Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, выявлены различия в уровне агрессивности между группами педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений. Более высокий уровень физической агрессии и подозрительности выявлен у педагогов общеобразовательных учреждений.

Индекс агрессивности и индекс враждебности выше у педагогов общеобразовательных учреждений.

В результате осуществленного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Наиболее значимым проявлением профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования является демонстративность. Демонстративность – эмоционально окрашенное поведение личности, субъективно воспринимаемое как привлекательное, желание нравится, стремление быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, демонстрации своих переживаний, позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Увлечения обычно экстравагантные и не требующие слишком упорного труда. Это может быть связано с необходимостью творческого подхода к выполнению профессиональных обязанностей педагогами дополнительного образования, ведь, дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения учеников и педагогов. Педагог дополнительного образования не может ограничиться в своей работе лишь накопленным опытом профессиональной деятельности. Он постоянно ищет новое, пополняет и обогащает запас приемов и методов работы.

2. Менее подверженными профессиональной деформации личности являются педагоги дополнительного образования, по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений. Выявлен более высокий уровень физической агрессии и подозрительности у педагогов общеобразовательных учреждений.

Следовательно, гипотеза исследования: существуют отличительные особенности проявления профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования, подтвердилась.

2.2. Рекомендации по профилактике профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования


В периодической литературе представлено достаточно большое количество исследований, направленных на поиски методов профилактики и преодоления проявлений профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования. Так, Е.В. Юрченко отмечает, что необходимость преодоления профессиональной деформации педагога обусловлена тем, что стойкость педагога перед профессиональными деформациями находится в прямой зависимости от повышения профессионального мастерства педагога [7, c.24].

Н.В. Гордиенко отмечает, что профессиональная деформация личности весьма сложно поддается коррекции. Ее проще предотвратить, чем бороться с ее проявлениями. В связи с этим становится особенно острой задача совершенствования методов психологического сопровождения для профилактики профессиональной деформации личности педагога дополнительного образования [18, с. 33].

Следствием проявляющихся деформаций являются психическая напряженность, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, кризисы, конфликты, неудовлетворенность своей жизнью и социальным окружением [22, с. 117].

А.В. Коваленко и Л.А. Шиканов выделяют негативные последствия, имеющиеся у профессионала из-за воздействия профессиональной деятельности. Эти последствия авторы назвали профессиональными деформациями. К ним отнесли следующие проявления: проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких, навязчивая диагностика себя и окружающих, принятие роли педагога, консультирование окружающих, гиперрефлексия, излишний самоконтроль, потеря спонтанности, стереотипизирование, уменьшение чувствительности к естественному опыту, рационализирование, эмоциональная холодность, цинизм [26].

Э.Ф. Зеер и Э.Э Сыманюк приводят обобщенные характеристики профессиональных деформаций (табл.1) [24, c.37].

Таблица 1

Профессиональ­ные деформации педагогов (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк)

Профессиональная деформация

Психологические детерминанты профессиональной деформации

Проявления деформации в профессиональной деятельности

Авторитарность

Психологическая защита - рационализация

Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний

Демонстративность

Психологическая защита - идентификация

Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация

Педагогический догматизм

Стереотипы мышлений

Стремление к упрощению педагогический задач и ситуаций, игнорирование психолого-педагогических знаний

Доминантность

Неконгруэнтность эмпатии

Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам

Педагогическая индифферентность

Психологическая защита – отчуждение.

Синдром «эмоционального сгорания»

Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости

Консерватизм

Психологическая защита - рационализация

Приверженность устоявшимся технологиям обучения

Педагогическая агрессия

Психологическая защита - проекция

Пристрастное отношение к неуспевающим, гигиенически запущенным и внешне непривлекательным учащимся

Ролевой экспансионизм

Стереотипы поведения. Тотальная погруженность в педагогическую деятельность

Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преувеличение значения своей роли

Социальное лицемерие

Психологическая защита – проекция. Стереотипизация морального поведения

Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость

Поведенческий трансфер

Психологическая защита – проекция. Идентификация

Эмоциональные реакции и поведение свойственные учащимся

Дидактичность

Стереотипы мышления. Речевые шаблоны

Стремление все назидательно объяснить, используя шаблонные способы передачи знаний и опыта


Чтобы понять сущность профессиональной деформации личности важно проанализировать влияние личности профессионала как объекта деятельности на субъекта. Изучаемая проблема наиболее ярко проявляется в профессиях типа «человек-человек». На сегодняшний день, существует множество профессий, где человек является объектом деятельности активного субъекта [4, c.62].

Исследователями профессиональной деформации, было отмечено, что каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций. В результате исследования профессионального становления педагогов дополнительного образования были выделены следующие деформации: авторитарность, педагогический догматизм, индифферентность, консерватизм, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер. Преодоление профессиональных деформаций у педагогов дополнительного образования предполагает использование разнообразных личностно ориентированных методов, технологий коррекции и средств профилактики проявлений профессиональных деформаций [22, с. 91].

Р.М. Грановская отмечает, что знаками проявлений профессиональной деформации у педагогических работников служат высказывания педагогов такого типа, как: «Оставь свой прокурорский тон!», «Говорит, как учитель», «Начальственный окрик». Исследователь отмечает, что большинство педагогов отличает дидактическая, поучающая манера речи. Помимо типичной манеры речи с профессией педагога часто связана и привычка к упрощенному подходу к рассмотрению и решению проблем. Это качество помогает, в условиях образовательного учреждения, сложные вещи сделать доступными для понимания их воспитанниками. Однако в условиях личного общения это качество порождает излишнюю прямолинейность и негибкость мыш­ления. Такое качество как авторитарность типично для многих педагогов, поскольку он должен контролировать детский коллектив в процессе выполнения своей деятельности. Излишнее проявление авторитарности за­медляет становление детского коллектива, способствует развитию у воспитанников неадекватной самооценки и возникновению невроза. Кроме этого, необходимость «держать в руках» детский коллектив часто формирует в характере педагога властность и категоричность. Сочетание властности и чрезмерной дидактичности способствует подавлению чувства юмора в личности педагога [16,c.406].

Э.Ф. Зеер предлагает основные пути профессиональной реабилитации:

- повышение социально-психологической компетентности педагогов;


-диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

- прохождение тренингов личностного и профессионального роста;

- рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста (рефлексия-внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира);

- профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

- овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

- повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность [11, с. 48].

Таблица 11

Особенности психолого-педагогического сопровождения педагогов

на разных уровнях развития профессионализма

Этапы сопровождений

Стаж работы

0 – 5 лет

6 – 15 лет

16 – 25 лет

Цель сопровождения

Развитие педагога-специалиста

Развитие педагога-профессионала

Развитие

педагога-мастера

Мотивы развития педагогами профессионализма

Желание работать профессионально, разобраться во всех тонкостях профессии

Поиск эффективных педагогических средств, стремление к совершенствованию методических приемов

Потребность в самосовершенствовании через профессиональный рост

Деятельность педагога

Практическая

Поисковая

Творческая

Организация сопровождения

Обеспечение педагога образцами педагогической деятельности

Помощь педагогу в самосовершенствовании

Создание среды для творчества педагогов

Взаимоотношения: наставник-педагог

Руководство

Совместная деятельность

Сотрудничество

Освоение педагогического

опыта

Освоение отдельных педагогических и психологических приемов, методик

Освоение педагогических и

психологических технологий

Создание на основе теории собственного педагогического

опыта

Включенность и самостоятельность педагога

Невысокая, осуществляется под руководством

Высокая, самостоятельно пытается освоить новые формы

работы

Самосовершенствование через

педагогическую деятельность

Контроль

Методист

Совместный

Самоконтроль


Таким образом, методов профилактики проявлений профессиональной деформации педагогов существует значительное количество, они включают в себя, как самостоятельную работу педагога над обеспечением своего профессионального благополучия, так и психологическое сопровождение педагогов. Самостоятельно педагог сможет снизить риск проявлений профессиональной деформации личности через: эффективное восприятие реальности; приятие себя и других, непосредственность, простоту и естественность, автономию, глубокие межличностные отношения, чувство юмора, креативность.

Психологическое сопровождение проводит профилактику проявлений профессиональной деформации личности через повышение социально-психологической компетентности педагогов, диагностику профессиональных деформаций, прохождение тренингов личностного и профессионального роста, овладение приемами, обучение способам саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ теоретических подходов к проблеме профессиональной деформации личности позволил вы­делить следующие два подхода к проблеме профессиональной деформации субъекта труда.

1. Профессиональная деформация личности является результатом реализации адаптивного профессионального поведения, для которого характерно самоограничение в плане развития собственной личности.

2. Профессиональная деформация личности как нарушение целостности личности, изменение в ее структуре, появление негативных свойств и качеств личности.

Проанализировав особенности педагогического труда установлено, что структуру педагогической деятельности составляют три основных компонента: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, а так же анализ и оценка педагогических действий учителя. Принадлежность педагогической профессии к типу «человек – человек», определяет уязвимость субъекта педагогического труда перед появлением у него профессиональных деформаций личности на раннем или позднем этапе профессионального развития. Среди важных качеств педагога выделяется эмоциональность, общительность, идейно-политическая активность, пластичность поведения, способность понимать учащихся и руководить ими, владение в совершенстве методами преподавания, любовь к детям, эмпатия, социальная зрелость личности, креативность - творческий подход к педагогическому труду. Специфика педагогической деятельности отражается в особенностях отношений объекта и субъекта педагогического взаимодействия, поскольку объект педагогического труда - ученик - представляет собой один из самых сложных объектов профессиональной деятельности.