Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 467

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некотрые аспекты этого вопроса отражены в трудах Р.М. Грановской. С.П. Безносова, Л.Н. Корнеевой, Исследователями отмечается, что деформации личности формируются под влиянием условий трудовой деятельности и возрастных особенностей работника. Деформации искривляют форму личностного профиля работника и негативно отражаются на эффективности труда. Значительному риску формированию профессиональных деформаций личности подвержены работники профессий типа «человек-человек». Это связано, по взглядам С.П. Безносова, с тем, что общение с каким-либо человеком содержит его обратное воздействие на субъект профессиональной деятельности. Профессиональные деформации личности отлично от других выражены у представителей различных профессий [5, с.36].

В концепции профессионального стресса (В.В. Бойко, В.А. Бодров, М. Буриш, Н.Е. Водопьянова, А.Б. Леонова, К. Маслач, Е.С. Старченкова, А. Широм и др.) подчеркивается роль чрезмерного и хронического напряжения в возникновении профессиональной деформации личности [15, с. 93].

А. Л. Свенцицкий, делая итоги к исследованиям соотношения личности и деятельности, пришел к заключению о том, что проблема профессиональной деформации мало изучена, но представляет интерес и в теоретическом, и в практическом плане. Он отмечет, что одной из важнейших задач является воспитание гармонично развитой личности. Чтобы результативно решать выделенную задачу, необходимы компетентные рекомендации со стороны психологов, а их можно дать, лишь тщательно изучив феномен профессиональной деформации. Исследования феномена профессиональных деформаций должны проводиться в условиях дифференциальной психологии и социальной психологии труда, поскольку часто поднимается вопрос о соотношении индивидуальных особенностей профессионалов и риска подверженности деформирующим воздействиям профессии [4, с. 83].

Представители психоаналитического направления (А. Фрейд, А. Адлер, Н.А. Аминов, Л.Н. Собчик, Л. Сонди) считают, что выбор позиции личности прослеживается вплоть до генетически заложенных особенностей психофизической организации индивида. Все в жизни личности имеет причину, каждое событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Человеку присущ врожденный «социальный интерес», если он не удовлетворен, то развиваются деформации личности [18, с.68].

В условиях концепции профессионального развития педагога, Л.М. Митиной изучала проявления профессиональных деформаций личности педагогов. К проявлениям профессиональных деформаций Л.М. Митина отнесла: жесткое ролевое поведение, авторитарность, ригидность, и манипулятивную направленность. Автором было отмечено, торможение профессионального развитии личности отражается в проявлениях стадии стагнации. Но специального исследования это направления не было. Профессиональные деформации личности все чаще рассматриваются как противоположение саморазвитию личности в профессии. Это определяет негативную семантику анализа проблемы профессиональных деформаций личности [17, с. 194].


А.К. Маркова, обобщив исследования нарушений профессионального становления личности выделила такие тенденции к развитию профессиональных деформаций:

- замедление профессионального становления относительно возрастных и социальных норм;

- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания, нереалистические цели, ложные смыслы трудовой деятельности, профессиональные конфликты в условиях профессиональных отношений;

- низкая профессиональная мобильность, неспособность приспособиться к изменившимся условиям труда, дезадаптация;

- рассогласованность некоторых звеньев профессионального становления - одна сфера забегает вперед, а другая отстает. Например, мотивация к профессиональному росту есть, но препятствует отсутствие целостного профессионального сознания);

- ослабление ранее наличных профессиональных данных, важных профессиональных способностей и определенного профессионального мышления;

- искажение профессионального развития, появление негативных свойств, отклонений от норм профессионального становления, которые меняют профиль личности профессионала;

- появление деформаций личности таких как эмоциональное истощения или эмоциональное выгорание);

- прекращение развития в условиях професии из-за профессиональных заболеваний, потери трудоспособности [23, с.25].

Таким образом, проведенный анализ теоретических позиций позволил вы­делить следующие два подхода к проблеме профессиональной деформации личности.

  1. Профессиональная деформация личности является результатом реализации адаптивного профессионального поведения, для которого характерно самоограничение в плане развития собственной личности.
  2. Профессиональная деформация личности как нарушение целостности личности, изменение в ее структуре, появление негативных свойств и качеств личности.

1.2. Характеристика и особенности профессионально-личностной деформации субъекта труда на примере педагогов дополнительного образования


Содержание деятельности педагога дополнительного образования, как субъекта труда, обусловлено возможностью его реализации в профессии на разных этапах жизненного пути. Оценку педагогического потенциала (Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн) соотносят с социальным заказом и целями в образовании [10, с.41].

Профессионализм педагога по-разному проявляет себя в различных условиях его труда. Так, начинающего педагога обстоятельства побуждают к интенсивному овладению многими сторонами профессиональной компетентности. Характер учебного предмета, тип учреждения, особенности ближайшего окружения также определяют реализацию каждого из блоков профессиональной компетентности. Для педагога крайне важно в разных условиях своей работы, с одной стороны, соответствовать требованиям профессии, а с другой - выдерживать логику своего профессионального саморазвития, сохранять внутреннюю устойчивость в любых ситуациях [19,с.142].

А.К. Маркова, Л.М. Митина констатируют, что педагогический труд представляет собой единство трех категорий - педагогического общения, педагогической деятельности и личности педагога. В каждом из пространств можно выделить центральное качество, кристаллизующее вокруг себя в какой-либо структуре другие важные качества и свойства.

Так, многие психологи, главным качеством личностного развития педагога дополнительного образования считают творческое начало. Как раз наличие и выраженность творческого начала в личности профессионала обуславливает оценку педагога: «личность» или «серость» [11, с. 201].

Согласно современным теоретическим взглядам структуру педагогической деятельности составляют три компонента:

1. Педагогические цели и педагогические задачи.

2. Педагогические способы и средства решения существующих задач.

3. Анализ педагогических действий педагога и их оценка (сравнительный анализ того, что было запланировано и того, что было реализовано в деятельности педагога) [21, c.26].

С.А Дружилов отмечает, что в максимальной степени проявление профессиональной деформации выражено в системе «человек-человек». [20, с. 87].

Профессия педагога включена в категорию профессий социономического типа, типа который является наиболее подверженным возникновению риска формирования профессиональных деформаций личности, относительно представителей других профессий. Эта гипотеза объясняется существующей спецификой взаимодействия субъекта труда с объектом, специфичной для профессий категории «человек-человек» и особенностями профессионального межличностного общения. Объектом педагогического труда является воспитанник. Воспитанник (ученик) представляет собой один из сложнейших объектов профессионального труда. Это объясняется тем, что, существует значительное отличие между субъектом и объектом труда по возрастному признаку. Поэтому педагогу необходимо беспрестанно учитывать изменяющиеся особенности как психического, так и физиологического развития воспитанников на каждой возрастной стадии. К тому же, каждый воспитанник является объектом постоянного изменения, так как находится в процессе обучения и воспитания. Для продуктивного осуществления профессиональной деятельности педагогу необходимо проникновение в сущность происходящих процессов в жизни учащихся и проживание части своей жизни в логике жизни других [26, с. 59].


Л.Ф. Войтко требования, предъявляемые к личности педагога дополнительного образования, разделяет на 2 группы: профессиональные и идейно-политические. В соответствии с выделенными группами дифференцируются и личностные особенности. Согласно взглядам Л.Ф. Меньшиковой необходимо разделять личностные особенности педагогов на 2 сферы: пространство профессиональных ориентации это то, что связано с профессиональной сферой деятельности личности, и личностное пространство, ядро личностного пространства составляют личностные ценности.

По мнению А.И. Щербакова, педагог-профессионал должен соответствовать требованиям таким как: обширная образованность, научная эрудиция, тактичность, воспитанность и профессиональная компетентность. Автор указывал на то, что профессионализм сегодня имеет особую ценность, потому что он обуславливает внутреннюю готовность работника, его практические умения эффективно отвечать на вопросы, стоящие перед образовательным учреждением о развитии и воспитании обучающихся. Так же, А.И. Щербаков выделил параметры, касающиеся к личностным и профессиональным проявлениям и определяющие профессиональность педагога дополнительного образования к ним относятся:

- умение объединить информационную функцию и функцию прогнозирования и управления;

- творческое отношение педагога к трудовой деятельности;

- умение педагога увидеть в воспитаннике не только объект воздействия, но и субъект действия, избирательно смотрящий на окружающую действительность [24, с. 45].

Э.Ф. Зеер, рассматривая черты социально-психологиче­ской направленности личности педагогов дополнительного образования, отмечал, что устойчивое стремление к деятельности по выбранной профессии, стремление личности реализовать в профессии свой потенциал, применение своих знаний в выполняемой деятельности и уже имеющиеся способности педагога отражают сформированность профессиональной направлен­ности личности [23, c.25].

В числе компонентов педагогиче­ской направленности личности педагогов дополнительного образования отмечаются: профес­сионально-педагогические интересы, профессиональные позиции личности, социально-профессиональные ориентации, мотивы про­фессиональной деятельности. В выделенных компонентах воспроизводится отношение личности к выполняемой профессионально-педаго­гической деятельности, его интересы и склонности, желания педагога дополнительного образования вести свою деятельность к совершенству.


Одной из важнейших характеристик социально-психологи­ческой направленности педагога дополнительного образования является тип педа­гогической центрации. Центрация представляет собой избирательную направленность педагогического работника на всевозможные стороны пе­дагогического процесса. Еще одной важной характеристикой личности педагога дополнительного образования являет­ся его профессиональная компетентность. Третьей значительной характеристикой являются профессионально значимые качества.

Четвертой значимой характеристикой личности педагога является необходимые для осуществления профессиональной деятельности психофизиологические свойства [23, с. 78].

Общение педагога и воспитанника обусловлено, прежде всего, их профессиональными позициями. Поль­за от правильного понимания ролевых позиций субъектов общения заключается в том, что примеряя на себя роль собеседника, представляя себя на его месте, человек может представить себе си­стему его оценок и правильно организовать свое поведе­ние. Если ролевое взаимодействие человек распростра­няет на все сферы, то его поведение становится неадек­ватным существующей обстановке и из-за этого общение с ним затрудняется [12, c.406].

Педагогическая деятельность включает профессиональную активность педагога, направленную на разрешение существующих задач развития и обучения подрастающего поколения. Развития и обучения потому, что главная цель современного образовательного учреждения - развитие личности каждого воспитанника [26, c.25].

Слово «деформация» трактуется от латинского deformation (искажение) оно означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Рассматривая деформацию в контексте профессиональной деятельности называют деформацией всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Таким образом, деформация распространяется на стороны и физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии [27, c.257].

Э.Ф. Зеер определяет профессиональную деформацию как деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности. Так же автор отмечает, что развитие профессиональных деформаций определяется такими факторами: разнонаправленные онтогенетические изменения, возрастная динамика, содержание профессии, социальная среда, жизненно важными события. Основные психологические детерминанты профессиональных деформаций: механизмы психологической защиты, стереотипы профессиональной деятельности, психофизиологические изменения, стагнация профессионального развития, пределы профессионального развития и акцентуации характера [3, с. 76].