Файл: Услуги на рынке товаров в обеспечении коммерческой деятельности: виды, содержание, издержки в обращении товаров, получение прибыли (Содержание коммерческой деятельности в сфере услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующий параграф данной работы посвящается рассмотрению содержания коммерческой деятельности в сфере услуг.

1.2. Содержание коммерческой деятельности в сфере услуг

Сфера услуг – часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг.

Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %). Остальными частями экономики принято считать производство – промышленность и сельское хозяйство [7, c. 224].

Сфера услуг – сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу. В древние времена общественное оказание услуг было неразвито. Товарный обмен и торговля осуществлялись, в основном, в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда [2, c. 211].

По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.

В XXI веке особенное развитие и ценность приобретает интеллектуальный человеческий труд. Разделение интеллектуального труда создает огромное количество специальностей и профессий, требующих высокой научной подготовки, большое число рабочих мест, высокую степень интеграции совместных человеческих усилий, рост общественного благосостояния.

Данные тенденции напрямую относятся к сфере услуг и управления, что обусловливает ее ускоренный рост относительно более старых сфер деятельности человека. Для сферы услуг характерны более высокие прибыли, чем для промышленного, и тем более, сельскохозяйственного секторов экономики. Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП государств [5, c. 17].

В условиях рынка господствующими являются товарно-денежные отношения. Поэтому практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, т.е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги.


Коммерция как разновидность человеческой деятельности у большинства из нас ассоциируется с торговлей. Это совершенно естественно, так как происходит данный термин от латинского «commercium» (торговля). Однако такое толкование коммерции как термин является слишком узким и явно недостаточным для выяснения понятия и сущности коммерческой деятельности [14, c. 28].

Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров и оказания услуг [9, c. 211].

Толкование термина «коммерческий» имеет, прежде всего, практическое значение, так как организация работы коммерческих служб предполагает учет множества специфических особенностей, начиная с экономических основ и заканчивая структурой документооборота. Особым образом производится профессиональная подготовка коммерческих работников. Помимо традиционных знаний в области экономики и управления, коммерсант должен обладать рядом специфических навыков в области делового общения и переговоров, уметь принимать нестандартные решения по выявлению высокорентабельных сфер приложения труда.

Профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики предприятия. Коммерсант должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей [18, c. 22].

Объектами профессиональной деятельности коммерсанта являются материальные товары и нематериальные блага и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере обращения.


Для науки является весьма важным правильное определение сущности коммерческой деятельности. Множество проблем, связанных с изучением экономических закономерностей в сфере производства и товарного обращения, еще только ожидают своего решения. Среди них актуальными являются:

  • система критериев и методы оценки результатов работы коммерческой службы предприятия;
  • система оплаты и экономического стимулирования труда работников коммерческих служб.

Коммерческую деятельность по праву считают одной из главенствующих основ устройства известной нам цивилизации. Она возникла как результат разделения труда в обществе. Коммерческая деятельность состоит в практической реализации широчайшего комплекса взаимосвязанных торгово-технологических решений, которые направлены на организацию и совершение купли-продажи различных групп товаров и оказание покупателям торговых и сопутствующих (дополнительных) услуг для извлечения прибыли [3, c. 31].

Основные принципы коммерческой деятельности таковы:

  • современная (что подразумевает качество во всех его проявлениях и доброжелательность) культура обслуживания клиентов-покупателей;
  • эффективность и оптимальность принимаемых коммерческих решений;
  • безусловное соблюдение положений действующего законодательства (как при осуществлении всех торговых операций, так и при оказании дополнительных и сопутствующих услуг);
  • обеспечение прибыльности торговой (предпринимательской) деятельности.

В последние годы во всем мире все большее развитие получает бизнес в сфере услуг. Из четырех основных групп отраслей легче всего организовать предприятие в сфере услуг. Работой по предоставлению услуг можно управлять прямо из дома или конторы. Примерами такого бизнеса являются телефонные справочные службы, услуги няни, переводчика. Подобные предприятия требуют незначительных (или вообще никаких) капиталовложений. Некоторые услуги, например гостиницы или спортивный бизнес, требуют гораздо больше инвестиций. Подобно торговле услуги насчитывают сотни разных типов – от мастерских по ремонту обуви до агентств по прокату автомобилей, от брачных консультантов до стоматологов [6, c. 9].

Услуги – это очень привлекательный бизнес для предпринимателей. В настоящее время именно в этой сфере идут активные инновационные процессы, которые сулят предпринимателям прибыли более высокие, чем в торговле. Особенно рентабельным и быстрорастущим является бизнес в сфере деловых услуг.


Часто предприниматель может в одиночку вести предприятие по предоставлению услуг; многие юристы, бухгалтеры, консультанты и программисты работают самостоятельно. Крупные предприятия представляют собой незначительную долю предприятий в этой сфере. Он преобладает в средствах массовой информации, таких как журналы, газеты, телевидение и радио [5, c. 173].

Бизнес в сфере услуг особенно сильно зависит от конъюнктурных факторов, политических факторов. Многие виды услуг в современной рыночной экономике выживают благодаря государственной поддержке и работе в кооперации с крупным производственным бизнесом (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Сильные и слабые стороны коммерческой деятельности в сфере услуг

Сильные стороны коммерческой деятельности в сфере услуг

Слабые стороны коммерческой деятельности в сфере услуг

Способность быстро аккумулировать ресурсы; гибкость и мобильность.

Значительное государственное регулирование

Относительная простота деловых операций.

Зависимость от качества персонала

Высокий уровень рентабельности, особенно в сфере современных деловых услуг

 Сильно зависит от конъюнктурных и политических факторов, особенно в сфере современных деловых услуг

Коммерческая деятельность в сфере услуг представляет собой те действия, благодаря которым услуги фирм доходят до клиентов [11, c. 92].

С точки зрения практических действий фирмы коммерция услуг – это процесс, призывающий помочь другим оценить ваши услуги, оценить их качество, быстроту выполнения и в указанный срок. Главной целью и направлением коммерции услуг является желание помочь клиенту по достоинству оценить фирму (организацию) и её услуги.

Коммерция услуг сильно усложняется тем, что продаёт клиенту зачастую нечто, не имеющее конкретной материальной формы; продаёт обещание сделать что-то, имеющее ценность для клиента.

Важным элементом коммерции услуг является создание благоприятных условий для оказания услуг. При этом необходимо субъекту коммерческой деятельности всегда помнить, что услуги связаны с конкретным человеком и видом его деятельности [12, c. 114].

Необходимое условие коммерции услуг – это эффективная и психологически правильно организованная реклама той или иной услуги. Коммерческая деятельность в сфере услуг должна исходить из несохраняемости и неспособности услуг к хранению.


Сиюминутность является важной отличительной чертой услуг. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей перепродажи: непроданные билеты, незаселённые комнаты в гостинице, пустые салоны парикмахерских, бань.

Если спрос на услуги становится больше предложения, то это нельзя быстро исправить, как в торговле, промышленности (например, число желающих поселиться в гостинице превышает число мест). По аналогии, если предложение услуг превышает спрос, то происходит снижение прибыли. Как правило, спрос на услуги меняется в зависимости от времени года, от дней недели.

Для того, чтобы сгладить сезонные колебания спроса и предложения на услуги, субъект коммерческой деятельности может принять решение по установлению дифференцированных цен, скидок со стоимости услуг, организации предварительных заказов, введению в периода пикового спроса дополнительных услуг, обучению персонала совмещению функций и т.п.

Указанные отличительные характеристики, особенности услуг делают коммерческое управление в сфере услуг более трудным делом, чем в торговле и промышленности с точки зрения обеспечения эффективности [23, c. 105].

Приведём перечень основных функций коммерческой работы в сфере услуг [16, c. 102]:

  1. изучение спроса на рынке услуг и его прогнозирование;
  2. знание конкурентов;
  3. широкое использование рекламы для информирования и пропаганды услуг;
  4. расширение сферы услуг, сервиса;
  5. определение эффективной ценовой политики;
  6. разработка на предприятиях сервиса бизнес-планов развития.

Проведя анализ сущности и содержания коммерческой деятельности с сфере услуг можно сделать вывод о том, что коммерческая деятельность в сфере услуг представляет собой действия фирмы, благодаря которым услуги доходят до клиента, а также что особенностью услуг является их несохраняемость и сиюминутность.

Глава 2. Оценка уровня коммерческой работы по предоставлению услуг ООО «СТАНДАРТ»

2.1. Характеристика организации и её организационная структура