Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал, что, как ни существенна для речи связность ее построения, проблема построения речи не сводится к одной лишь логической связности (и точности); она включает и проблему образности..., так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли [24].
Образная речь – это более высокий уровень речи по сравнению с правильной. Этот уровень характеризуется богатством используемых языковых средств (лексических, грамматических, фонетических); точностью в выборе языкового средства, наилучшим образом передающего содержание высказывания, уместного в данной ситуации, стилистически оправданного; выразительностью (выбором вербальных средств с учетом условий и задач общения) [12, с. 5-14].
Таким образом, образность речи рассматривается, с одной стороны, как элемент функции языка, с помощью которого вызываются яркие наглядночувственные представления, с другой стороны – как элемент культуры речи.
Творчество ребенка проявляется во всех видах деятельности, которой он занимается. Детская речь изумительна, забавна, и изобретательна. Мы часто слышим от них много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подобных изречений. Подобное явление является словотворчеством.
Проблема развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста приобретает все большее значение в настоящее время. Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Творческие, интеллектуальные возможности ребенка неисчерпаемы. Среди разных творческих проявлений дошкольников словесное творчество занимает особое место [11, с. 33]. Для ребенка это самый сложный вид творческой деятельности, требующий взаимодействия ряда психических функций и являющийся одним из способов социокультурного развития личности.
Смысл и значение словесного творчества в том, что оно помогает ребенку проделать крутой рывок в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Оно углубляет и расширяет, прочищает эмоциональную жизнь ребенка, позволяет ему упражнять свое, творческое стремление и навыки, овладеть правильной речью. В его основе лежит восприятие произведений детской художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых форм фольклора в единстве содержания и художественной формы [20, с. 77-81].
Словесное творчество рассматривается исследователями как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, поговорок, слов-новообразований.
Великий русский писатель К.И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которая имеется в процессе сотворчества. Он поражался богатству детских словообразований, он говорил о словотворении детей как «о скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка» [20, с. 77-81] .
Проблема овладения родным языком, связной речи и творческих способностей детей является одним из самых важных в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа успешного обучения [33]. Актуальность проблемы овладения ребенком умениями словесного творчества связана с особенностями речи дошкольников, такими как: ситуативность (мышление ребенка конкретно, что выражается в его речи), детский эгоцентризм (обращенность к себе), непосредственность (ребенок высказывается непроизвольно, импульсивно, не отдавая себе отчета в том, к кому и в каких условиях он обращается), личностными особенностями детей.
Следует учитывать и тот факт, что логопедическая группа формируется чаще всего из разных детей: никогда не посещавших детский сад, обучавшихся в массовых группах, перешедших из других дошкольных учреждениях. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности к художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство и создание целостной системы обучения словесному творчеству [8].
Современные возможности учреждения позволяют педагогам вместо стандартной образовательной деятельности использовать нетрадиционные формы и методы работы с детьми. Сложный, но результативный процесс построения интеграции, которая открывает возможности для формирования целостного мировоззрения детей, позволяет видеть мир в единстве, взаимосвязи и взаимозависимости всех природных явлений.
Успех совместной педагогической работы с детьми во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы. Поиски новых форм работы с детьми, привели к необходимости организации четкой скоординированной работе педагогов. Решая общие задачи, мы не подменяем друг друга, а дополняем. Работа воспитателей группы предшествует деятельности учителя-логопеда, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу [20, с. 77-81].
Совместная деятельность по данной проблеме направлена на обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, на исполнение интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности, реализации ее возможностей.
Эффективность творческого развития мы решаем через использование различных методов и приемов: словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); частично-поисковый; проблемномотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации); одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); сотворчество (взаимосвязь со взрослыми); мотивационный (убеждение, поощрение); наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности) [20, с. 77-81].
Педагогическая деятельность в группе ориентирована, прежде всего, на формирование образности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками и направлено на развитие навыков сочинительства, красоты речи, обогащения лексики, развитию коммуникативных навыков, памяти, воображения, мышления, художественных способностей, общечеловеческой универсальной способности к межличностному воздействию, а также творчеству в любой области, учитывая личностно-эмоциональные особенности детей, помогая сплочению коллектива [30, с. 52].
Сказка – наиболее универсальный комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь это – образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка как большое локальное образование с конкретным сюжетом и конкретными образами, способна отражать глобальные проблемы, не преходящие ценности, вечные темы противоборства доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости. Через сказку наши дети усваивают все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа [30, с. 52]. К тому же, для ребенка драматизация – это хорошая возможность приобрести умение успешно презентовать себя как в детском коллективе, так и среди взрослых.
Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребенок проникается «гармонией русского языка». Это история, культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим нашего народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же, словесное творчество народа представляет собой особый вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты» [20, с. 77-81].
Дети – народ оптимистичный, им свойственно переделывать «все плохое в хорошее», в том числе, и финалы сказок, если они их не устраивают. Помочь ребенку придумать счастливую развязку можно, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо средства, предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности.
Если в название хорошо знакомой ребенку сказке добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет, используем прием «Введение в название сказки нового предмета». Например, сказки «Теремок – паровоз», «Гуси- лебеди и автомобиль» [6].
Если сюжет хорошо знакомой сказки как бы перемещается в другое время и пространство, мы используем прием «Смена места событий». Прием «Событийная история» помогает ребенку лучше понять, почувствовать логику сказки, «прожить» судьбу героев вместе с ними. Обучение умению придумывать сказки начинается с введением элементов фантастики в реалистических сюжетах. Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Волк и заяц», «Что случилось с ежом в лесу». Ребенок легче придумывает сказки о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях [12, с. 77-81].
Прием «Новое свойство» не изменяет содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть, рождается новая сказка. Например, Колобок не из теста. А из смолы. В самых различных вариантах мы используем прием «Сказки наизнанку» [6]. Очень часто используем прием «Свойства наоборот». Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписывается противоположное свойство (волк маленький, а Красная шапочка большая, Баба-Яга в сказке начнет совершать добрые поступки).
Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности.
Придумывание рассказов на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Мы используем этот прием только при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умение озаглавить рассказ.
Очень интересен для детей прием «Диафильмы». Придуманная детьми история разбивается на фрагменты, к каждому из которых рисуется рисунок, отражающий содержание этого фрагмента.
«Прогулки в прошлое героев» имеют особый воспитательный смысл. Они помогают осмысливать последствия тех или иных событий, учит их анализировать ситуацию и прогнозировать результаты конкретной деятельности, поступков, реакцию окружающих [19 , с. 37].
Существуют различные приемы, позволяющие развивать словесное творчество старших дошкольников. Одним из приемов являются опорное моделирование. Модели помогают не только представить какой-либо объект, но и видоизменять его, экспериментировать с ним. Мнемотаблица – схема, в которой заложена определенная информация. Дети могут самостоятельно придумывать новые сказки, варьируя последоательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия [19 , с. 37].
Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки.
Словесное творчество дошкольников немыслимо без фантазии и воображения. Ребенок наполовину живет в воображаемом нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно из этой сокровищницы ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться.
Таким образом, во всех видах деятельности дети проявляют творчество. Словесное творчество помогает ребенку проделать крутой рывок в развитии творческого воображения, которое дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Формирование словесного творчества дошкольников возможно только при заинтересованности педагогов и создании новых условий.
1.3. Особенности развития образности связной речи старших дошкольников
Проблема формирования речевой культуры старших дошкольников выступает одной из важнейших задач современного образования. Формирование коммуникативных компетенций дошкольников выступает одним из важных компонентов современного дошкольного образования. Свободное владение родным языком развивает не только самостоятельное общение со взрослыми и сверстниками, но и воспитывает у ребенка возможность точного выбора нужных языковых средств в зависимости от контекста общения и уровня речевого взаимодействия. В этом плане речевая грамотность выступает в качестве универсального инструмента социализации и осознания окружающего мира [2, с. 9-13].