Файл: «Органы нотариального сообщества: федеральная нотариальная палата, нотариальная палата субъектов РФ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В статье 65 Положения четко определены полномочия нотариусов: совершение актов; выдача выписок из сборочных книг и копий актов; заверение актов, протестов и т.д .; прием документов от физических лиц на хранение. Нотариусам было предоставлено право совершать любые действия, за исключением «актов государственного, официального и земельного контроля, а также свидетельских документов».

Нотариус выполнял свои обязанности только в пределах одного нотариального округа, заверяя нотариальные документы печатью с изображением провинциального герба (что означало удостоверение не от имени государства в целом, а от провинции, в которой находился нотариус). вне деятельности).

Документ, принятый 14 апреля 1866 года, предусматривал должности нотариусов и старших нотариусов, в правовом статусе которых имелись существенные различия.

Старшие нотариусы находились на государственной службе и могли иметь помощников по статусу, равному секретарям районных судов. Существование нотариальной иерархии предполагает разграничение компетенций. Таким образом, «крепость» (то есть право собственности и другие реальные права на недвижимое имущество) ограничивала сферу действия старших нотариусов, тогда как остальные нотариальные действия были предписаны исполнять младшими нотариусами.

Помимо организационных вопросов деятельности нотариусов в Российской империи в Положении также установлены правила удостоверения личности нотариуса: обязательное присутствие двух свидетелей при совершении нотариальных действий и трех свидетелей - при составлении счетов-фактур на недвижимость[21].

В дореволюционной России институт нотариусов, помимо указанных выше категорий, включал особую группу нотариусов, деятельность которых регулировалась Торговым уставом, – биржевых. Обязанностью последних было удостоверение и совершение актов, заключаемых с участием иностранных подданных; опротестование заемных писем и векселей; перевод текстов верительных писем и других документов, созданных на иностранном языке или с частичным использованием такового; регистрация жалоб, подаваемых шкиперами на пребывающих в России иностранных купцов; хранение вверенных денег. Личная печать биржевого нотариуса содержала обязательное указание места работы (например, Санкт-Петербургская. Московская, Одесская, Архангельская биржи и др.), а также имя нотариуса на трех языках: английском, немецком и французском[22].


Временное положение о нотариальной части 1866 года в эволюции российского нотариата играет особую роль как документ, закрепляющий основы функционирования единого универсального института нотариата. Однако введение в действие норм Положения не решило всех проблем, связанных с организацией публичной деятельности независимых нотариусов. В связи с этим видный цивилист начала ХХ века профессор В.И. Синайский отмечал «ненадлежащее устройство нотариата»: отсутствие корпоративных начал, жесткий контроль суда над нотариусами, необоснованная иерархия старших и младших нотариусов, приоритет «специального знания» над необходимым общим правовым образованием[23].

Октябрьская революция 1917 года и связанные с ней коренные преобразования в государстве фактически завершили третий этап в истории становления российского нотариата и положили начало четвертому. 24 ноября 1917 года был принят Декрет № 1 о суде, который упразднил существовавшие в стране государственные органы власти, в том числе суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры как составной части этой системы. Несколько позднее, 23 марта 1918 года, вышел специальный документ, посвященный вопросу упразднения нотариата. Постановление Совета Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии в связи с потерей актуальности выполнения ранее предписанных функций нотариата официально ликвидировало этот институт.

В Советском государстве нотариат практически создавался заново. Постановлением ЦИК СССР от 14 мая 1926 года «Об общих принципах организации государственного нотариата»[24] он вводился в подчинение судебных органов союзных республик.

Кампания «упрощения и улучшения» деятельности органов юстиции, начавшаяся в 1920-е годы, привела к сокращению сферы деятельности нотариата: в связи с общим сокращением гражданского оборота был отменен ряд нотариальных удостоверений. Итогом кампании стало резкое сокращение числа нотариальных контор в стране: по состоянию на 1 января 1924 года их было 414, в 1937 году в СССР оставалось всего лишь 122 конторы[25].

В 30-е годы ХХ века в СССР была предпринята попытка изменить организационные основы деятельности нотариусов с целью повышения уровня эффективности руководства ими. Постановление Президиума Верховного Суда РСФСР от 08 июля 1936 года возложило оперативное руководство нотариатом на председателя Гражданской коллегии ВС РСФСР. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1936 года из ведения рай/горсоветов изымались все нотариальные действия и передавались нотариальным конторам и нотариальным столам при народных судах, причем аналогичные положения были приняты в других союзных республиках.


Нотариат в советский период истории России представлял собой часть государственного аппарата, которому отводилась техническая функция свидетельствования документов, связанных с гражданским оборотом и гражданско-правовыми отношениями. Процесс «вымирания» нотариата в этот период представлял собой закономерный процесс, в основе которого было отсутствие частной собственности граждан СССР и, как следствие, снижение гражданского оборота.

Современный этап эволюции российского нотариата начался в 1993 году в связи с радикальными изменениями, произошедшими в политической и экономической сферах постсоветского общества. Развитие рыночных отношений в России в начале 90-х годов ХХ века предопределило реформирование института нотариата. Законодательной базой реформы стали принятые в 1993 году Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Названный документ установил современную систему организации нотариата: деятельность региональных нотариальных палат в субъектах Российской Федерации, а также Федеральную нотариальную палату.

Итак, в данном параграфе мы проследили эволюцию развития нотариата в Российской Федерации. Следует отметить, что с конца ХХ века наблюдается постепенная интеграция российского нотариата в мировое нотариальное сообщество. Федеральная нотариальная палата Российской Федерации была принята в качестве полноправного члена в Международный союз латинского нотариата (The International Union of Notaries), включающий нотариальные палаты семидесяти трех стран мира со всех пяти континентов.

ГЛАВА 2. ОРГАНЫ НОТАРИАЛЬНОГО
СООБЩЕСТВА

2.1 Федеральная нотариальная палата

Федеральная нотариальная палата является высшим уровнем нотариальной системы, которая представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов Российской Федерации на основе их обязательного членства. Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления.

Полномочия Федеральной нотариальной палаты: координирует деятельность нотариальных палат; представляет интересы нотариальных палат в органах власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях; защищает социальные и профессиональные права нотариусов частной практики; участвует в экспертизе проектов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организует страхование нотариальных действий; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.


Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат. Палата избирается тайным голосованием на заседании представителей нотариальной палаты, правления и президента Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, Президента регулируются уставом Федеральной нотариальной палаты.

Членами Федеральной нотариальной палаты являются нотариальные палаты 84 субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 29 Основ и пункт 3 статьи 123.16-3 Гражданского кодекса Российской Федерации). Для участия в заседании представителей нотариальных палат, высшего органа Федеральной нотариальной палаты каждая нотариальная палата направляет представителя, число голосов которого равно числу нотариусов - членов соответствующей нотариальной палаты субъекта Российская Федерация (часть 3 статьи 31 Основ). Указанное правило участия в собрании представителей нотариальных палат вступило в силу 1 февраля 2014 года. Конституционный Суд Российской Федерации одновременно указал на то, что предоставление представителям нотариальных палат субъектов Российской Федерации при различном количестве голосов позволяет учитывать количество нотариусов в каждом из них и не может рассматриваться как убывающее и дискриминирующее по отношению к тем нотариальным камерам, которые содержат небольшое количество нотариусов. Такое наделение голосами является одним из возможных способов достижения баланса интересов, при котором участники также могут оставаться неудовлетворенными результатами голосования.

Высшими органами Федеральной нотариальной палаты и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации являются собрание представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации и общее собрание членов палаты соответственно.

Полномочия этих встреч включают в себя наиболее важные вопросы нотариального сообщества, в том числе финансовую поддержку. Именно в Федеральной нотариальной палате нотариальные палаты субъектов Российской Федерации избирают президента, правление и ревизионную комиссию соответствующих палат. Создание других органов возможно только в том случае, если это предусмотрено уставом нотариальной палаты. Компетенция органов нотариальной палаты определяется гражданским законодательством, Основами и уставом нотариальной палаты (часть 2 статьи 26 и часть 2 статьи 31 Принципов).

Федеральная нотариальная палата организует публично-правовую деятельность внебюджетного нотариуса России для защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. А именно:


• координирует деятельность нотариальных палат субъектов;

• представляет интересы нотариальных палат в государственных органах и других организациях;

• защищает социальные и профессиональные права нотариусов-практикующих;

• участвует в экспертизе законопроектов по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

• проводит обучение нотариусов, их помощников и стажеров;

• организует страхование нотариальных действий;

• представляет интересы нотариальных палат в международных организациях;

• осуществляет другие, в том числе контрольные, полномочия.

Полномочия Федеральной нотариальной палаты четко определены законодательством Российской Федерации и Уставом.

Следует отметить, что с 1 января 2016 года вступили в силу значительные изменения в Основах, касающихся уточнения статуса и полномочий органов Федеральной нотариальной палаты.

Таким образом, коллегия Федеральной нотариальной палаты является коллегиальным исполнительным органом, который вправе издавать акты, которые являются обязательными для нотариальных палат и нотариусов. Президент Федеральной нотариальной палаты является единоличным исполнительным органом палаты, осуществляющим текущее руководство ее деятельностью. Президент, кроме того, осуществляет такие полномочия Федеральной нотариальной палаты, как координация и контроль за деятельностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Президент осуществляет надзорные полномочия Палаты путем проведения плановых и внеплановых проверок деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации (часть 12, статья 31 Основ).

Ранее отсутствие правовых норм о взаимоотношении Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ, кроме обязательности членства нотариальных палат в Федеральной палате, являлось, как отмечено проф. О. В. Романовской, почвой для всевозможных конфликтов: некоторые региональные палаты приостанавливали свое членство в Федеральной нотариальной палате, отказывались перечислять взносы[26]. В настоящее время законодательно установлено, что Федеральная нотариальная палата не только координирует, но и контролирует деятельность нотариальных палат субъектов РФ, а также издает обязательные для исполнения ими правовые акты.

К основным полномочиям Федеральной нотариальной палаты и нотариальной палаты субъекта РФ можно отнести соответственно: представление интересов нотариальных палат в органах государственной власти и юридических лиц, представление и защиту интересов нотариусов, оказание им помощи в развитии частной нотариальной деятельности; обеспечение и повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организацию страхования нотариальной деятельности; формирование фонда поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях (Федеральная нотариальная палата). Исходя из положений статей 25, 30 и других Основ, можно сделать вывод о том, что полномочия нотариальных палат в Российской Федерации связаны с публичным и профессиональным характером их деятельности.