Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 468
Скачиваний: 5
Следовательно, выявлены различия в уровне агрессивности между группами педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений. Более высокий уровень физической агрессии и подозрительности выявлен у педагогов общеобразовательных учреждений.
Индекс агрессивности и индекс враждебности выше у педагогов общеобразовательных учреждений.
В результате осуществленного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Наиболее значимым проявлением профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования является демонстративность. Демонстративность – эмоционально окрашенное поведение личности, субъективно воспринимаемое как привлекательное, желание нравится, стремление быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, демонстрации своих переживаний, позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Увлечения обычно экстравагантные и не требующие слишком упорного труда. Это может быть связано с необходимостью творческого подхода к выполнению профессиональных обязанностей педагогами дополнительного образования, ведь, дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения учеников и педагогов. Педагог дополнительного образования не может ограничиться в своей работе лишь накопленным опытом профессиональной деятельности. Он постоянно ищет новое, пополняет и обогащает запас приемов и методов работы.
2. Менее подверженными профессиональной деформации личности являются педагоги дополнительного образования, по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений. Выявлен более высокий уровень физической агрессии и подозрительности у педагогов общеобразовательных учреждений.
Следовательно, гипотеза исследования: существуют отличительные особенности проявления профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования, подтвердилась.
2.2. Рекомендации по профилактике профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования
В периодической литературе представлено достаточно большое количество исследований, направленных на поиски методов профилактики и преодоления проявлений профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования. Так, Е.В. Юрченко отмечает, что необходимость преодоления профессиональной деформации педагога обусловлена тем, что стойкость педагога перед профессиональными деформациями находится в прямой зависимости от повышения профессионального мастерства педагога [7, c.24].
Н.В. Гордиенко отмечает, что профессиональная деформация личности весьма сложно поддается коррекции. Ее проще предотвратить, чем бороться с ее проявлениями. В связи с этим становится особенно острой задача совершенствования методов психологического сопровождения для профилактики профессиональной деформации личности педагога дополнительного образования [18, с. 33].
Следствием проявляющихся деформаций являются психическая напряженность, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, кризисы, конфликты, неудовлетворенность своей жизнью и социальным окружением [22, с. 117].
А.В. Коваленко и Л.А. Шиканов выделяют негативные последствия, имеющиеся у профессионала из-за воздействия профессиональной деятельности. Эти последствия авторы назвали профессиональными деформациями. К ним отнесли следующие проявления: проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких, навязчивая диагностика себя и окружающих, принятие роли педагога, консультирование окружающих, гиперрефлексия, излишний самоконтроль, потеря спонтанности, стереотипизирование, уменьшение чувствительности к естественному опыту, рационализирование, эмоциональная холодность, цинизм [26].
Э.Ф. Зеер и Э.Э Сыманюк приводят обобщенные характеристики профессиональных деформаций (табл.1) [24, c.37].
Таблица 1
Профессиональные деформации педагогов (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк)
Профессиональная деформация |
Психологические детерминанты профессиональной деформации |
Проявления деформации в профессиональной деятельности |
Авторитарность |
Психологическая защита - рационализация |
Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний |
Демонстративность |
Психологическая защита - идентификация |
Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация |
Педагогический догматизм |
Стереотипы мышлений |
Стремление к упрощению педагогический задач и ситуаций, игнорирование психолого-педагогических знаний |
Доминантность |
Неконгруэнтность эмпатии |
Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам |
Педагогическая индифферентность |
Психологическая защита – отчуждение. Синдром «эмоционального сгорания» |
Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости |
Консерватизм |
Психологическая защита - рационализация |
Приверженность устоявшимся технологиям обучения |
Педагогическая агрессия |
Психологическая защита - проекция |
Пристрастное отношение к неуспевающим, гигиенически запущенным и внешне непривлекательным учащимся |
Ролевой экспансионизм |
Стереотипы поведения. Тотальная погруженность в педагогическую деятельность |
Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преувеличение значения своей роли |
Социальное лицемерие |
Психологическая защита – проекция. Стереотипизация морального поведения |
Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость |
Поведенческий трансфер |
Психологическая защита – проекция. Идентификация |
Эмоциональные реакции и поведение свойственные учащимся |
Дидактичность |
Стереотипы мышления. Речевые шаблоны |
Стремление все назидательно объяснить, используя шаблонные способы передачи знаний и опыта |
Чтобы понять сущность профессиональной деформации личности важно проанализировать влияние личности профессионала как объекта деятельности на субъекта. Изучаемая проблема наиболее ярко проявляется в профессиях типа «человек-человек». На сегодняшний день, существует множество профессий, где человек является объектом деятельности активного субъекта [4, c.62].
Исследователями профессиональной деформации, было отмечено, что каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций. В результате исследования профессионального становления педагогов дополнительного образования были выделены следующие деформации: авторитарность, педагогический догматизм, индифферентность, консерватизм, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер. Преодоление профессиональных деформаций у педагогов дополнительного образования предполагает использование разнообразных личностно ориентированных методов, технологий коррекции и средств профилактики проявлений профессиональных деформаций [22, с. 91].
Р.М. Грановская отмечает, что знаками проявлений профессиональной деформации у педагогических работников служат высказывания педагогов такого типа, как: «Оставь свой прокурорский тон!», «Говорит, как учитель», «Начальственный окрик». Исследователь отмечает, что большинство педагогов отличает дидактическая, поучающая манера речи. Помимо типичной манеры речи с профессией педагога часто связана и привычка к упрощенному подходу к рассмотрению и решению проблем. Это качество помогает, в условиях образовательного учреждения, сложные вещи сделать доступными для понимания их воспитанниками. Однако в условиях личного общения это качество порождает излишнюю прямолинейность и негибкость мышления. Такое качество как авторитарность типично для многих педагогов, поскольку он должен контролировать детский коллектив в процессе выполнения своей деятельности. Излишнее проявление авторитарности замедляет становление детского коллектива, способствует развитию у воспитанников неадекватной самооценки и возникновению невроза. Кроме этого, необходимость «держать в руках» детский коллектив часто формирует в характере педагога властность и категоричность. Сочетание властности и чрезмерной дидактичности способствует подавлению чувства юмора в личности педагога [16,c.406].
Э.Ф. Зеер предлагает основные пути профессиональной реабилитации:
- повышение социально-психологической компетентности педагогов;
-диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;
- прохождение тренингов личностного и профессионального роста;
- рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста (рефлексия-внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира);
- профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;
- овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;
- повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность [11, с. 48].
Таблица 11
Особенности психолого-педагогического сопровождения педагогов
на разных уровнях развития профессионализма
Этапы сопровождений |
Стаж работы |
||
0 – 5 лет |
6 – 15 лет |
16 – 25 лет |
|
Цель сопровождения |
Развитие педагога-специалиста |
Развитие педагога-профессионала |
Развитие педагога-мастера |
Мотивы развития педагогами профессионализма |
Желание работать профессионально, разобраться во всех тонкостях профессии |
Поиск эффективных педагогических средств, стремление к совершенствованию методических приемов |
Потребность в самосовершенствовании через профессиональный рост |
Деятельность педагога |
Практическая |
Поисковая |
Творческая |
Организация сопровождения |
Обеспечение педагога образцами педагогической деятельности |
Помощь педагогу в самосовершенствовании |
Создание среды для творчества педагогов |
Взаимоотношения: наставник-педагог |
Руководство |
Совместная деятельность |
Сотрудничество |
Освоение педагогического опыта |
Освоение отдельных педагогических и психологических приемов, методик |
Освоение педагогических и психологических технологий |
Создание на основе теории собственного педагогического опыта |
Включенность и самостоятельность педагога |
Невысокая, осуществляется под руководством |
Высокая, самостоятельно пытается освоить новые формы работы |
Самосовершенствование через педагогическую деятельность |
Контроль |
Методист |
Совместный |
Самоконтроль |
Таким образом, методов профилактики проявлений профессиональной деформации педагогов существует значительное количество, они включают в себя, как самостоятельную работу педагога над обеспечением своего профессионального благополучия, так и психологическое сопровождение педагогов. Самостоятельно педагог сможет снизить риск проявлений профессиональной деформации личности через: эффективное восприятие реальности; приятие себя и других, непосредственность, простоту и естественность, автономию, глубокие межличностные отношения, чувство юмора, креативность.
Психологическое сопровождение проводит профилактику проявлений профессиональной деформации личности через повышение социально-психологической компетентности педагогов, диагностику профессиональных деформаций, прохождение тренингов личностного и профессионального роста, овладение приемами, обучение способам саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ теоретических подходов к проблеме профессиональной деформации личности позволил выделить следующие два подхода к проблеме профессиональной деформации субъекта труда.
1. Профессиональная деформация личности является результатом реализации адаптивного профессионального поведения, для которого характерно самоограничение в плане развития собственной личности.
2. Профессиональная деформация личности как нарушение целостности личности, изменение в ее структуре, появление негативных свойств и качеств личности.
Проанализировав особенности педагогического труда установлено, что структуру педагогической деятельности составляют три основных компонента: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, а так же анализ и оценка педагогических действий учителя. Принадлежность педагогической профессии к типу «человек – человек», определяет уязвимость субъекта педагогического труда перед появлением у него профессиональных деформаций личности на раннем или позднем этапе профессионального развития. Среди важных качеств педагога выделяется эмоциональность, общительность, идейно-политическая активность, пластичность поведения, способность понимать учащихся и руководить ими, владение в совершенстве методами преподавания, любовь к детям, эмпатия, социальная зрелость личности, креативность - творческий подход к педагогическому труду. Специфика педагогической деятельности отражается в особенностях отношений объекта и субъекта педагогического взаимодействия, поскольку объект педагогического труда - ученик - представляет собой один из самых сложных объектов профессиональной деятельности.