Файл: Теоретические аспекты финансовой политики государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, финансовая политика государства представляет собой часть социально-экономической политики по обеспечению сбалансированности финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Основная цель финансовой политики – это наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

1.2. Этапы формирования финансовой политики государства

Формирование и реализация финансовой политики происходит последовательно, при этом выделяют этапы ее разработки и реализации [45, с.351]. В экономической литературе не существует единого мнения на количество этапов разработки и реализации финансовой политики[13]. Мнения некоторых авторов представлены в таблице Приложения 1.

Помимо данных этапов при разработке финансовой политики нужно составлять многовариантный прогноз развития ситуации в стране, учитывающий разные варианты развития (например, необходимо учитывать непредвиденные ситуации, которые могут произойти в стране, в связи, с которыми возникнет необходимость вносить изменения в финансовую политику), также для реализации данных этапов необходимо соответствующее финансирование, это также является значимым моментом разработки финансовой политики, который необходимо вынести в отдельный этап[14].

Учитывая все вышесказанное необходимо расширить перечень этапов разработки и реализации финансовой политики, так на первом этапе необходимо определить наличие средств, необходимых для разработки и реализации финансовой политики [45, с.351]. На втором - нужно определить цели и задачи финансовой политики, построить дерево целей и утвердить его; на третьем - создать необходимую информационную базу, которая будет включать информацию о текущем экономическом состоянии страны, о состоянии финансовой системы и финансового механизма; на четвертом - создать прогноз с различными вариантами достижения целей и задач с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов [45, с.352]; на пятом - разработать конкретные планы реализации намеченных ранее целей и задач, опираясь на разработанный прогноз; на шестом - осуществить работу необходимых элементов финансовой системы государства по реализации намеченных планов; на седьмом - результаты проделанной работы должны быть оценены и проверена работа, проделанная на предыдущих этапах, при этом выявляются ошибки, а также неиспользованные резервы; на восьмом - по результатам контроля, проведенного ранее, при необходимости провести корректировку финансового механизма [11, с.185].


Все перечисленные этапы взаимосвязаны и взаимно переплетаются, поэтому явно выделить на практике осуществление конкретного этапа не всегда представляется возможным, так как один этап может являться частью другого этапа [45, с.353].

Разработкой целей и задач финансовой политики занимается Министерство финансов Российской Федерации, в его задачи входит реализация единой финансовой политики на территории Российской Федерации[15].

Рациональное определение целей и задач финансовой политики и ее проведение влияют на эффективность экономической и государственной политики. От нее, в свою очередь, зависит, будут ли достигнуты поставленные цели и задачи в области внешней и внутренней политики государства[16].

Разработка целей и задач включает в себя макроэкономический анализ на основе финансовой статистики с целью получения информации об объемах, структуре финансовых ресурсов, направлениях их использования [47, с.17]. Также при разработке целей и задач предусматривается распределение и перераспределение финансовых ресурсов между частным, общественным и государственным секторами экономики. Разрабатываются процедуры устранения недостатков распределения финансовых ресурсов. Анализируются и учитываются ошибки государства в процессе управления экономикой. Обязательным условием является анализ как внутренне сложившейся экономической ситуации, так и внешнеполитической обстановки[17].

Важным условием разработки целей и задач финансовой политики является то, что ее цели должны согласовываться с целями денежно-кредитной, ценовой, налоговой политики – составными частями финансовой политики [47, с.17]. Факторов, влияющих на разработку и реализацию целей и задач финансовой политики множество, некоторые из них: положение страны на международной арене, стабильность политической обстановки страны, цели и задачи экономической политики, уровень благосостояния населения, Тип экономики, стадия экономического цикла, человеческий фактор, государственное устройство [41, с.85].

Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса ее реализации [35, с.164]. То есть финансовая политика - это важный фактор экономически стабильного общества, потому что достичь успехов в экономике возможно только при наличии успехов в финансовой политике, причем скоординированной с другими странами[18].


Выводы.

Одну из главных ролей в осуществлении поставленных государством целей перед обществом, играет финансовая политика, которая является составной частью экономической политики государства, реализующая воздействие финансов на социальное и экономическое развитие общества.

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии стран значительна. От рациональности финансовой политики зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей.

Осуществление финансовой политики реализуется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных должными законодательными полномочиями по использованию и формированию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач.

2. Особенности финансовой политики на современном этапе в РФ

2.1. Анализ бюджетно-налоговой политики РФ

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном Кодексе РФ и иных законодательных актах, регулирующих весь бюджетный процесс (Конституция РФ, законодательные акты федерального уровня, указы Президента РФ, а также нормативно-правовыми акты органов исполнительной власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления)[19]. Реализуя бюджетную политику, любое государство распределяет расходы между бюджетами разных уровней, составляет структуру расходной части бюджета, выявляет источники и способы покрытия дефицита бюджета, а также составление методов управления госдолгом. От стратегии решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики[20].

Анализ современной бюджетной политики в РФ свидетельствует о наличии следующей динамики развития доходов и расходов государственного бюджета, которая отражается в аналитической таблице 1.

Таблица 1

Доходы и расходы государственного бюджета РФ за 2014-2016 годы (млрд., руб.) [53]

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

Изменения 2016г. к 2014 г.

Абс., +/-

%

Доходы государства

14496,9

13659,2

13459,5

-1037,4

92,8%

Нефтегазовые доходы

7433,81

5782,65

4831,65

Ненефтегазовые доходы

7063,07

7796,59

8627,85

Расходы государства

14831,6

15620,3

16426,8

1595,2

110,8%

Дефицит государственного бюджета

334,7

1961,1

2967,3

2632,6

886,5%

Величина фонда национального благосостояния

4388,1

5227,2

4359,2

-28,9

99,3%


Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод о том, что с 2014 года доходы государственного бюджета стали сокращаться, и в 2016 году разница между рассматриваемыми показателями составила 1037,4 млрд. руб., а расходная часть бюджета государства в анализируемый период увеличилась, и разница между расходами государственного бюджета в 2014 и в 2016 году составляет 1595,2 млрд. руб. Доходы федерального бюджета уменьшились в 2015 году по сравнению с 2014 годом, также наблюдается их уменьшение и в 2016 по сравнению с 2015, что говорит о нестабильной экономической ситуации в стране.

Удельный вес нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в 2014 г. практически одинаковый, а в 2015 и 2016 гг. доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете резко уменьшилась, что связано с падением цен на нефть в этих годах [53].

Уменьшение общей величины доходов связано со снижением показателя нефтегазовые доходы на 17,59 % в 2016 г. Даже при росте ненефтегазовых доходов на 10,66 % недостаток нефтегазовых доходов не покрыт, что свидетельствует о зависимости России от экспорта нефти и газа в данном периоде.

Размер ненефтегазовых доходов в целом увеличился благодаря росту доходов, связанных с внутренним производством на 8,79 % и росту прочих доходов на 20,59 %. Увеличение данных статей способствовало увеличению ненефтегазовых доходов в целом[21].

Налоговая политика Российской федерации отвечает за формирование налоговой системы страны и своевременной и полной уплаты налогов, и регулируется Налоговым кодексом РФ[22]. От эффективности налоговой политики зависит благосостояние казны государства, и, следовательно, уровень её экономики.

Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2014–2016 годах представлена в следующей таблице 2.

Таблица 2

Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2014-2016гг.[23]

Показатели

2014 год, млрд.руб.

Уд.вес, %

2015 год, млрд.руб.

Уд.вес, %

2016 год, млрд.руб.

Уд.вес, %

Налоговые доходы

7921,22

100

8590,55

100

8734,2

100,00

Налоги на прибыль, доходы

420,51

5,31

491,38

5,72

491,02

5,62

НДС на товары (работы, услуги)

3931,66

49,63

4233,6

49,28

4570,97

52,33

Акцизы

592,38

7,48

581,86

6,77

694,23

7,95

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2884,62

36,42

3181,15

37,03

2882,96

33,01

Государственная пошлина

90,86

1,15

101,74

1,18

94,21

1,08

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

1,19

0,02

0,85

0,01

0,81

0,01


Источник: данные Федерального Казначейства

Согласно данным таблицы 2, основную долю налоговых доходов федерального бюджета в 2014-2016гг. составили НДС (49,63% в 2014 году, 49,28% в 2015 году, 52,33% в 2016 году) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (36,42% в 2014 году, 37,03% в 2015 году, 33,01% в 2016 году) [53].

Рост поступлений по налогу на добавленную стоимость в основном обусловлен увеличением налоговой базы налога за счет улучшения социально-экономических показателей развития экономики РФ, в том числе в нефтегазовой отрасли, в оптовой и розничной торговле и транспорте и снижением возмещения налога[24]. Одним из основных преимуществ НДС является то, что он представляет собой стабильный и регулярный источник доходов государственного бюджета. По сравнению с остальными косвенными налогами НДС позволяет государству получать в бюджет часть доходов на каждой стадии производства и распределения. Увеличение поступления НДС в федеральный бюджет налоговая служба объясняет изменениями в налоговом администрировании, в частности изменения декларации по НДС, формы ее подачи и введением новых технологий, таких как АСК НДС-2.

НДС в отличие от НДПИ и налога на прибыль в меньшей степени подвержен влиянию мировых цен на сырье и энергоносители, поэтому он имеет важное фискальное значение особенно в период сложных экономических явлений [25, с.34].

Поступление налога на прибыль организаций в 2016 г. составило всего 5,62% от уровня налоговых доходов.

Налог на прибыль организаций помимо фискальной функции выполняет важнейшую регулирующую и индикативную функции, то есть по объемам поступлений налога на прибыль можно судить о положении отечественного бизнеса[25].

В 2015 году наблюдается снижение акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию на 17,58 млрд.руб. Это связано с тем, что с 2012 года производство алкогольной продукции, в том числе пива, в РФ неизменно снижалось, однако «алкогольные» доходы бюджета все эти годы росли, поскольку сокращение объемов компенсировалось увеличением ставки акциза.

Ставка акциза на алкоголь в России заморожена до 2017 года, что ведет к сокращению доходов бюджета[26].

За 2016 год сумма поступлений налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами по отношению к сумме поступлений за 2015 год снизилась на 298,19 млрд. рублей и составила 2 892,96 млрд. рублей (за 2015 год – 3181,15 млрд. рублей). Основным источником доходов в данной группе налогов и сборов является налог на добычу нефти.