Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 462
Скачиваний: 5
Рассмотрев характеристику профессиональной деформации личности, установлено, что основными формами профессиональной деформации личности педагога дополнительного образования являются: авторитарность, демонстративность, педагогический догматизм, доминантность, педагогическая индифферентность, консерватизм, педагогическая агрессия, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, дидактичность.
В результате эмпирического исследования было установлено:
- Наиболее значимым проявлением профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования является демонстративность. Демонстративность – эмоционально окрашенное поведение личности, субъективно воспринимаемое как привлекательное, желание нравится, стремление быть на виду, проявить себя.
- Менее подверженными профессиональной деформации личности являются педагоги дополнительного образования, по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений. Выявлен более высокий уровень физической агрессии и подозрительности у педагогов общеобразовательных учреждений.
Следовательно, гипотеза исследования: существуют отличительные особенности проявлений профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования, как субъектов труда, по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений, подтвердилась.
Список литературы
- Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя. Автореф..дис. канд. психол наук. М., 2002. – 16 с.
- Асмаковец Е.С. Психологические факторы и условия эмоциональной гибкости учителя. Автореф. .дис. канд. психол. наук. М., 2000. – 17 с.
- Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Ветрова. М.: Книголюб, 2004. - 352 с.
- Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
- Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). - СПб.: Народное образование. -2000. – 156 с.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с.
- Рогов Е.И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология развития личности в профессиональной деятельности»: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2005. – 212 с.
- Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 541с.
- Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - №2. – С. 96-104.
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Экспериментальная площадка в учреждении дополнительного образования детей Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д., 2000. – 52 с.
- Вачков И.В. Такие разные учителя, или Новая типология педагогов // Школьный психолог. 2000. - № 3. – С. 12-30.
- Вигдорчик, Н.А Компенсаторное профессиональное приспособление / Н.А. Вигдорчик // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е гг. XX века) / под ред. В.П. Зинченко, В.П. Мунипова, О.Г. Носковой. - М.: МГУ, 1983. – с. 127 – 133.
- Викпедия - энциклопедический словарь. - М.: Феникс, 2005. – 1048 с.
- Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика /Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.– СПб., 2008.– 328 с.
- Вяземский Д.Н. Психологический словарь. - СПб.: Мир, 2007. - 682 с.
- Грановская Р. М. Элементы практической психологии.- 2-е изд.- Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.-560 с.
- Гордиенко, Н.В. Психологическое сопровождение профилактики профессиональных деформаций педагога: Дисс…канд.психол.наук: 19.00.07 [текст] / Н. В. Гордиенко.- Ставрополь, 2008. - 223 с.
- Гордиенко Н.В. Профессиональные деформации личности как результат развертывания существующих предпосылок в условиях профессиональной деятельности / Н.В.Гордиенко // Научные проблемы гуманитарных исследований №6 (13) 2008 год/ изд. ВАК, Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказ.-Пятигорск, 2008. – С.20-28.
- Дикова В.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. Режим доступа: http://www.superinf.ru/
- Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как индикаторы душевного неблагополучия человека // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2 – С. 84-87.
- Жалагина, Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: дис. … д-ра психол. наук / Т.А. Жалагина. – Тверь, 2004. – 309 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов/ Э.Ф. Зеер. – 5-е изд., перераб., и доп. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. –336 с.
- Зеер, Э.Ф. Педагогическая агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя / В.В. Дикова, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. – 2005. - №4. – С.78-88.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005 .- 240 с.
- Ильин Е. П. Изменение свойств личности педагогов в связи со стажем их деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2009. №100. С. 157-165.
- Коваленко А.В., Шиканов Л.А. Профессиональная деформация личности. Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, – 2009. - 90 с.
- Кондаков И.М. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития / И.М. Кондаков, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. – 1989. - №5. – С. 151 -167.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 2005.-304 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – Самара: АСВТ, 2004. – 361 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1
Первичные статистические данные по методике « Эмпатия» (адаптированный вариант методики А.А. Меграбяна) педагоги дополнительного образования
№ |
Сопереживание |
Уровень |
Действенная эмпатия |
Уровень |
1 |
8 |
Низкий |
9 |
Средний |
2 |
20 |
Высокий |
18 |
Высокий |
3 |
12 |
Средний |
10 |
Средний |
4 |
16 |
Высокий |
11 |
Средний |
5 |
15 |
Средний |
11 |
Средний |
6 |
14 |
Средний |
17 |
Высокий |
7 |
12 |
Средний |
7 |
Низкий |
8 |
12 |
Средний |
10 |
Средний |
9 |
15 |
Средний |
14 |
Средний |
10 |
8 |
Низкий |
7 |
Низкий |
11 |
12 |
Средний |
18 |
Высокий |
12 |
14 |
Средний |
17 |
Высокий |
13 |
15 |
Средний |
10 |
Средний |
14 |
16 |
Высокий |
14 |
Средний |
15 |
2 |
Низкий |
11 |
Средний |
16 |
11 |
Средний |
12 |
Средний |
17 |
12 |
Средний |
10 |
Средний |
18 |
13 |
Средний |
14 |
Средний |
19 |
9 |
Средний |
14 |
Средний |
20 |
13 |
Низкий |
13 |
Средний |
21 |
14 |
Средний |
8 |
Низкий |
22 |
9 |
Средний |
13 |
Средний |
23 |
5 |
Низкий |
9 |
Средний |
24 |
13 |
Средний |
12 |
Средний |
25 |
11 |
Средний |
8 |
Низкий |
26 |
11 |
Средний |
10 |
Средний |
27 |
7 |
Низкий |
9 |
Средний |
28 |
16 |
Низкий |
18 |
Средний |
29 |
13 |
Высокий |
7 |
Высокий |
30 |
7 |
Средний |
9 |
Низкий |
Таблица 2
Первичные статистические данные по методике « Эмпатия» (адаптированный вариант методики А.А. Меграбяна) педагоги общеобразовательных учреждений
№ |
Сопереживание |
Уровень |
Действенная эмпатия |
Уровень |
1 |
10 |
Средний |
12 |
Средний |
2 |
2 |
Низкий |
8 |
Низкий |
3 |
7 |
Низкий |
8 |
Низкий |
4 |
9 |
Средний |
9 |
Средний |
5 |
12 |
Средний |
11 |
Средний |
6 |
8 |
Низкий |
10 |
Средний |
7 |
8 |
Низкий |
8 |
Низкий |
8 |
13 |
Средний |
16 |
Высокий |
9 |
10 |
Средний |
9 |
Средний |
10 |
8 |
Низкий |
9 |
Средний |
11 |
7 |
Низкий |
12 |
Средний |
12 |
9 |
Средний |
10 |
Средний |
13 |
6 |
Низкий |
8 |
Низкий |
14 |
6 |
Низкий |
14 |
Средний |
15 |
4 |
Низкий |
10 |
Средний |
16 |
10 |
Средний |
12 |
Средний |
17 |
14 |
Средний |
14 |
Средний |
18 |
16 |
Высокий |
14 |
Средний |
19 |
14 |
Средний |
13 |
Средний |
20 |
18 |
Высокий |
16 |
Высокий |
21 |
14 |
Средний |
15 |
Средний |
22 |
11 |
Средний |
9 |
Средний |
23 |
16 |
Высокий |
11 |
Средний |
24 |
15 |
Средний |
16 |
Высокий |
25 |
18 |
Высокий |
15 |
Средний |
26 |
16 |
Высокий |
14 |
Средний |
27 |
9 |
Средний |
11 |
Средний |
28 |
11 |
Средний |
9 |
Средний |
29 |
13 |
Средний |
11 |
Средний |
30 |
16 |
Высокий |
14 |
Средний |
Приложение 2
Таблица 3
Первичные статистические данные по методике «Авторитарность» (педагоги дополнительного образования)
№ |
Авторитарность |
Уровень |
1 |
8 |
Высокий |
2 |
2 |
Низкий |
3 |
3 |
Низкий |
4 |
5 |
Средний |
5 |
9 |
Высокий |
6 |
4 |
Низкий |
7 |
7 |
Средний |
8 |
7 |
Средний |
9 |
4 |
Низкий |
10 |
4 |
Низкий |
11 |
4 |
Низкий |
12 |
5 |
Средний |
13 |
8 |
Высокий |
14 |
3 |
Низкий |
15 |
7 |
Средний |
16 |
7 |
Средний |
17 |
12 |
Высокий |
18 |
7 |
Средний |
19 |
6 |
Средний |
20 |
3 |
Низкий |
21 |
5 |
Средний |
22 |
4 |
Низкий |
23 |
9 |
Высокий |
24 |
6 |
Средний |
25 |
3 |
Низкий |
26 |
6 |
Средний |
27 |
4 |
Высокий |
28 |
7 |
Низкий |
29 |
5 |
Средний |
30 |
10 |
Средний |
Таблица 4
Первичные статистические данные по методике «Авторитарность» (педагоги общеобразовательных учреждений)
№ |
Авторитарность |
Уровень |
1 |
6 |
Средний |
2 |
6 |
Средний |
3 |
9 |
Высокий |
4 |
6 |
Средний |
5 |
5 |
Средний |
6 |
7 |
Средний |
7 |
7 |
Средний |
8 |
10 |
Высокий |
9 |
7 |
Средний |
10 |
9 |
Высокий |
11 |
7 |
Средний |
12 |
10 |
Высокий |
13 |
11 |
Высокий |
14 |
6 |
Средний |
15 |
5 |
Средний |
16 |
6 |
Средний |
17 |
7 |
Средний |
18 |
5 |
Средний |
19 |
9 |
Высокий |
20 |
6 |
Средний |
21 |
6 |
Средний |
22 |
4 |
Низкий |
23 |
10 |
Высокий |
24 |
5 |
Средний |
25 |
6 |
Средний |
26 |
7 |
Средний |
27 |
4 |
Низкий |
28 |
4 |
Низкий |
29 |
6 |
Средний |
30 |
6 |
Средний |
Приложение 3
Таблица 7
Первичные статистические данные по методике «Демонстративность» (педагоги дополнительного образования)
№ |
Показатель демонстративности |
Уровень |
1 |
10 |
Высокий |
2 |
8 |
Высокий |
3 |
6 |
Средний |
4 |
7 |
Средний |
5 |
7 |
Средний |
6 |
10 |
Высокий |
7 |
6 |
Средний |
8 |
9 |
Высокий |
9 |
9 |
Высокий |
10 |
6 |
Средний |
11 |
7 |
Средний |
12 |
10 |
Высокий |
13 |
10 |
Высокий |
14 |
8 |
Высокий |
15 |
9 |
Высокий |
16 |
7 |
Средний |
17 |
11 |
Высокий |
18 |
7 |
Средний |
19 |
6 |
Средний |
20 |
7 |
Средний |
21 |
5 |
Средний |
22 |
6 |
Средний |
23 |
4 |
Низкий |
24 |
7 |
Средний |
25 |
3 |
Низкий |
26 |
6 |
Средний |
27 |
6 |
Высокий |
28 |
7 |
Средний |
29 |
10 |
Низкий |
30 |
8 |
Высокий |
Таблица 7
Первичные статистические данные по методике «Демонстративность» (педагоги общеобразовательных учреждений)
№ |
Демонстративность |
Уровень |
1 |
2 |
Низкий |
2 |
6 |
Средний |
3 |
6 |
Средний |
4 |
4 |
Низкий |
5 |
3 |
Низкий |
6 |
3 |
Низкий |
7 |
10 |
Высокий |
8 |
4 |
Низкий |
9 |
4 |
Низкий |
10 |
6 |
Средний |
11 |
4 |
Низкий |
12 |
8 |
Высокий |
13 |
1 |
Низкий |
14 |
11 |
Высокий |
15 |
2 |
Низкий |
16 |
2 |
Низкий |
17 |
7 |
Средний |
18 |
9 |
Высокий |
19 |
7 |
Средний |
20 |
8 |
Высоки |
21 |
7 |
Средний |
22 |
6 |
Средний |
23 |
11 |
Высокий |
24 |
8 |
Высокий |
25 |
8 |
Высокий |
26 |
5 |
Средний |
27 |
11 |
Высокий |
28 |
9 |
Высокий |
29 |
6 |
Средний |
30 |
6 |
Средний |