Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональный уровень эмпатии который представляет собой эмоциональный компонент - отклик на эмоциональное состояние собеседника, способность к сопереживанию, эмоциональную впечатлительность;

Действенную эмпатию которая представляет собой поведенческий компонент - способность к проявлению поддержки и дружелюбия, оказанию помощи и готовности облегчить эмоциональные переживания собеседника.

Опросник включает в себя 50 утверждений. Количественное выражение результатов методики получают с помощью ключа. Выделяют уровни выраженности компонентов эмпатии - сопереживания и действенной эмпатии:

- до 8 баллов – низкий уровень - равнодушие;

- от 9 до 15 баллов – средний уровень;

- от 16 баллов и более – высокий уровень.

2. Опросник «Диагностика авторитарности» [22, с. 201-202].

Выбор данной методики обусловлен тем, что она позволяет определить уровень выраженности такого компонента профессиональной деформации как авторитарность. Авторитарность представляет собой социально-психологическую характеристику личности, отражающую ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. На уровне поведения авторитарность проявляется в стремлении личности добиться доминирующего положения в коллективе и в стремлении занять максимально возможную позицию в структуре управления.

Опросник включает себя 12 утверждений. За каждый ответ «да» испытуемому присваивается 1 балл. После этого подсчитывается общее количество баллов. Выделяются уровни выраженности авторитарности:

до 4 баллов – низкий;

5 – 7 баллов – средний;

7 баллов и более – высокий [22,с.201].

3. Опросник Басса – Дарки. Предлагаемая методика диагностики агрессивности представляет собой адаптированный вариант Э.Ф. Зеером, Э.Э Сыманюк) [22, с.195-201]. Выбор данной методики обусловлен тем, что она позволяет выявить формы агрессивных и враждебных реакций личности:

- Физическую агрессию как использование физической силы против другого человека.

- Косвенную агрессию как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, и агрессию, которая ни на кого не направлена.

- Склонность к раздражению как готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

- Обиду которая представляет собой зависть и ненависть к другим людям, обусловленные чувством гнева на окружающий мир, за действительные или мнимые страдания.

- Подозрительность, представляющую собой недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что субъекты взаимодейстия намерены причинить вред.


- Вербальную агрессию как выражение негативных чувств через форму ссор, крика, визга и через содержание словесных ответов: угроз, проклятий, ругани).

Опросник включает в себя 60 утверждений. По количеству совпадений ответов испытуемых с ключом опросника, подсчитываются индексы выделяемых форм агрессивных реакций. Суммирование индекса физической, косвенной и вербальной агрессии определяет общий индекс агрессивности, а суммирование индекса обиды и подозрительности определяет индекс враждебности.

Индекс агрессивности – обобщенная характеристика, которая отражает уровень реакции личности на реально существующую или кажущуюся ситуацию, несущую угрозу нанесения вреда.

Индекс враждебности – обобщенная характеристика, которая проявляется в негативной оценке окружающих людей и событий, сопровождающаяся негативными переживаниями.

Уровни выраженности индекса агрессивности:

- низкий – от 0 до 9 баллов;

- средний – от 10 до 18 баллов;

- высокий – от 19 до 32 баллов.

Уровни выраженности индекса враждебности:

- низкий – от 0 до 6 баллов;

- средний – от 7 до 10 баллов;

- высокий – от 11 до 18 баллов [62, c.195].

4.Опросник «Диагностика демонстративности» [22, с. 202-205].

Методика позволяет выявить наличие демонстративности в структуре личности профессионала. Выделяют три уровня демонстративности: низкий, средний, высокий.

Демонстративность представляет собой эмоционально окрашенное поведение личности, субъективно воспринимаемое как привлекательное, стремление нравится, желание быть на виду, выступить на публике, проявив себя. Это реализуется в демонстрации своего превосходства, эмоциональных преувеличениях, демонстрации своих чувств и переживаний, выраженных позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. При демонстративности, как правило, эмоции яркие, выразительные в своих проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Личностные и профессиональные увлечения обычно экстраватантные и не требующие слишком упорного труда.

Опросник состоит из 12 вопросов. Общее количество баллов определяет уровень выраженности демонстративности:

- до 4 баллов – низкий;

- 5 – 7 баллов – средний;

- 8 баллов и более – высокий [22, с.202].

Достоверность и надежность полученных в ходе эмпирического исследования данных обеспечивалась применением разнообразных исследовательских процедур, сочетанием качественного и количественного анализа собранных данных, использованием аппарата SPSS 13.0 математической статистики для обработки количественных данных (U критерий Манна - Уитни).


В начале исследования был проведен сравнительный анализ количественных данных, полученных по методике «Эмпатия».

На основании обработки полученных данных выявили уровень способности к сопереживанию и действенной эмпатии. Более наглядные данные представлены в таблице 3-5.

Таблица 3

Уровень способности к сопереживанию у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений

Уровень

Сопереживание

Педагоги дополнительного образования

Педагоги общеобразовательных учреждений

Количество человек

%

Количество человек

%

Высокий

4

13,3

6

20

Средний

19

63,3

15

50

Низкий

7

23,3

9

30

Таблица 4

Уровень действенной эмпатии у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений

Уровень

Действенная эмпатия

Педагоги дополнительного образования

Педагоги общеобразовательных учреждений

Количество человек

%

Количество человек

%

Высокий

5

16,6

3

10

Средний

20

66,6

23

76,7

Низкий

5

16,6

4

13,3

Для определения достоверности различий между педагогами дополнительного образования и педагогами общеобразовательных учреждений по уровню действенной эмпатии был использован U критерий Манна – Уитни (см. табл. 5).

Таблица 5

Выявление различий по уровню эмпатии у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений

Переменные

Uэмп

р

Сопереживание

393,0

0,523

Действенная эмпатия

427,5

0,909

Следовательно, статистически значимых различий между группами педагогов по уровню способности к сопереживанию и действенной эмпатии не выявлено.


На следующем этапе исследования были выявлены различия по уровню авторитарности между группами. Более наглядные данные представлены в таблице 6.

Таблица 6

Уровень выраженности авторитарности у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений

Уровень

Педагоги дополнительного образования

Педагоги общеобразовательных учреждений

Количество человек

%

Количество человек

%

Высокий

6

20

7

23,3

Средний

13

43,3

20

66,6

Низкий

11

36,6

3

10

Для определения достоверности различий между педагогами дополнительного образования и педагогами общеобразовательных учреждений по уровню авторитарности был использован U критерий Манна – Уитни (Uэмп=318,5, р=0,074).

Следовательно, статистически значимых различий между группами по уровню авторитарности не обнаружено.

На следующем этапе исследования были выявлены различия по уровню демонстративности. Более наглядные данные представлены в таблице 7 .

Таблица 7

Уровень проявления демонстративности у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений

Уровень

Педагоги дополнительного образования

Педагоги общеобразовательных учреждений

Количество человек

%

Количество человек

%

Высокий

12

40

10

33,3

Средний

15

50

10

33,3

Низкий

3

10

10

33,3

Далее были выявлены различия по уровню агрессивности. Более наглядные данные представлены в таблице 8-9 и рис. 5–6.

Таблица 8.

Уровень проявления агрессии у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений (%)


Виды агрессии

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

ПДО

ПОУ

ПДО

ПОУ

ПДО

ПОУ

Физическая

13,3

66,6

36,6

20

50

13,3

Косвенная

50

50

26,6

30

23,3

20

Раздражение

46,6

50

20

36,6

33,3

13,3

Обида

30

30

23,3

40

46,6

30

Подозрительность

43,3

56,6

20

36,6

36,6

6,6

Вербальная агрессия

33,3

30

40

40

26,6

30

Таблица 9

Уровень индекса агрессивности и индекса враждебности у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений (%)

Индексы

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

ПДО

ПОУ

ПДО

ПОУ

ПДО

ПОУ

Индекс агрессивности

13,3

30

63,3

66,6

23,3

3,3

Индекс враждебности

30

50

43,3

43,3

26,6

6,6

Для определения достоверности различий между педагогами дополнительного образования и педагогами общеобразовательных учреждений по уровню агрессии был использован математический метод обработки U критерий Манна – Уитни (см. табл. 10).

Таблица 10

Выявление различий по уровню агрессивности у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений

Переменные

Uэмп

p

Физическая

151,0

0,000

Косвенная

431,5

0,957

Раздражительность

366,0

0,292

Обида

374,5

0,535

Подозрительность

294,0

0,031

Вербальная агрессия

405,0

0,645

Индекс агрессивности

295,0

0,033

Индекс враждебности

285,0

0,022