Файл: «Органы нотариального сообщества: федеральная нотариальная палата, нотариальная палата субъектов РФ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суть нотариальных действий заключается в даче показаний, удостоверяющих неоспоримые юридические факты в особом процессуальном порядке. Нотариальные действия направлены не только на обеспечение соблюдения государственных, общественных и частных интересов, но и на оказание помощи физическим и юридическим лицам в реализации их прав, защите их законных интересов и выяснении последствий предпринятых действий.

Итак, нотариат – это полисемичный термин, который необходимо понимать, во-первых, как систему специальных органов и должностных лиц, во-вторых – как совокупность нотариальных действий, совершаемых указанными органами. Сущность нотариальных действий заключается в свидетельствовании, удостоверении в специальном процессуальном порядке бесспорных юридических фактов

Можно отнести нотариат к органам бесспорной гражданской юрисдикции. Нотариат как система органов и должностных лиц охватывает: государственных нотариусов; нотариусов, занимающихся частной практикой; помощников нотариусов и лиц, замещающих нотариусов; уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления; уполномоченных должностных лиц консульских учреждений.

1.2 Эволюция организационно-правового регулирования нотариата

Представляя не только юридическое лицо, но и важный правовой институт, призванный защищать права и законные интересы отдельных лиц, общества и государства, нотариат возник благодаря объективному историческому процессу и проходит основные этапы своего формирования в тесном сотрудничестве с экономическим развитием страны, соответствующими государственными институтами и судебными органами. В то же время, с каждым этапом развития государства, возрастает значение нотариальной деятельности не только в обеспечении стабильности гражданского оборота, но и в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.[12].

Необходимо признать, что в истории развития института государства и права России нотариат как одна из важнейших составных частей правовой системы государства занимает особое место[13]. Эволюция организационно-правового регулирования российского нотариата условно позволяет выделить несколько стадий. Первая, «протонаториальная стадия», характеризуется возникновением квазинотариальных учреждений на Руси, причем вопрос об установлении точных хронологических рамок появления этих учреждений до сих пор является дискуссионным. По мнению ряда отечественных авторов (например М.Ф. Владимирского, Н.И. Комарова, Е. Скрипилева и др.), периодом возникновения российского нотариата можно считать время правления Ивана III, то есть конец XV века.


В качестве обоснования такой точки зрения исследователи приводят нормы Псковской судной грамоты 1467 года, упоминающие об использовании в гражданском обороте письменных документов[14]. Так, согласно данным исторических источников, новгородские посадники и тысяцкие в практике документирования договорных, духовных, жалованных и других новгородских грамот использовали собственные печати. Кроме того, существовавшая в Новгороде и Пскове практика совершения завещания требовала обязательных подписей «послуха» (свидетеля) и дьяка, писавшего завещание. Приведенные факты свидетельствует о закреплении регистрационно-нотариального характера действий должностных лиц[15]. Большинство же современных авторов временем зарождения нотариата в России определяют конец XV – начало XVI столетия.

Развитие договорных отношений, усложнение порядка заключения договоров нашли свое отражение в положениях Судебника Ивана III (1497 год) и Ивана IV (1550 год), содержащих сведения о существовании специальных лиц, составляющих и оформляющих сделки. В числе таковых судебник 1550 года определяет пятенщика, целовальника и дьяка. Такой состав лиц требовался не всегда, а лишь при заключении сделки о приобретении лошади: пятенщик был призван «пятнить» (то есть клеймить животное), а целовальникам и дьякам надлежало записать в специальных книгах образцы такого клеймения.

XVI век стал периодом формирования организационной основы нотариата - особой группы составителей письменных актов, упомянутых в исторических источниках, таких как: писчики, площадные писчики, площадные дьячки и др. Самые ранние упоминания о существовании такого рода подьячих были записаны в суде в 1546 году. Новое поместье представляло собой корпорацию профессиональных писцов, занимающихся оформлением гражданских сделок в интересах тех, кто подал документы на подготовку документов. Не состоя на государственной службе, площадные подьячие жалования не получали, а вознаграждением за их работу становилась оплата обращавшихся к ним лиц (так называемая «писчее» или «магарыч»).

Становление и развитие института площадных подьячих происходило под номинальным контролем государства, а формирование первых нотариальных органов и процедура совершения нотариальных действий определялись в отдельных указах царя. Организационной формой названного института стали артели со взаимной круговой порукой, контролируемые старостами.


Со второй половины XVI века в Московском государстве особое место в «нотариальной» системе страны стали занимать подьячие Ивановской площади. Пройдя строгий отбор в число этих подьячих (челобитная на имя царя и поручительное письмо от выборного старосты рассматривались на высшем уровне), претендент начинал осуществлять свою деятельность под общим надзором специального органа и непосредственным контролем выборного старосты. В качестве главной цели надзора за лицами, удостоверяющими акты, было определено пресечение фактов подлогов и недоимок пошлин[16].

Наряду с артелью подьячих Ивановской площади в Москве в указанный период существовали и другие «большие и мелкие площади». Основным критерием, отличающим эти объединения, являлась широта полномочий: одни площадные организации (например, Ивановская площадь) обладали правом совершения актов по всем возможным сделкам, а другие (например, площадь при Посольском приказе) обладали правом оформления весьма ограниченного круга сделок[17].

По мнению ряда современных исследователей, сословие площадных подьячих представляет собой квазинотариальное учреждение, «зародыш того органа публичной деятельности», превратившийся впоследствии в форму нотариата[18]. При этом, как отмечают ученые, в названном процессе ведущая роль принадлежала православной церкви. Именно в ее ведении находились практически все семейные дела, в том числе вопросы наследования, опеки, утверждения духовных грамот и пр. Церковь имела соответствующий аппарат, в который входили владычные и тысяцкие наместники, а при епископе находились священники и дьяконы, в обязанности которых включалось делопроизводство, хранение книг и грамот.

Рассматривая вопрос о причинах возникновения квазинотариальных учреждений в эпоху русского средневековья, ученые сходятся во мнении о том, что низкий уровень грамотности и повышение спроса на юридические услуги предопределили возникновение зачаточных нотариальных функций, сосредоточенных в руках дьяков и подьячих как наиболее образованных людей[19].

Второй период эволюции российского нотариата ограничен хронологическими рамками 1649-1866 годов. Начальная дата этого периода связана с принятием Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 года внесло принципиальные изменения в общий ход развития истории российского нотариата. Согласно нормам этого документа заключение сделок подвергалось особому регламентированию: теперь сделки могли быть совершены только при участии площадных подьячих с последующим составлением ими справки, регистрации на ее основании в поместном приказе и «прикладыванием» государственной печати в Печатном приказе. «На дому» возможно было составление лишь нескольких видов договоров: духовные завещания, о займе денег и хлеба, а также «сговорные свадебные записи».


Соборное уложение не предусматривало создание специального нотариального органа. Вместе с тем оно закрепляло разделение функций органов, совершающих сделку, и органов, ее регистрирующих.

Второй этап эволюции российского нотариата включал трансформации конца 17 века. В это время Петр I принял ряд мер по установлению строгих форм действий, закрепляющих различные сделки. Таким образом, указ от 9 декабря 1699 г. предусматривал, что процедура составления документов, сопровождающих заключение сделки, не может быть начата без предварительного уведомления секретарей суда. Особым условием было присутствие свидетелей при оформлении договора.

Последующие указы царя (1701, 1705) были свидетелями попытки правительства дополнительно регулировать учет крепостных или крепостных деяний, то есть любых операций, совершаемых в книге крепостного права, аналога современного нотариального удостоверения или регистрации права собственности в Российском царстве и Российской империи. до 1866 года. Законодательно крепостные акты были изданы в Кодексе Совета 1649 года. В начале XVIII века все акты сделок с недвижимостью в России были разделены на несколько типов, отличающихся особыми правилами учета и ввода заказов[20].

Наряду с наметившимся процессом формализации документооборота в нотариальной деятельности, по инициативе Петра Великого была начата работа по национализации порядка совершения «крепостных» и других актов. Уже в 1699 году полномочия ареальных клерков были переданы местному ордену столицы. Однако почти сразу стало очевидно, что упразднение института клерков ареала было преждевременной мерой: низкий уровень профессионализма писцов писцов породил волокиту, несоответствие в записи и проектировании крепостей с установленными правилами, взяточничество и т. д. », был восстановлен и регламентирован указом короля 1701 г.« Об обряде совершения всевозможных крепостных деяний. В том же указе полномочия крепостных были переданы Оружейной палате, несколько лет спустя, в 1706 году, в мэрию Москвы, а с 1719 года Юститский колледж с подчиненным ему Укрепленным офисом.

С 1720 года, то есть со времени утверждения Общего регламента, термин «нотариус» появился в российском законодательстве. В Положении 1720 года нотариус выступает не в современном смысле, а скорее как офисный клерк. Термин имел латинское происхождение, что объяснялось использованием западноевропейских традиций в качестве модели реформированной российской административной системы.


Спустя несколько лет (в 1724 г.) нотариусы приобрели некоторые функции, непосредственно связанные с областью нотариальной деятельности. Создав институт «государственного нотариуса», власти передали ему право заключать письменные контракты между торговцами и шкиперами при отправке судов за пределы государства.

Последующее развитие российских нотариатов в течение условно обозначенного второго периода характеризуется расширением полномочий нотариата в регулировании правовых отношений, связанных с правом векселя: согласно нормам устава векселя 1729 года, нотариат протестует против неоплаты счетов и заверяет исправления в своих текстах.

Во время правления Екатерины II Юстиц-коллегия была ликвидирована, а «нотариальное делопроизводство» было передано в окружные суды и палаты гражданских судов. Именно на тот период приходится создание «крепостных контор», состоящих из «крепостных писцов и надзирателей».

Исполнение акта, составленного писцами-крепостными, включало несколько обязательных этапов: внесение акта в так называемую «книгу отчетов», пересмотр условий сделки (или письменного завещания) в присутствии суда и соответствие его исполнения требования, предъявляющие специальное постановление судьи «Исполнить закон» и передать акт надзирателю. Последним этапом регистрации акта стало буквальное копирование руководителем текста акта в «Земельной книге».

В конце 18-го века документальное сопровождение торговых сделок и посредничество было передано в руки частных брокеров и нотариусов, которых пятьдесят лет спустя (в 1831 году) сменил Александр I со специальными нотариусами и брокерами.

Свод законов Российской империи, составленный в годы царствования Николая I, закрепил положения, согласно которым «крепостная процедура» регистрации актов была обязательной только для сделок по отчуждению недвижимого имущества и крепостных. Акты, касающиеся других вопросов, могут быть засвидетельствованы государственными нотариусами или нотариусами и брокерами.

В целом, характеризуя второй этап в истории становления и развития русских нотариусов, следует отметить, что в период с 1649 по 1866 год происходило бессистемное образование ранних нотариальных учреждений, созданных для регулирования различных правовых отношений и осуществлявших их деятельность находится под фактическим контролем государства.

14 апреля 1866 г. Император Александр II утвердил Временное положение о нотариальной части (далее - Положение). Этот документ ознаменовал начало нового периода в истории становления нотариусов в России, характеризующегося наличием единого акта и введением нотариальных институтов. Положения нормативных актов устанавливают особый статус нотариусов: нотариусы, утвержденные при исполнении служебных обязанностей (в столицах, провинциальных и районных городах и, при необходимости, в округах), являются государственными служащими с присвоенным им восьмым званием. Однако признание в Регламенте нотариусов так называемыми «свободными профессионалами», работающими на коммерческой основе, лишило их права на получение заработной платы и пенсий от государства.