Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 466
Скачиваний: 5
Эмоциональный уровень эмпатии который представляет собой эмоциональный компонент - отклик на эмоциональное состояние собеседника, способность к сопереживанию, эмоциональную впечатлительность;
Действенную эмпатию которая представляет собой поведенческий компонент - способность к проявлению поддержки и дружелюбия, оказанию помощи и готовности облегчить эмоциональные переживания собеседника.
Опросник включает в себя 50 утверждений. Количественное выражение результатов методики получают с помощью ключа. Выделяют уровни выраженности компонентов эмпатии - сопереживания и действенной эмпатии:
- до 8 баллов – низкий уровень - равнодушие;
- от 9 до 15 баллов – средний уровень;
- от 16 баллов и более – высокий уровень.
2. Опросник «Диагностика авторитарности» [22, с. 201-202].
Выбор данной методики обусловлен тем, что она позволяет определить уровень выраженности такого компонента профессиональной деформации как авторитарность. Авторитарность представляет собой социально-психологическую характеристику личности, отражающую ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. На уровне поведения авторитарность проявляется в стремлении личности добиться доминирующего положения в коллективе и в стремлении занять максимально возможную позицию в структуре управления.
Опросник включает себя 12 утверждений. За каждый ответ «да» испытуемому присваивается 1 балл. После этого подсчитывается общее количество баллов. Выделяются уровни выраженности авторитарности:
до 4 баллов – низкий;
5 – 7 баллов – средний;
7 баллов и более – высокий [22,с.201].
3. Опросник Басса – Дарки. Предлагаемая методика диагностики агрессивности представляет собой адаптированный вариант Э.Ф. Зеером, Э.Э Сыманюк) [22, с.195-201]. Выбор данной методики обусловлен тем, что она позволяет выявить формы агрессивных и враждебных реакций личности:
- Физическую агрессию как использование физической силы против другого человека.
- Косвенную агрессию как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, и агрессию, которая ни на кого не направлена.
- Склонность к раздражению как готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
- Обиду которая представляет собой зависть и ненависть к другим людям, обусловленные чувством гнева на окружающий мир, за действительные или мнимые страдания.
- Подозрительность, представляющую собой недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что субъекты взаимодейстия намерены причинить вред.
- Вербальную агрессию как выражение негативных чувств через форму ссор, крика, визга и через содержание словесных ответов: угроз, проклятий, ругани).
Опросник включает в себя 60 утверждений. По количеству совпадений ответов испытуемых с ключом опросника, подсчитываются индексы выделяемых форм агрессивных реакций. Суммирование индекса физической, косвенной и вербальной агрессии определяет общий индекс агрессивности, а суммирование индекса обиды и подозрительности определяет индекс враждебности.
Индекс агрессивности – обобщенная характеристика, которая отражает уровень реакции личности на реально существующую или кажущуюся ситуацию, несущую угрозу нанесения вреда.
Индекс враждебности – обобщенная характеристика, которая проявляется в негативной оценке окружающих людей и событий, сопровождающаяся негативными переживаниями.
Уровни выраженности индекса агрессивности:
- низкий – от 0 до 9 баллов;
- средний – от 10 до 18 баллов;
- высокий – от 19 до 32 баллов.
Уровни выраженности индекса враждебности:
- низкий – от 0 до 6 баллов;
- средний – от 7 до 10 баллов;
- высокий – от 11 до 18 баллов [62, c.195].
4.Опросник «Диагностика демонстративности» [22, с. 202-205].
Методика позволяет выявить наличие демонстративности в структуре личности профессионала. Выделяют три уровня демонстративности: низкий, средний, высокий.
Демонстративность представляет собой эмоционально окрашенное поведение личности, субъективно воспринимаемое как привлекательное, стремление нравится, желание быть на виду, выступить на публике, проявив себя. Это реализуется в демонстрации своего превосходства, эмоциональных преувеличениях, демонстрации своих чувств и переживаний, выраженных позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. При демонстративности, как правило, эмоции яркие, выразительные в своих проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Личностные и профессиональные увлечения обычно экстраватантные и не требующие слишком упорного труда.
Опросник состоит из 12 вопросов. Общее количество баллов определяет уровень выраженности демонстративности:
- до 4 баллов – низкий;
- 5 – 7 баллов – средний;
- 8 баллов и более – высокий [22, с.202].
Достоверность и надежность полученных в ходе эмпирического исследования данных обеспечивалась применением разнообразных исследовательских процедур, сочетанием качественного и количественного анализа собранных данных, использованием аппарата SPSS 13.0 математической статистики для обработки количественных данных (U критерий Манна - Уитни).
В начале исследования был проведен сравнительный анализ количественных данных, полученных по методике «Эмпатия».
На основании обработки полученных данных выявили уровень способности к сопереживанию и действенной эмпатии. Более наглядные данные представлены в таблице 3-5.
Таблица 3
Уровень способности к сопереживанию у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений
Уровень |
Сопереживание |
|||
Педагоги дополнительного образования |
Педагоги общеобразовательных учреждений |
|||
Количество человек |
% |
Количество человек |
% |
|
Высокий |
4 |
13,3 |
6 |
20 |
Средний |
19 |
63,3 |
15 |
50 |
Низкий |
7 |
23,3 |
9 |
30 |
Таблица 4
Уровень действенной эмпатии у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений
Уровень |
Действенная эмпатия |
|||
Педагоги дополнительного образования |
Педагоги общеобразовательных учреждений |
|||
Количество человек |
% |
Количество человек |
% |
|
Высокий |
5 |
16,6 |
3 |
10 |
Средний |
20 |
66,6 |
23 |
76,7 |
Низкий |
5 |
16,6 |
4 |
13,3 |
Для определения достоверности различий между педагогами дополнительного образования и педагогами общеобразовательных учреждений по уровню действенной эмпатии был использован U критерий Манна – Уитни (см. табл. 5).
Таблица 5
Выявление различий по уровню эмпатии у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений
Переменные |
Uэмп |
р |
Сопереживание |
393,0 |
0,523 |
Действенная эмпатия |
427,5 |
0,909 |
Следовательно, статистически значимых различий между группами педагогов по уровню способности к сопереживанию и действенной эмпатии не выявлено.
На следующем этапе исследования были выявлены различия по уровню авторитарности между группами. Более наглядные данные представлены в таблице 6.
Таблица 6
Уровень выраженности авторитарности у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений
Уровень |
Педагоги дополнительного образования |
Педагоги общеобразовательных учреждений |
||
Количество человек |
% |
Количество человек |
% |
|
Высокий |
6 |
20 |
7 |
23,3 |
Средний |
13 |
43,3 |
20 |
66,6 |
Низкий |
11 |
36,6 |
3 |
10 |
Для определения достоверности различий между педагогами дополнительного образования и педагогами общеобразовательных учреждений по уровню авторитарности был использован U критерий Манна – Уитни (Uэмп=318,5, р=0,074).
Следовательно, статистически значимых различий между группами по уровню авторитарности не обнаружено.
На следующем этапе исследования были выявлены различия по уровню демонстративности. Более наглядные данные представлены в таблице 7 .
Таблица 7
Уровень проявления демонстративности у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений
Уровень |
Педагоги дополнительного образования |
Педагоги общеобразовательных учреждений |
||
Количество человек |
% |
Количество человек |
% |
|
Высокий |
12 |
40 |
10 |
33,3 |
Средний |
15 |
50 |
10 |
33,3 |
Низкий |
3 |
10 |
10 |
33,3 |
Далее были выявлены различия по уровню агрессивности. Более наглядные данные представлены в таблице 8-9 и рис. 5–6.
Таблица 8.
Уровень проявления агрессии у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений (%)
Виды агрессии |
Уровень |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
ПДО |
ПОУ |
ПДО |
ПОУ |
ПДО |
ПОУ |
|
Физическая |
13,3 |
66,6 |
36,6 |
20 |
50 |
13,3 |
Косвенная |
50 |
50 |
26,6 |
30 |
23,3 |
20 |
Раздражение |
46,6 |
50 |
20 |
36,6 |
33,3 |
13,3 |
Обида |
30 |
30 |
23,3 |
40 |
46,6 |
30 |
Подозрительность |
43,3 |
56,6 |
20 |
36,6 |
36,6 |
6,6 |
Вербальная агрессия |
33,3 |
30 |
40 |
40 |
26,6 |
30 |
Таблица 9
Уровень индекса агрессивности и индекса враждебности у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений (%)
Индексы |
Уровень |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
ПДО |
ПОУ |
ПДО |
ПОУ |
ПДО |
ПОУ |
|
Индекс агрессивности |
13,3 |
30 |
63,3 |
66,6 |
23,3 |
3,3 |
Индекс враждебности |
30 |
50 |
43,3 |
43,3 |
26,6 |
6,6 |
Для определения достоверности различий между педагогами дополнительного образования и педагогами общеобразовательных учреждений по уровню агрессии был использован математический метод обработки U критерий Манна – Уитни (см. табл. 10).
Таблица 10
Выявление различий по уровню агрессивности у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений
Переменные |
Uэмп |
p |
Физическая |
151,0 |
0,000 |
Косвенная |
431,5 |
0,957 |
Раздражительность |
366,0 |
0,292 |
Обида |
374,5 |
0,535 |
Подозрительность |
294,0 |
0,031 |
Вербальная агрессия |
405,0 |
0,645 |
Индекс агрессивности |
295,0 |
0,033 |
Индекс враждебности |
285,0 |
0,022 |