Файл: Диагностика и построение корпоративной культуры (Типы и модели корпоративной культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кадровая политика ПАО «ТЭК» представляет собой целостную систему взаимодействия с персоналом, направленную на достижение стратегических целей Общества и повышение качества жизни сотрудников.

Основными элементами кадровой политики являются:

- совершенствование организационной структуры;

- формирование эффективного кадрового резерва;

- совершенствование системы оплаты и мотивации персонала;

-обучение и развитие персонала;

- работа по снижению текучести кадров.

В ПАО «ТЭК» стараются придерживаться демократического стиля управления. Также на предприятии присутствует такая черта управления как делегирование полномочий.

Основное в корпоративном управлении ПАО «ТЭК» – строгая дисциплина, доведение дела до конца, ответственность за каждого клиента, работа без сбоев. Руководство предприятия придерживается принципов:

  • честность и открытость в отношении с подчиненными;
  • объяснение целей и помощь в их достижении.

Обучение персонала является залогом достижения стратегических целей компании и является одним из главных направлений в работе по развитию персонала. На основании «Положения о кадровом резерве» ПАО «ТЭК» был сформирован кадровый резерв на замещение руководящих должностей. В состав резерва вошли наиболее квалифицированные специалисты, проявившие себя в процессе работы.

В период с 2016 года по 2017 год в ПАО «ТЭК» был проведен комплекс мероприятий, направленных на развитие у данных сотрудников профессионально необходимых знаний и навыков, деловых и личных качеств, необходимых для назначения на руководящие должности. Обеспечено участие в семинарах и тренингах.

Согласно информационным сведениям ПАО «ТЭК» ключевыми принципами политики в области управления персоналом в 2017 году являлись:

-подбор кадров по профессиональным, индивидуальным и психологическим качествам на конкурентной основе;

-своевременное и достаточное обеспечение Общества необходимым персоналом с трудовым потенциалом высокого качества;

-оптимизация численности и поддержание стабильности трудового коллектива Общества;

-создание, внедрение и совершенствование системы мотивации персонала Общества.

Целью кадровой политики в 2014 году в ПАО «ТЭК» будет являться обеспечение максимальной отдачи от инвестиций в персонал на основе комплексной мотивации работников на достижение целей Общества, а также формирование имиджа привлекательного работодателя на рынке труда.


Основными составляющими кадровой политики на 2014 год будут следующие направления:

1. Привлечение и удержание квалифицированного персонала;

2. Мотивация и вознаграждение;

3. Оценка персонала, его развитие и обучение;

4. Эффективность внутренних коммуникаций.

Таким образом, проанализировав финансово-хозяйственную деятельность ПАО «ТЭК» и корпоративное управление на предприятии, отметим, что надлежащее корпоративное управление может содействовать достижению компаниями высоких результатов и росту эффективности. Эффективное корпоративное управление создает благоприятные условия для планирования преемственности руководителей и устойчивого долгосрочного развития компании.

Мощным стратегическим инструментом, позволяющем ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие выступает корпоративная культура, и следовательно, ее совершенствование, превращение в мощное побуждающее и объединяющее начало, может стать одним из рычагов повышения эффективности функционирования предприятия. Развитие положительных тенденций корпоративной культуры позволяют повысить управляемость любого экономического объекта, а в следствии с этим и эффективность деятельности предприятия даже в условиях неопределенности внешней среды. Культурные аспекты все чаще рассматриваются как важное средство, при помощи которого предприятия могут обеспечить себе стабильность и процветание и оставаться конкурентоспособными даже в период кризиса. Следовательно, организационная культура является инструментом привлечения на предприятие высококвалифицированных кадров; может и должна быть важным и мощным инструментом при создании настроя персонала на высокую производительность труда и высокое качество в работе. Формирование и поддержка такой культуры, которая повышала бы отдачу от людей, работающих в организации, способствовала повышению ее эффективности и конкурентоспособности – это одна из важнейших стратегических задач руководства предприятия и службы по работе с персоналом; может выступать инструментом по формированию приверженности работника предприятию. Культура, основанная на уважении личности сотрудника, поощрении личных достижений, гарантиях достойного заработка, систематическом повышении квалификации персонала, укрепляет его лояльность, что, в свою очередь, прямым образом влияет на снижение текучести кадров, на непринятие работником решения о переходе на другую работу. Сильная культура может быть более эффективной, чем любой формальный структурный контроль. Чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. 


2.2 Направления управления корпоративной культурой ПАО «ТЭК»

  1. Таким образом, на основе рассмотренных принципов корпоративной культуры, которых старается придерживаться компания, нами выявлено, что построение корпоративной культуры в ПАО «ТЭК» целесообразно осуществить путем переосмысления структуры корпоративного института (установленных в компании правил игры, дополненные механизмом принуждения к их исполнению). Корпоративный институт компании должен направляться на создание коммуникаций и механизмов проецирования корпоративной стратегии на интересы работников компании и превращения их эффективной работы, направленной на реализацию этой стратегии, в норму, правило и, в конечном счете, в архетип корпоративного поведения, т.е. в коллективную привычку.

Результаты, выполненной с помощью вопросника диагностики состояния культуры компании отражены в Приложении С.

Структура корпоративного института ПАО «ТЭК» по нашему представлению может быть отражена схематически (рис. 13).

Корпоративная миссия и стратегия

Корпоративная идеология

Корпоративная культура (ценности и нормативы)

Корпоративная мотивационная система

Корпоративные правила поведения

Корпоративный архетип поведения (привычки)

Рисунок 13 – Структура корпоративного института

  1. Как известно, на изменение корпоративной культуры оказывают влияние как факторы внешней среды, так и внутренней. В нашем случае немаловажным являются факторы внутренней среды, в частности: набор, отбор, прием, подбор новых сотрудников, трудовая адаптация, сокращение персонала.

Следовательно, наем работников должен осуществляться в компанию как таковую (прежде всего исходя из ее корпоративных ценностей), а не на конкретную работу внутри нее. То есть лучше никого не брать на имеющуюся вакансию, чем взять «чужого» (рис.20). В результате в компании создастся культурная среда, позволяющая эффективно выстраивать систему корпоративных правил и норм. В этих условиях целесообразно позаботиться о «выращивании» своего кадрового потенциала, создавая собственные корпоративные университеты и другие учебно-профессиональные заведения.

Корпоративность


«Кандидат» может стать «своим» после профессионального обучения

+

«Свой»

+

«Кандидат»

Профессионализм

«Временный работник»

«Чужой»

Рисунок 14 – Деление персонала в компании

По данным рисунка 14 в ПАО «ТЭК» изменения в корпоративной культуре сопровождают изменения в кадровой политикой, которая будет строиться следующим образом:

- обеспечение максимально возможной доли «своих» по корпоративным ценностям и профессиональным компетенциям работников, особенно на ключевых позициях компании;

- создание возможностей профессионального роста «кандидатам», для того чтобы сделать их «своими» не только по корпоративным, но и по профессиональным компетенциям

- избежание попадания к «чужим» по своим убеждениям и профессиональным качествам;

- уменьшение доли «временных работников» - хороших специалистов, но не корпоративных по своим внутренним ценностям и убеждениям людей, так как вокруг их может образоваться негативная для компании субкультура.

3. Корпоративная культура упорядочивает внутриорганизационную среду путем гармонизации взаимоотношений между ее элементами за счет аккумулирования и трансляции коллективного опыта, который позволяет принимать верные решения. Восприятие коллективного опыта происходит за счет той необходимой для принятия решений информации, которая передается сотрудникам организации посредством корпоративной символики или ясных и четких норм, определяющих его поведение в условиях недостатка информации. К таким символикам культуры можно отнести: знаки и лозунги, героические персонажи и легенды, ритуалы, обряды и пр. Так неформальные и регулярные собрания всего коллектива в ПАО «ТЭК» может стать обязательным для всех ритуал, позволяющий акцентировать внимание сотрудников на важности общей работы, взаимной поддержки, обсуждения текущих проблем, причастности к общему делу.

4. При изменении корпоративной культуры очень важно соблюдать постепенность и поэтапность «нововведений», для того, чтобы элементы «новой культуры» не вступали в явное противоречие с существующей системой ценностей корпорации. Необходимо добиться того, чтобы новую культуру принимали и поддерживали все высшие руководители, так как четко определенные ими и зафиксированные нормы поведения призваны передавать новым сотрудникам найденные прежде решения или легко принимать решения в новой ситуации, опираясь на пример руководителей.


Если в основе культуры лежат ценности, вызывающие у работника сочувствие и солидарность, то в условиях неопределенности он способен интуитивно принимать сторону руководства. Солидарность сотрудников с ценностями организации также формирует резервы внутренней мотивации, проявляющейся в стремлении человека совершать деятельность, направленную на благо организации.

5. Изменения в корпоративной культуре также должны затронуть качество труда и жизни, так как здоровый психологический климат, хорошие бытовые условия, возможность пользоваться медицинским обслуживанием и социальным страхованием, обучение сотрудников, планирование их карьеры и др. способны «настроить» сотрудников организации на достижение максимального результата. Это и есть реализуемые ценности.

В результате внесения рекомендаций по данному направлению совершенствования корпоративной культуры в ПАО «ТЭК» нами предлагается разбить штат сотрудников компании на категории, имеющие разный доступ к удовлетворению потребностей за счет ресурсов организации помимо заработной платы. Данные категории обозначились в порядке убывания в потребляемых благ через А, В, С, D (наиболее полный пакет благ получают работники категории А). Взаимосвязь между категориями, степенью солидарности работника с ценностями компании и предполагаемым периодом, в течение которого организация будет заинтересована в таком работнике, нами представлено в виде таблицы 15.

Таблица 15 – Взаимосвязь солидарности работника с корпоративными ценностями

Период заинтересованности организации в работнике

Солидарность работника с ценностями организации

Свыше 10 лет

от 4 до 10 лет

от 1 года до 4 лет

до 1 года

Полная (безусловное принятие ценностей организации как своих собственных)

А

А

В

В

Высокая (в абсолютном большинстве случаев – приоритет организации)

А

В

В

С

Средняя (в обычных ситуациях, при небольших личных потерях – приоритет ценностей организации)

В

С

С

D

По данным таблицы № видно, что полная идентификация сотруд­ника с компанией означает, не только осознание им идеалов ком­пании, четкого соблюдения правил и норм поведения в компании, но и принятие внутренне полностью корпоративных ценно­стей, т.е. культурные цен­ности компании становятся ин­дивидуальными ценностями со­трудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем работ­ник продолжает разделять эти цен­ности уже вне зависимости оттого, находится ли он в рамках данной организации или трудится в дру­гом месте. Кроме того, такой ра­ботник становится мощным источ­ником данных ценностей и идеалов, как в рамках сформировав­шей его организации, так и в лю­бой другой компании, фирме.