Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и /или мировом рынках.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности
1.2 Стратегическое управление конкурентоспособностью
1.3 Стратегический анализ, как важное условие формирования конкурентных преимуществ
ГЛАВА 2 Анализ конкурентных преимуществ предприятия малого бизнеса на примере ИП Соколова
2.1 Характеристика деятельности ИП Соколова
2.2 Стратегический анализ предприятия
2.3 Резервы усиления конкурентных преимуществ в организации по результатам стратегического анализа
1.2 Стратегическое управление конкурентоспособностью
Управление конкурентоспособностью – выполнение перечисленных функций на подсистемах коммерческой деятельности. Сопоставляя подходы различных авторов к определению содержательной стороны стратегического управления, можно констатировать, что в основном ученые придерживаются принципов И. Ансоффа и Г. Минцберга:
1) управление стратегическими возможностями, включающее анализ и выбор стратегической позиции, или «запланированная стратегия»;
2) оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее фирмам реагировать на неожиданные изменения, или «реализуемая стратегия».
Последовательность формирования стратегического поведения можно свести к следующим четырем этапам:
1). Анализ (оценка внешнего и внутреннего окружения, определение миссии. формулировка целей).
2). Планирование (планирование стратегии, постановка задач).
3). Реализация (разработка планов, проведение структурных изменений).
4). Контроль (формирование бюджетов, оперативное управление, оценка и контроль).
Представим основные вопросы, решаемые на каждом из этапов, а также ключевые результаты, которые необходимо получить в качестве исходных данных для последующих действий (табл. 3).
Таблица 3 Последовательность формирования стратегического поведения: от разработки до реализации
Этап |
Основной решаемый вопрос |
Результат |
Анализ |
В каких условиях функционирует организация в настоящее время? Каковы ее реальные и желаемые перспективы развития в будущем? |
Формулировка целей |
Планирование |
Каким наиболее эффективным способом можно достичь поставленной цели? Что для этого необходимо сделать? |
Постановка задач |
Реализация |
При помощи каких ресурсов, кем, когда и каким образом могут быть выполнены цели организации? |
Формирование бюджетов |
Контроль |
Каковы возможные внутренние резервы, позволяющие улучшить действующую систему принятия решений? Какие необходимо внести коррективы, чтобы достичь выбранного стратегического ориентира? |
Оценка и корректировка стратегического поведения |
Основными задачами в области управления конкурентоспособностью объектов являются [12]:
- анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов;
- развитие слабых сторон объекта и создание новых конкурентных преимуществ;
- формирование цели функционирования и развития объекта;
4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цели или "сжатие" всех конкурентных преимуществ в «лазерный» луч;
5) «направление лазерного луча» на цель.
Таким образом, эффективное управление требует заранее сконцентрировать и правильно направить «лазерный» луч, поэтому определение направлений управления конкурентоспособностью является важным этапом в процессе управления конкурентоспособностью охранного предприятия.
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности [6, с. 8]. Схема взаимосвязи факторов, методов и результатов представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Схема взаимосвязи факторов, методов и результатов управления конкурентоспособности предприятия
Данные факторы конкурентного преимущества организации являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество внутренних и внешних факторов может быть любым (таблица 4).
Таблица 4 Основные факторы конкурентоспособности торгового предприятия
Внешние факторы конкурентоспособности |
Внутренние факторы конкурентоспособности |
1 |
2 |
Государственное регулирование рынка торговли |
Миссия предприятия |
Обстановка в регионе |
Материально-техническая база предприятия |
Уровень бизнеса в регионе уровень доходов |
Уровень менеджмента на предприятии, личность руководителя |
Уровень развития торговых технологий в регионе |
Уровень маркетинга на предприятии |
Обеспеченность кадрами |
Инновационная активность, уровень применяемых технологий |
Организация труда и уровень заработной платы |
Финансовые показатели деятельности предприятия |
Уровень развития инфраструктуры рынка торговли в регионе |
Конкурентоспособность товаров |
Уровень жизни населения |
Ценовая политика предприятия |
Спрос на товары в регионе |
Уровень квалификации персонала |
Конкурентная среда |
Качество обслуживания |
Стратегии конкурентов |
Имидж предприятия |
Контактные аудитории |
Корпоративная культура |
Внутренние факторы конкурентного преимущества организации Фатхутдинов Р.А. подразделяет на шесть групп: 1)структурные, образуемые при проектировании организации; 2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации; 3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации; 4) управленческие; 5) рыночные; 6) эффективности.
Единой стратегии управления конкурентоспособностью для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой из них свой, так как зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимой ею продукции и т.д. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха. Ориентация же деятельности предприятия на потребителя позволяет добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Управление конкурентоспособностью в первую очередь представляет собой целенаправленное воздействие на факторы, формирующие конкурентоспособность, к которым относятся следующие:
- соответствие качества продукции требованиям рынка и запросам и ожиданиям конкретного потребителя;
- совокупные затраты на закупку, доставку, хранение, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и утилизацию продукции;
- способность организации выполнять поставки в сроки и объемах, удобных для потребителя;
- репутация (имидж) организации на рынке, наличие аргументов, подтверждающих надежность организации как партнера.
Итак, управление конкурентоспособностью - это управление качеством + управление ценой + управление взаимоотношениями с потребителями + управление деловой репутацией производителя.
1.3 Стратегический анализ, как важное условие формирования конкурентных преимуществ
М. Портер приводит классическую модель конкурентной среды, определяющуюся пятью конкурентными силами (рисунок 4)
Рисунок 4 - Силы, определяющие среду конкуренции
Согласно М. Портера суть конкуренции выражается пятью силами:
- угрозой появления новых конкурентов;
- угрозой появления товаров или услуг – заменителей;
- способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;
- способностью покупателей торговаться;
- соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой».
Конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей потребителей. Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или представлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности - одно вытекает из другого. Естественно, что категории "конкуренция" и "конкурентоспособность" должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку. Особенности стратегического анализа изображены на рисунке 5.
Изучение рынка
Определение группового показателя по техническим параметрам
Определение целей анализа конкурентоспособности
Расчет интегрального показателя
Разработка мер по повышению конкурентоспособности и оптимизации затрат
Вывод о конкурентоспособности
Анализ цены потребления
Определение группового показателя по экономическим параметрам
Формулировка требований к изделию
Анализ нормативных параметров. Расчет группового показателя
Определение перечня параметров, подлежащих оценке
Анализ проекта, оценка стоимости, определение емкости рынка и перспектив сбыта изделий
Запросы потенциальных потребителей
Сбор данных о конкурентах
Выбор базы сравнения
Рисунок 5 - Общая схема стратегического анализа
Основные положения, касающиеся обеспечения конкурентоспособности предприятия, которые можно встретить в изданиях, по теории управления предприятием, анализу хозяйственной деятельности и теории маркетинга, в большинстве своем заключаются в следующем:
- эффективность работы предприятия чаще всего характеризуется показателями рентабельности, чистой прибыли, снижением издержек и другими производными от них величинами;
- устойчивость функционирования предприятия, как правило, сводится к показателям финансовой устойчивости, связанным с показателями деловой активности и ликвидности;
- конкурентоспособность предприятия рассматривается в контексте конкурентоспособности продукции.
Анализ экономической литературы, посвященной оценке конкурентоспособности[1; 2; 3], позволяет выделить следующие методические подходы к решению задачи стратегической оценки конкурентоспособности с целью эффективного управления ею.
Основные методы показаны в таблице 5.
Таблица 5 – Методические подходы к оценки конкурентоспособности
Метод |
Описание |
Достоинства |
Недостатки |
Оценка с позиции сравнительных преимуществ |
предприятие выявляет свои преимущества над конкурентами, например, возможность снижения издержек производства, роста нормы прибыли и т.д. |
в простоте оценки уровня конкурентоспособности |
в труднодоступности информации, невозможности проанализировать факторы и резервы конкурентоспособности |
Оценка с позиции теории равновесия |
Повышению конкурентоспособности служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов производительностью. |
возможность определения внутренних резервов |
отсутствие интегрального показателя конкурентоспособности организации, невозможность оценки влияния конкурентной среды и конкурентоспособности товара на рынке |
Оценка с позиций анализа товара/услуги предприятия |
Данный метод основывается на положении о том, что чем выше конкурентоспособность продукции, тем выше конкурентоспособность ее производителя. Конкурентоспособность продукции оценивается как соотношение цены и качества. |
в качестве наиболее важного критерия, влияющего на конкурентоспособность предприятия, рассматривается конкурентоспособность товара. |
конкурентоспособность предприятия, не затрагивая другие аспекты, принимает вид конкурентоспособности товара. |
Оценка на базе качества продукции |
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления его с параметрами базы сравнения по различным группам технических, экономических и иных параметров. |
Различают единичные, групповые (или сводные) и интегральные индексы |
При оценке используется дифференциальный и комплексный методы. |
Продолжение таблицы 5
Метод |
Описание |
Достоинства |
Недостатки |
Оценка на основе теории эффективной конкуренции |
В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей. Первая группа – показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом; вторая группа – показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами; третья группа – показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования; четвертая группа – показатели конкурентоспособности товара. |
Данный метод оценки конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные факторы хозяйственной деятельности, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. |
в качестве основной единицы конкуренции рынок, а не отрасль. |
Оценка по профилю требований |
Сущность метода заключается в том, что наиболее сильный конкурент и степень продвижения организации определяются с помощью шкалы экспертных оценок. |
наглядность, а также возможность использования косвенных обобщенных показателей, количество которых при использовании данной методики не ограничено. |
Сложность исчисления |
Оценка при помощи SWOT-анализа |
Анализируются слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды. |
На основе анализа можно выявить существующие возможности для развития предприятия. |
применение SWOT-анализа требует параллельного использования других современных методов исследования |
Метод рангов |
Основывается на определении мест двух конкурентов по каждому объекту оценки путем ранжирования достигнутых показателей. |
Простота применения. Суммирование мест (рангов) отдельных предприятий или товаров по всем показателям позволяет выявить лучшее предприятие. |
дает приблизительный результат и не позволяет полностью оценить уровень отставания предприятия от конкурентов |