Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 467
Скачиваний: 5
Некотрые аспекты этого вопроса отражены в трудах Р.М. Грановской. С.П. Безносова, Л.Н. Корнеевой, Исследователями отмечается, что деформации личности формируются под влиянием условий трудовой деятельности и возрастных особенностей работника. Деформации искривляют форму личностного профиля работника и негативно отражаются на эффективности труда. Значительному риску формированию профессиональных деформаций личности подвержены работники профессий типа «человек-человек». Это связано, по взглядам С.П. Безносова, с тем, что общение с каким-либо человеком содержит его обратное воздействие на субъект профессиональной деятельности. Профессиональные деформации личности отлично от других выражены у представителей различных профессий [5, с.36].
В концепции профессионального стресса (В.В. Бойко, В.А. Бодров, М. Буриш, Н.Е. Водопьянова, А.Б. Леонова, К. Маслач, Е.С. Старченкова, А. Широм и др.) подчеркивается роль чрезмерного и хронического напряжения в возникновении профессиональной деформации личности [15, с. 93].
А. Л. Свенцицкий, делая итоги к исследованиям соотношения личности и деятельности, пришел к заключению о том, что проблема профессиональной деформации мало изучена, но представляет интерес и в теоретическом, и в практическом плане. Он отмечет, что одной из важнейших задач является воспитание гармонично развитой личности. Чтобы результативно решать выделенную задачу, необходимы компетентные рекомендации со стороны психологов, а их можно дать, лишь тщательно изучив феномен профессиональной деформации. Исследования феномена профессиональных деформаций должны проводиться в условиях дифференциальной психологии и социальной психологии труда, поскольку часто поднимается вопрос о соотношении индивидуальных особенностей профессионалов и риска подверженности деформирующим воздействиям профессии [4, с. 83].
Представители психоаналитического направления (А. Фрейд, А. Адлер, Н.А. Аминов, Л.Н. Собчик, Л. Сонди) считают, что выбор позиции личности прослеживается вплоть до генетически заложенных особенностей психофизической организации индивида. Все в жизни личности имеет причину, каждое событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Человеку присущ врожденный «социальный интерес», если он не удовлетворен, то развиваются деформации личности [18, с.68].
В условиях концепции профессионального развития педагога, Л.М. Митиной изучала проявления профессиональных деформаций личности педагогов. К проявлениям профессиональных деформаций Л.М. Митина отнесла: жесткое ролевое поведение, авторитарность, ригидность, и манипулятивную направленность. Автором было отмечено, торможение профессионального развитии личности отражается в проявлениях стадии стагнации. Но специального исследования это направления не было. Профессиональные деформации личности все чаще рассматриваются как противоположение саморазвитию личности в профессии. Это определяет негативную семантику анализа проблемы профессиональных деформаций личности [17, с. 194].
А.К. Маркова, обобщив исследования нарушений профессионального становления личности выделила такие тенденции к развитию профессиональных деформаций:
- замедление профессионального становления относительно возрастных и социальных норм;
- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания, нереалистические цели, ложные смыслы трудовой деятельности, профессиональные конфликты в условиях профессиональных отношений;
- низкая профессиональная мобильность, неспособность приспособиться к изменившимся условиям труда, дезадаптация;
- рассогласованность некоторых звеньев профессионального становления - одна сфера забегает вперед, а другая отстает. Например, мотивация к профессиональному росту есть, но препятствует отсутствие целостного профессионального сознания);
- ослабление ранее наличных профессиональных данных, важных профессиональных способностей и определенного профессионального мышления;
- искажение профессионального развития, появление негативных свойств, отклонений от норм профессионального становления, которые меняют профиль личности профессионала;
- появление деформаций личности таких как эмоциональное истощения или эмоциональное выгорание);
- прекращение развития в условиях професии из-за профессиональных заболеваний, потери трудоспособности [23, с.25].
Таким образом, проведенный анализ теоретических позиций позволил выделить следующие два подхода к проблеме профессиональной деформации личности.
- Профессиональная деформация личности является результатом реализации адаптивного профессионального поведения, для которого характерно самоограничение в плане развития собственной личности.
- Профессиональная деформация личности как нарушение целостности личности, изменение в ее структуре, появление негативных свойств и качеств личности.
1.2. Характеристика и особенности профессионально-личностной деформации субъекта труда на примере педагогов дополнительного образования
Содержание деятельности педагога дополнительного образования, как субъекта труда, обусловлено возможностью его реализации в профессии на разных этапах жизненного пути. Оценку педагогического потенциала (Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн) соотносят с социальным заказом и целями в образовании [10, с.41].
Профессионализм педагога по-разному проявляет себя в различных условиях его труда. Так, начинающего педагога обстоятельства побуждают к интенсивному овладению многими сторонами профессиональной компетентности. Характер учебного предмета, тип учреждения, особенности ближайшего окружения также определяют реализацию каждого из блоков профессиональной компетентности. Для педагога крайне важно в разных условиях своей работы, с одной стороны, соответствовать требованиям профессии, а с другой - выдерживать логику своего профессионального саморазвития, сохранять внутреннюю устойчивость в любых ситуациях [19,с.142].
А.К. Маркова, Л.М. Митина констатируют, что педагогический труд представляет собой единство трех категорий - педагогического общения, педагогической деятельности и личности педагога. В каждом из пространств можно выделить центральное качество, кристаллизующее вокруг себя в какой-либо структуре другие важные качества и свойства.
Так, многие психологи, главным качеством личностного развития педагога дополнительного образования считают творческое начало. Как раз наличие и выраженность творческого начала в личности профессионала обуславливает оценку педагога: «личность» или «серость» [11, с. 201].
Согласно современным теоретическим взглядам структуру педагогической деятельности составляют три компонента:
1. Педагогические цели и педагогические задачи.
2. Педагогические способы и средства решения существующих задач.
3. Анализ педагогических действий педагога и их оценка (сравнительный анализ того, что было запланировано и того, что было реализовано в деятельности педагога) [21, c.26].
С.А Дружилов отмечает, что в максимальной степени проявление профессиональной деформации выражено в системе «человек-человек». [20, с. 87].
Профессия педагога включена в категорию профессий социономического типа, типа который является наиболее подверженным возникновению риска формирования профессиональных деформаций личности, относительно представителей других профессий. Эта гипотеза объясняется существующей спецификой взаимодействия субъекта труда с объектом, специфичной для профессий категории «человек-человек» и особенностями профессионального межличностного общения. Объектом педагогического труда является воспитанник. Воспитанник (ученик) представляет собой один из сложнейших объектов профессионального труда. Это объясняется тем, что, существует значительное отличие между субъектом и объектом труда по возрастному признаку. Поэтому педагогу необходимо беспрестанно учитывать изменяющиеся особенности как психического, так и физиологического развития воспитанников на каждой возрастной стадии. К тому же, каждый воспитанник является объектом постоянного изменения, так как находится в процессе обучения и воспитания. Для продуктивного осуществления профессиональной деятельности педагогу необходимо проникновение в сущность происходящих процессов в жизни учащихся и проживание части своей жизни в логике жизни других [26, с. 59].
Л.Ф. Войтко требования, предъявляемые к личности педагога дополнительного образования, разделяет на 2 группы: профессиональные и идейно-политические. В соответствии с выделенными группами дифференцируются и личностные особенности. Согласно взглядам Л.Ф. Меньшиковой необходимо разделять личностные особенности педагогов на 2 сферы: пространство профессиональных ориентации это то, что связано с профессиональной сферой деятельности личности, и личностное пространство, ядро личностного пространства составляют личностные ценности.
По мнению А.И. Щербакова, педагог-профессионал должен соответствовать требованиям таким как: обширная образованность, научная эрудиция, тактичность, воспитанность и профессиональная компетентность. Автор указывал на то, что профессионализм сегодня имеет особую ценность, потому что он обуславливает внутреннюю готовность работника, его практические умения эффективно отвечать на вопросы, стоящие перед образовательным учреждением о развитии и воспитании обучающихся. Так же, А.И. Щербаков выделил параметры, касающиеся к личностным и профессиональным проявлениям и определяющие профессиональность педагога дополнительного образования к ним относятся:
- умение объединить информационную функцию и функцию прогнозирования и управления;
- творческое отношение педагога к трудовой деятельности;
- умение педагога увидеть в воспитаннике не только объект воздействия, но и субъект действия, избирательно смотрящий на окружающую действительность [24, с. 45].
Э.Ф. Зеер, рассматривая черты социально-психологической направленности личности педагогов дополнительного образования, отмечал, что устойчивое стремление к деятельности по выбранной профессии, стремление личности реализовать в профессии свой потенциал, применение своих знаний в выполняемой деятельности и уже имеющиеся способности педагога отражают сформированность профессиональной направленности личности [23, c.25].
В числе компонентов педагогической направленности личности педагогов дополнительного образования отмечаются: профессионально-педагогические интересы, профессиональные позиции личности, социально-профессиональные ориентации, мотивы профессиональной деятельности. В выделенных компонентах воспроизводится отношение личности к выполняемой профессионально-педагогической деятельности, его интересы и склонности, желания педагога дополнительного образования вести свою деятельность к совершенству.
Одной из важнейших характеристик социально-психологической направленности педагога дополнительного образования является тип педагогической центрации. Центрация представляет собой избирательную направленность педагогического работника на всевозможные стороны педагогического процесса. Еще одной важной характеристикой личности педагога дополнительного образования является его профессиональная компетентность. Третьей значительной характеристикой являются профессионально значимые качества.
Четвертой значимой характеристикой личности педагога является необходимые для осуществления профессиональной деятельности психофизиологические свойства [23, с. 78].
Общение педагога и воспитанника обусловлено, прежде всего, их профессиональными позициями. Польза от правильного понимания ролевых позиций субъектов общения заключается в том, что примеряя на себя роль собеседника, представляя себя на его месте, человек может представить себе систему его оценок и правильно организовать свое поведение. Если ролевое взаимодействие человек распространяет на все сферы, то его поведение становится неадекватным существующей обстановке и из-за этого общение с ним затрудняется [12, c.406].
Педагогическая деятельность включает профессиональную активность педагога, направленную на разрешение существующих задач развития и обучения подрастающего поколения. Развития и обучения потому, что главная цель современного образовательного учреждения - развитие личности каждого воспитанника [26, c.25].
Слово «деформация» трактуется от латинского deformation (искажение) оно означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Рассматривая деформацию в контексте профессиональной деятельности называют деформацией всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Таким образом, деформация распространяется на стороны и физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии [27, c.257].
Э.Ф. Зеер определяет профессиональную деформацию как деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности. Так же автор отмечает, что развитие профессиональных деформаций определяется такими факторами: разнонаправленные онтогенетические изменения, возрастная динамика, содержание профессии, социальная среда, жизненно важными события. Основные психологические детерминанты профессиональных деформаций: механизмы психологической защиты, стереотипы профессиональной деятельности, психофизиологические изменения, стагнация профессионального развития, пределы профессионального развития и акцентуации характера [3, с. 76].