Файл: Услуги на рынке товаров в обеспечении коммерческой деятельности: виды, содержание, издержки в обращении товаров, получение прибыли (Содержание коммерческой деятельности в сфере услуг).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Коммерческая деятельность сферы услуг
1.1. Услуга как объект коммерческой деятельности и её особенности
1.2. Содержание коммерческой деятельности в сфере услуг
Глава 2. Оценка уровня коммерческой работы по предоставлению услуг ООО «СТАНДАРТ»
2.1. Характеристика организации и её организационная структура
№ п/п |
Вид услуг |
Доля, % |
1 |
2 |
3 |
1 |
Чистка стульев |
8 |
2 |
Чистка жалюзи |
7 |
3 |
Уборка помещений |
57 |
4 |
Мойка стекла |
28 |
Рис. 2.6. Структура услуг ООО «Стандарт», предоставляемых предприятиям сетей общественного питания, %
Анализ показал, что на первом месте по объёму заказов предприятиями сетей общественного питания находится уборка помещений – 57%, далее идёт мойка стекла – 28%, на третьем месте находится чистка стульев (8%) и завершает список мойка жалюзи – 7%.
Структура предоставляемых услуг магазинам бытовой техники представлена в табл. 2.5 и на рис. 2.7.
Таблица 2.5
Структура услуг ООО «Стандарт», предоставляемых магазинам бытовой техники за 2080 г.
№ п/п |
Вид услуг |
Доля, % |
1 |
2 |
3 |
1 |
Чистка стульев |
7 |
2 |
Чистка жалюзи |
11 |
3 |
Уборка помещений |
61 |
4 |
Мойка фасада |
5 |
5 |
Мойка стекла |
16 |
Рис. 2.7. Структура услуг ООО «Стандарт», предоставляемых магазинам бытовой техники, %
Анализ показал, что магазина бытовой техники в наибольшем объёме заинтересованы в уборке помещений (61%) и мойке стёкол (16%), на третьём месте стоит чистка жалюзи с результатом в 11%, незначительные доли имеют такие виды услуг как чистка стульев (7%) и мойка фасада (5%).
Структура предоставляемых услуг банкам представлена в табл. 2.6 и на рис. 2.8.
Таблица 2.6
Структура услуг ООО «Стандарт», предоставляемых банкам за 2018 г.
№ п/п |
Вид услуг |
Доля, % |
1 |
2 |
3 |
1 |
Чистка коврового покрытия, паласов, ковров |
14 |
2 |
Чистка мягкой мебели |
12 |
3 |
Чистка стульев |
5 |
4 |
Чистка жалюзи |
2 |
5 |
Уборка помещений |
49 |
6 |
Мойка фасада |
8 |
7 |
Мойка стекла |
7 |
8 |
Уличные работы |
3 |
Рис. 2.8. Структура услуг ООО «Стандарт», предоставляемых банкам, %
Анализ показал, что примерно половина объёма услуг, приобретаемых банками приходится на уборку помещений – 49%, значительный удельный вес имеют также чистка коврового покрытия, паласов, ковров (14%) и чистка мягкой мебели (12%), что обусловлено довольно комфортным интерьером данных организаций. Далее расположились мойка фасада (8%), стекла (%) и чистка стульев (5%). Доли остальных видов услуг незначительны.
Структура предоставляемых услуг организациям других видов деятельности представлена в табл. 2.7 и на рис. 2.9.
Таблица 2.7
Структура услуг ООО «Стандарт», предоставляемых организациям других видов деятельности за 2018 г.
№ п/п |
Вид услуг |
Доля, % |
1 |
2 |
3 |
1 |
Чистка коврового покрытия, паласов, ковров |
11 |
2 |
Чистка мягкой мебели |
13 |
3 |
Чистка стульев |
9 |
4 |
Чистка жалюзи |
8 |
5 |
Уборка помещений |
42 |
6 |
Размывка пола |
3 |
7 |
Мойка фасада |
5 |
8 |
Мойка стекла |
7 |
9 |
Уличные работы |
2 |
Рис. 2.9. Структура услуг ООО «Стандарт», предоставляемых организациям других видов деятельности, %
Анализ показал, что организации других видов деятельности в основном заказывают уборку помещений – 42% в общем объёме услуг, далее идут чистка мягкой мебели (13%) и чистка коврового покрытия, паласов, ковров (11%). Чистка стульев (9%), жалюзи (8%) и мойка стекла (7%) занимают следующие три позиции. Доля остальных видов приобретаемых услуг составляет 5 и менее процентов.
Довольно важным аспектом оценки коммерческой деятельности исследуемой организации является её закупочная деятельность. В отношении клининговой фирмы данная деятельность оценивается по двум основным аспектам: покупка техники и покупка бытовой химии.
Постоянными поставщиками специализированной техники являются формы «Kаrcher» и «Numatik». Временные поставщики техники представлены рядом организаций, таких как ООО «Зодиак», Fimap, COMAC, HAKO, Nilfisk, IPC, Lavor PRO, Columbus, Delvir, Cleanfix, Taski, Tennant. Основными поставщиками бытовой химии являются завод «Сатурн» и компания «Тримекс». Представим динамику структуры поставщиков за 2017-2018 гг. (табл. 2.8).
Таблица 2.8
Динамика структуры поставщиков ООО «Стандарт» за 2009-2010 г.
№ п/п |
Поставщики |
Доля в объёме закупок, % |
Отклонение, % |
|
2017 |
2018 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Специализированной техники |
||||
1 |
Керхёр |
22,5 |
20,5 |
2 |
2 |
Тримекс |
16 |
17 |
1 |
3 |
Временные поставщики |
11,5 |
7,5 |
-4 |
4 |
Сатурн |
29,5 |
33,5 |
4 |
5 |
Тримекс |
20,5 |
16,5 |
-4 |
Продвижение ассортимента услуг, предоставляемых компанией «Стандарт» происходит путём использования различных рекламных средств, в число которых входят:
- теле- и радиореклама;
- Интернет-рассылка коммерческих предложений;
- баннерная реклама (размещение рекламы организации на щитах);
- рассылка коммерческих предложений по почте.
Для анализа специфики спроса на услуги клининговых компаний автором работы было проведено маркетинговое исследование в виде телефонного опроса на основе составленной анкеты (прил.). Объём выборки составил 30 респондентов, которыми явились служащие различных организаций. Приведём результаты опроса (рис. 2.10-2.14).
1. Пользуетесь ли Вы услугами клининговых фирм?
Рис. 2.10. Наличие использования услуг клининговых фирм, %
Анализ показал, что большинство респондентов (90%) приобретает услуги клининговых компаний.
2. Как часто Вы пользуетесь данным видом услуг?
Рис. 2.11. Частота использования услуг клининговых фирм, %
Анализ показал, что более половины из них (60%) пользуются данным видом услуг довольно часто, что свидетельствует о спросе на данный вид услуг
3. Какое из качеств персонала клининговой фирмы для Вас наиболее важно?
Рис. 2.12. Приоритетность качеств персонала клининговых фирм, %
Анализ показал, что в персонале клининговых компаний одинаково важны оперативность персонала и качество выполненной работы, то есть сотрудники должны осуществлять услуги компании быстро и в установленный срок, а также действовать максимально эффективно.
4. Какие виды услуг Вы заказываете наиболее часто?
Рис. 2.13. Наиболее востребованные виды услуг клининговых фирм, %
Анализ показал, что основным видом приобретаемых услуг является, как и ожидалось, уборка помещений (60%), далее следует чистка мебели (20%), оставшиеся проценты поровну поделили мойка стекла и чистка ковров, коврового покрытия, паласов.
- Укажите, когда Вы больше пользуетесь услугами клининговых компаний?
Рис. 2.14. Сезонность использования услуг клининговых фирм, %
Анализ показал, что фактор сезонности непосредственно влияет на работу клининговых компаний, то есть больший объём услуг приобретается потребителями в более «грязные» времена года.
И в заключение данного раздела проведём анализ договорной работы компании «Стандарт». Следует отметить, что главным отличием договоров друг от друга является размер сметы и срок выполнения заказа, в остальном они идентичны. Специфической чертой договорной работы компании «Стандарт» является то, что она осуществляет коммерческую деятельность только в отношении юридических лиц.
Проанализируем содержание типового договора компании «Стандарт» по ряду критериев.
1. Дата заключения договора.
В договоре указывается точная дата его заключения.
2. Стороны.
В договоре чётко прописаны стороны:
- ООО «Стандарт» в лице директора Ануфриевой А.А., именуемое в дальнейшем «Подрядчик»;
- ОАО «ХХХ» в лице Генерального директора, именуемое в договоре «Заказчик».
3. Стоимость работ и порядок расчётов.
Определяется по смете, утвержденной Заказчиком, не облагается НДС. Работа проводится без внесения авансового платежа, сумма полностью переводится Заказчиком в течение 5 банковских дней с момента подписания акта приёма-сдачи работ и получения счёта. Предусмотрена возможность изменения стоимости работ по соглашению сторон, которая оформляется дополнительным соглашением.
4. Права и обязанности сторон.
Детально прописаны в договоре обязанности Подрядчика (п. 4.1) и Заказчика (п. 4.2), а также права Заказчика (4.3). В отношении данного пункта следует отметить, что стоит добавить такой подпункт, как права подрядчика в случае невыполнения заказчиком условий договора
5. Конфиденциальность.
Оговорено, что информация, которая предоставляется подрядчику по договору, не может быть предоставлена 3-м лицам без согласия Заказчика.
6. Ответственность сторон и условия расторжения договора.
Акцентируется внимание на том, что Подрядчик гарантирует Заказчику сохранность обрабатываемых поверхностей, несёт ответственность за ущерб, причинённый в ходе работ оборудованию Заказчика.
7. Порядок разрешения споров.
Споры могут быть разрешены как путём проведения переговоров, так и с участием арбитражного суда Новосибирской области.
Также договором предусмотрен ряд прочих условий, наличие данного пункта позволяет варьировать условия данного договора, то есть вносить в него любые изменения и дополнения, при условии, что они оформлены письменно и подписаны обеими сторонами
На основании проведённого анализа договорной работы можно сделать вывод о том, что стандартный договор ООО «Стандарт» составлен грамотно в юридическом плане и отвечает всем требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
Следующим шагом является оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Стандарт» по ряду показателей.
В современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности. Вопросы эффективности коммерческой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям приобрели исключительно важное значение. В настоящее время коммерческие отношения присутствуют во многих отраслях хозяйствования. В широком смысле слова коммерцию можно рассматривать как предпринимательство, направленное на получение прибыли. Однако более глубокий смысл имеет коммерция в сфере торгового предпринимательства. Именно в этой сфере коммерция наиболее тесно взаимосвязана с маркетингом. Известно, что современная концепция маркетинга ориентирована в основном на развитие производства и реализацию товаров и услуг в соответствии с требованиями рынка, так как более всего коммерческих операций совершается именно в сфере реализации товаров и услуг.
Отразим в таблице основные финансовые показатели ООО «Стандарт» (табл. 2.9).
Таблица 2.9
Динамика основных экономических показателей эффективности коммерческой деятельности ООО «Стандарт» за 2017-2018 гг.
№ п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
2017 |
2018 |
Отклонение |
|
абсолютное |
в % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Товарооборот |
тыс. руб. |
3597,5 |
5039,3 |
1441,8 |
40,1 |
2 |
Себестоимость реализации, (в том числе издержки обращения) |
тыс. руб. |
3198,9 |
4237,7 |
1038,9 |
32,5 |
4 |
Уровень издержек обращения. |
% |
88,9 |
84,1 |
-4,8 |
|
5 |
Прибыль от реализации |
тыс. руб. |
398,6 |
801,7 |
403,1 |
101,1 |
6 |
Рентабельность продаж |
% |
11,1 |
15,9 |
4,8 |