Файл: Выбор стиля руководства в организации (ООО «Т-Сервис»).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты выбора стилей руководства и их влияния на принятия решений
1.1. Понятие и классификация стилей руководства
1.2. Процесс принятия управленческого решения: понятие, сущность
Глава 2. Анализ и выбор стиля руководства ООО «Т-Сервис»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Т-Сервис»
2.2. Оценка стиля руководства при принятии решения в ООО «Т-Сервис»
2.3. Выбор стиля руководства и системы принятия решений в ООО «Т-Сервис»
Различие между политическими системами США и Германии перед Второй мировой войной послужило причиной исследования лидерства, проведенным ученым – бихевиористом Куртом Левином.
Результаты исследования более чем четырех месячного эксперимента в трех группах десятилетних мальчиков, где каждая группа руководилась соответствующим образом подготовленными студентами. Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократичного лидера, более продуктивно работали при авторитарном руководстве.
Выделение формальной и содержательной стороны обусловлено возможностью использования руководителями одного стиля формальной стороны другого стиля. Очень часто встречаются автократы, которые внешне ведут себя очень демократично. Кроме того, тот или иной стиль может себя проявить в той или иной обусловленной
Более поздние исследования также подтвердили факт, что демократичный стиль не всегда является наиболее продуктивным. Так, исследование 1000 рабочих обнаружило, что те из них, кто часто взаимодействовал с начальником по роду работы, предпочитали и были удовлетворены работой с авторитарным лидером. Работники таких профессий, как пожарные, полицейские, административные помощники, проявляли аналогичное отношение к автократизму. В конечном счете, так и не было найдено прямой связи какого-либо стиля с эффективным лидерством.
Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутона и дает возможность оценить характер управления на предприятии. Положение в решетке определяет степень развития методов управления предприятием.
Одна ось отражает ориентацию руководителя на коллектив, а вторая – производственную направленность деятельности руководящего состава.
Рис. 1.2. Решетка стилей руководства Блейка-Моутона[6]
Из решетки стиля руководства выводится пять типичных стилей.
1-1 - стиль руководства, не ориентированный на высокие трудовые достижения, на заботу о межличностных отношениях. Попустительский стиль может иметь следствием апатию и разочарование сотрудников.
1-9 - стиль руководства, при котором для межличностных отношений создана благоприятная атмосфера, но трудовым достижениям уделяется мало внимания. В таких группах долго не бывает конфликтов, пока на сотрудников не начинают давить производственная необходимость или вышестоящее начальство.
5-5 - стиль руководства, направленный на средние трудовые достижения и среднюю удовлетворенность сотрудников. Консервативный стиль достижения, трудовые результаты средние.
9-1 - стиль руководства, ориентированный на высокую производительность труда и отсутствие заботы о межличностных отношениях. Соответствует авторитарному руководству.
9-9 - стиль руководства, нацеленный на высокие трудовые достижения и высокую удовлетворенность сотрудников.
Решетку Блейка—Моутона называют управленческой, менеджерской решеткой.
Большинство руководителей считают, что стиль 9–9 наиболее целесообразен для применения. Но применение этого стиля на практике затруднительно.
Недостатком данной теории является невозможность точного определения положения руководителя на данной решетке, ведь информация, которую можно получить как от руководителя, так и от подчиненных, вряд ли будет полной и достоверной.
1.2. Процесс принятия управленческого решения: понятие, сущность
Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями.
Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.[7]
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью определённых правил.
К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:
- всестороннюю обоснованность решения;
- своевременность;
- необходимую полноту содержания;
- полномочность;
- согласованность с принятыми ранее решениями.
Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать:
а) цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;
б) средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;
в) основные пути и способы достижения целей;
г) сроки достижения целей;
д) порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями;
е) организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.[8]
Важным требованием управленческого решения является полномочность (властность) решения - строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления - постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.
Принятие УР требует высокого уровня профессионализма и наличия, определенных социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них.[9]
Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.
Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.
При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует “шестое чувство”, своего рода озарение, которое посещает, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на неё, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но всё же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.
Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта её решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в неё.
Мощным фактором, активизирующим процесс принятия решения, выступают современные средства оргтехники, включая вычислительные сети. Это требует высокого уровня культуры в области математики и программирования, технологии использования технических средств. Однако процесс принятия решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от конкретной личности.
Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры.
Решение с четко выраженной структурой может быть представлено так, как это показано на рис. 1.3[10].
Рис. 1.3. Сущность четко структурированного решения[11]
По прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.
Слабо структурированное решение представлено на рис. 1.4.
Рис. 1.4. Слабо структурированное решение
Принятое решение оказывает воздействие и на ЛПР (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта).
Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и под этапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (табл.1.1).
Таблица 1.1
Содержание основных фаз принятия и реализации решения[12]
Фаза |
Содержание фазы |
1. Сбор информации о возможных проблемах |
1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы |
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы |
2.1. Описание проблемной ситуации |
3. Формулирование целей решения проблемы |
3.1. Определение целей фирмы |
4. Обоснование стратегии решения проблемы |
4.1. Детальное описание объекта |
5. Разработка вариантов решения |
5.1. Расчленение задачи на подзадачи |
6. Выбор лучшего варианта |
6.1. Анализ эффективности вариантов решения |
7. Корректировка и согласование решения |
7.1. Проработка решения с исполнителями |
8. Реализация решения |
8.1. Подготовка рабочего плана реализации |
Вывод по параграфу и всей главы
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль над ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.[13]
Управленческие решения являются важнейшим инструментом преодоления возникающих в процессе функционирования организации противоречий, согласования интересов и координации деятельности работников соответствующих социальных систем.
Глава 2. Анализ и выбор стиля руководства ООО «Т-Сервис»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Т-Сервис»
Объектом исследования данной работы стало предприятие ООО «Т-Сервис» - авторизованный сервисный центр NOKIA.
ООО «Т-Сервис» - авторизованная сервисная поддержка для всей России.
ООО «Т-Сервис» - для салонов связи, оптовых компаний и компаний-операторов. Сервисные центры проекта Т-СЕРВИС в столицах и регионах – это:
- профессиональный гарантийный и послегарантийный ремонт и обслуживание мобильных телефонов NOKIA, SAMSUNG и PANASONIC (в СПб)
- четкие сроки выполнения работ любой сложности;
- только фирменные электронные компоненты и запчасти, всегда имеющиеся в наличии и самое современное оборудование;
- решение всех вопросов Авторизованной сервисной поддержки непосредственно на местах.
В настоящее время сервисные партнеры Т-СЕРВИС работают в Москве, Санкт Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Омске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Самаре, Туле, Перми, Красноярске, Владивостоке, Пензе.
Организационная структура предприятия является основой для принятия управленческих решений на всех уровнях иерархии.
Даже в успешно развивающихся компаниях, неурегулированность взаимодействия между различными уровнями управленческой иерархии способна достаточно быстро свести на нет все другие проводимые преобразования.
С другой стороны совершенствование механизмов управления может обеспечить повышение эффективности деятельности компании более чем на 50%.