Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 462

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрев характеристику профессиональной деформации личности, установлено, что основными формами профессиональной деформации личности педагога дополнительного образования являются: авторитарность, демонстративность, педагогический догматизм, доминантность, педагогическая индифферентность, консерватизм, педагогическая агрессия, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, дидактичность. 

В результате эмпирического исследования было установлено:

  1. Наиболее значимым проявлением профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования является демонстративность. Демонстративность – эмоционально окрашенное поведение личности, субъективно воспринимаемое как привлекательное, желание нравится, стремление быть на виду, проявить себя.
  2. Менее подверженными профессиональной деформации личности являются педагоги дополнительного образования, по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений. Выявлен более высокий уровень физической агрессии и подозрительности у педагогов общеобразовательных учреждений.

Следовательно, гипотеза исследования: существуют отличительные особенности проявлений профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования, как субъектов труда, по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений, подтвердилась.

Список литературы

  1. Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя. Автореф..дис. канд. психол наук. М., 2002. – 16 с.
  2. Асмаковец Е.С. Психологические факторы и условия эмоциональной гибкости учителя. Автореф. .дис. канд. психол. наук. М., 2000. – 17 с.
  3. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Ветрова. М.: Книголюб, 2004. - 352 с.
  4. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
  5. Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). - СПб.: Народное образование. -2000. – 156 с.
  6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с.
  7. Рогов Е.И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология развития личности в профессиональной деятельности»: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2005. – 212 с.
  8. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 541с.
  9. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - №2. – С. 96-104.
  10. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Экспериментальная площадка в учреждении дополнительного образования детей Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д., 2000. – 52 с.
  11. Вачков И.В. Такие разные учителя, или Новая типология педагогов // Школьный психолог. 2000. - № 3. – С. 12-30.
  12. Вигдорчик, Н.А Компенсаторное профессиональное приспособление / Н.А. Вигдорчик // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е гг. XX века) / под ред. В.П. Зинченко, В.П. Мунипова, О.Г. Носковой. - М.: МГУ, 1983. – с. 127 – 133.
  13. Викпедия - энциклопедический словарь. - М.: Феникс, 2005. – 1048 с.
  14. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика /Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.– СПб., 2008.– 328 с.
  15. Вяземский Д.Н. Психологический словарь. - СПб.: Мир, 2007. - 682 с.
  16. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.- 2-е изд.- Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.-560 с.
  17. Гордиенко, Н.В. Психологическое сопровождение профилактики профессиональных деформаций педагога: Дисс…канд.психол.наук: 19.00.07 [текст] / Н. В. Гордиенко.- Ставрополь, 2008. - 223 с.
  18. Гордиенко Н.В. Профессиональные деформации личности как результат развертывания существующих предпосылок в условиях профессиональной деятельности / Н.В.Гордиенко // Научные проблемы гуманитарных исследований №6 (13) 2008 год/ изд. ВАК, Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказ.-Пятигорск, 2008. – С.20-28.
  19. Дикова В.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. Режим доступа: http://www.superinf.ru/
  20. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как индикаторы душевного неблагополучия человека // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2 – С. 84-87.
  21. Жалагина, Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: дис. … д-ра психол. наук / Т.А. Жалагина. – Тверь, 2004. – 309 с.
  22. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов/ Э.Ф. Зеер. – 5-е изд., перераб., и доп. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. –336 с.
  23. Зеер, Э.Ф. Педагогическая агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя / В.В. Дикова, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. – 2005. - №4. – С.78-88.
  24. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005 .- 240 с.
  25. Ильин Е. П. Изменение свойств личности педагогов в связи со стажем их деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2009. №100. С. 157-165.
  26. Коваленко А.В., Шиканов Л.А. Профессиональная деформация личности. Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, – 2009. - 90 с.
  27. Кондаков И.М. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития / И.М. Кондаков, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. – 1989. - №5. – С. 151 -167.
  28. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г.
  29. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 2005.-304 с.
  30. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – Самара: АСВТ, 2004. – 361 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица 1

Первичные статистические данные по методике « Эмпатия» (адаптированный вариант методики А.А. Меграбяна) педагоги дополнительного образования

Сопереживание

Уровень

Действенная эмпатия

Уровень

1

8

Низкий

9

Средний

2

20

Высокий

18

Высокий

3

12

Средний

10

Средний

4

16

Высокий

11

Средний

5

15

Средний

11

Средний

6

14

Средний

17

Высокий

7

12

Средний

7

Низкий

8

12

Средний

10

Средний

9

15

Средний

14

Средний

10

8

Низкий

7

Низкий

11

12

Средний

18

Высокий

12

14

Средний

17

Высокий

13

15

Средний

10

Средний

14

16

Высокий

14

Средний

15

2

Низкий

11

Средний

16

11

Средний

12

Средний

17

12

Средний

10

Средний

18

13

Средний

14

Средний

19

9

Средний

14

Средний

20

13

Низкий

13

Средний

21

14

Средний

8

Низкий

22

9

Средний

13

Средний

23

5

Низкий

9

Средний

24

13

Средний

12

Средний

25

11

Средний

8

Низкий

26

11

Средний

10

Средний

27

7

Низкий

9

Средний

28

16

Низкий

18

Средний

29

13

Высокий

7

Высокий

30

7

Средний

9

Низкий


Таблица 2

Первичные статистические данные по методике « Эмпатия» (адаптированный вариант методики А.А. Меграбяна) педагоги общеобразовательных учреждений

Сопереживание

Уровень

Действенная эмпатия

Уровень

1

10

Средний

12

Средний

2

2

Низкий

8

Низкий

3

7

Низкий

8

Низкий

4

9

Средний

9

Средний

5

12

Средний

11

Средний

6

8

Низкий

10

Средний

7

8

Низкий

8

Низкий

8

13

Средний

16

Высокий

9

10

Средний

9

Средний

10

8

Низкий

9

Средний

11

7

Низкий

12

Средний

12

9

Средний

10

Средний

13

6

Низкий

8

Низкий

14

6

Низкий

14

Средний

15

4

Низкий

10

Средний

16

10

Средний

12

Средний

17

14

Средний

14

Средний

18

16

Высокий

14

Средний

19

14

Средний

13

Средний

20

18

Высокий

16

Высокий

21

14

Средний

15

Средний

22

11

Средний

9

Средний

23

16

Высокий

11

Средний

24

15

Средний

16

Высокий

25

18

Высокий

15

Средний

26

16

Высокий

14

Средний

27

9

Средний

11

Средний

28

11

Средний

9

Средний

29

13

Средний

11

Средний

30

16

Высокий

14

Средний


Приложение 2

Таблица 3

Первичные статистические данные по методике «Авторитарность» (педагоги дополнительного образования)

Авторитарность

Уровень

1

8

Высокий

2

2

Низкий

3

3

Низкий

4

5

Средний

5

9

Высокий

6

4

Низкий

7

7

Средний

8

7

Средний

9

4

Низкий

10

4

Низкий

11

4

Низкий

12

5

Средний

13

8

Высокий

14

3

Низкий

15

7

Средний

16

7

Средний

17

12

Высокий

18

7

Средний

19

6

Средний

20

3

Низкий

21

5

Средний

22

4

Низкий

23

9

Высокий

24

6

Средний

25

3

Низкий

26

6

Средний

27

4

Высокий

28

7

Низкий

29

5

Средний

30

10

Средний

Таблица 4

Первичные статистические данные по методике «Авторитарность» (педагоги общеобразовательных учреждений)

Авторитарность

Уровень

1

6

Средний

2

6

Средний

3

9

Высокий

4

6

Средний

5

5

Средний

6

7

Средний

7

7

Средний

8

10

Высокий

9

7

Средний

10

9

Высокий

11

7

Средний

12

10

Высокий

13

11

Высокий

14

6

Средний

15

5

Средний

16

6

Средний

17

7

Средний

18

5

Средний

19

9

Высокий

20

6

Средний

21

6

Средний

22

4

Низкий

23

10

Высокий

24

5

Средний

25

6

Средний

26

7

Средний

27

4

Низкий

28

4

Низкий

29

6

Средний

30

6

Средний


Приложение 3

Таблица 7

Первичные статистические данные по методике «Демонстративность» (педагоги дополнительного образования)

Показатель демонстративности

Уровень

1

10

Высокий

2

8

Высокий

3

6

Средний

4

7

Средний

5

7

Средний

6

10

Высокий

7

6

Средний

8

9

Высокий

9

9

Высокий

10

6

Средний

11

7

Средний

12

10

Высокий

13

10

Высокий

14

8

Высокий

15

9

Высокий

16

7

Средний

17

11

Высокий

18

7

Средний

19

6

Средний

20

7

Средний

21

5

Средний

22

6

Средний

23

4

Низкий

24

7

Средний

25

3

Низкий

26

6

Средний

27

6

Высокий

28

7

Средний

29

10

Низкий

30

8

Высокий

Таблица 7

Первичные статистические данные по методике «Демонстративность» (педагоги общеобразовательных учреждений)

Демонстративность

Уровень

1

2

Низкий

2

6

Средний

3

6

Средний

4

4

Низкий

5

3

Низкий

6

3

Низкий

7

10

Высокий

8

4

Низкий

9

4

Низкий

10

6

Средний

11

4

Низкий

12

8

Высокий

13

1

Низкий

14

11

Высокий

15

2

Низкий

16

2

Низкий

17

7

Средний

18

9

Высокий

19

7

Средний

20

8

Высоки

21

7

Средний

22

6

Средний

23

11

Высокий

24

8

Высокий

25

8

Высокий

26

5

Средний

27

11

Высокий

28

9

Высокий

29

6

Средний

30

6

Средний