Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 459
Скачиваний: 5
Введение
Актуальность проблемы исследования. Проблема совершенствования профессионального мастерства в настоящее время находится в поле пристального внимания психологической науки. Профессиональная роль многосторонне влияет на личность, предъявляя к человеку установленные требования, она преобразует весь его облик. Ежедневно, на протяжении многих лет, решение стандартных задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует определенный склад мышления, стиль общения и профессиональные привычки [16, с. 405].
Актуальность вопроса профессиональной деформации личности объясняется, во-первых, тем, что профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого человека, тем самым, накладывая свой отпечаток на его личность. Второй аспект актуальности данного вопроса – недостаточное количество исследований по данной актуальной проблеме.
Сегодня, на становление личности как профессионала, влияют трудные экономические и социальные условия. Идет смена ценностных ориентаций, меняется стиль жизни, это затрудняет социальную адаптацию личности, а вместе с этим и усложняет процесс становления личности как профессионала. Для того чтобы сформировать способность субъекта труда, противостоять проявлениям профессиональных деформаций личности, требуются компетентные рекомендации по профилактике и преодолению профессиональной деформации субъекта труда. [29, с. 46].
Цель исследования – выявить особенности проявлений профессиональной деформации личности субъекта труда на примере педагогов дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
- Изучить состояние проблемы исследования профессиональной деформации личности в психологической науке.
- Представить характеристику профессиональной деформации личности субъекта труда на примере педагогов дополнительного образования.
- Выявить особенности проявления профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования, как субъектов труда.
- Предложить практические рекомендации, направленные на предупреждение и преодоление профессиональной деформации личности педагога дополнительного образования.
Гипотеза исследования – существуют отличительные особенности проявлений профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования, как субъектов труда, по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений.
Объект исследования – профессиональная деформация личности педагога, как субъекта труда.
Предмет исследования – особенности проявлений профессиональной деформации личности педагога дополнительного образования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование.
Применялись следующие методики исследования:
- Опросник «Эмпатия» (А.А. Меграбяна в адаптации Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк).
- Опросник «Диагностика авторитарности».
- Опросник выявления форм агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки (в адаптации Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк).
- Опросник «Диагностика демонстративности».
Методы математической и статистической обработки и представления полученных данных: описательная статистика, определение достоверности различий (непараметрический критерий Манна-Уитни).
Теоретико-методологические основания исследования:
- Концепции профессионального становления (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.А. Деркач, Д. Сьюпер, Э.Э. Сыманюк).
- Теоретические и практические работы, посвященные проблеме профессиональной деформации личности (С.П. Безносов, В.А. Бодров, Н.Е. Водопьянова, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Т.А. Жалагина, А.К. Маркова, В.Е. Орел, О.Б. Полякова О.Б. Полякова).
- Теоретические и эмпирические исследования профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования (О.А. Анисимова, Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова, В.Е. Орел).
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ Мартыновская средняя общеобразовательная школа №1, МОУ лицей «Политэк» г. Волгодонска, школа ДЮС «Нептун», ЦДОД сл. Большая Мартыновка. В исследовании принимали участие 60 респондентов, из которых 30 педагогов дополнительного образования и 30 педагогов общеобразовательных учреждений со стажем педагогической деятельности от 6 лет до 32 лет.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут использоваться психологами образовательных учреждений. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут стать основой для создания программ профилактики проявлений профессиональной деформации педагогов дополнительного образования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (30 источников), 3 приложений. Общий объем работы составляет 48 страниц, из них 32 страницы основного текста, 3 страницы списка литературы.
Глава 1. Понятие профессионально-личностной деформации в теории психологии
1.1. Состояние проблемы исследования профессиональной деформации личности в психологической науке
Проблема воздействия профессиональной роли на личность профессионала время от времени появляется в фокусе внимания исследователей, но до сегодняшнего дня остается актуальной. Об этом давно писали философы времен зарождения и формирования научных знаний, но особо пристально проблема воздействия профессиональной роли на личность обсуждалась как в конце XIX, так и в начале XX столетия, когда отделились от философии различные направления (отрасли) науки со взглядами на предмет исследования, понятийными аппаратами, средствами и методами познания окружающей действительности [4, с. 54].
Значительный вклад в разрешение проблем профпсихологии внесли ученые отечественной науки: В.М. Мунипов, Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Ю.М. Забродин, Ю.В. Котелова, Н.В. Кузьмина, Н.С. Пряжников,, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, А.М. Новиков, К.М. Гуревич, К.К. Платонов, З.А. Решетова, Т.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева, В.Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров, С.Н. Чистякова, М.Р. Щукин.
Вопросы, связанные с профессиональной деформацией личности, обсуждаются в работах и отечественных, и зарубежных авторов (С.Б. Братуся, Е.А. Климова, Б.Г. Ананьева, Э.Ф. Зеера, И.С. Кона, Л.Ф. Обуховой, Е.И. Рогова, А.И. Папкина, Л.Б. Филонова, З. Фрейда, Э. Эриксона, Д. Сьюпера) [30, с. 154].
Первое упоминание о модификациях, сопутствующих профессиональное самоопределение личности, встречается в исследованиях К. Маркса и П.А. Сорокина. Научное рассмотрение данного вопроса начато в 90-е годы XX века (В.П. Подвойский, Р.М. Грановская, Е.В. Руденский).
Феномен профессиональных деформаций личности в психолого-педагогической литературе рассматривался через профессиональную астению, эмоциональное «выгорание», профессиональную пассивность у представителей профессий типа «человек-человек» и их дезадаптацию [25, с. 88].
В.А. Бодров отмечает, что вопрос профессиональных деформаций личности возник во второй половине XIX столетия как последствие особенностей формирования социально-экономических процессов в обществе и его научных знаний. Зарождение этой проблемы, во-первых, связано с достижениями в изучении физиологии человека, развитии прикладных направлений физиологии, благодаря исследованиям И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, а также с появлением центральных отраслей экспериментальной психологии познавательных процессов (В. Вундт, И.Мюллер), дифференциальной психологии (Ф. Гальтон, Д. Кеттелл), психологии способностей и психодиагностики (Ф. Гальтон), социальной психологии (Э. Дюркгейм, В. Вундт, В.М. Бехтерев). Во-вторых, предпосылки зарождения проблемы профессиональной пригодности были обусловлены началом научно-технической революции в промышленности и в военном деле, а так же появлением задач обеспечения увеличению эффективности труда, профилактике получения травматизма и уменьшения аварийности [6, с. 196].
Проблема профессиональных деформаций личности изначально рассматривалась в контексте взаимосвязи личности и деятельности, сознания и профессии. Многие исследователи подчеркивали важность пристального исследования проблемы, полного анализа целого мира профессий, разделенного, но продолжающего развиваться мира труда и профессий.
В 1940 г. С. Л. Рубинштейн выделял как особенно важный фактор: «Преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики в конкретной деятельности, в которой она проявляется и формируется» [4, с.6]. Позднее В.Н. Мясищев, подчеркивал важность рассмотрения взаимосвязи между субъектом деятельности и личностью, отмечая то, что психология безличных процессов должна замениться психологией личности в деятельности» [5, с.14].
Многоаспектные психологические феномены соотношения личности и профессии исследовались психологией труда. Но единой картины становления личности как профессионала не складывалось. Психология труда которая возникла на рубеже XX в., рассматривала всевозможные виды труда, предъявляемые требования профессии к субъекту труда и психофизиологическим возможностям работника, его морально-волевым качествам, важные профессиональные способности, а так же знания, умения и навыки профессионала.
С.Л. Рубиншетейн писал, что личность проявляется и развивается в деятельности. Данное утверждение было конкретизировано во многих дальнейших исследованиях. Так Б.Г. Ананьев подчеркивал, что, развивая личность, труд создает не только материальные ценности, но и моральные качества человека, его характер и волю. С трудом связано формирование идеалов, образцов характера, лежащих в его основе [2,с 138].
О существовании трудностей в теоретическом понимании категорий, «труд», «деятельность», «жизнедеятельность» пишут многие авторы.
Некоторые исследователи ( Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, Э.Э. Сыманюк) рассматривают профессиональную деформацию личности в рамках более широкого понятия «профессиональные деструкции» которое определяют как со временем накопившиеся изменения имеющейся структуры личности и ее деятельности. Эти изменения негативно сказываются на эффективности трудовой деятельности и взаимодействии с другими субъектами этого процесса, также влияют на формировании самой личности» [22, с.149].
В отечественной психологии наиболее разработанной считается концепция профессионального становления личности, автор которой Э.Ф. Зеер. В рамках этой концепции рассматриваются проблемы детерминации и периодизации профессионального развития личности, проблемы профессиональных кризисов профессионала и деструктивных изменений личности в ходе ее профессионального становления, рассматриваются вопросы психологического сопровождения работников. значительное внимание в рамках рассматриваемой концепции направляется на уточнение и конкретизацию, на разработку базовых понятий, включая: профессиональное самоопределение, профессиональную деятельность и профессиональную идентичность, профессиональное формирование личности, профессиональные деструкции личность возникающие в процессе выполняемой деятельности.
Э.Ф. Зеер констатирует, что явление профессиональных деформаций личности недостаточно исследованы, но С.Г. Геллерштейн в 1930-е г. писал о важности понимания, что сущность профессиональной деятельности отражается как в выполнении работником определенных действий, так и в приспособлении организма работника к специфическим особенностям, которые определяет профессия, на фоне этих особенностей действия совершаются работником. При этом происходит постоянное взаимодействие внешних условий среды и организма профессионала. Довольно часто наблюдается деформирование не только тела работника, но и его психики. Позже С.Г. Геллерштейн отмечет, что деформацию нужно понимать как изменение, которое наступает в организме работника и приобретает стойкий характер [24,с.80].
Когда говорят о профессиональной деформации, то традиционно имеется в виду феномен распространения привычного ролевого поведения профессионала на непрофессиональные сферы. Если, после того как человек вышел из сложившейся профессиональной ситуации не произошло его восстановления, то даже в условиях личной жизни человек несет на себе «деформирующий отпечаток» полученный от профессии [20, с. 47].