи: уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.


Исходя из этого, можно выделить основные направления работы по формированию лексико - грамматических представлений у детей [2, с. 9-13]:

  • формирование навыка общения – как основного источника развития языка;
  • формирование понятия слова – как основного источника общения;
  • развитие умения использовать в речи разнообразные средства общения – словесные, мимические и пантомимические;
  • формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.

В работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игры (см. таблицу).

Таблица

Игры на развитие лексико-грамматических категорий [2, с. 9-13]

Игры на развитие лексико-грамматических категорий

Тема

проекта

Взаимодействие

Со сверстниками

С педагогом

С родителями

Мир вокруг нас.

Игры «Лесные жители». «Домашние животные». «Кто. где живёт?»

Игры «Мир. в котором мы живём», «Самый -самый», «Чья голова?»

По рекомендации воспитателя организуются игры с детьми дома

Сказка - ложь, да в ней намёк

Игры «Загадки отгадки», «Весенняя сказка»

Игры «Маленькие сказочники», «Если бы я был волшебником», «А вдруг. ты завтра попадёшь на остров в океане?»

Создание для родителей тематиче-ской папки для ознакомления дома: «Игры и упражнения для развития грамматической стороны речи у детей»

Что у Марьюшке в лукошке?

Игры «Прятки». «Определи на ощупь». «Угадай на вкус»

Игры «Маша и медведь», «Аннушка и Марьюшка»

Изготовление совместно с родите-лями «Чудо овоща» из природно-бросового материала, с составле-нием описательного рассказа о нём. придумывание волшебного назва-ния овошу. Оформление фото выставки «Чудо лукошко»

Известный психолог Д. Б. Эльконин в своих исследованиях делает вывод: "...игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных" [36].

Таким образом, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и, соответственно, развитие всех компонентов речи не возможно без активного включения ребёнка в этот процесс. Игра – это способ ориентации в окружающем мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей.


Один из важных моментов успешности обучения в ходе игр – заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться непринуждённо, живо, эмоционально. Игры, направленные на совершенствование лексико-грамматических категорий, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы воспитателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследоования необходимо отметить, что на сегодняшний день всё более остро ставится вопрос о возвращении интереса дошкольнику к художественному слову, чтобы образовательная деятельность была направлена на формирование хорошо развитой речи, способствующей дальнейшему обучению в школе. Дар слова для человека важен, ибо слово есть первый признак сознательной разумной жизни.

Педагогам важно направить свою работу на поиск условий, способствующих формированию связной речи у дошкольников посредством речевых игр, загадок и упражнений, используя схемы и знаковое моделирование.

Развитие речи в дошкольном детстве – один из важнейших объектов исследования в детской психологии, равно как и в дошкольной педагогике, задачей которой является разработка содержания и методов развития речи детей, обучения их родному языку. Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Проблема формирования у дошкольников связной речи является актуальной в связи с тем, что современное общество характеризуется утратой интереса к истокам красоты и образности родного русского языка; интерес к родному слову вытесняется компьютеризацией, родители не ставят на первое место воспитания у ребёнка культуры речи, любви к слову и богатству литературного наследия России, речевые игры и упражнения не входят в диапазон занимательного досуга с детьми.

В процессе работы были решены следующие задачи:

  • исследованы трудности развития связной образной речи детей дошкольного возраста;
  • проанализированы проблемы формирования способности к связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
  • выявлены особенности развития образности связной речи старших дошкольников;
  • показана роль метаморфических загадок в развитии образности связной речи детей старшего дошкольного возраста;
  • представлены пути развития лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.

Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития детей видна в последовательной, содержательной и логичной связной речи. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, связывать их разнообразными способами.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Письмо Минобрнауки России от 10.01.2014 № 08-10 <О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования> // Вестник образования, 2014. – № 7.
  2. Аверина М.Н. Особенности развития образности речи старших дошкольников на материале метафорических загадок / М.Н. Аверина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2016. – № 1 (24). – С. 9-13.
  3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор / В.П. Аникин. URL: http://www.razym.ru/naukaobraz/obrazov/185227-anikin-vp-russkie-narodnye-poslovicy-pogovorki-zagadki-i-detskiy-folklor.html (Дата обращения: 22.12.16)
  4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. URL: http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_jazyka/arutjunova_n_d_jazyk_i_mir_cheloveka/32-1-0-1446 (Дата обращения: 22.12.16)
  5. Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология речевых действий / Л.И. Богданова. – М.: Наука, 2014. – 248 с.
  6. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие / Т.В. Большева. URL: http://www.elbooka.com/kniga/kniga-detskaja/12673-uchimsya-po-skazke-razvitie-myshleniya-doshkolnikov-s-pomoschyu-mnemohotehniki.html (Дата обращения: 22.12.16)
  7. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Ю.Г. Катаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 544 с.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. URL: http://pedlib.ru/Books/7/0060/7%200060-1.shtml (Дата обращения: 22.12.16)
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1725461/ (Дата обращения: 22.12.16)
  10. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. URL: http://teatr-lib.ru/Library/Vygotsky/Psychology_art/ (Дата обращения: 22.12.16)-
  11. Гавриш Н.В. Характерные особенности речетворческой деятельности в дошкольном детстве // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей / Н.В. Гавриш. – Орел, 2012. – С. 33 -35
  12. Гасанова Р.Х. Развитие образной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы: Методическое пособие / Р.Х. Гасанова. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2015. – 92 с.
  13. Геворкян И.А. Когнитивная теория метафоры Эрла Маккормака / И.А. Геворкян // Филология и культура, 2012. – № 1. – С. 18-21.
  14. Голуб И.Б. Литературное редактирование / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2015. – 432 с.
  15. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. – М.: Айрис – пресс, 2015. – 96 с.
  16. Ершова Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющие проблемы познавательного и речевого развития / Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова, 2015. – 144 с.
  17. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. – Назрань: Пилигрим, 2015. – 486 с.
  18. Кожина М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта, 2012. – 464 с.
  19. Колунова Л.А. Роль работы над словом и развитие словесного творчества старших дошкольников / Л.А. Колунова // Развитие детской речи: традиции и перспективы. – М., 2012. – С. 36-37.
  20. Кулипанова М.В. Формирование способности к словесному творчеству у старших дошкольников / М.В. Кулипанова, Е.Н. Гамова, И.А. Радюкова, О.В. Колесникова // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. – № 3-12. – С. 77-81.
  21. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля / А.Ф. Лосев. – Киев: Киевская академия Евробизнеса, 2014. – 288 с.
  22. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. URL: http://kingmed.info/knigi/Psihologiya/book_2813/Obshchaya_psihologiya-Maklakov_AG-2008-doc (Дата обращения: 22.21.16)
  23. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2366220/page:17/ (Дата обращения: 22.12.16)
  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180-438.shtml (Дата обращения: 22.12.16)
  25. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. URL: http://www.klex.ru/8d2 (Дата обращения: 22.12.16)
  26. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении / Е.Е. Сапогова. URL: http://esapogova.narod.ru/texts/krolik.htm (Дата обращения: 22.12.16)
  27. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка / Г.Н. Скляревская. URL: http://www.studmed.ru/sklyarevskaya-gn-metafora-v-sisteme-yazyka_e8df7be7edd.html (Дата обращения: 22.12.16)
  28. Солодилова М.А. Метафора: когнитивные основы оценочности / М.А. Солодилова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2013. – № 11. – С. 118-123.
  29. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. URL: http://www.studmed.ru/view/sohin-fa-razvitie-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta_1a0aab8cc70.html (Дата обращения: 22.12.16)
  30. Танина Л.В. Развитие словесного и театрального творчества дошкольников / Л.В. Танина // Развитие детской речи: традиции и перспективы. – М., 2011. – С. 52-53.
  31. Текучев А.В. Формирование навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с заиканием / А.В. Текучев. URL: http://sundekor.ru/uchebnyj-material/1-kurs/doklad/ (Дата обращения: 22.12.16)
  32. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 288 с.
  33. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0473/6-0473-56.shtml (Дата обращения: 22.12.16)
  34. Федоров А.И. Образная речь / А.И. Федоров. URL: http://www.razym.ru/naukaobraz/disciplini/rusliter/233202-fedorov-a-i-obraznaya-rech.html (Дата обращения: 22.12.16)
  35. Шадрина Л.Г. Развитие речи – рассуждения у детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Н.В. Семенова. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.
  36. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб, пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Д. Б. Эльконин. URL: http://psychlib.ru/mgppu/edp-2007/edp-001.htm (Дата обращения: 22.12.16)
  37. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет / В.И. Ядэшко. – М.: Просвещение. 2012. – 96 с.
  38. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 448 с.